Конспект занятия организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме
Занятие написано для детей первой младшей группы (2-3 года)
- Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом);
- закреплять названия осенних месяцев, знания о характерных признаках осени (похолодание, продолжительные дожди, первые заморозки, изменение окраски листьев, увядание трав, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых);
- учить устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий (постепенное замирание жизни рас гений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоемов); рассказать об осенних работах на огороде, в саду, в поле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
речевое развитие | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Программные задачи:
- Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом);
- закреплять названия осенних месяцев, знания о характерных признаках осени (похолодание, продолжительные дожди, первые заморозки, изменение окраски листьев, увядание трав, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых);
- учить устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий (постепенное замирание жизни рас гений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоемов); рассказать об осенних работах на огороде, в саду, в поле.
Материал. Демонстрационный материал: сюжетные картинки «Осень», «Лето», «Зима», «Весна»; картинки-опоры (солнце; символы дня и ночи (короткая желтая и длинная черная полоска); желтый лист дерева; жук; пруд; птицы, летящие клином; зонт). Раздаточный материал: карточки с изображением лиц человечков, на которых не нарисованы губы, и картинки в конверте (губы в трех положениях: улыбающиеся — дуга вниз, грустные — дуга вверх, равнодушные — горизонтальная линия); 4 картинки (поля и рощи в разное время года).
Ход занятия.
Организационный момент. На доске сюжетные картинки «Осень», «Лето», «Зима», «Весна».
Воспитатель. Рассмотрите картинки и назовите время года, изображенное на них. Назовите самое холодное время года. (Зима.) (Педагог убирает картинку) Про какое время мы говорим «природа просыпается»? (Весна.) (Убирает картинку.) Какие времена года изображены на оставшихся картинках? (Лето, осень.) Почему вы решили, что на этой картинке изображено лето? (Дети легко одеты, купаются, загорают, листья на деревьях и трава зеленого цвета.) Почему вы решили, что на этой картинке изображена осень? (Дети одеты в кофты, курточки, листья на деревьях начинают желтеть и опадать, трава желтеет и увядает.) Мы назвали признаки лета и осени. Что одинаковое в этих картинках? (На обеих картинках есть солнце, небо, река, дети, дерево, трава.) Но вы определили, что на этих картинках изображены разные времена года. Чем различаются эти картинки? (На первой картинке дети одеты легко, на второй — тепло; на первой картинке дерево и трава — зеленого цвета, на второй — желтые; на первой картинке небо ярко-голубое, на второй — серое.) Почему на второй картинке изображены такие изменения в природе? (Похолодало.)
Воспитатель : почему произошло похолодание? (Солнце греет меньше.) (Педагог выставляет опорную картинку «Солнце».) Солнце греет меньше, значит, стало меньше света и тепла. Стало меньше света, значит, день стал короче или длиннее? (Короче.) (Выставляется символ дня — короткая желтая полоска.) Как изменилась длина ночи? (Она стала длиннее.) (Выставляется символ ночи — длинная черная полоска.) К чему приводит нехватка света и тепла? (Листья и трава меняют цвет.) (Выставляется картинка с желтым листом дерева.) Какого цвета а могут быть осенью листья деревьев и трава? (Желтого, красного, коричневого; разных цветов, разноцветные.) Какие же еще изменения произошли в природе из-за похолодания? (Насекомые прячутся в землю; замерзают водоёмы , птицы улетают в теплые края.) (Выставляются картинки — пруд, птицы, летящие клином.) Осенью небо становится серого цвета. Почему? (Часто идут холодные затяжные дожди) (Выставляется картинка — зонт.)
Воспитатель: Назовите признаки осени. (По опорным картинкам). Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь. ) В сентябре начали желтеть и опадать листья. Осень только началась: еще много зеленых листьев на деревьях, мало желтых; еще не очень холодно. Говорят, это -начало осени, или, по-другому, ранняя осень.
Физкультминутка. воспитатель. Закройте глаза, послушайте внимательно и скажите, что услышали: шуршание бумаги, шуршание сухих листьев, стук капель дождя.
Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Капля раз, капля два (Прыжок на носочках, руки на поясе.)
Очень медленно сперва. (4 прыжка.)
А потом, потом, потом (8 прыжков.)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)
Воспитатель читает детям стихотворение А. Плещеева «Осенняя песенка»:
Миновало лето, Птички улетели,
Осень наступила, Стали дни короче.
На полях и в рощах Солнышка не видно,
Пусто и уныло. Тёмны, тёмны ночи.
Воспитатель . Какое время года прошло? (Лето.) Каким словом в стихотворении об этом сказано?
Повторное чтение первых двух строчек стихотворения с интонационным выделением слова «миновало».
Воспитатель . Какое время года наступило? Как об этом сказано в стихотворении? (Осень наступила.)
Повторное чтение следующих двух строчек стихотворения. Одновременно педагог выставляет на доску 4 картинки с изображением полей и рощ в разное время года. Дети должны выбрать картинку, подходящую по смыслу этим строкам стихотворения.
Воспитатель . Как же стало на полях и в рощах поздней осенью? (Пусто и уныло.)
Словарная работа («пусто» — голо, пустынно, безлюдно; «уныло» — печально, грустно). Повторное чтение следующих двух строчек стихотворения.
Воспитатель . О каких приметах осени говорится в этих строчках? (Улетели птицы в теплые края; ночи стали длиннее, а дни короче.)
Повторное чтение последних двух строчек.
Воспитатель . Почему не видно солнышка? (Небо часто затянуто серыми, дождевыми тучами.) Ночи стали не только длинные, но и очень темные.
Повторное чтение всего стихотворения.
Воспитатель: Какому настроению человека соответствует стихотворение? (Грустному, невеселому, унылому, тоскливому.) Изобразите на своих лицах такое настроение.
Перед каждым ребенком на столе лежит карточка с изображением лица человечка, на котором не нарисованы губы, а в конверте — картинки с губами в трех положениях: улыбающиеся— дуга вниз, грустные — дуга вверх, равнодушные — горизонтальная линия.
Воспитатель . Подберите к лицу человечка губы, передающие осеннее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «Мы рады солнышку и весне»
Задачи:1) Развивать навыки общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками («Социально-коммуникативное развитие»)2) Развивать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь ...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенняя сказка»
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возрастана тему: «Осенняя сказка»...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в музей»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Экскурсия в музей"...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста Тема: «К нам в гости пришла матрёшка».
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми дошкольного возраста (4-5 лет) «В гостях у бабушки Федоры»
конспект по призведению "Федорино горе"...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми дошкольного возраста (4-5 лет) «В гостях у бабушки Федоры»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми дошкольного возраста (4-5 лет) «В гостях у бабушки Федоры»...
Конспект открытого просмотра непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста в группе "Мышата" МБДОУ д/с № 2 "Сказка" 2020 г.
Тема: "Рассматривание картины "Мы играем в кубики, строим дом"".Задачи: - связная речь: учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы (по картине) и...