Проект «Кубань-земля родная» по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа) на тему
Проект «Кубань-земля родная» по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 «Колобок» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район
Проект
«Кубань-земля родная»
нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Воспитатель МАДОУ ДС №30
Петрикина Алла Алексеевна
ст-ца Выселки 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение.
- Актуальность выбранной темы.
- Тема проекта
- Вид проекта
- Цель проекта
- Гипотеза
- Объект
- Предполагаемый результат
- Участники
- Сроки реализации
- Главные принципы работы по патриотическому воспитанию и условия работы по реализации проекта.
- Используемые ресурсы
- Основные тематические блоки работы педагога с детьми.
- Тематическое планирование
- Заключение
- Используемая литература
Казачий край – дворцы и хаты. Забор из камня и плетень. Редчайшей красоты закаты И не похожи - день на день. Моя Кубань! Земля родная! У хат весёлый птичий гам, Хромой походкой уток стая К речным шагает берегам. Вот многочисленное стадо коров и молодых бычков Идёт неспешно мимо сада В сопровожденье пастушков. Гармония души и тела. Но, просто райский уголок! И нет любви моей предела. С.Донченко |
Введение
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой Родине. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Кубани, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился. Наш детский сад особое внимание уделяет сохранению и преумножению казачьих традиций. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и кубанских обычаев. В своей группе на основе анализа индивидуальной работы с детьми и их родителями, мною выявлены следующие проблемы:
- дети имеют поверхностные знания о родной станице Выселки, Краснодарском крае, о Родине в целом;
- родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родной станицей станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
Мы живём и работаем в станице, расположенной в северной части Краснодарского края. Наш Кубанский край богат своими обычаями, традициями, его населяют интересные народы.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родной станице, городе, стране, особенностях народных традиций, природе родного края, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа по проблеме нравственно-патриотического воспитания в ДОУ и семье.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным, но какие нравственные качества разовьются у ребенка,
зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, заложить духовные основы средствами традиционной культуры Кубани, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения.
Тема проекта: «Кубань – земля родная».
Вид проекта: нравственно-патриотический, познавательный.
Цель проекта: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.
Исходя из цели проекта, были поставлены следующие задачи:
- формировать знания детей о родной станице, крае, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Кубани.
- познакомить с жизнью и трудом кубанских казаков;
- дать представление о возникновении станиц и хуторов;
- совершенствовать знания о своей родной станице;
- воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине;
- воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию Кубани, к истории народов;
- формировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения;
- воспитать в детях черты гражданина своего Отечества;
- активизировать и обогащать словарь старших дошкольников об окружающем мире.
Гипотеза: Если грамотно организовать и систематически проводить работу по воспитанию у детей Любви к своей Родине, природе, приобщать к традициям и культуре, привлекать к этой работе родителей, то процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников будет осуществляться более эффективно по сравнению с массовой практикой.
Объект: Процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Предполагаемый результат:
Дети:
1. Сформированные представления о Родине, крае, станице.
2. Общее представление о территории Краснодарского края.
3. Знакомство с ландшафтом края, городами, достопримечательностями.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Развитие навыка социального общения со взрослыми.
6. Повышение гражданской позиции участников проекта.
Родители:
Дети и родители станут активными участниками в выставках, конкурсах, досугах и развлечениях.
Педагоги:
Педагоги и родители пополнят знания о традициях, народно – прикладном искусстве, народных костюмах, истории родного края.
Участники проекта: дошкольники старшей группы, родители, воспитатель.
Сроки реализации проекта: долгосрочный, 1год.
Главные принципы работы по патриотическому воспитанию и условия работы по реализации проекта.
- Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
- Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
- Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
- Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).
Условия реализации проекта:
Ознакомление дошкольников с родной станицей, краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей основной образовательной программы дошкольного образования, решаемых на фоне краеведческого материала.
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому культурно - историческим фактам.
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни станицы, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Развитие музейной педагогики дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родной станицы, (выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству родной станицы, охране природы и т.д.)).
Привлечение детей к участию в районных праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День станицы, День Матери-Казачки, День урожая, День защиты детей, Масленица, праздник Светлой Пасхи и др.). Создание такой предметно-пространственной развивающей среды в группе и на участке, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (кубанский уголок в группе, передвижная выставка «Мини-музей Кубанского казачьего быта», предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.).
Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Кубани должны передаваться детям.
Использованные ресурсы.
Интерактивная доска IQ Board 60
Ноутбук Lenovo 590
Мощный мультимедийный проектор Aser X113
Мультимедийная установка Optoma
Фотоаппарат «Nikon», МФУ.
Музыкальный центр Panasonic SA-VK 750
Мультимедиаресурсы:
- видеофрагменты:
- презентации:
- фотографии.
Основные тематические блоки работы педагога с детьми, педагогами, родителями:
- Станица милая моя.
- Культурное наследие Кубани.
- Природа Краснодарского края.
Необходимо учитывать, что «круг тем», подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания станицы ребенком за счет рассмотрения улицы, дома с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным краем, должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику Кубани, достойному гражданину своей Родины.
Тематическое планирование
Тематический план работы со старшими дошкольниками | ||||
1 Раздел. Станица милая моя. | ||||
Сроки проведения | Содержание мероприятий | |||
Дети | Родители | Педагоги | ||
сентябрь | 1 неделя | Беседа: «История возникновения родной станицы Выселки» Цель: Дать понятие о рождении станицы, откуда произошло ее название. | Консультация: «Традиционная духовная культура России и Кубани» | |
2 неделя | Беседа: «Флаг, герб и гимн Выселковского района» Цель: Познакомить детей с символикой Выселковского района. | |||
3 неделя | Праздник-развлечение «Хлеб всему голова» | |||
4 неделя | Посещение тематической выставки «Моя малая Родина-Кубань» в Д/К им. В.С.Стрижака | |||
октябрь | 1 неделя | Беседа «Улицы родной станицы» (название и расположение) Цель: формирование представления о станице как о своей малой Родине. | Буклет: «Происхождение казачества на Кубани» | Педагогические чтения: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: важнейшая задача воспитания – формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности. |
2 неделя | Беседа «Быт кубанской семьи» (рассматривание кукол в кубанских костюмах) Цель: Дать представление детям о кубанской одежде, одежде казаков. | |||
3 неделя | Целевая прогулка «По улицам станицы Выселки» Цель: Закрепить названия улиц, расположенных близ детского сада, на каких находятся главные здания станицы. | |||
4 неделя | Проведение кубанских игр «Напои коня», «Передай подкову», «Брыль». | |||
ноябрь | 1 неделя | Беседа «Знакомство с хатой казака» Цель: Дать представление детям о жилище-хате, ее интерьере. | Консультация: «Сохранение духовно – нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры» Выставка совместного творчества (из природного материала) «Дары Кубани» | |
2 неделя | Беседа: «Где работают наши родители» Цель: Знакомство детей с промышленными объектами, на которых работают родители детей. | |||
3 неделя | Экскурсия в мини-музей МБОУ СОШ №2 им. И.И.Тарасенко | |||
4 неделя | Праздник-развлечение «День Матери-Казачки» | |||
декабрь | 1 неделя | Беседа: «Зима на Кубани» Цель: прививать любовь к природе родной станицы | Стенд «Зимние православные праздники» | Консультация. «Взаимосвязь задач духовно-нравственного воспитания с задачами всех образовательных областей» |
2 неделя | Выставка совместного творчества «Зимняя сказка» | |||
3 неделя | Кубанская народная игра «Молчан» Цель: Знакомство детей с народными кубанскими играми. | |||
4 неделя | «Зимние народные развлечения и игры» | |||
| ||||
январь | 3 неделя | Беседа «Культурное наследие Кубани» | Консультация: «Духовное здоровье дошкольника в семье» | |
4 неделя | Беседа «Флаг, герб и гимн Краснодарского края» Цель: Познакомить детей с символикой Краснодарского края. | |||
февраль | 1 неделя | Беседа «Из бабушкиного сундучка» Цель: Знакомство детей с народными кубанскими ремеслами – вышивкой. | Участие в празднике Масленицы: «Блинная неделя» | Семинар «Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию» |
2 неделя | Беседа «Географическая карта Краснодарского края» Цель: Знакомство детей с географической картой Краснодарского края | |||
3 неделя | Проведение кубанских игр «Напои коня», «Передай подкову», «Брыль». | |||
4 неделя | Развлечение «Масленица на Кубани». Цель: Знакомство детей с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народа | |||
март | 1 неделя | Беседа «История возникновения почты». Экскурсия в почтовое отделение связи. Цель: Познакомить с работой почтальона. | Стенд «Весенние православные праздники» Консультация «Весенний месяцеслов» | |
2 неделя | Беседа о транспорте «Как сказка стала былью» | |||
3 неделя | Кубанская народная игра «Селезень и утка» Цель: Знакомство детей с народными кубанскими играми | |||
4 неделя | Развлечение «Кубанские посиделки» Цель: Продолжать знакомить детей с фольклором и играми казаков Кубани. | |||
3 Раздел. Природа Краснодарского края. | ||||
апрель | 1 неделя | Беседа «Полевые работы кубанских тружеников» | Круглый стол «Традиции семьи в Пасхальное воскресение» | Консультация «Страницы истории» |
2 неделя | Беседа-встреча с трактористом и комбайнером ЗАО фирмы «Агрокомплекс» | |||
3 неделя | Целевая прогулка в парк «Кубанская весна» Цель: Показать красоту Кубанской весны. | |||
4 неделя | Праздник «Светлая Пасха на Кубани» | |||
май | 1 неделя | «Ни кто не забыт - ни что не забыто» | Буклет: «Наши знаменитые земляки» | Консультация: «Знаменитые люди нашей станицы» |
2 неделя | Экскурсия в мини музей под открытым небом «Военная техника ВОВ» | |||
3 неделя | Викторина «Колесо истории» Цель: Выявить какие знания дети усвоили для себя о своей малой Родине Кубани | |||
4 неделя | Кубанская народная игра «Кошка и мышка» Цель: Знакомство детей с народными кубанскими играми. |
Заключение:
Данный проект был апробирован в рамках МАДОУ ДС КВ №30 в 2014-2015 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием станицы, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе способствовала развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал. Оформление музыкального зала и создание передвижного мини-музея «Кубанского казачьего быта» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством Кубанского народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Знакомство с Кубанскими играми (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных особенностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Литература:
- Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф. «Родной край», М. Просвещение, 1990г.
- Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е «Мы живем в России», М. ООО Издательство Скрипторий, 2007г.
- Лотышев И.П. Сердечная В.В. «Мой край родной», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2013г.
- Паскевич Н.Я «Любимый уголок земли», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2005г.
- Рапушняк В.Н. «Родная Кубань», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2004г.
- Степанов В. «Моя Родина – Россия», М. ООО Издательство Фламинго, 2004г.
- Шорыгина Т.А. «Наша Родина - Россия», М. Творческий Центр СФЕРА 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Перспективный план рекомендован для воспитателей ДОУ при работе с родителями...
Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. «Россия – Родина моя!»
для воспитанников 5-7 лет...
Выступление на заседании педагогического Совета №3 (2018-2019 уч. год) ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЗНАМЕНИТЫМИ ЛЮДЬМИ РОДНОГО КРАЯ
Пословица гласит: «Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык». Но национальное высыхает, исчезает, если нет н...
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае»
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае» в подготови...
Проект по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста «Моя Республика - Коми».
Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважен...
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста "Мой ЯМАЛ"
Проект предназначен для совместной деятельности педагогов, детей комбинированной группы №4 (6-7 лет) и их родителей....