Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «РАССКАЗОВСКИЕ НОСКИ »
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Данная методическая разработка рекомендована педагогам ДОУ для воспитания у детей любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 51 КБ |
презентация к занятию | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
«РАССКАЗОВСКИЕ НОСКИ »
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»
К. Симонов
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают воспитание любви к родному дому, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ.
В этой связи, как мне представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель: формирование у детей представлений об истории и социально-экономической значимости родного города, его символике.
Интеграция:
Социально - коммуникативное развитие:
Обогащать представления детей о людях, их социальных и профессиональных ролях, правилах отношений взрослых и детей; формировании начал гражданственности.
Расширять знания об историческом прошлом и настоящем родного города,
Воспитывать уважение и благодарность к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни, ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.
Речевое развитие.
Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни;
Накапливать опыт участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе.
Физическое развитие.
Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Предварительная работа: знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа; рассматривание различных вязанных изделий; наблюдение за процессом вязания; рассматривание альбомов о родном городе; чтение русских народных сказок; слушание русской народной музыки; экскурсии в русскую избу.
Предметно - развивающая среда:
русская изба; проектор, экран, ноутбук; выставка образцов вязаной детской одежды и пряжи;
выставка носков – аппликация и рисование
солёное тесто, баранки; аудиозапись Н. Кадышевой «Течёт ручей»
Ход мероприятия:
Дети входят в русскую избу, их встречает хозяйка.
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие.
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге – хозяйке радость.
Для них и место готово.
Красному гостю – красное место.
Хозяйка: Я вас очень ждала в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна пирогами», поэтому я тесто замесила, а испечь не успела. Вы мне поможете испечь баранки к чаю?
Дети проходят, садятся за столы, на столе разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Хозяйка напоминает детям, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают колечком и край слепляют. Готовые бублики дети укладывают на противень, и хозяйка ставит в печь.
Хозяйка: На Руси люди собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, танцевали и играли в игры. Вот и мы с вами сегодня поиграем в русскую народную игру »Ручеек». Ребята, вставайте парами, а я буду водить.
Играет русская народная песня «Бежит ручей» в исполнении Н. Кадышевой.
После этой игры дети садятся на подушки, раздается стук в дверь. Входит почтальон и отдает Хозяйке посылку от Емели. Хозяйка достает сверток и конверт, открывает его и читает письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я – Емеля из русской народной сказки. Я хотел прийти к вам в гости, но у меня прохудились все носки, вот я и не могу сам выйти из дома, ноги мерзнут. У меня к вам огромная просьба: пришлите пожалуйста, пожалуйста, новые носки. Ведь ваш город славится ими.
Хозяйка: ребята, поможем Емеле? Подарим Емеле вот эти носки. А заодно расскажем почему наш город славится носочным промыслом.
Беседа воспитателя с детьми (стараться, чтобы дети рассказывали сами, помогать только, когда затрудняются)
1 слайд. Вязаные шерстяные носки уже давно являются символом города Рассказово. Носки рукодельные домохозяйки вязали на продажу во все времена.
2 слайд. Вязанием в Рассказове занимались с самого основания города. Ведь в каждом дворе содержали овец, а то и коз.
3 слайд. Из овечьей шерсти рассказовцы в домашних условиях изготавливали войлок и сукно, Так как раньше машин не было, а шерсти было много, то пряли ее на прялках. Шерсть и пух пряли в нить, а из остатков вязали чулки, варежки, платки и кофты. Носки – это более современное название, в старые времена вязали именно чулки.
4 слад. Вязание было исключительно бабьим делом. Женщины сами стригли овец или покупали шерсть, сами вязали и продавали полученные изделия.
5 слайд. Весь полученный доход женщины тратили на своих дочек: обували и одевали лучше, чем соседи и готовить им приданое к свадьбе. Поэтому за спицы девочки садились, как только правильно могли их держать и бросали их в глубокой старости, когда руки уже не слушались.
6 слайд. С появлением суконных фабрик, ростом населения в Рассказово увеличивается и рост чулочного промысла. Рассказовские вязаные изделия хорошо знали по всей губернии и даже за её пределами. К началу ХХ века в Рассказове появились первые вязальные машины, а с ними и вязально-чулочные фабрики, которые предлагали товар уже машинной вязки.
7 слад. Главной же причиной расцвета носочного производства и его славы на всю империю послужило трагическое событие – начало первой мировой войны.
8 слад. Армии в огромном количестве требовались шерстяные вещи, включая трёхпалые варежки, чтобы солдатом было удобнее стрелять. В Рассказово хлынул огромный поток скупщиков, которые потом продавали приобретённый товар Военному ведомству и населению других губерний.
9 слайд. Рассказовцы сами отсылали огромными партиями вязаные вещи землякам на фронт. Вскоре на Тамбовщине появились беженцы, которые были вынуждены покинуть родные места в связи с военными действиями. Им также потребовалась тёплая одежда. Так о рассказовских варежках и чулках узнали во всех отдалённых уголках страны.
10 слайд. Именно изготовление шерстяных изделий помогло рассказовцам выжить в те далёкие тяжелее годы. Да и в наши дни именно носочный промысел помогает значительному числу горожан.
Хозяйка. Посмотрите на герб нашего города. Теперь можете сказать, почему на нём клубок пряжи?
А Емеле мы заранее приготовили носки, ему их и пошлем.
Вот теперь Емеля будет доволен!
Хозяйка: Ой, ребята, мы совсем забыли про наши бублики.
Достает из печки противень с уже готовыми сушками и предлагает всем пойти в группу пить чай.
Хозяйка прощается с детьми, приглашает их прийти еще в гости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши.
Поэтому буду продолжать работу по ознакомлению дошкольников с историей создания и развития города, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, попытаются сделать так, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Презентация для детей «Рассказовские носки»
Аудиозапись Н.Кадышевой «Течёт ручей»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вязаные шерстяные носки уже более десяти лет по праву являются символом города Рассказово, ведь во многом благодаря производству этих шерстяных изделий население города выживает в новых, непростых экономических условиях. Что представляет собой это производство и где оно расположено? Да практически в каждом втором доме населенного пункта. Назвать точное время начала работы «носочной индустрии» уже никто не берется. Ведь шерстяные носки рукодельные домохозяйки вязали на продажу во все времена ,
Вязанием в Рассказове занимались с самого основания, ведь сырьё здесь имелось в избытке. В каждом дворе содержали овец, а то и коз.
Из овечьей шерсти рассказовцы в домашних условиях изготавливали войлок и сукно, из остатков вязали чулки, варежки, платки и кофты. Носки – это более современное название, в старые времена вязали именно чулки.
Вязание было исключительно бабьим делом. Женщины сами стригли овец или покупали шерсть, сами вязали и продавали полученные изделия, деньгами распоряжались тоже сами.
К чулочному промыслу мужья не касались, весь полученный доход женщины тратили на своих дочек: обували и одевали лучше, чем соседи и готовить им приданое к свадьбе. Поэтому за спицы девочки садились, как только правильно могли их держать и бросали их в глубокой старости, когда руки уже не слушались.
С появлением суконных фабрик, ростом населения в Рассказово увеличивается и рост чулочного промысла. Рассказовские вязаные изделия хорошо знали по всей губернии и даже за её пределами. К началу ХХ века в Рассказове появились первые вязальные машины а с ними и вязально-чулочные фабрики, которые предлагали товар уже машинной вязки.
Главной же причиной расцвета носочного производства и его славы на всю империю послужило трагическое событие – начало первой мировой войны.
Армии в огромном количестве требовались шерстяные вещи, включая трёхпалые варежки, чтобы солдатом было удобнее стрелять. В Рассказово хлынул огромный поток скупщиков, которые потом продавали приобретённый товар Военному ведомству и населению других губерний.
Рассказовцы сами отсылали огромными партиями вязаные вещи землякам на фронт. Вскоре на Тамбовщине появились беженцы, которые были вынуждены покинуть родные места в связи с военными действиями. Им также потребовалась тёплая одежда. Так о рассказовских варежках и чулках узнали во всех отдалённых уголках страны.
Именно изготовление шерстяных изделий помогло рассказовцам выжить в те далёкие тяжелее годы. Из-за постоянного роста цен и гибели промышленного производства и в наши дни именно носочный промысел помогает выживать значительному числу горожан.
Будут ли вязать рассказовцы в будущем, не знаем! Посмторим !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
Занятие написано для детей первой младшей группы (2-3 года)Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом);закреплять названия осенних месяцев, знания о характерных пр...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми раннего возраста Тема: «Веселый петушок»
Конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенняя сказка»
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возрастана тему: «Осенняя сказка»...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Святое дело – Родине служить!»
Патриотическое воспитание дошкольников....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительного к школе возраста «Свойства сахара».
Данный конспект поможет воспитателю в игровой форме и с помощью экспериментирования познакомить детей со свойством сахара....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке для детей старшего дошкольного возраста «Футболист»
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке для детей старшего дошкольного возраста «Футболист»...