Познавательное развитие: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5 - 6 лет):"Путешествие в прошлое".
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Семенова Вера Сергеевна

Конспект огранизованной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5 - 6 лет):"Путешествие в прошлое".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_proshloe_tyumeni.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5 - 6 лет).

Тема интегрированной  образовательной деятельности:"Путешествие в прошлое"

Воспитатель: Семенова В.С.         

Цели:

           - Привит детям интерес в изучении истории родного города, воспитывать чувство уважения  к далёким предкам, землякам.

          - Учить бережному отношение  к истории родного города.

           - Совершенствовать и обогащать речь детей, развивать координацию речи с движением,  память,  внимание, мышление.

Задачи: 

- Расширять представление детей о родном городе, его  историческом прошлом и настоящем Закрепить название города,  его значение,  название главной улицы. Воспитывать чувство гордости за малую родину.

- Способствовать обогащению знаний и представлений о прошлом и настоящем родного города Тюмени, об историческом прошлом. Закрепить знания о достопримечательностях города Тюмени, о флаге, гербе Тюмени.

- Активизация в речи детей новых слов: купец, торговая лавка, телеграф.

Оборудование:

Маршрутный лист улицы Гастелло, иллюстрации с изображением   города Тюмени, слайды с изображением  города Тюмени, картинка -  герб Тюмени, раздаточный материал карточки.

 Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о Тюмени, заучивание пальчиковой игры «Мы по улицам гуляем», составление рассказов по картинкам,  Чтение рассказов о Тюмени, рассматривание герба Тюмени, рисование  «Мой город», Экскурсия по улицам города Тюмени.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня пришли в музыкальный зал! Ой,  а это что такое? Откуда появился этот предмет! Ребята давайте подойдём поближе. Может кто-нибудь знает, что  это?

Дети: Что-то фантастическое,  какая-то  штуковина,   может это машина, или ещё что-нибудь.

Воспитатель: Смотрите,  у неё есть  красная  кнопка. Давайте я нажму на неё, посмотрим,  что будет,   а вы отойдите на безопасное расстояние.

Воспитатель нажимает кнопку (звучит музыкальное сопровождение), и  звучит голос: «Я вас приветствую,  я машина времени, со мной вы можете отправиться в путешествие».

Воспитатель: Ничего себе машина времени! Ребята, как вы думаете в какое путешествие можно отправиться на машине времени.

Дети:  На  машине времени можно отправиться в путешествие в прошлое или будущее.

Воспитатель: Если отправиться в прошлое, то  можно узнать  о жизни наших предков, что они носили, где жили, на чём передвигались. А  если в будущее, то   можно будет узнать,  что будет дальше – это тоже интересно. Я очень люблю путешествовать, но не одна, а в дружной компании.

Дети: Мы согласны,  мы тоже хотим.

Воспитатель: Я вижу, вы ребята смелые и ничего  не боитесь.

Воспитатель: Только как включить эту машину времени?  Так вот лежит инструкция к машине времени, не против, если  я её прочитаю. (Инструкция: чтобы отправиться путешествовать во временной путь, вам необходимо назвать адрес места отправления и показать его на карте).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете по какому адресу находится наш детский сад (г.Тюмень, улица Гастелло 65 а)? Покажите его на маршрутном листе

Дети называют адрес детского сада и показывают его на карте.

Из машины времени издаётся музыкальное сопровождение со словами: «Внимание, внимание, машина времени, готова к работе.  Всем путешественникам необходимо взяться за руки  и пройти через ворота времени. Начинаем обратный отчёт 10, 9, 8, 7…(совместно с детьми) временные ворота открыты, счастливого пути».

Воспитатель: Машина готова к  путешествию,  а вы? Тогда  все, вместе  взявшись за руки и отправимся в путешествие.

Воспитатель: Ребята  куда это мы попали?

(Зал  украшен фотографиями старого города).

Дети озвучивают свои версии.

  Воспитатель: А как вы думаете, в какое временное пространство мы с вами попали, прошлое, настоящее или будущее?

Дети: Это прошлое.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Мы видим фотографии  старых домов.

Воспитатель: Посмотрите  на фотографии, может кто-то узнает, в каком мы городе очутились?

Дети: Это Тюмень.

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети озвучивают свои версии.

Воспитатель и дети подходят  к фотографии памятнику основания города Тюмени.

Воспитатель: Ребята, какое место было выбрано для основания города Тюмени?

Дети: Берег реки Туры и Тюменки.

Воспитатель: Город Тюмень начинал строится с крепости. Слово «город» обозначает  крепость. Вокруг были возведены крепостные стены с башнями. А что означает слово Тюмень?

Дети озвучивают свои версии.

Воспитатель: Ребята в устье притока Туры- реки Тюменки - возник татарский городок  Тумен  в переводе с татарского это слово означало "тысяча" или "тьма" .

Воспитатель: Давайте продолжим нашу экскурсию по старинным улицам Тюмени?

Дети: Продолжим!

 Воспитатель и дети подходят к фотографии с изображением старого, деревянного, пешеходного моста.

Воспитатель: Ребята,  кто знает, что это за мост?  А где он расположен? Для чего он нужен был.

Звучат ответы детей.

Воспитатель предлагает отправиться дальше, и все подходят к фотографии, где изображена  первая школа в Тюмени.

Воспитатель: Ребята, а это самая первая школа № 1, которая была открыта в Тюмени.

Воспитатель: А кто знает, для чего дети ходили в школу.

Дети озвучивают свои версии.

Воспитатель: А ещё дети не только занимались,  но и  в свободное время от учёбы играли в лапту, «Чиж» и водили хороводы. Ребята,  а вы слышите? Мне кажется, звучит какая-то мелодия? Кто знает?

Воспитатель: А давайте мы с вами тоже заведём хоровод.

Ну вот мы с вами и потанцевали. Давайте дальше отправляться.

Подходим к торговой лавке семьи Колокольникова.

Дети совместно с взрослыми рассматривают старинные предметы, утварь, и выясняют их значение. (Прялка, старинный утюг, деньги, корзины, куклы…)

Продавец лавки  предлагает поиграть в игру «Найди пару». Дети, выбрав картинки, ищут подходящую пару, объясняют,  почему они  сделали такой выбор.

Воспитатель: Продолжим наше путешествие?

Воспитатель и дети подходят к фотографии с изображением первой Сибирской Телеграфной Конторе.

Воспитатель: Ребята, кто  узнал, что это за здание?

Звучат ответы детей.

Воспитатель:  Это первая Сибирская Телеграфная Контора.  Как вы думаете, как раньше люди доставляли письма?

Звучат ответы детей.

Воспитатель достаёт посылку.

Воспитатель: Ребята нам пришла посылка,  но в пути всё перемешалось. Давайте попробуем собрать её,  и посмотрим что получиться.

Дети собирают разрезанную картинку с изображением герба Тюмени.

Воспитатель: Ребята,  а кто знает,  что здесь изображено?

Звучат ответы детей.

Воспитатель: Это  изображение герба города Тюмени. На нём  изображён плывущий по серебряной реке золотой корабль (дощаник) с мачтой без парусов, рулем и флюгерами и с двумя косицами (одной – на мачте, другой – на носу судна) символизирует, что именно от Тюмени начинается плавание по рекам всей Сибири – «От сего града начинается». 

Воспитатель: Ребята, мы с вами ходим и рассматриваем  старинные здания,   а может кто-то знает, на какой улице они были построены?

звучат ответы детей.

Воспитатель: Ребята, все эти здания располагались на  центральной улице города Тюмени – Царской.  

Воспитатель: Ребята,  нам с вами пора возвращаться в детский сад, потому что в прошлом нельзя долго оставаться.  Давайте  отправляться в обратный путь.

Воспитатель: Отправляемся домой.  Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7….Пуск.

Под музыкальное сопровождение дети возвращаются в детский сад.

Воспитатель: Это наш родной садик. Сюда мы приходим утром и уходим вечером. Здесь мы играем, поем, танцуем, рисуем, лепим.

Воспитатель: Ребята, мы побывали в таком интересном путешествии. Вы, конечно, захотите рассказать об этом своим родителям. Вспомним, что вы видели:

  1. Ребята, в каком времени мы с вами путешествовали.
  2. Кто был основателем Тюмени?
  3. Откуда пошло название нашего города?
  4. Понравилось ли вам путешествовать во времени?

Воспитатель: Ребята, спасибо, что поддержали меня в этом путешествии,  мне было совершенно не страшно.  В благодарность хочу подарить вам фотографии с изображением видов родного города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Жители севера"

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Жители севера"....

Познавательное развитие: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5 - 6 лет): «Встреча зимы».

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5 - 6 лет): «Встреча зимы»....

Социально-коммуникативное развитие: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе: "Дорожка здоровья"

Конспект организованной  образовательной деятельности в старшей группе: "Дорожка здоровья"...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Путешествие в сказочную страну»

Развивать творческое воображение детей.Развивать способность систематизировать описательные характеристики и отгадывать сказочного героя.Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.Развивать реч...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по ФЭМП "Путешествие по дороге в подготовительную группу"

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по ФЭМП "Путешествие по дороге в подготовительную группу"...