Программа "Мой родной край"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Гладенькова Екатерина Викторовна

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Образовательная область: Социально-коммуникативное  развитие

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 5-7 лет

Цель программы: формирования интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем

Задачи программы:

Воспитывать у ребенка чувство гордости за свою малую родину

Развивать:

-умение сравнивать и мыслить логически 

-воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

-активность в народных подвижных играх;

Формировать познавательно-исследовательскую деятельность, связанную с изучением родного села;

-научно – познавательное, эмоционально – нравственное, практически – деятельное отношение к окружающей среде и к своему народу на основе единства чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения.

Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному селу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray.docx56.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Разработала: Гладенькова Е.В.

2017

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

(Дошкольная группа «Веселый гном», при МБОУ «Благодаровская СОШ)

Образовательная область: Социально-коммуникативное  развитие

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 5-7 лет

Цель программы: формирования интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем

Задачи программы:

Воспитывать у ребенка чувство гордости за свою малую родину

Развивать:

-умение сравнивать и мыслить логически 

-воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

-активность в народных подвижных играх;

Формировать познавательно-исследовательскую деятельность, связанную с изучением родного села;

-научно – познавательное, эмоционально – нравственное, практически – деятельное отношение к окружающей среде и к своему народу на основе единства чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения.

Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному селу.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ, НОВИЗНА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родного края, начинается чувство Родины.

Выбор части программы, формируемой участниками образовательного процесса «Мой родной край », обусловлен необходимостью решения проблемы гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: формирования интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем

Задачи программы:

Воспитывать у ребенка чувство гордости за свою малую родину

Развивать:

-умение сравнивать и мыслить логически 

-воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

-активность в народных подвижных играх;

Формировать познавательно-исследовательскую деятельность, связанную с изучением родного села;

-научно – познавательное, эмоционально – нравственное, практически – деятельное отношение к окружающей среде и к своему народу на основе единства чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения.

Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному селу.

Программа реализуется с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Бугурсланского района.

Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Познавательное развитие»

1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ПРОГРАММЫ

В основу программы положены следующие подходы:

Личностно - ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.

Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка на занятии.

Культурологический подход подчеркивает ценность уникальности пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.

Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах. У детей развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности полученных навыков и умений.

Приоритетные принципы программы:

  • Учет психологических и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
  • Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности.
  • Скоординированная, целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагог-ребенок-семья) в условиях специально организованной развивающей среды.
  • Сочетание научности и доступности исторического материала.
  • Динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при учете специфики изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.

Идеи, способствующие успешной реализации программы:

  • Принимаю ребенка таким, каков он есть – понять, хорошо изучив причину, природу возникновения негативных явлений, найти адекватные меры реализации.
  • Труднейшее в мире начинается с легкого, величайшее в мире начинается с малого.
  • Не приступать к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
  • Обучая дитя, идти от жизни к знаниям или от знаний в жизни: связь «знания - жизнь» необходима.

1.4. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа «Мой родной край », ориентирована на детей от 5 до 7 лет.

Возрастные особенности детей 5 - 6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве переферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщённым способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребёнок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребёнок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времён года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возрастные особенности 6-7лет

Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста

1.5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Результатом усвоения содержания дополнительной образовательной программы является развитие следующих качеств:

Интеллектуальные: имеет представление о культуре, традициях Оренбуржья, Бугуруслана и Бугурусланского района, о замечательных людях прославивших родной край; называет свое село; знает герб, флаг, гимн города Бугуруслана, ориентируется в помещениях детского сада; имеет представление о растениях и животных родного края; устанавливает простейшие связи между предметами и явлениями, делает простейшие обобщения.

Физические: Проявляет активность в народных подвижных играх

Личностные: любознателен, стремится к самостоятельному поиску информации о крае, городе (найти интересный факт, фотографию, иллюстрацию);  проявляет уважение к людям разных национальностей Оренбуржья и их обычаям;  выражает позитивное отношение к пожилым жителям города;  эмоционально отзывается на красоту родного края.

1.6. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Итоговыми мероприятиями по программе являются выставки, конкурсы, развлечения по темам программы.


I. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название недели

Тема

Программные задачи

Краткое содержание

Дата проведения

1

Сегодня – дошколята, завтра – школьники

«Наша дошкольная группа»

Знакомить детей с планом всей территории здания, где размещена дошкольная группа. Дать возможность узнать предметы и объекты на плане. Развивать способность ориентироваться в пространстве.

1. Прогулка по участку вокруг школы, дошкольной группы

2. Составление плана территории.

3. Беседы о том, что дети видят на плане. Помочь им разобраться и понять план

4.Дидактические игры с использованием плана территории дошкольной группы: «Где находится?», «Что находится здесь?», «Пробежим по этому пути»

2

Осень

«Осень в нашем родном крае». 

Уточнить знания детей о природе родного края, села осенью; учить видеть красоту природы вокруг, восприятию произведений искусства, художественной литературы

1. Просмотр слайдов «Осень в нашем крае»

2. Показ  демонстрационного материала.

3. Чтение стихотворений об осени

3

Какой я? Что я знаю о себе? Я человек! Мои права

«Путешествие в прошлое и настоящее родного края».

Дать детям активно усваивать культурные богатства народа. Формировать у детей эмоционально окрашенное чувство причастности их к духовному наследию предков, к культуре прошлого и настоящего

1. Рассказ «Откуда есть пошел Бугуруслан» (с рассматриванием иллюстраций из книги «Кинельская чаша»

2. Организовать прогулку по селу Благодаровка, познакомить с историей села, названий улиц, с памятником В.И. Чапаеву

4

 Наши друзья – животные

«Животный мир родного края».

Расширять представление о животном мире лесов родного края, села. Развивать умение классифицировать, обобщать.

Воспитывать доброе отношение к животным

1. Рассказ воспитателя о животном мире Бугурсланского района, лесов в близи села Благодаровка

2. Чтение рассказов из книги рассказов В. Бианки.

3. Игра – тренинг «Изобрази животное».

4. Разгадывание загадок о птицах, животных чтение стихотворений.

5. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

5

Мой дом. Мой город

«Мы живем здесь»

Познакомить детей с планом территории села Благодаровка. Дать детям представление о том, где, на какой улице, в каком месте плана изображен его дом, кто из детей живет рядом.

1.Знакомство с планом территории села Благодаровка

2. Рассматривание на плане улиц, домов, социальных объектов.

3. Закрепление своего адреса детьми

5.Отметить на плане красной точкой места жительства каждого ребенка группы – закрепить в детях ощущение собственной причастности ко всему окружающему.

6. Фотовыставка «Наш город, наше село»

6

Родная страна

«Люби и знай родной край»

Дать детям представление о том, что село Благодаровка часть Бугурусланского района, Оренбургской области, а Оренбургская область, часть России. Познакомить с символикой г. Бугуруслана

1. Рассмотреть с детьми карту Оренбургской области, найти г. Бугуруслан, село Благодаровка на карте и отметить его красным флажком.

2. Познакомить с символикой г.Бугуруслана

3. Прослушать гимн Бугурусланского района

4. Вечер стихотворений «Люблю отчизну я»

(совместно с родителями)

7

Мир предметов и техники

«Экскурсия в музей школы»

Дать представление о предметах быта народов села Благодаровка и их назначении: самовар, скалка, миска, деревянная ложка.

1.Знакомство с предметами быта в музее, рассказ воспитателя (самовар, миска, деревянные ложки, скалка).

2. Д/и «Угадай предмет», «Назови предмет».

8

Труд взрослых. Профессии

«Первопроходцы Оренбургской нефти»

Дать детям представления о людях, работающих в сфере нефтяной промышленности. Воспитывать уважение к людям труда.

1. Рассказ воспитателя о нефтяной промышленности с рассматриванием иллюстраций из книги «Кинельская чаша»

2. Выставка рисунков «Профессия родителей»

9

9. Поздняя осень

«Откуда хлеб к нам пришел».

Дать детям представление о людях, которые выращивают хлеб на полях Бугурусланского края (механизатор, тракторист, агроном)

Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу

1. Рассматривание колосьев пшеницы.

2. Беседа на тему «Откуда хлеб к нам пришел»

3. Рассматривание альбома «Люди труда», «Изделия из теста»

4. Заучивание пословиц «Не трудиться хлеба не добиться», «Без труда хлеба не вырастишь».

10

Моя семья

«Мое генеалогическое древо»

Закреплять представление детей о семье. Побуждать называть имена, отчества членов семьи. Воспитывать желание заботиться о близких.

1Беседа о семье по генеалогическому древу

2. Рассматривание альбома с семейными фотографиями

3. Пальчиковая игра «Моя семья»

4. Стихи о семье

11

Наши добрые дела

«Сделаем подарок для детей младшей группы»

Познакомить детей с книжками малышками. Закрепить умение изготавливать книжки – малышки. Воспитывать желание делать подарки, интерес к народному творчеству.

1. Рассматривание книжек-малышек детей выпускников, школьников

2. Показ способов изготовления книжки- малышки

3. Совместная деятельность педагога по изготовлению книжки- малышки

4. Досуг в младшей группе, вручение подарков

12

Комнатные растения

«Экологический светофор».

(охрана природы).

Закрепить представление о значении природы в жизни человека. Развивать экологические представления. Воспитывать бережное отношение к природе, растениям

1. Беседа: «Какие комнатные растения растут у вас дома, в дошкольной группе, в школе»

2. Д/и «Назови отличия комнатных растений от растений, которые растут на улице, в саду»

3. Рисование наших комнатных растений (нетрадиционные техники рисования)

13

Зима пришла

«Поет зима - аукает» (экскурсия на полянку)

 

Закрепить знания о зимних явлениях в жизни природы, о деревьях, кустарниках, травах. Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к природе.

1. Чтение стихотворения о зиме

2. Беседа о зиме

2. Загадка о дереве

3.Рассматривание деревьев зимой

4. Хороводная игра «Во поле береза стояла»

5. Игры детей

14

Твоя безопасность

Целевая прогулка по близлежащим улицам.

Закрепить названия близлежащих улиц, помочь запомнить адрес детского сада и свой адрес, в случае если ребенок потерялся

1. Беседа «Что делать, если ты потерялся?»

2. Игра «Где эта улица, где этот дом?» (показать в какой стороне находится улица, на которой живет ребенок, дом)

3. Составление плана, как дойти с сада до дома

15

Мальчики и девочки

«Храмы нашего города»

Знакомство с архитектурой и интерьером церкви. Поиск композиционного решения. Воспитание социально-нравственного отношения к тому, что окружает.

1.Беседа «Не стоят города без храмов»  с рассматриванием фотографий церкви Успения Пресвятой Богородицы, часовен, Соборной мечети на улице Калинина

2.Рисование часовенки

16

Новый год

Подготовка села к Новогодним праздникам

(экскурсия к елке).

Познакомить детей с историей появления новогоднего праздника, традицией украшать дом.

1.  Беседа с детьми «Как мы украшаем дом к новогоднему празднику»

3. Рассматривание новогодних украшений

3. Украшение группы к новогоднему празднику.

4. Экскурсия на площадь села

5.Обратить внимание детей на оформление села к Новому году

6. Рассмотреть украшенную Новогоднюю елку на площади села

17

Новый год

18

Неделя игры

Игры народов села Благодаровка.

Развивать познавательный интерес к народным подвижным играм, активность, самостоятельность,

дружеские отношения в игре

1. Беседа «Любимая игра»

2.Знакомство с играми: татарские, армянские, русские игры

3. Слушание народных песен

4. Подвижные игры по выбору детей

19

Юные волшебники

Искусство – созидательная сила  

Познакомить детей художественной жизнью и традициями города Бугуруслана; воспитывать любовь к искусству, природе родного края; развивать эстетическое восприятие, кругозор детей

1. Рассказ воспитателя «Искусство – созидательная сила» (стр. 111)

2.Просмотр и обсуждение слайдов картин Бугурусланских художников с использованием ИКТ

3.Рисование нетрадиционными техниками

20

Любопытные почемучки

«Бусы для Зимы»

Формировать представления детей о свойствах льда, Формировать представления детей о правилах поведения на открытых водоемах в зимний период времени. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, желание помогать.

1. Рассматривание фотографии с изображением р. Кинеля зимой

2. Беседа о красоте льда и об опасности, которой он несет

3. Экспериментальная деятельность

21

Мы – спортсмены

Здоровые, ловкие, умелые

Познакомить с детскими кружками, секциями города Бугуруслана и села; с молодыми спортсменами

1.Рассказ воспитателя «Преодолеть себя»

2. Просмотр и обсуждение фотографий из книги «Кинельская чаша»

2.Физкультурный досуг

22

Культура общения

«Традиция приема приглашения гостей»

Познакомить детей с традицией приема гостей народов населяющих село Благодаровка (русские, татары, армяне, чуваши, мордва)

1. Инсценировка сказки «Лиса и журавль».

2. Обсуждение поведения лисы и журавля.

3.Рассказ о церемонии приема гостей по традициям нескольких народов.

4. Инсценировка приема гостей.

23

Защитники Отечества

Беседа «Бугурусланцы, Благодаровцы защитники Родины». 

Углубить знания детей о защитниках нашей Родины, напомнить о памятных местах, посвященные им. 

1. Рассказ воспитателя «И тыл был фронтовой» (стр. 43)

2. Чтение стихотворения А. Шиперова «Два праздника святых у ветеранов…»

3. Рассказы детей о папах (где служили, как, фото)

24

Народное творчество, культура и традиции

«Вместе на век»

Расширить представление о людях разных национальностей, проживающих на территории г. Бугуруслана, на селе, рассказать об общественных центрах «Туган тел», «Лисьмапря», «Видергебурт».

1. Беседа с детьми о людях разных национальностей с рассматриванием альбома «Костюмы народов России»

2. Рассказ воспитателя об общественных центрах «Туган тел», «Лисьмапря», «Видергебурт».

3. Выполнение работы (лепка, рисование – по выбору) «Подарок из прошлого» 

25

Женский день

«Наши мамочки»

Знакомство с женскими профессиями, необходимыми для сельской местности. Воспитывать уважение к людям разных профессий

1 Беседа о женских профессиях

2. Рассказы детей « Наши славные мамы» (с использованием фото из семейных альбомов).

3. Рисунки детей на тему «Профессия моей мамы»

4. Выставка рисунков

26

Искусство и культура

 Бугуруслан в стихах поэтов.

 Воспитание любви и уважения к местным писателям и поэтам.

 1. Чтение стихов о Бугуруслане. (А. Шиперов «Выбор места», Л. Фирсова «Милый город в сиреневой дымке»

2.Слушание песни на сл. Н. Бежина «Город юности моей»

27

Весна – красна

«Весеннее пробуждение природы» (на прогулке)

Уточнить представления детей о характерных признаках весны. Закреплять знания о деревьях, кустарниках

1. Наблюдение за деревьями, кустарниками, травой

2. Обмен мнениями в процессе наблюдения

3 Рисование весеннего пейзажа.

П/игра «Раз, два, три дерево, кустарник найди»

28

Неделя книги

«Музей С.Т.Аксакова» «Аленький цветочек».

Познакомить с музеем С.Т.Аксакова, с его творчеством.

Развивать стремление подражать положительным героям книг.

1.Рассказ воспитателя  «К Аксакову»

2. Чтение сказки. «Аленький цветочек».

3. Рассматривание иллюстраций к сказке

4.Просмотр одноименного мультфильма

 

29

Неделя здоровья

С физкультурой дружить, здоровым быть

Продолжать развивать   и совершенствовать двигательные умения и навыки детей; развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, ловкость; создать у детей радостное настроение;

Физкультурный досуг

30

Космические просторы

«Ю.А.Гагарин – гордость Оренбургской области»

Продолжать знакомить с историей покорения космоса; воспитывать уважение к гордость к людям, прославляющие край Оренбургский

Ознакомление дошкольников с покорителем космоса Ю.А. Гагариным. Ю.А.Гагарин – гордость Оренбурга. Память о подвиге первого в мире космонавта.

П/И «Раз, два, мы – на старте», «Подготовка к полёту», Упражнение «Мои ощущения».

31

Пернатые соседи и друзья

«Изменения в жизни птиц весной»

Закрепить знания детей о перелетных птицах.

1. Беседа «Каких птиц я видел по дороге в детский сад»

2. Презентация «Перелетные птицы нашего села»

На прогулке

3. Наблюдение за птицами

32

Знай и уважай ПДД

Транспорт

Расширять представление о сельском транспорте, его месте в жизни людей, повторить правила пешеходов в сельской местности

1. Беседа с детьми на тему «Транспорт вчера, сегодня, завтра». Загадки о транспорте.

2. Повторение правил для пешеходов в сельской местности

3 С/р игра «Автобус»

33

День Победы!

Посещение митинга, посвященному Дню Победы

Продолжить знакомить детей с родным селом, его памятными местами. Воспитывать уважение к памятным местам.

1 Чтение стихов о войне

2. Беседа «Что я знаю о войне»

3. Рассматривание памятника

4. Возложение цветов

5. Обмен мнениями об увиденном.

34

Эти удивительные насекомые

«Насекомушки»

Расширять представление о мире насекомых родного края, села. Воспитывать доброе отношение к насекомым

Развивать творческие способности

1. Рассказ воспитателя о мире насекомых Бугурсланского района, села Благодаровка

2. Зарисовка насекомых на прогулке

3. Игра – тренинг «Изобрази насекомое».

4. Разгадывание загадок о насекомых

5. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

35

Мир вокруг нас

«Удобное место для житья…»

Расширить  представление детей  о природе г.Бугуруслана

Воспитывать бережное отношение к природе.

1. Беседа о животном и растительном мире г.Бугуруслана (стр. 137-140)

2. Чтение стихотворения «Красная книга».

3. Дидактическая игра «Вспомни и назови».

4. Создание «Красной книги»

36

Лето, ах, лето!

Оформление альбома «Наш любимый край»

Конкретизировать знания дошкольников о родном крае, об истории города Бугуруслана, его достопримечательностях, культуре и традициях.

 1. Беседа, что должно быть в альбоме, почему

2. Оформление альбома


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Кадровое обеспечение программы

Директор МБОУ «Благодаровская СОШ» – осуществляет руководство образовательной деятельностью всего учреждения, обеспечивает качественность материально – технической базы МБДОУ

Воспитатели непосредственно осуществляют реализацию программы на позициях сотворчество с детьми и родителями воспитанников, предоставляя детям возможность быть физически здоровыми, крепкими, выносливыми, уверенными в себе маленькими гражданами России;

Младший воспитатель оказывает практическую помощь в создании условий проведения образовательной деятельности, обеспечивает выполнения всех режимных моментов согласно СаНпиНа.

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы разрабатываются:

  • Альбомы «Мой город и его достопримечательности», «Костюмы народов родного края», «Блюда национальной кухни».
  • Презентация «Бугурусланский район»

Для решения дидактических задач использовались наглядные средства:

  • специально подобранный материал;
  • тематические картинки;
  • книги, карточки, карты–путешествия, иллюстрации, фотографии;
  • разучивание стихов, песен, потешек, закличек;
  • дидактическая и ролевая игры;
  • творческие и тематические игры;
  • звукозапись;
  • просмотр видеоматериалов;

3.3. Научно-методическое обеспечение программы

Нормативно - правовой ресурс

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Научно-методический ресурс:

1. Основная общеобразовательная  программа дошкольной группы, при МБОУ «Благодаровская СОШ»

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

3.4. Время и сроки реализации программы

Реализация программы «Мой родной край» осуществляется по пятницам во второй половине дня. Общая недельная нагрузка программы равна 25 минутам. Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.

Программа рассчитана на один год работы с детьми.

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Предметно – развивающая среда предусматривает организацию занятий с демонстрацией наглядных пособий:

  • Дидактические игры «Собери картинку», «Цифра за цифрой», «Буква за буквой», «Буквы разлетелись», «Наша родина»
  • Книга «Кинельская чаша», «Родные просторы»
  • Альбомы «Мой город», «Оренбуржье», «Костюмы народов», «Редкие животные», «Татарская национальная одежда, блюда, предметы быта»
  • Географическая карта, глобус
  • Видеотека группы.

Во время игровой, самостоятельной, художественной деятельности детей предоставляет свободный доступ к фотоальбомам, иллюстрациям, карточкам.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....