Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию "Наш северный край"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл http://nsportal.ru/modules/file/icons/x-office-document.png19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию

                                «Край наш северный».

Цель: Расширять представления детей о северном крае .

Задачи:

1. Уточнить и закрепить знания детей о жизни и быте коренных народов севера – ханты;

2. Развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы. Обогащать словарный запас детей   национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел. Продолжать знакомить детей с играми народов севера, развивать ловкость. .

3. Воспитывать любовь к родному краю, уважение  и интерес к традициям людей разных национальностей, нравственно – патриотические качества: гуманизм, желание больше узнать об их жизни

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Материал к занятию: Презентация  « Мой край северный», кукла в национальном костюме,

Предварительная работа: Беседы « Знакомство с народами севера» , « Животные Севера», « Какие ягоды растут на севере». Рассматривание иллюстрации. Разучивание игр народов севера

Чтение произведений: «Айога», «Лепешки», « Кукушка».

Рисование: «Северное сияние», «Олень» ,Где то на белом свете…».

Аппликация: «Веселый хант», «На севере» «Узоры Севера»

Конструирование: « Построим чум»

Ход занятия:

1. Игра «Колокольчик»

Динь – динь – динь

Колокольчик поскорей!

Динь – динь – динь

Созывай моих друзей.

Динь – динь – динь

Становитесь, детки, в кружок, колокольчик вас играть зовет

Все собрались?

Все здоровы?

Бегать и играть готовы?

Ну, тогда подбодрись

Не зевай и не ленись.

2. Создание мотивации к занятию

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кажется, кто-то стучится? Посмотрим, кто это (воспитатель вносит игрушку ханта) Вы узнали его? Это - хозяин северной земли, представитель древнего народа, хант. А пришел он к вам, чтобы пригласить вас в путешествие по его земле предков и рассказать о своем народе Ханты. Но сначала скажите, как называется край, в котором мы живем?

Дети: Север, Ханты - Мансийский.

Воспитатель: Правильно. Но наш край можно назвать по - другому: Югра, или ласково и нежно - Югория.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, где живут ханты? Верно, ханты живут в лесу, их даже называют лесные жители. Мы сегодня отправимся в гости к хантам в сибирский дремучий лес – тайгу.

Как вы думаете, на чем мы туда отправимся? Послушайте загадку?

Для колес, копыт и ног много сделано дорог,

Ну, а если снег и сопки, перевалы на пути?

Там всегда в метель и стужу,

Без дорог и ночь и день,

Человеку честно служит быстрый, северный… (олень)

Посмотрите, какой красивый северный олень поможет нам добраться до тайги, где живут ханты. Сейчас мы его запряжем в оленью упряжку и отправимся в гости к хантам. Дети занимайте места в оленьей упряжке, отправляемся в путь (звучит музыка и песня «Лесной олень»)

3. Основная часть

Вот мы и приехали.

-Ой, посмотрите-ка ребята, что это? Как называется этот домик, кто знает? (чум)

-Интересно, кто здесь живет? (показываю кукол хантов)

—Как называются жилища хантов, кто запомнил?

—Из чего они делаются?

Жилища хантов называется - «Чум». Чтобы сделать его, ханты берут длинные деревянные шесты, устанавливают в виде треугольника, которые в дальнейшем покрывают оленьими шкурами. Землю тоже устилают шкурами. В середине чума - печка. Вверху оставляют отверстие, куда выходит дым, когда топят печь.

-Чем могут заниматься эти люди?

-Ханты занимаются рыболовством, охотой, собирают ягоды, разводят оленей.

-На чём ханты передвигаются по такому глубокому снегу?

-Как олени помогают человеку на севере? (олени перевозят детей, оленье мясо и молоко употребляют в пищу)

-Ребята, помните, я вам говорила, что олени любят полакомиться ягодой? А вы любите ягоду? Какие ягоды растут на Севере, кто знает? (морошка, голубика, черника, клюква, брусника). Все эти ягоды богаты витамином С, который укрепляет организм и помогает ему бороться с простудой

Игра «Что лишнее»

-Давайте с вами угостим нашего оленя северными ягодами (на магнитной доске прикреплены картинки ягод, детям нужно убрать ягоды, которые не растут на севере)

Воспитатель: - Мы говорили, что зима в нашем краю холодная, студеная, дуют ветра. И кажется, я уже начинаю замерзать. Давайте с вами поиграем, сделаем зарядку, может и согреемся.

Физминутка (выполняется в кругу)

Ноги устали не знают, ловко по тайге шагают.

(ходьба на месте с высоким подниманием колен)

Чтоб в тайге не заблудиться, нужно вместе потрудиться,

А уставшая спина, это просто ерунда.

(повороты туловища влево и вправо)

Срок пришёл, займись костром, подружись-ка с топором.

Порубить дрова решили 1, 2, 3, 4 (наклоны вниз и вверх)

Чтобы жар костру задать, всем руками помахать. Ручки вверх и ручки вниз, ну-ка, ну-ка, не ленись.

Наш костер во всю дымиться, дыма облако клубиться. Вот и гаснет, наконец. И зарядочке конец!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, не холодно ли в тайге зимой хантам?

Дети: - Холодно, но люди тепло одеты?

Воспитатель: Да в тундре постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замерзнуть ,жители тундры шьют себе специальную одежду. Отгадав загадку . вы узнаете

«В одну дырку влезешь, а из трех вылезаешь»

Дети: - Малица

Воспитатель: _Кто расскажет нам про малицу?

Дети: _ Малица-это мужская шуба из оленьего меха с капюшоном

Воспитатель:- А ноги во что обуты у мужчин?

Дети: -Кисы, это длинные сапоги, сшитые из оленьей шкуры

(Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тайги и людей)

Воспитатель: Да , правильно ребята. Мужчины еще сверху малицы надевают пояс. Пояс для мужчины считается гордостью ,он никогда и нигде не бросает и не снимает.

-Ребята, вспомните, как называется женская шуба?

Дети: - ягушка. ( рассматривают ягушку)

Воспитатель: -Чем отличается ягушка от малицы?

Дети: -Ягушка –женская одежда, у нее разрез впереди и нет капюшона. Она надевается как пальто

Воспитатель: - Мы с вами говорили, что пояс для мужчины –гордость ,а что является гордостью для женщины?

Дети: -Сумочка.

Воспитатель:- В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса. А потом украшают узором и орнаментом. Каждый узор называли своим названием. Ханты очень талантливые, еще они делают красивые изделия из меха , бисера, цветных ниток.

Воспитатель: -  Посмотрите внимательно на этот орнамент, что он напоминает, на что похож (показываю орнамент)

Дети: - На оленьи рожки.

- Верно, вот такой орнамент назвали «Оленьи рожки»

-Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Хантыйские авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим ханты любят играть в народные подвижные игры. Мы с вами в эти игры тоже играли на занятии по физкультуре. Вот и сейчас я предлагаю поиграть в игру «Ручейки и озера»

Хантыйская игра «Ручейки и озера»

Цель: Упражнять детей в беге в колоннах в разных направлениях. Развивать зрительное и слуховое внимание. Игроки стоят в 2 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом и разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера, вокруг своего ориентира. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. Правила игры: бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны; строиться в круг можно только по сигналу.

Воспитатель: Славно мы сегодня повеселились, очень крепко подружились. Поплясали, поиграли, все вокруг друзьями стали. Я желаю вам со всеми народами дружить, в гости к ним приходить, всё на свете узнавать, почемучками стать и тогда скука вам будет нипочём. Вот подошёл к концу наше весёлое путешествие по нашему северному краю. Вот теперь нам пора возвращаться в детский сад, запрягаем оленей в упряжку, устраиваемся поудобней. Пора в путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.

Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...