СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ-ПРОГУЛКИ ПО «УГОЛКУ РОДНОГО КРАЯ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Соплякова Надежда Владимировна

Любовь к Родине начинается с того милого уголка России, где ты родился. Изучение родного края, интерес к нему, воспитывают патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и способствуют духовному и нравственному воспитанию.

Природа Самарской области красива и разнообразна. Важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, мог видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ugolok_rodnogo_kraya.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ-ПРОГУЛКИ

ПО «УГОЛКУ РОДНОГО КРАЯ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Долганова Татьяна Николаевна, методист

СП «Детский сад № 53» ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани

город Сызрань,

e-mail: tatdolganov@yandex.ru ;

Соплякова Надежда Владимировна, воспитатель

СП «Детский сад № 53» ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани

город Сызрань,

e-mail: SjplyaKova.nadya@yandex.ru 

Введение

Любовь к Родине начинается с того милого уголка России, где ты родился. Изучение родного края, интерес к нему, воспитывают патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и способствуют духовному и нравственному воспитанию.

Природа Самарской области красива и разнообразна. Важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, мог видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы.

Поэтому, на территории нашего детского сада был размещен «Уголок родного края», который объединил в себе некоторые природные объекты: разнообразные деревья: рябина, береза, липа, орешник; «Садик ароматов»  - ароматные травы, произрастающие на территории Самарской области (мята, мелисса, тимьян (чабрец), душица, шалфей); «Сад ощущений», здесь можно познакомиться с достопримечательностями Самарской земли изучив природные материал: щепа, камни (крупные), желтый и теплый песок, ароматное сено, мелкая галька, зеленая трава, которые были привезены к нам на участок из разных  уголков нашего края. Еще одним объектом уголка нашего края является большая кормушка для птиц, здесь воспитанники имеют возможность не только наблюдать (особенно в зимнее время) за птицами, но и заботиться о них.

Организуя прогулки, наблюдения, трудовую деятельность на территории «Уголка родного края» мы формируем не только любовь, но и осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам на примерах, которые они наблюдают повседневно, так как дети могут полюбить и научиться беречь лишь то, что их непосредственно окружает.

На территории «Уголка родного края» мы вместе с воспитанниками узнавали много нового и интересного об его объектах. Было организовано множество наблюдения за живой и неживой природой, чтение художественной литературы, проводились беседы о жизни птиц в зимнее время, уточняли, чем и как их надо подкармливать, проводили дидактические игры, игры-викторины.

Изучив каждый объект «Уголка родного края», воспитанники получили огромный багаж знаний, и у нас возникла идея, поделится этими знаниями с родителями.

Так была организована экскурсия-прогулка по «Уголку родного края» для детей, родителей и педагогов, где в роли экскурсоводов выступили воспитанники подготовительной к школе группы.

Цель: развивать социально - коммуникативные навыки воспитанников, передавая накопленные представления и знания о природе родного края в роли экскурсоводов участникам образовательного процесса (детям, родителям, педагогам).

Задачи: [5, с.55-56]

- расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира родного края, о некоторых способах приспособления животных и растений к среде обитания, их потребностях,

- закреплять умения классифицировать объекты живой природы;

- расширять и углублять представления детей о неживой природе и ее свойствах, их использовании человеком;

- поддерживать самостоятельность детей в проявлении познавательной и речевой активности, способствовать развитию исследовательской, созидательной деятельности, успешности каждого ребенка;

- закреплять и расширять представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности;

          - воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств, бережное и ответственное отношения к природе через ознакомление с природой родного края Самарской области.

Предварительная работа: наблюдение за объектами природы; чтение художественной литературы К.Д. Ушинский «Дети в роще», «Четыре желания»,  В.Бианки «Синичкин календарь», «Молодая ворона», М.Пришвин «Чаечки», «Золотой луг», «Рябина красит», Н.Сладков «Серьезная птица», загадывание загадок, беседы о природе родного края; рассматривание альбомов «Уголки Самарской области», «Лекарственные растения»; дидактические игры «Меню для птиц», «Зимующие – перелетные», «К дереву беги», «Угадай правило», «Птички на кормушках», «Назови и расскажи»; игры-викторины: «Деревья нашего края», сюжетно-ролевая игра «Экскурсия».

Подготовка к экскурсии-прогулке: подготовка совместно с детьми и разучивание текстов-описаний объектов «Уголка родного края», подбор художественного слова: стихотворений, загадок, просмотр видеоэкскурсий, сюжетно-ролевая игра «Экскурсия».

Материалы и оборудование: баннеры: «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Уголок родного края»; листья рябины, березы, липы;  аудиосистема, аудиозаписи: «Одуванчик» (муз. и сл. К.Костин), голоса птиц: соловей, воробей, ворона, кукушка, сорока; изобразительные материалы для коллажа.

Название экскурсии: «Уголок родного края»

Тема экскурсии: «Природа родного края»

Вид экскурсии: экскурсия-прогулка

Состав экскурсантов: дети, родители и педагоги

Экскурсоводы: воспитанники подготовительной к школе группы

Продолжительность: 25 минут

Маршрут: «Уголок родного края» на территории детского сада

Остановки:

1. «Деревья»

2. «Птицы»

3. «Садик ароматов»

4. «Садик ощущений»

Вступление

Приветствие гостей-экскурсантов

Ребенок 1: Здравствуйте, мы сегодня вас пригласили на экскурсию по уголку родного края.

Ребенок 2: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок, - сразу же приведи в порядок свою планету.

1. остановка «Деревья»

Ребенок 2: Мы с вами на станции «Уголок родного края» и первая наша остановка «Деревья» [4, с. 22]

Ребенок 2: Её узнать можно по простой примете,

                    Нет дерева белей на свете. (Ответы гостей)

Обращает внимание гостей на березу: Посмотрите, у березы белый ствол и тонкие веточки».

Ребенок 1: Люблю березку русскую

                    То светлую, то грустную,

                    В белом сарафанчике

                    С платочками в карманчиках,

                    С красивыми застежками.

                    Родную, ненаглядную.

Ребенок 3: Красненькую ягодку

                    Мне дала рябина

                    Думал я, что сладкую,

                    А она горчит.

                    То ли это ягодка

                    Просто не дозрела,

                    Толь рябина хитрая

                    Подшутить хотела?

Обращает внимание гостей на рябину: Посмотрите, как много ягод у рябины. Её ягоды зимой помогают выжить птицам.

Ребенок 4: Послушайте, как липа говорит о себе: «Выросла я, липка, тоненькой и гибкой. Береги меня!»

Ребенок 2: В июне на липе появляются цветочки, их можно собирать. Цветочки засушивают, заваривают и пьют при простуде.

Ребенок 1: Посмотрите на ствол липы, он не такой как у березы. У липы ствол черный, а ветки раскидистые.  

Дети приглашают гостей поиграть в игру «Найди дерево по листу».

         Ход игры: играющим предлагается взять заранее приготовленные листочки с деревьев (липы, березы, рябины), определить, с какого они дерева, подойти к нему и назвать это дерево.

2. остановка «Птицы»

Ребенок 1: Следующая остановка «Птицы».

Ребенок 5: В  зимний день среди ветвей

                     Стол накрыли для гостей.

                     Что это? (Ответы гостей)

А на кормушку зимой к нам прилетают разные птицы [4, с.86].

                     Непоседа, невеличка,

                     Желтая почти вся птичка.

                     Любит сало и пшеничку

                     Кто узнал её? (Ответы гостей)

Ребенок 6: Хотя я не молоток

                    По дереву стучу,

                    В нём каждый уголок

                    Обследовать хочу.

                    Хожу я в шапке красной

                    И акробат прекрасный.

                    Кто это? (Ответы гостей)

Ребенок 7: Зимой на ветках яблоки –

                    Скорей их собери.

                    И вдруг вспорхнули яблоки -

                    Ведь это…..  (Ответы гостей)

Ребенок 3: Носит серенький жилет,

                    Но у крыльев черный цвет.

                    Видишь, кружат двадцать пар

                    И кричат – кар-кар! (Ответы гостей)

Ребенок 8: Птица говорливая,

                   Самая болтливая.

                   Вещунья – белобока,

                   А зовут её…(Ответы гостей)

Ребенок 9: Уличный мальчишка

                   В сером армячишке,

                   По двору шныряет,

                   Крошки собирает.

                   Кто это? (Ответы гостей)[2, Интернет ресурс]

Ребенок 2: К нам с ветрами прилетели

                    Стаи ярких свиристелей.

                    Прилетели свиристели

                    Песню севера запели.

Ребенок 1: Поползень не ползает, а бегает, очень ловко передвигается по стволу вниз головой также хорошо, как и вверх головой. Всё это зимующие птицы. Мы помогает им в зимнее холодное время выжить, и приносим корм в кормушку.

А весной к нам прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы.

Ребенок 2: Ласточки, соловьи, дикие утки, кукушки [4, c.88].

Дети приглашают гостей поиграть в игру «Назови птицу по голосу» [1, Интернет ресурс].

3. остановка «Садик ароматов»

Ребенок 1: «Садик ароматов», здесь у нас представлены ароматные травы, которые растут на территории Самарской области. Ароматные травы, помогают расслабиться, успокаивают головную боль и создают атмосферу отдыха. Сейчас ребята  расскажут о некоторых из них.

Ребенок 9: Душица обыкновенная растёт на территории Самарской области на полянах, холмах. Эту лечебную травку использовали с давних времен как успокаивающее средство.

Тимьян (чабрец)  занесен в Красную книгу Самарской области. Широко используется, как в народной медицине, так и в кулинарных рецептах.

Ребенок 3: Мята растет в Самарской области в лесах, но многие жители Самарской области выращивают мяту  на своих огородах. Мята  используется: как в кулинарии, так и в медицине.

Ребенок 2: Шалфей  растет  в Самарской области. Используется в медицине и кулинарии. Мелисса растет в Самарской области, используется как в кулинарии, так и в медицине.

Ребенок 1: Лаванда не растет в природе Самарской области, но её жители выращивают лаванду на своих приусадебных участках.

Дети приглашают гостей на музыкально-ритмическую композицию «Одуванчик».

4. остановка «Садик ощущений»

Ребенок 1: «Сад ощущений». Здесь мы предлагаем вам путешествие по бесценным достопримечательностям Самарской земли [6, с.7].

Щепа в наш сад была привезена из  Муранского бора Самарской области.

Ребенок 3: Зеленая трава до того как попала в наш детский сад росла в селе Бахилово Самарской области.      

Ребенок 2: Мелкая галька была собрана с Голубого озера Самарской области.

Ребенок 9: Ароматное сено  было приготовлено из высушенной скошенной травы в солнечную погоду в селе Пестравка Самарской области.

Ребенок 8: Желтый и теплый песок был собран с берегов реки Волги.

Ребенок 10: Камни (крупные) появились у нас с  Жигулевских гор

Ребенок 2: На этом наша экскурсия по «Уголку родного края» окончена.

В завершении экскурсии гостям предлагается составить коллаж, в котором отразить свои впечатления от экскурсии.

Литература:

1. Голоса птиц: https://dzen.ru/a/YQVfEbRoVRjTFfi9   

2. Загадки о птицах: https://multiurok.ru/index.php/files/sbornik-zaghadok-o-ptitsakh.html 

3. Легенды и были Жигулей. – Куйбышевское книжное издательство, 1979

4. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017

5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.:ТЦ «Сфера», 2023

6. Шнырев В. Атлас Самарской области. – Хабаровск: Роскартография, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

«Кубань - мой край родной!» Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы "Кубань - мой родной край"....

Ознакомление с Родным краем в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается сущность "Социокультурное развитие" в рамках ФГОС, а также описана работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем- Автозаводским районом горо...

Конспект НОД по познавательному развитию: «Мой край родной» с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СОДЕРЖИТ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ И ПОЛЕЗНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ГОРОДЕ НОВОЧЕРКАССКЕ.ПРЕДЛАГАЮИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОНСКИХ КАЗАКАХ....

«ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» Беседа – презентация для детей старшего дошкольного возраста

laquo;ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» Беседа – презентация для детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая тетрадь «Широка страна моя родная» по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, Методические рекомендации к рабочей тетради по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Развитие государства самым непосредственным образом связано с тем, что на данный момент закладывается в подрастающем поколении в качестве социального фундамента. Общественные деятели, социологи, педаг...