Познавательное развитие: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Жители севера"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Жители севера".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiteli_severa.docx | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной образовательной деятельности
в старшей группе (возраст 5 - 6 лет)
Тема интегрированной образовательной деятельности: «Жители крайнего севера»
Цели:
- Формировать представление детей о том, где живут коренные жители севера.
- Развивать связную речь детей.
- Обогащать словарный запас детей: знакомить со словами на ненецком языке "Мя" (чум), "Нюк" (покрытие), "Аньторова" (здравствуйте).
- Развитие мелкой моторики (изготовление оберега).
- Воспитывать уважение к представителям коренных народов Севера.
Задачи:
- Углубить и конкретизировать представления детей о народах крайнего севера.
- Обратить внимание ребят на своеобразие в облике людей коренных национальностей севера, их одежду.
- Воспитывать у детей любовь к своей родине и уважительное отношение к народам Севера.
Оборудование:
- Макет чума, картины с изображением посуды, изделия из оленьего меха, сукна, изделия из бисера и дерева, ягушка, малица, самодельные ненецкие игрушки для детей.
Словарная работа:
"Стойбище" - "Чум" - жилище ненцев, "Малица" - мужская национальная верхняя одежда, "ягушка" - женская национальная верхняя одежда, "кисы" - сапоги сшитые из оленьего меха.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята я очень люблю путешествовать! А вы любите?
Ответ детей:
Воспитатель: Знаете одной путешествовать очень скучно! может вы составите мне компанию?
Ответ детей:
Воспитатель: Ребята а в какой стране мы живем?
Ответ детей: России.
Воспитатель: А в какой области страны знаете?
Ответ детей: Да, Тюменской.
Воспитатель: Наша область ребята очень большая. Она раскинулась с юга и далеко на север. Ее протяженность составляет 000 километров. Взгляните на карту России (дети подходят к карте), вот какая большая наша Тюменская область.
Дети рассматривают карту.
Воспитатель: Ребята я никогда не была на севере нашей области! Может нам туда отправится в путешествие? Мы побываем в гостях у северных народов, посмотрим где и как они живут, чем занимаются!
Воспитатель: А на чем мы туда отправимся вы узнаете если отгадаете загадку:
В ночь беззвездную до чума
Кто добраться нам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье. (Олень)
Воспитатель: Правильно ребята! Мы с вами отправимся в путешествие на Оленях! Так как олени очень выносливы и это единственное животное которому не страшен лютый мороз!
Имитация поездки в тундру на оленях под музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Наконец мы приехали! Люди разных национальностей живут на этой суровой и прекрасной земле. Это ханты, ненцы, селькупы, коми - зыряне.
Вот как много национальностей живут на севере. У каждого народа есть свой язык, свои традиции, свой быт. Сегодня мы ребята побываем в гостях у ненцев. А где живут ненцы?
Дети: Ненцы живут на севере в тундре.
Воспитатель: Правильно ребята в тундре. Тундра - это открытая местность, там нет леса, очень мало растительности и дуют очень сильные ветра и метели. Чтобы не замерзнуть жители тундры шьют себе теплую одежду.
Верхняя мужская одежда называется "Малица".
Повторите ребята - "Малица".
Воспитатель: Малицу шьют из сукна с теплой подстежкой из оленьей шкуры (просмотр фото).
Женская верхняя одежда называется "Ягушка".
Воспитатель: Повторите ребята - "Ягушка"
Дети рассматривают фото мужчины и женщины в национальной Ненецкой одежде.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на фото и скажите пожалуйста чем отличается "малица" от "ягушки"?
Ответ детей: У "малицы" есть капюшон, а "ягушка" похожа на пальто, и нет капюшона.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на ногах на ногах у жителей севера "кисы". "Кисы" - это теплые сапоги сшитые из оленьей шкуры.
Воспитатель: Ребята мы с вами живем в домах, а что же служит домом для северных народов?
Ответ детей: "Чум".
Воспитатель: Правильно. Чум, а по ненецки "Мя". Повторите ребята - "Мя".
Воспитатель: А как вы думаете, почему они живут в чуме а не в доме?
Ответ детей:....
Воспитатель: Ненцы часто переезжают с места на место, а чум легко собирать и разбирать.
Воспитатель: Давайте поближе рассмотрим чум.
(Дети и воспитатель подходят к макету чума).
Воспитатель: Давайте заглянем в чум, из чего же он состоит. Интересно как он собирается и разбирается.
(Дети заглядывают в чум и рассматривают его).
Воспитатель: Смотрите ребята чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются оленьими шкурами.
Воспитатель: Ребята, в чуме живет одна большая семья.
Хозяин занимается оленеводством, рыболовством, охотой. Еще мужчины мастерят деревянную посуду, различные поделки из дерева и кости.
Ребята а вы хотите поиграть?
Давайте сыграем в игру "Рыбак и рыбки".
(Проводится игра: Дети стают в круг выбирается ведущий (рыбак). У рыбака в руке веревка или скакалка. Рыбак водит веревкой по кругу а задача детей подпрыгнуть, чтоб их не задела веревка. Кого задели считается пойманной рыбкой и ребенок выходит из круга).
Воспитатель: Здорово мы поиграли, а теперь давайте посмотрим чем же занимается женщина по традициям ненецкого народа.
(Дети рассматривают иллюстрации, затем воспитатель подводит к выставки на которой представлены предметы обихода ненцев).
Воспитатель: А женщина ведет хозяйство, готовит еду, наводит порядок в чуме, воспитывает детей, занимается рукоделием. Она большая мастерица: шьет покрытие для чума, одежду для всех членов семьи, выполняет узоры из меха, ткани, плетет из бисера и делает различные обереги.
Воспитатель: Посмотрите ребята вот такие обереги делали ненецкие женщины (воспитатель показывает оберег).
Воспитатель: Может и нам попробовать смастерить оберег?
Ответ детей...
Воспитатель: Раз все согласны давайте пройдем к столам.
(Дети садятся за столы где уже приготовлены заготовки для оберегов).
Воспитатель: Прежде чем мы приступим к изготовлению оберега давайте поговорим. Как вы считаете, для чего нужен оберег?
Ответы детей:...
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно, он нужен чтоб оберегать жителей чума от неприятностей.
И чтоб нас тоже неприятности обходили стороной мы с вами изготовим для себя оберег.
Перед вами заготовки. Посмотрите внимательно, что на них изображено?
Ответы детей:...
Воспитатель: Правильно это национальный ненецкий узор, вернее один из его элементов. Ваша задача: заполнить этот узор пластилином, а затем не пластилин нанести бисер.
Можете приступать, но не забывайте о технике безопасности...
(Дети изготавливают оберег).
Воспитатель: Ребята посмотрите наши олени совсем застоялись. Может отправимся в обратную дорогу?
Дети под музыку возвращаются в садик.
Воспитатель: Вот мы и в нашей группе, вам понравилось путешествие? Где же мы с вами сегодня побывали? Люди, какой национальности живут в тундре? Что служит им домом?
Как будет по ненецки чум? А как называются мужская и женская верхняя одежда ненцев? Скажите пожалуйста как называется обувь которую носят на севере? Чем же занимаются мужчины коренной национальности?
Воспитатель: Молодцы ребята, мы с вами много сегодня узнали о жителях крайнего севера. Вам понравилось путешествовать?
ответ детей:...
Еще отправимся в подобное путешествие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Моя малая Родина – Псебай»
План-конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Моя малая Родина – Псебай»...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию с элементами ЗОЖ
Цель: развитие познавательной активности у детей через ознакомление с витаминной ценностью молока, влияние его на состояние здоровья. ...
Познавательное развитие: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5 - 6 лет):"Путешествие в прошлое".
Конспект огранизованной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5 - 6 лет):"Путешествие в прошлое"....
Познавательное развитие: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5 - 6 лет): «Встреча зимы».
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5 - 6 лет): «Встреча зимы»....
Социально-коммуникативное развитие: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе: "Дорожка здоровья"
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе: "Дорожка здоровья"...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области “познавательное развитие”
Квест игра "Искатели клада"...
Конспект Организованной образовательной деятельности в старшей группе, образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие» Тема: «Моя дружная семья»
Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие Возрастная гр...