СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ-ПРОГУЛКИ ПО «УГОЛКУ РОДНОГО КРАЯ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Любовь к Родине начинается с того милого уголка России, где ты родился. Изучение родного края, интерес к нему, воспитывают патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и способствуют духовному и нравственному воспитанию.
Природа Самарской области красива и разнообразна. Важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, мог видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ-ПРОГУЛКИ
ПО «УГОЛКУ РОДНОГО КРАЯ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Долганова Татьяна Николаевна, методист
СП «Детский сад № 53» ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани
город Сызрань,
e-mail: tatdolganov@yandex.ru ;
Соплякова Надежда Владимировна, воспитатель
СП «Детский сад № 53» ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани
город Сызрань,
e-mail: SjplyaKova.nadya@yandex.ru
Введение
Любовь к Родине начинается с того милого уголка России, где ты родился. Изучение родного края, интерес к нему, воспитывают патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и способствуют духовному и нравственному воспитанию.
Природа Самарской области красива и разнообразна. Важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, мог видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы.
Поэтому, на территории нашего детского сада был размещен «Уголок родного края», который объединил в себе некоторые природные объекты: разнообразные деревья: рябина, береза, липа, орешник; «Садик ароматов» - ароматные травы, произрастающие на территории Самарской области (мята, мелисса, тимьян (чабрец), душица, шалфей); «Сад ощущений», здесь можно познакомиться с достопримечательностями Самарской земли изучив природные материал: щепа, камни (крупные), желтый и теплый песок, ароматное сено, мелкая галька, зеленая трава, которые были привезены к нам на участок из разных уголков нашего края. Еще одним объектом уголка нашего края является большая кормушка для птиц, здесь воспитанники имеют возможность не только наблюдать (особенно в зимнее время) за птицами, но и заботиться о них.
Организуя прогулки, наблюдения, трудовую деятельность на территории «Уголка родного края» мы формируем не только любовь, но и осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам на примерах, которые они наблюдают повседневно, так как дети могут полюбить и научиться беречь лишь то, что их непосредственно окружает.
На территории «Уголка родного края» мы вместе с воспитанниками узнавали много нового и интересного об его объектах. Было организовано множество наблюдения за живой и неживой природой, чтение художественной литературы, проводились беседы о жизни птиц в зимнее время, уточняли, чем и как их надо подкармливать, проводили дидактические игры, игры-викторины.
Изучив каждый объект «Уголка родного края», воспитанники получили огромный багаж знаний, и у нас возникла идея, поделится этими знаниями с родителями.
Так была организована экскурсия-прогулка по «Уголку родного края» для детей, родителей и педагогов, где в роли экскурсоводов выступили воспитанники подготовительной к школе группы.
Цель: развивать социально - коммуникативные навыки воспитанников, передавая накопленные представления и знания о природе родного края в роли экскурсоводов участникам образовательного процесса (детям, родителям, педагогам).
Задачи: [5, с.55-56]
- расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира родного края, о некоторых способах приспособления животных и растений к среде обитания, их потребностях,
- закреплять умения классифицировать объекты живой природы;
- расширять и углублять представления детей о неживой природе и ее свойствах, их использовании человеком;
- поддерживать самостоятельность детей в проявлении познавательной и речевой активности, способствовать развитию исследовательской, созидательной деятельности, успешности каждого ребенка;
- закреплять и расширять представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности;
- воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств, бережное и ответственное отношения к природе через ознакомление с природой родного края Самарской области.
Предварительная работа: наблюдение за объектами природы; чтение художественной литературы К.Д. Ушинский «Дети в роще», «Четыре желания», В.Бианки «Синичкин календарь», «Молодая ворона», М.Пришвин «Чаечки», «Золотой луг», «Рябина красит», Н.Сладков «Серьезная птица», загадывание загадок, беседы о природе родного края; рассматривание альбомов «Уголки Самарской области», «Лекарственные растения»; дидактические игры «Меню для птиц», «Зимующие – перелетные», «К дереву беги», «Угадай правило», «Птички на кормушках», «Назови и расскажи»; игры-викторины: «Деревья нашего края», сюжетно-ролевая игра «Экскурсия».
Подготовка к экскурсии-прогулке: подготовка совместно с детьми и разучивание текстов-описаний объектов «Уголка родного края», подбор художественного слова: стихотворений, загадок, просмотр видеоэкскурсий, сюжетно-ролевая игра «Экскурсия».
Материалы и оборудование: баннеры: «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Уголок родного края»; листья рябины, березы, липы; аудиосистема, аудиозаписи: «Одуванчик» (муз. и сл. К.Костин), голоса птиц: соловей, воробей, ворона, кукушка, сорока; изобразительные материалы для коллажа.
Название экскурсии: «Уголок родного края»
Тема экскурсии: «Природа родного края»
Вид экскурсии: экскурсия-прогулка
Состав экскурсантов: дети, родители и педагоги
Экскурсоводы: воспитанники подготовительной к школе группы
Продолжительность: 25 минут
Маршрут: «Уголок родного края» на территории детского сада
Остановки:
1. «Деревья»
2. «Птицы»
3. «Садик ароматов»
4. «Садик ощущений»
Вступление
Приветствие гостей-экскурсантов
Ребенок 1: Здравствуйте, мы сегодня вас пригласили на экскурсию по уголку родного края.
Ребенок 2: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок, - сразу же приведи в порядок свою планету.
1. остановка «Деревья»
Ребенок 2: Мы с вами на станции «Уголок родного края» и первая наша остановка «Деревья» [4, с. 22]
Ребенок 2: Её узнать можно по простой примете,
Нет дерева белей на свете. (Ответы гостей)
Обращает внимание гостей на березу: Посмотрите, у березы белый ствол и тонкие веточки».
Ребенок 1: Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками.
Родную, ненаглядную.
Ребенок 3: Красненькую ягодку
Мне дала рябина
Думал я, что сладкую,
А она горчит.
То ли это ягодка
Просто не дозрела,
Толь рябина хитрая
Подшутить хотела?
Обращает внимание гостей на рябину: Посмотрите, как много ягод у рябины. Её ягоды зимой помогают выжить птицам.
Ребенок 4: Послушайте, как липа говорит о себе: «Выросла я, липка, тоненькой и гибкой. Береги меня!»
Ребенок 2: В июне на липе появляются цветочки, их можно собирать. Цветочки засушивают, заваривают и пьют при простуде.
Ребенок 1: Посмотрите на ствол липы, он не такой как у березы. У липы ствол черный, а ветки раскидистые.
Дети приглашают гостей поиграть в игру «Найди дерево по листу».
Ход игры: играющим предлагается взять заранее приготовленные листочки с деревьев (липы, березы, рябины), определить, с какого они дерева, подойти к нему и назвать это дерево.
2. остановка «Птицы»
Ребенок 1: Следующая остановка «Птицы».
Ребенок 5: В зимний день среди ветвей
Стол накрыли для гостей.
Что это? (Ответы гостей)
А на кормушку зимой к нам прилетают разные птицы [4, с.86].
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку
Кто узнал её? (Ответы гостей)
Ребенок 6: Хотя я не молоток
По дереву стучу,
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Кто это? (Ответы гостей)
Ребенок 7: Зимой на ветках яблоки –
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки -
Ведь это….. (Ответы гостей)
Ребенок 3: Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат – кар-кар! (Ответы гостей)
Ребенок 8: Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья – белобока,
А зовут её…(Ответы гостей)
Ребенок 9: Уличный мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крошки собирает.
Кто это? (Ответы гостей)[2, Интернет ресурс]
Ребенок 2: К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких свиристелей.
Прилетели свиристели
Песню севера запели.
Ребенок 1: Поползень не ползает, а бегает, очень ловко передвигается по стволу вниз головой также хорошо, как и вверх головой. Всё это зимующие птицы. Мы помогает им в зимнее холодное время выжить, и приносим корм в кормушку.
А весной к нам прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы.
Ребенок 2: Ласточки, соловьи, дикие утки, кукушки [4, c.88].
Дети приглашают гостей поиграть в игру «Назови птицу по голосу» [1, Интернет ресурс].
3. остановка «Садик ароматов»
Ребенок 1: «Садик ароматов», здесь у нас представлены ароматные травы, которые растут на территории Самарской области. Ароматные травы, помогают расслабиться, успокаивают головную боль и создают атмосферу отдыха. Сейчас ребята расскажут о некоторых из них.
Ребенок 9: Душица обыкновенная растёт на территории Самарской области на полянах, холмах. Эту лечебную травку использовали с давних времен как успокаивающее средство.
Тимьян (чабрец) занесен в Красную книгу Самарской области. Широко используется, как в народной медицине, так и в кулинарных рецептах.
Ребенок 3: Мята растет в Самарской области в лесах, но многие жители Самарской области выращивают мяту на своих огородах. Мята используется: как в кулинарии, так и в медицине.
Ребенок 2: Шалфей растет в Самарской области. Используется в медицине и кулинарии. Мелисса растет в Самарской области, используется как в кулинарии, так и в медицине.
Ребенок 1: Лаванда не растет в природе Самарской области, но её жители выращивают лаванду на своих приусадебных участках.
Дети приглашают гостей на музыкально-ритмическую композицию «Одуванчик».
4. остановка «Садик ощущений»
Ребенок 1: «Сад ощущений». Здесь мы предлагаем вам путешествие по бесценным достопримечательностям Самарской земли [6, с.7].
Щепа в наш сад была привезена из Муранского бора Самарской области.
Ребенок 3: Зеленая трава до того как попала в наш детский сад росла в селе Бахилово Самарской области.
Ребенок 2: Мелкая галька была собрана с Голубого озера Самарской области.
Ребенок 9: Ароматное сено было приготовлено из высушенной скошенной травы в солнечную погоду в селе Пестравка Самарской области.
Ребенок 8: Желтый и теплый песок был собран с берегов реки Волги.
Ребенок 10: Камни (крупные) появились у нас с Жигулевских гор
Ребенок 2: На этом наша экскурсия по «Уголку родного края» окончена.
В завершении экскурсии гостям предлагается составить коллаж, в котором отразить свои впечатления от экскурсии.
Литература:
1. Голоса птиц: https://dzen.ru/a/YQVfEbRoVRjTFfi9
2. Загадки о птицах: https://multiurok.ru/index.php/files/sbornik-zaghadok-o-ptitsakh.html
3. Легенды и были Жигулей. – Куйбышевское книжное издательство, 1979
4. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.:ТЦ «Сфера», 2023
6. Шнырев В. Атлас Самарской области. – Хабаровск: Роскартография, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Конспект сценария интеллектуально-игровой программы в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста «Тебя мы любим, край Югорский »
Цель: закрепить знания детей о родном крае - ХМАО-Югра....

«Кубань - мой край родной!» Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы "Кубань - мой родной край"....

Ознакомление с Родным краем в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается сущность "Социокультурное развитие" в рамках ФГОС, а также описана работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем- Автозаводским районом горо...

Конспект НОД по познавательному развитию: «Мой край родной» с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СОДЕРЖИТ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ И ПОЛЕЗНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ГОРОДЕ НОВОЧЕРКАССКЕ.ПРЕДЛАГАЮИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОНСКИХ КАЗАКАХ....

«ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» Беседа – презентация для детей старшего дошкольного возраста
laquo;ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» Беседа – презентация для детей старшего дошкольного возраста...
Рабочая тетрадь «Широка страна моя родная» по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, Методические рекомендации к рабочей тетради по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Развитие государства самым непосредственным образом связано с тем, что на данный момент закладывается в подрастающем поколении в качестве социального фундамента. Общественные деятели, социологи, педаг...