ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ"Уголки родного края"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству
/ Д. С. Лихачев/
Скачать:
Предварительный просмотр:
Введение
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству
/ Д. С. Лихачев/
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным селом (с окружающей природой). Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 4 |
1.1. | Пояснительная записка | 4 |
1.1.1 | Цели и задачи реализации региональной Программы | 4-5 |
1.1.2. | Принципы реализации региональной Программы | 5-6 |
1.1.3 | Значимые для разработки и реализации региональной Программы характеристики | 6 |
1.2 | Планируемые результаты освоения региональной Программы | 6-8 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 9 |
2.1 | Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях) | 9 |
2.1.1. | Социально-коммуникативное развитие | 9 |
2.1.2. | Познавательное развитие | 9-10 |
2.1.3. | Речевое развитие | 10 |
2.1.4. | Художественно-эстетическое развитие | 10 |
2.1.5. | Физическое развитие | 10-11 |
2.2. | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников | 11-13 |
2.3. | Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик п.Добромысловского | 13-14 |
2.4. | Способы и направления поддержки детской инициативы | 14-15 |
2.5. | Проектная деятельность в региональном компоненте | 15 |
2.5.1. | Принципы осуществления проектной деятельности | 15 |
2.5.2. | Формы организации проектной деятельности | 15 |
2.5.3. | Предметно-развивающая среда: | 15 |
2.5.4. | Совместная деятельность педагога с детьми: | 15-16 |
2.5.5. | Совместная работа с родителями | 16 |
2.5.6. | Формы работы с детьми: | 16 |
2.5.7. | Методы реализации программы. | 16 |
2.6. | Наиболее существенные характеристики содержания региональной Программы | 16-17 |
2.7. | Традиции Учреждения по региональному компоненту | 18 |
3 | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 18 |
3.1. | Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 18 |
3.2. | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | 18 |
3.3. | Тематическое планирование занятий с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию, с учетом возрастных особенностей групп | 18 |
Приложение 1. Содержание программы Приложение 2. Нетрадиционные техники рисования «Волшебный мир красок Красноярского края» Приложение 3. Традиции Учреждения по региональному компоненту Приложение 4. Програмно-методический материал Приложение 5. Тематическое планирование занятий с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию |
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад – «Лукоморье» расположенное в п. Добромысловском, улица Ленина 13, является звеном муниципальной системы образования Идринского района. Предназначение ДОУ определяется его местом в муниципальной системе образования: это детский сад - III категории общеразвивающего вида. Обеспечивает право семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и реализации права дошкольника на равные стартовые возможности при поступлении в школу. Деятельность МКДОУ д/с «Лукоморье» осуществляется на основе документов:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Конвенцией о правах ребенка ООН;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях» (СанПиН 2.4.1.3049 -13);
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (утв. Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155, регистрационный № 30384 от 14 ноября 2014 г. в Минюсте юстиции РФ);
- Приказом Миноборнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Комментарием к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 28.02. 2014г. № 08-249).
Документами локального уровня:
- Устав утвержден постановлением администрации Идринского раиона от 11марта 2011года №97-п;
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 041491, регистрационный номер 6720-л от 7марта 2012г
- Решением Педагогического совета о разработке основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС ДО (протокол №32 от 20.04.2014г)
- Приказ о создании творческой группы по разработке общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС ДО (приказ № 20/2 от 18.04.2014г)
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, а также использованы в работе материалы программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (Мозаика – Синтез 2014г).
Региональная Программа ДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти основным областям (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
- Цель и задачи региональной программы ЦЕЛЬ: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском саду предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
ЗАДАЧИ:
- Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, селе в котором они живут.
- Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Воспитывать любовь и уважение к своей Родине-России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей.
- Воспитывать уважительное отношение к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам
- Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
- Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.
Задачи патриотического воспитания реализуются в течение 3-х лет. Содержание программы систематизировано по тематическим блокам:
- «Наша дружная семья» (семья. д\сад)
- «Моя малая Родина» (село, район)
- «Наш край»
- «Широка страна моя родна»
- «Земля - наш общий дом» (см.ПРИЛОЖЕНИЕ№1)
Региональная Программа предусматривает то, что в процессе освоения ребенком содержания тематических блоков осуществляется его социализация в окружающем мире.
- Принципы реализации Программы:
Основным приоритетным направлениями в деятельности нашего образовательного учреждения является познавательное, речевое, физическое, художественно эстетическое направления.
В основе реализации примерной основной образовательной программы лежит культурно-исторический и системно деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС ДО, который предполагает:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
- принцип научной обоснованности образовательного процесса (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной педагогики и психологии);
- принцип практической применимости педагогических подходов (содержание Программы имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- принцип полноты, необходимости и достаточности содержания (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип комплексно-тематического планирования образовательного процесса;
- принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками.
Подходы к формированию программы обеспечивают: целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;
- системность в отборе и предоставлении образовательного материала, интеграция задач познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников и обогащение содержания образования.
Учитывается:
- деятельностный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности;
- сочетание наглядных и эмоционально-образовательных технологий;
- открытость образовательной программы для повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию с родителями и детьми других возрастных групп;
- вариативность организационных форм дошкольного образования;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- Значимые для разработки и реализации региональной Программы характеристики
Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей. Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги. В МКДОУ д/с «Лукоморье» функционируют 2 группы: Младшая разновозрастная группа – от 3-х до 5-и лет; Старшая разновозрастная группа – от 5-и до 8-и лет; Режим работы МКДОУ с 8.00 до 17.00, 9 часов, рабочая неделя – 5 дней. Кадровый потенциал: Работают специалисты: Медицинская сестра – 1 человек; Логопед – 1 человек. Педагогический персонал: воспитатель – 2 человека. Административный персонал: Заведующая – 1 человек, 1 педагог 1 специалист и заведующая имеют высшее педагогическое образование, что составляет 75%; 1педагог имеет среднее специальное образование, что составляет 25%. Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
- Планируемые результаты освоения региональной Программы
Планируемые результаты освоения региональной Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья). Результаты освоения Программы представлены по ФГОС ДО в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики (см.Приложение №1) возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение региональной Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры образования раннем возрасте: Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей. Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены. Проявляет ответственность за начатое дело. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе. Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.). Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях. Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу. Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
- Содержательный раздел
2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
- Социально-коммуникативное развитие. Основная цель: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности Задачи в федеральном государственном образовательном стандарте: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2.2.2. Познавательное развитие. Специфика познавательного и речевого развития определяется включением в процесс образования детей дошкольного возраста региональных факторов, имеющих историческое, географическое, природно-экологическое, этническое, культурное своеобразие. При формировании экологических представлений используются разнообразные формы взаимодействия с детьми с учетом их возраста, интересов, а также активного участия родителей дошкольников.
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Задачи познавательного развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Главная черта экологического образования - непосредственный и разнообразный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Формирование у детей способности понимать единство окружающего мира включает народные традиции и праздники, наблюдения за животными и растениями родного края, проведение игр в природных условиях, экспериментальная деятельность, развитие нестандартного мышления (включение во взаимодействие в режиме проекта).
- Развитие речи. Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Задачи речевого развития: владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Успешное решение задач речевого развития дошкольников зависит от многих условий
(речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые должны и могут быть учтены в процессе образовательной работы, целенаправленного развития речевых способностей.
- Художественно-эстетическое развитие. Основная цель: развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Задачи художественно - эстетического развития в ФГОС ДО.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру
- Формирование элементарных представлений о видах искусства
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
- Эффективные методы по формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий При решении задач развития ребенка в изобразительной деятельности основной акцент сделан на развитии творчества ребенка, создание им художественно-выразительных образов через нетрадиционные техники рисования «Волшебный мир красок Красноярского края». Определена тематика занятий с учетом имеющихся условий, взаимосвязи с другими видами деятельности, общественно-значимыми событиями в жизни группы, МКДОУ, поселка, района, региона, страны. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
- Физическое развитие. Цель: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия
Задачи: приобретение опыта в следующих видах деятельности детей
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
- Вариативные формы, способы, методы и средства реализации региональной Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Различные образовательные области Программы интегрируются с другими направлениями развития по формам взаимодействия с детьми. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей в образовательной деятельности используются индивидуальная и коллективная работа, групповая, подгрупповая, в парах. Во всех образовательных областях широко используются различные формы и методы.
Направления развития и образования детей (далее - образовательные области): | Формы работы | |
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | |
Социально-коммуникативное |
|
|
Познавательное развитие |
|
|
Речевое развитие |
|
различных видов театра |
Художественное –эстетическое развитие |
привлекательных предметов
Изготовление украшений
возрасту народной, классической, детской музыки
Звуками
|
оформление
привлекательных предметов
возрасту народной, классической, детской музыки
музыкальное исполнение
танцевальный этюд
|
Физическое развитие |
|
|
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик п.Добромысловского. Региональные особенности, связанные с климатическими и экологическими особенностями учитываются при организации режима жизни, системы физического воспитания дошкольников. Это отражается при отборе дополнительного содержания образования в области
познавательного, речевого развития (природа родного края, его история и пр.) и художественно- эстетического развития (национальная народная и профессиональная авторская культура и пр.); выборе и чтении художественных произведений авторов, писателей Красноярского края.
Климатические условия связаны с крайней неустойчивостью и быстрой изменчивостью погоды, повышенной влажностью, большим количеством осадков, преобладанием ветров западных направлений. В связи с этим, при планировании образовательного процесса предусмотрены вариативные режимы дня: на теплый и холодный периоды времени года, благоприятные и неблагоприятные погодные условия. Детский сад расположен в одном из наиболее интересных, экологически благоприятных мест Идринского района, на юго-западе края, в верховьях правых притоков Енесея, Сисима, Сыды. Рядом с южным склоном хребта Кортуз. В пригорье Саян много интересных скал: Трехскалка, Птичий базар, Россыпи, гора Часовня. По легенде, на ее вершине когда-то стояла небольшая церковь, куда не ленились подниматься прихожане. Рядом с ДОУ находится лесной массив, ФАП, школа, поселенческая библиотека, сельский клуб. Экологические особенности местности позволяют вести углубленную работу экологической направленности. В ДОУ созданы условия, для благоприятного пребывания воспитанников в климатических условиях региона. Исходя из этого, в образовательный процесс ДОУ включены мероприятия, направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости: Дни здоровья, закаливающие и оздоравливающие мероприятия.
Национальные особенности Воспитание воспитанников ведется на русском языке. Образование носит светский характер. Содержание дошкольного образования в ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного края, природного, социального и рукотворного пространства. Поселка Добромысловского и Красноярского края. Культурное воспитание дошкольников строится на основе изучения русских национальных традиций и традиций Красноярского края. Национально-культурные особенности развития характеризуются местоположением дошкольного учреждения на территории Российской Федерации. Данная особенность учитывается в чтении художественных произведений русского и славянских народов, населяющих Россию, край. В процесс воспитания дошкольников ДОУ включены: знакомство с народными играми, народными художественными промыслами и традициями России; приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе коренного населения России; изучение исторических этапов развития Красноярского края.
Организационные особенности
Эффективность образовательного процесса обусловлена активностью обеих сторон взаимодействия (педагога и ребенка), с вовлечением в образовательный процесс родителей воспитанников (лиц их заменяющих). Основной акцент взаимодействия направлен на реализацию технологии сотрудничества (педагог – ребенок – родитель) и создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ для организации самостоятельной деятельности детей. ДОУ работает в условиях 9 часового пребывания, в режиме 5-дневной рабочей недели.
В учреждении существует видовое разнообразие групп по возрасту воспитанников. Функционируют группы общеразвивающей направленности.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Региональная программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей; 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; 5) обеспечивает открытость дошкольного образования; 6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
2.5. Проектная деятельность в региональном компоненте. Реализация задач вариативной части программы по теме «Уголки родного края» реализуются через метод проектов.
Предпосылки использования метода проектов:
- имеется потребность педагогов в проектной деятельности;
- используется основная общеобразовательная программа по дошкольному образованию
- программы, инновационные технологии;
- осуществление интеграции базисного и дополнительного образования, создание единого
образовательного пространства;
- вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
- обновление предметно - развивающей среды в детском саду;
- осуществление взаимодействия с социумом.
2.5.1. Принципы осуществления проектной деятельности:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- поставленные цели и задачи (только на необходимом и достаточном материале);
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
- образовательных областей;
- учет комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
- обеспечение совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности
детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
2.5.2. Формы организации проектной деятельности.
Организованные формы обучения
- образовательная деятельность по познавательному и речевому развитию;
- образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию;
- образовательная деятельность по физическому развитию
Самостоятельная свободная деятельность детей
- Игровая деятельность
- Художественное творчество детей
Средства реализации программы:
- Специально организованное обучение
- Расширение образовательного пространства в социуме
2.5.3. Предметно-развивающая среда:
- создание мини-музея;
- сбор фотоматериалов;
- методические материалы;
- видеотека.
2.5.4. Совместная деятельность педагога с детьми:
- экскурсии, наблюдения;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций;
- игры;
- праздники, развлечения;
- детское художественное творчество;
- реализация детских проектов;
- викторины;
- акция.
2.5.5. Совместная работа с родителями: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, семейных праздников, прогулок, экскурсий, театрализованной постановкой к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
2.5.6. Формы работы с детьми:
- специально организованные занятия;
- реализация проектов;
- акции;
- проведение праздника;
- КВН, викторины, конкурсы;
- выставки детского творчества.
2.5.7. Методы реализации программы.
Практические:
- создание развивающей среды;
- экскурсии и наблюдения;
- создание мини-музеев в ДОУ;
- оформление уголков в группах для нравственно-познавательного развития;
- реализация проектов.
Словесные:
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихотворений;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- подвижные игры;
- наблюдения.
Наглядные:
- выставки, конкурсы;
- сбор фотоматериалов;
- рассматривание иллюстраций;
- ознакомление с художественными образами искусства;
- информационные стенды.
- личный пример взрослых;
2.6. Наиболее существенные характеристики содержания региональной Программы Приоритетным направлением в детском саду является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес. История Красноярского края, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей. Для ознакомления с историей и культурой Красноярского края педагоги используют методические материалы, представленные поселенческой сельской библиотекой по краеведению и экологическому воспитанию, а так же используются современные средства ТСО, летописи сторожил п.Добромысловского (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Важно также выделить все лучшие и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. Богатейшие материалы по истории нашего края собранные краеведами, археологами и писателями позволяют прославить социально- экономическое, политическое и культурное становление малой родины. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. В каждом городе, селе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине.
Компоненты духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на примере истории быта и культуры малой родины: п.Добромысловского активно включаются во все виды деятельности с детьми и взрослыми; в непрерывную непосредственно образовательную деятельность. Национально-региональный компонент реализуется в основной инвариантной части попяти направлениям: 1. Физкультурно-оздоровительная работа на воздухе; 2. Познавательное развитие детей с национальным культурным наследием России; 3. Речевое развитие дошкольников.
4.Художественно – эстетическое развитие.
5.Социально-коммуникативное развитие.
Содержание работы по ознакомлению с историей и культурой Красноярского края: - проводятся в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром; - в художественно – эстетическом развитии (нетрадиционные техники рисования по рабочей программе воспитателей «Волшебный мир красок Красноярского края»)(см.ПРИЛОЖЕНИЕ №2); - в совместной деятельности педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребенка; - в самостоятельной деятельности ребенка; - в совместной деятельности с родителями воспитанников; - в работе с социумом.
2.7. Традиции Учреждения по региональному компоненту(см.ПРИЛОЖЕНИЕ №3)
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания В ДОУ имеется необходимое программно-методическое обеспечение, позволяющее реализовать региональную программу. Перечень регионального программно-методического материала представлен (см.ПРИЛОЖЕНИЕ № 4).
3.2.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Дошкольное учреждение имеет свои традиции: - подготовку к мероприятию осуществляют социальные партнеры (поселенческая библиотека) на каждый тематический блок; - стало ежегодной традицией проведение фольклорного праздника внутри ДОУ «Покров Батюшка», «Рождественские колядки», «Масленица. Дети вместе с родителями готовят традиционные костюмы жителей Сибири, водят хороводы с песнями Сибиряков; - в зимнее время года устраиваем «Зимние забавы Сибиряков»; - традиционным стало проведение Спартакиады для детей внутри детского сада с использованием игр народов Красноярского края; - разыгрывают театрализованные представления «Сказки нашего края» М.В.Красноженова.
Данная часть программы разработана самостоятельно участниками образовательных отношений Программы (пункт 2.9.Стандарта).
3.3. Тематическое планирование занятий с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию, с учетом возрастных особенностей групп (см.ПРИЛОЕНИЕ№5)
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Перечень регионального программно-методического материала Дидактические и наглядные пособия:
- Современные средства ТСО (видеоматериалы, презентации, ролики)
- Развитие речи. Окружающий мир /Дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками. О.В.Епифанова. Волгоград 2007год;
- Развитие речи. Окружающий мир /Дидактический материал к занятиям с подготовительной группой. О.В.Епифанова. Волгоград 2007год;
Репродукции картин:
- Картинки с различными видами войск и Защитников Отечества;
- Рисунки Красноярского края. Н.Устинов, 1982год;
- Иллюстрированная история Красноярья (XVI - начало XXвека).Красноярск, 2012год.
- Художники земли Красноярской. Красноярск, 2007год;
- Художники Красноярского края. Москва 1991год;
Фотоальбомы:
- «Наши односельчане в годы Великой Отечественной войны» составитель С.Н.Слободчиков, 1975год;
- «Хранительницы духовного наследия» составитель Р.Г.Шахматова, 2005год;
- «Война в судьбе моей семьи» авторы жители поселка Добромысловского, 2007год;
- «Летопись. О Добромысловской школе» составитель М.Н.Губина, 2005год;
- «Добромысловские умельцы» составитель Р.Г.Шахматова, 2010год;
Художественная литература;
- «Золотые сказы Енисея» Алексей и Екатерина Малышевы.Красноярск, 2007год;
- «Были и сказки Заповедного леса» Е. Крутовская.Красноярск, 2009год;
- «В тайге у Енисея» В.Астафьев. Москва, 1982год;
- «Васюткино озеро»В.Астафьев.Москва,2014год;
- «Далекая и близкая сказка»/рассказы /. Красноярск, 2008год;
- «Сказки нашего края» М.В.Красноженова. Красноярск, 2013год;
- «Кружка березового сока». Б.Петров. Красноярск, 1973год;
- «Сибирь, которую я видел» М.А.джиев. Москва, 1985год;
- «За столетия до Ермака». Е.Каргалов. Москва, 1987год;
- Поэты Сибири. Москва, 1970год;
Используемая литература:
- Рассказы сторожил поселка Добромысловка. Автор Р.Г.Шахматова, 2015год;
- «Себя не мыслю без России и Добромысловки моей». Е. Коконов. П.Добромысловский, 2006год;
- «Памяти павших». Книга памяти павших Красноярского края. Афганистан 1979-1989г. Красноярск, 2014год;
- «Книга памяти Красноярского края». Том№3. Красноярск, 1995год;
- «Летопись села Добромысловского». Автор Р.Г.Шахматова. Добромысловка, 2006год;
- Пособие. Данные Идринского района. Идринское, 2011год;
- В.И.Замышляев, В.Г.Убиенных, В.М.Ковальчук. «Сибирь в песнях 3-х столетий»// Красноярск, 2014год;
- Пособие «Заповедники и заказники Красноярского края»;
- Грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
- Этно-атлас Красноярского края;
- Карты, атлас Красноярского края;
- Реки Красноярского края. Л.М.Корытный. Красноярск, 1991год;
- Символика Красноярского края и района Идринского, глобус и т.д.;
- Пособие. «Край причудливых скал». Красноярский столбы //Красноярск, 1988год;
- Пособие. Столбы. А.Л.Яровский 1889-1977.Красноярск, 2008год;
- Енисейский энциклопедический словарь. Н.И.Дроздов.Красноярск, 1998год;
- Пособие. «Красноярский край» Ю.Авдюков. Красноярск, 1992год;
- «Красная книга Красноярского края». Красноярск, 2004год;
- «Путешествие по Красноярскому краю» Н.Сапожникова, Е.Лалетина. Исторический курс//Красноярск, 2013год;
- Энциклопедия Красноярского края. ЮГ. Л.Н.Ермолаева. Москва, 2008год;
- Красноярский край ХХвек. Наша история. Красноярск, 2001год;
- Тайны музейных кладовых. Красноярский краевой краеведческий музей, 2013год;
- Енисейская летопись/хронологический перечень важнейших дат и событий из истории Приенисейского края 1207-1837гг/ В.Я.Шанин. Красноярск, 2007год;
Методическая литература:
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005;
- Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121;
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.;
- Т.А.Третьякова, С.Б.Суровцева, О.В.Кирьянова. Окружающий мир, развитие речи// Комплексные занятия для детей 6 - 7лет. Волгоград 2010.
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей
Уважаемые родители!
Учитывая то, что одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ваш ребенок, является гражданско-патриотическое воспитание, просим вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшего планирования и успешной организации педагогами данной работы.
1. Ф.И.О. ребенка _________________________________________________________________ .
2. В какую группу ходит ваш ребенок? ________________________________________________
3. Ведете ли вы беседы с ребенком на нравственно-патриотические темы? __________________
4. Читаете ли вы с ним художественные произведения о войне? Укажите, какие именно произведения _____________________________________________________________________
5. Смотрите ли вы с ребенком фильмы военно-патриотической тематики? ___________________
6. Знакомите ли вы ребенка с песнями военных лет? _____________________________________
7. Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны, военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках? ___________________________________________________
8. Считаете ли вы необходимым организацию в дошкольном образовательном учреждении образовательной деятельности, различных мероприятий на военно-патриотическую тематику? __________________________________________________________________________________
9. Готовы ли вы принимать участие в данных мероприятиях и оказывать помощь в их организации педагогам дошкольного образовательного учреждения? _______________________
9. Есть ли у вас возможность принять участие в оформлении групповых уголков военно-патриотической тематики и презентовать (или временно предоставить) для экспозиции соответствующие атрибуты (фотографии, пилотки, фляжки, значки, медали и другие предметы)? _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по краеведению "Любимые уголки родного края"
Итоговое занятие с презентацией посвящено экологическим объектам Калининградской области: Куршская коса, 800-летний дуб в г. Ладушкин, дерево гингко около входа в Калининградский зоопарк и др....
Конспект КВН с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Уголки родного края»
АНО ДО «Планета детства «Лада»ДС № 99 «Капелька»г.о. Тольятти Конспект КВН с детьмиподготовительной к школе группына тему: «Уголки родного края»...
Программа "Мой родной край"
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»Образовательная область: Социально-коммуникативное развитиеСрок реализации: 1 годВозраст детей:...
Программа «Природа родного края»
Ознакомление с природой родного края – растительным и животным миром Бурятии.Формирование основ экологической культуры у детей....
Обогащение предметно пространственной среды в ДОУ. Создание уголка Родного края или мини музей «Народные промыслы"
Обогащение предметно пространственной среды в ДОУ. Создание уголка Родного края или мини музей «Народные промыслы"Цель: знакомить детей с народными прмыслами (гжель, городец, хохлома, ...
"Любимые уголки родного края"
Конкурсная работа на "Воспитатель года" Конспект занятия по краеведению....
Буклет для педагогов и родителей "Уголки родного края"
В буклете рассказывается о самых ярких достопримечательностях города Кулебаки...