Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительного к школе возраста «Свойства сахара».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Данный конспект поможет воспитателю в игровой форме и с помощью экспериментирования познакомить детей со свойством сахара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt.docx73.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна

«Центр развития ребенка - детский сад «Жемчужинка»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя  с детьми подготовительного к школе возраста

«Свойства сахара»

Подготовила: воспитатель I к.к.

Гапоненко Екатерина Андреевна

Тулун, 2017 г.

Тема: Свойства сахара.

Программное содержание:

  1.  Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
  2.  Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, вкус, растворимость) и его значение для человека.
  3. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
  4. Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с сахаром; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
  5.  Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Предварительная работа: 

1. Чтение стихотворения А. Ивич «Про сахар».

2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

3. Просмотр видеофильма «Как получают сахар».

4. Дидактическая игра «Свойства предметов»

5. Беседы о том, как люди используют качества и свойства сахара  при изготовлении разных предметов.

6. Беседы по технике безопасности.

7. Проведение исследований, опытов.

Оборудование: халаты для детей и воспитателя, мешочки с сахаром, дневник наблюдений, маленькие тарелки, большая тарелка, лупы, черный картон, маленькие ложечки, сахар – рафинад, стаканы  с водой, сладкие петушки, свеча, карточки – модели для обозначения свойств сахара, салфетки.

Активизация словаря: лаборатория, исследователи, сахарная свекла, сахарный тростник, лупа, кристаллики, сахар - рафинад.

Ход НОД

Дети входят в группу.

- Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети встают в круг.

Воспитатель:

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! -

 Солнцу и птицам.

- Доброе утро! –

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера!

- Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для Вас, ребята. Ведь вы пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.

(дети обращают внимание на группу)

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, как вы думаете, куда мы попали?

(ответы детей)

- Почему вы так решили?

- Посмотрите, на столах какие – то предметы, для чего они нужны?

- Молодцы, правильно, для исследований.

- Кто работает в лаборатории?

- Правильно, ученые, химики, исследователи.

- Что они делают?

- Как вы думаете, интересная у них работа?

- А вы хотите побыть сегодня исследователями?

-Но для того, чтобы ими стать нам надо одеться так же, как исследователи. А во что они одеты? (Халаты, тапочки, шапочки, перчатки, очки)

- Молодцы, давайте наденем специальную  одежду, которая висит у вас на стульях.

(дети одеваются)

- Готовы к работе? Можно начинать?

- Ребята, на самом деле, в лабораториях есть еще и свои правила, которые должен знать и выполнять каждый работник, исследователь.

-  Как вы думаете, что это за правила?

(воспитатель обобщает ответы детей и проговаривает правила)

- Молодцы, вы все правильно назвали. А кто мне скажет, что мы сегодня будем исследовать?

(ответы детей)

- Ребята, а чтобы узнать, я предлагаю вам взять в руки мешочки, потрогать, понюхать и попытаться отгадать что там!

(Дети определяют,  что в мешочках, а воспитатель загадывает загадку)

Белый он, как снег, колючий.

Как песок сухой, сыпучий.

Сладкий-сладкий, словно мёд.

Чай с ним часто муха пьёт.

- Молодцы!  Откройте мешочки, посмотрите, правда ли там сахар.

 - А для чего нам нужен сахар? Где мы используем?

- А кто знает, из чего его получают?

- Молодцы, правильно!

 - В Россию сахар сначала привозили из-за границы и продавали в аптеках. Потом Царь Петр решил проблему и в России открыли сахарный завод и начали производить сахар. Привычный нам сахар,  производят из сахарной свеклы или тростника. 

Сегодня сахар стал неотъемлемой частью рациона любого человека. Если раньше люди ели сладкое лакомство только по большим праздникам, а большая часть населения и вовсе могли не попробовать его ни разу в жизни, то сегодня, напротив, люди стали употреблять много сахара.

- Ребята, вы молодцы, очень  много знаете о сахаре, а вот какие он имеет свойства, мы сегодня с вами узнаем в нашей лаборатории.

- Когда исследователи что - то рассматривают, изучают, они заносят это в таблицу, чтобы потом не забыть и сделать какие - то открытия. И мы сегодня как настоящие исследователи, будем все то, что узнали, записывать в таблицу.

(Воспитатель прикрепляет таблицу для выводов на мольберт)

- Посмотрите, таблица пустая.

- Что мы будем сегодня рассматривать?

 - Правильно, сахар. Найдите среди карточек  и прикрепите ее на мольберт.

- Молодцы!

(выходит ребенок и прикрепляет карточку с изображением сахара)

- Ребята, пойдите к столу со своими мешочками. Перед вами стоят тарелочки, осторожно, из мешочка переместите на них немного сахара.

- Как сахар оказался в тарелочках? (пересыпали, насыпали)

- А что это значит? Какой он? (сыпучий….рассыпчатый и др.)

- Правильно ребята, вот мы и нашли 1 свойство сахара - сахар сыпучий.

- Давайте проверим, пересыпьте сахар из своих тарелок в эту большую тарелку

- Сыплется? Правильно определили?

-  Давайте обозначим это в таблице, найдите карточку,  обозначающую это свойство.

(дети прикрепляют на мольберт карточку)

- Молодцы!  Продолжаем свою работу! 

(Воспитатель приглашает детей за стол, где  лежат лупы, картон черный, ложечки, тарелка с  сахаром).

- Ребята, подойдите к этому столу. Что вы видите?

- Как вы думаете, для чего  нужны лупы?

- Молодцы! Лупы в несколько раз увеличивают предмет и помогают исследователям хорошо рассмотреть что – либо. Что мы сейчас и будем делать.

-Ребята, вы сказали, что сахар сыпучий, а почему?

- Хорошо,  вы говорите, что он состоит из кристалликов. Давайте проверим. Возьмите на кончик ложечки немного сахара и насыпьте его на картон.

 - Сейчас возьмите  лупы и внимательно рассмотрите, что вы видите на картоне.

- Правильно, кристаллики сахара. А на что они похожи, какой они формы?

- Молодцы, давайте отметим это в своей таблице. Выберите нужную карточку.

 

- Ребята,  а есть сахар не сыпучий?

- Есть. Из множества кристалликов делают кусочки сахара похожие на кубики, и называется он как, кто - нибудь знает?

- Молодцы!  Правильно, рафинад  (воспитатель показывает кусочки сахара).

- Посмотрите, какого он цвета?

- Правильно, что это значит? (имеет цвет)

- Возьмите один кубик сахара рафинада  и положите его в рот. Что вы почувствовали? Что можете сказать?

- А это значит… сахар имеет вкус.

- Молодцы!

- Что мы выяснили? Какие свойства сахара мы нашли?

- Молодцы,  сахар имеет цвет и вкус.

- Давайте найдем карточки с этими свойствами и прикрепим на таблицу.

(дети прикрепляют на таблицу)

- Ребята, исследователям в лабораториях нужен отдых. Поэтому я предлагаю вам отдохнуть.

Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы на право-
Не начать ли все сначала?

(Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят стаканы с водой, большая тарелка с сахаром, маленькие ложечки).

- Ребята, мы продолжаем исследовать свойства сахара в нашей лаборатории. Подойдите к этому столу. Что на нем находится? (ответы детей)

- Посмотрите действительно ли это вода? (дети нюхают, пробуют на вкус).

- Возьмите ложечкой сахар и насыпьте в свои стаканы. Помешайте.

 - Что произошло? (сахар исчез, растворился).

 - А это значит….?

 - Молодцы! Ребята, мы нашли еще одно свойство сахара – сахар растворяется в жидкости.

-  Найдите карточку и поместите ее в нашу таблицу.

(дети заносят в таблицу свойство)

Воспитатель держит поднос с петушками, накрытый тканью.

- Ребята, отгадайте, что у меня в руках?

- Давайте поиграем в игру «Да - нет», для того чтоб отгадать что спрятано под тканью.  Вы мне будете задавать вопросы, можете называть свойства,  а я отвечать на них да или нет!

- Ребята, у меня находятся сладкие петушки.

- А из чего их делают?

- А как получились петушки из сахара вам интересно?

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоит свеча, тарелочка, ложка с сахаром.

- Посмотрите, что находится  на столе.

 -Может кто уже догадался что мы будем делать? 

- Молодцы,  для того чтобы сахар стал жидким, его нагревают. С помощью чего?

- Правильно, мы сегодня будем использовать свечу.

Воспитатель поджигает свечу, подносит ложку к пламени, и вместе с детьми наблюдает, как сахар растворяется.

- Посмотрите, какой стал сахар?

 - Ребята, а какие леденцы?

- А что нам надо сделать дальше?

- Правильно, мы сейчас возьмем и положим ложку с сахаром, пройдет время и  сахар остынет и застынет, превратится в леденец.

- Ребята, люди которые делают леденцы, используют формочки в виде петушков, зайчат, медвежат и др. И когда сахар становится жидким после нагревания, эту жидкость заливают в формочки. Потом когда он застывает, и получаются красивые леденцы.

- А сейчас скажите мне, до того как мы нагрели сахар, какой он бал?

- А после того как мы его нагрели, он стал жидким.

 - Какое  свойство сахара мы с вами определили?

- Молодцы! Возьмите карточку и поместите на мольберт.

( Дети прикрепляют свойство сахара в таблицу)

- Молодцы, на этом наша работа в лаборатории подошла к концу.

- Вам понравилось быть исследователями?

- А давайте посмотрим на нашу исследовательскую таблицу.

- Что мы сегодня рассматривали и изучали в лаборатории?

- Молодцы! Сахар.

- А что вы можете рассказать о сахаре? Какими свойствами он обладает?


Дети и воспитатель делают выводы:

- Сахар сыпучий, рассыпчатый;

- Растворяется в воде;

- Сахар имеет белый цвет;

- Он сладкий на вкус;

- Кристаллики сахара имеют форму;

- При нагревании он становится жидким.

- Ребята, вы сегодня хорошо поработали, были настоящими исследователями, очень внимательными! За вашу работу, я хочу вас угостить этими леденцами, которые сделаны из сахара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР "Незнайка собирается в школу".

Интеграция образовательных областей:"Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Здоровье", "Музыка", "Чтение художественной литературы".Цель: Развитие математических способностей, познавательно-речев...

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Рисование тема: «Золотая хохлома»

Рисование тема: «Золотая хохлома» (с осуществлением деятельного подхода, технологии проектной деятельности, технологии исследовательской деятельности)...

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Речевое развитие» Составление рассказа по репродукции картины «Лиса с лисятами».

Составление рассказа по репродукции картины«Лиса с лисятами». (с осуществлением деятельного подхода, технологии исследовательской деятельности, игровой технологии)...

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Познавательное развитие»

ФЭМП тема: «Счёт разноцветных кружков»(с осуществлением деятельного подхода, технологии исследовательской деятельности, игровой технологии)...

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Познавательное развитие»

Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух всему живому необходим»(с осуществлением деятельного подхода, технологии исследовательской деятельности, игровой технологии)...

Конспект непосредственно - организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Наша Родина – Россия».

Обобщить и систематизировать знания детей о России. Закрепить знание детей  о государственной символике: гербе и гимне, флаге РФ (о значении цветов Российского флага)....