Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «РАССКАЗОВСКИЕ НОСКИ »
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Данная методическая разработка рекомендована педагогам ДОУ для воспитания у детей любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 51 КБ |
презентация к занятию | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
«РАССКАЗОВСКИЕ НОСКИ »
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»
К. Симонов
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают воспитание любви к родному дому, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ.
В этой связи, как мне представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель: формирование у детей представлений об истории и социально-экономической значимости родного города, его символике.
Интеграция:
Социально - коммуникативное развитие:
Обогащать представления детей о людях, их социальных и профессиональных ролях, правилах отношений взрослых и детей; формировании начал гражданственности.
Расширять знания об историческом прошлом и настоящем родного города,
Воспитывать уважение и благодарность к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни, ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.
Речевое развитие.
Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни;
Накапливать опыт участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе.
Физическое развитие.
Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Предварительная работа: знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа; рассматривание различных вязанных изделий; наблюдение за процессом вязания; рассматривание альбомов о родном городе; чтение русских народных сказок; слушание русской народной музыки; экскурсии в русскую избу.
Предметно - развивающая среда:
русская изба; проектор, экран, ноутбук; выставка образцов вязаной детской одежды и пряжи;
выставка носков – аппликация и рисование
солёное тесто, баранки; аудиозапись Н. Кадышевой «Течёт ручей»
Ход мероприятия:
Дети входят в русскую избу, их встречает хозяйка.
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие.
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге – хозяйке радость.
Для них и место готово.
Красному гостю – красное место.
Хозяйка: Я вас очень ждала в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна пирогами», поэтому я тесто замесила, а испечь не успела. Вы мне поможете испечь баранки к чаю?
Дети проходят, садятся за столы, на столе разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Хозяйка напоминает детям, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают колечком и край слепляют. Готовые бублики дети укладывают на противень, и хозяйка ставит в печь.
Хозяйка: На Руси люди собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, танцевали и играли в игры. Вот и мы с вами сегодня поиграем в русскую народную игру »Ручеек». Ребята, вставайте парами, а я буду водить.
Играет русская народная песня «Бежит ручей» в исполнении Н. Кадышевой.
После этой игры дети садятся на подушки, раздается стук в дверь. Входит почтальон и отдает Хозяйке посылку от Емели. Хозяйка достает сверток и конверт, открывает его и читает письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я – Емеля из русской народной сказки. Я хотел прийти к вам в гости, но у меня прохудились все носки, вот я и не могу сам выйти из дома, ноги мерзнут. У меня к вам огромная просьба: пришлите пожалуйста, пожалуйста, новые носки. Ведь ваш город славится ими.
Хозяйка: ребята, поможем Емеле? Подарим Емеле вот эти носки. А заодно расскажем почему наш город славится носочным промыслом.
Беседа воспитателя с детьми (стараться, чтобы дети рассказывали сами, помогать только, когда затрудняются)
1 слайд. Вязаные шерстяные носки уже давно являются символом города Рассказово. Носки рукодельные домохозяйки вязали на продажу во все времена.
2 слайд. Вязанием в Рассказове занимались с самого основания города. Ведь в каждом дворе содержали овец, а то и коз.
3 слайд. Из овечьей шерсти рассказовцы в домашних условиях изготавливали войлок и сукно, Так как раньше машин не было, а шерсти было много, то пряли ее на прялках. Шерсть и пух пряли в нить, а из остатков вязали чулки, варежки, платки и кофты. Носки – это более современное название, в старые времена вязали именно чулки.
4 слад. Вязание было исключительно бабьим делом. Женщины сами стригли овец или покупали шерсть, сами вязали и продавали полученные изделия.
5 слайд. Весь полученный доход женщины тратили на своих дочек: обували и одевали лучше, чем соседи и готовить им приданое к свадьбе. Поэтому за спицы девочки садились, как только правильно могли их держать и бросали их в глубокой старости, когда руки уже не слушались.
6 слайд. С появлением суконных фабрик, ростом населения в Рассказово увеличивается и рост чулочного промысла. Рассказовские вязаные изделия хорошо знали по всей губернии и даже за её пределами. К началу ХХ века в Рассказове появились первые вязальные машины, а с ними и вязально-чулочные фабрики, которые предлагали товар уже машинной вязки.
7 слад. Главной же причиной расцвета носочного производства и его славы на всю империю послужило трагическое событие – начало первой мировой войны.
8 слад. Армии в огромном количестве требовались шерстяные вещи, включая трёхпалые варежки, чтобы солдатом было удобнее стрелять. В Рассказово хлынул огромный поток скупщиков, которые потом продавали приобретённый товар Военному ведомству и населению других губерний.
9 слайд. Рассказовцы сами отсылали огромными партиями вязаные вещи землякам на фронт. Вскоре на Тамбовщине появились беженцы, которые были вынуждены покинуть родные места в связи с военными действиями. Им также потребовалась тёплая одежда. Так о рассказовских варежках и чулках узнали во всех отдалённых уголках страны.
10 слайд. Именно изготовление шерстяных изделий помогло рассказовцам выжить в те далёкие тяжелее годы. Да и в наши дни именно носочный промысел помогает значительному числу горожан.
Хозяйка. Посмотрите на герб нашего города. Теперь можете сказать, почему на нём клубок пряжи?
А Емеле мы заранее приготовили носки, ему их и пошлем.
Вот теперь Емеля будет доволен!
Хозяйка: Ой, ребята, мы совсем забыли про наши бублики.
Достает из печки противень с уже готовыми сушками и предлагает всем пойти в группу пить чай.
Хозяйка прощается с детьми, приглашает их прийти еще в гости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши.
Поэтому буду продолжать работу по ознакомлению дошкольников с историей создания и развития города, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, попытаются сделать так, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Презентация для детей «Рассказовские носки»
Аудиозапись Н.Кадышевой «Течёт ручей»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вязаные шерстяные носки уже более десяти лет по праву являются символом города Рассказово, ведь во многом благодаря производству этих шерстяных изделий население города выживает в новых, непростых экономических условиях. Что представляет собой это производство и где оно расположено? Да практически в каждом втором доме населенного пункта. Назвать точное время начала работы «носочной индустрии» уже никто не берется. Ведь шерстяные носки рукодельные домохозяйки вязали на продажу во все времена ,
Вязанием в Рассказове занимались с самого основания, ведь сырьё здесь имелось в избытке. В каждом дворе содержали овец, а то и коз.
Из овечьей шерсти рассказовцы в домашних условиях изготавливали войлок и сукно, из остатков вязали чулки, варежки, платки и кофты. Носки – это более современное название, в старые времена вязали именно чулки.
Вязание было исключительно бабьим делом. Женщины сами стригли овец или покупали шерсть, сами вязали и продавали полученные изделия, деньгами распоряжались тоже сами.
К чулочному промыслу мужья не касались, весь полученный доход женщины тратили на своих дочек: обували и одевали лучше, чем соседи и готовить им приданое к свадьбе. Поэтому за спицы девочки садились, как только правильно могли их держать и бросали их в глубокой старости, когда руки уже не слушались.
С появлением суконных фабрик, ростом населения в Рассказово увеличивается и рост чулочного промысла. Рассказовские вязаные изделия хорошо знали по всей губернии и даже за её пределами. К началу ХХ века в Рассказове появились первые вязальные машины а с ними и вязально-чулочные фабрики, которые предлагали товар уже машинной вязки.
Главной же причиной расцвета носочного производства и его славы на всю империю послужило трагическое событие – начало первой мировой войны.
Армии в огромном количестве требовались шерстяные вещи, включая трёхпалые варежки, чтобы солдатом было удобнее стрелять. В Рассказово хлынул огромный поток скупщиков, которые потом продавали приобретённый товар Военному ведомству и населению других губерний.
Рассказовцы сами отсылали огромными партиями вязаные вещи землякам на фронт. Вскоре на Тамбовщине появились беженцы, которые были вынуждены покинуть родные места в связи с военными действиями. Им также потребовалась тёплая одежда. Так о рассказовских варежках и чулках узнали во всех отдалённых уголках страны.
Именно изготовление шерстяных изделий помогло рассказовцам выжить в те далёкие тяжелее годы. Из-за постоянного роста цен и гибели промышленного производства и в наши дни именно носочный промысел помогает выживать значительному числу горожан.
Будут ли вязать рассказовцы в будущем, не знаем! Посмторим !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
Занятие написано для детей первой младшей группы (2-3 года)Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом);закреплять названия осенних месяцев, знания о характерных пр...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми раннего возраста Тема: «Веселый петушок»
Конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенняя сказка»
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возрастана тему: «Осенняя сказка»...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Святое дело – Родине служить!»
Патриотическое воспитание дошкольников....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительного к школе возраста «Свойства сахара».
Данный конспект поможет воспитателю в игровой форме и с помощью экспериментирования познакомить детей со свойством сахара....
План-конспект непосредственной коррекционной образовательной деятельности по поликультурному образованию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина?»
Знакомлю детей с нашей малой Родиной-Краснодарским краем и столицей нашей Родины-Москвой....