Пояснительная записка
материал на тему

Ядыкина Елена Геннадьевна

Пояснительная записка к Презентации ведущих идей профессиональной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_prezentatsii_1.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка  участницы конкурса

                                                  «Лесенка успеха – 2017» Ядыкиной

                                                Елены Геннадьевны, воспитателя

                                     МБДОУ детский сад № 66

                        города Киселевска

Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности к истории родного края через организацию проектной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. При этом важно выделить, что целевой ориентир «наличие знаний о себе, природном и социальном мире, в котором дошкольник растёт» позволяет оценить эффективность познавательного развития дошкольника, его готовности к школе.

Таким образом, содержание образовательной деятельности в дошкольной организации по познавательному развитию детей должно быть направлено на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребёнку освоить начальные представления в области истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.

Реализация такой системы образования невозможна без знаний истории, традиций, культурных истоков, обычаев, особенностей устного народного творчества своей родины, своего края.

                Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. И такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать историческую информацию о предмете, является проектная деятельность. 

Актуальность выбранной мною темы связана с тем, что современные тенденции качественного переустройства в дошкольном образовании строятся на тех же гуманистических основаниях, что и метод проектов.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Учитывая тот факт, что история –  это, прежде всего, наука о прошлом, о далеких и недавних событиях в жизни людей, одним из путей   элементарного  знакомства  старших  дошкольников  с  историей родного края является ознакомление их с историческими событиями, достопримечательностями, творчеством и подвигами людей, прославившими его.

Для того, чтобы выявить уровень сформированности представлений и уровень познавательной активности старших дошкольников к изучению истории  родного края, его природном мире, достопримечательностях родного города, людях, прославивших его, я провела мониторинг по разделу «Познавательное развитие». Проанализировав ответы детей, на вопросы диагностической беседы «История родного края, города», я пришла к выводу, что большинство из них имеет недостаточно знаний по этому разделу. Воспитанники не смогли назвать ни одного исторического события прошлого, кроме рассказов о великой отечественной войне, более того не владеют информацией о коренных народах края, его природном мире, традициях. Дети не проявляют особого интереса к изучению истории своего края. Из бесед с коллегами я выяснила, что, к сожалению, большинство педагогов сами недостаточно хорошо знают историю своего края, событий прошлого, не представляют о чём и как можно рассказать детям.

Проблема. Идея изучения родного края и использования проектного метода в педагогическом процессе не новая. Но на сегодняшний момент в  дошкольном образовании не существует эффективных методических рекомендаций приобщения дошкольников к истории родного края. Только в отдельных работах предлагается система воспитания у детей дошкольного возраста интереса к прошлому, любви к отечеству в рамках приобщения к национальной родной культуре, знакомства с природой России, развитие социальных представлений о своей родной стране, труде взрослых.

                Для того, чтобы понять особенности восприятия исторических событий старшими дошкольниками, мною был использован метод проектов, который обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Поэтому мною был разработан и реализован проект «Прошлое, настоящее, будущее родного края» для детей старшего дошкольного возраста.

        Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного                                   возраста познавательной активности к истории родного края, через организацию проектной деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Познакомить и систематизировать знания детей о родном крае, об истории своего города, достопримечательностях и знаменитых    людях, прославившим его.
  •  Разработать цикл познавательных занятий для формирования интереса к истории родного края.
  •  Повышение компетентности педагогов по представленной теме.

Развивающие:

  • Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных времён и народов нашего края.
  • Создать условия для развития активной самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей.

Воспитательные:

  • Воспитать у дошкольников духовно - нравственные ценности, гражданско-патриотические чувства и ответственное, уважительное отношение к  культурно-историческому наследию родного края.

Новизна проекта: заключается в выработке новых стратегических подходов в проблеме развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса к изучению истории родного края, города, ценностей и традиций своего народа через организацию проектной деятельности. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории своей малой Родины, края, способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию. Поможет раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей.

Таким образом, для реализации поставленной цели, наилучшим путем ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей родного края  является   совместная деятельность  детей  и  взрослых  по  выполнению  проекта  на  определенную историческую  тему (блочно-тематическое планирование).  

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный этап сентябрь – ноябрь 2015г

Выявить уровень заинтересованности детей (беседа), родителей и педагогов (анкетирование) в реализации проекта «Прошлое, настоящее и будущее родного края».

Провести поисковую работу: рассматривание иллюстраций и чтение книг, отражающих исторические события, природу, знаменитых людей родного края и составление по ним рассказов.

Подбор экспонатов для уголка родного края.

Создать этнобиблиотеку в группе детского сада.

Провести цикл бесед об истории родного края, его природы, знакомство с достопримечательностями города, знаменитыми людьми.

Организовать целевые прогулки по улицам города.

Разработать блочно-тематическое планирование для реализации проекта.

2.Практический (творческий) этап декабрь 2015 г. – сентябрь 2016г.

Организовать и провести встречи-гостиные со знаменитыми людьми города.

Организовать с детьми совместную образовательную деятельность по теме «Знание истории своей Родины – фундамент для будущего».

Организовать экскурсии в городской краеведческий музей,  в Вернисаж, в библиотеку, по памятным местам города.

Создать и оформить книгу памяти о  ветеранах-земляках, участников ВОВ, с привлечением детей и родителей.

 Создать настольно-печатные игры «Прошлое, настоящее, будущее     родного края», «Экскурсия по городу» и дидактические игры «Природа родного края», «В мире животных», «Найди недостающий фрагмент», пазлы «Собери картинку».

Создать и оформить альбомы о народах Сибири, о природе родного края, об истории становления города Киселевска.  

Создать уголок родного края в группе детского сада и на страничке сайта ДОУ.

3.Заключительный (презентационный) этап октябрь 2016 г. 

Осуществить мониторинг уровня познавательной активности детей (знания об истории родного края).

Презентовать настольно-печатные игры  «Прошлое, настоящее, будущее родного края», «Экскурсия по городу» и дидактические игры «Природа родного края», «В мире животных», «Найди недостающий фрагмент», пазл «Собери картинку»;

Организовать творческую выставку- детского творчества  на тему «Из прошлого в будущее»;

Презентовать книгу памяти,  картотеки народных игр, стихов о городе, пальчиковых игр в печатном и электронном виде; Провести итоговое занятие с детьми подготовительной группы «Необычное путешествие»;

Выступить на педагогическом совете МБДОУ с презентацией проекта «Прошлое, настоящее и будущее родного края».

Изучение детьми исторического прошлого, настоящего родного края осуществляется через   интегрирование  исторических  представлений (прошлое, настоящее, будущее), искусствоведческие представления, литературные представления (стихи, проза,   фольклор, игры),  с  природоведческими. Это  интегрирование  проходит  через  всю проектную деятельность.

                Ожидаемые  и конечные результаты проекта:

Прогнозируемые  результаты

Реализация проекта позволит:

-сформировать интерес к изучению у детей  старшего дошкольного возраста истории родного края, своей малой Родины;

-развить у воспитанников творческие и организаторские  способности;

-воспринимать события, факты, явления социальной действительности более осознанно, научить  анализировать их;

-повысить их  мотивационную потребность к изучению родного края;

-выработать у воспитанников позицию личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию своего народа;

-повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации  совместной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников.

Продукт  проектной деятельности:

Уголок родного края, этнобиблиотека в группе детского сада, картотеки: подвижных русских народных игр и народов Сибири, пальчиковых игр, стихотворений для детей о городе Киселевске, родном крае, книга памяти о героях земляках ВОВ, альбомы о природе родного края, народах Сибири, об истории становления родного города, настольно-печатные игры, дидактические игры, картотеки народных и пальчиковых игр, стихов о городе в печатном и электронном виде настольно-печатных игр  «Прошлое, настоящее, будущее родного края», «Экскурсия по городу» и дидактических игр «Природа родного края», «В мире животных», «Найди недостающий фрагмент», пазлы «Собери картинку».

 Дальнейшее развитие проекта

После завершения работы над проектом открылась  возможность его дальнейшего развития.

Реализация данного проекта позволит продолжить работу по формированию познавательного развития об истории родного края, города:  

  • продолжать проводить совместные акции социального и тематического характера;
  • создать методический архив по краеведению;
  • разработать методические рекомендации по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности к изучению истории родного края;
  • использовать этнобиблиотеку и уголок родного края  в работе с детьми и педагогами ДОУ;
  • публиковать материалы проекта в печатных изданиях  и интернет – сайтах, участвовать в конкурсах различного уровня.

Вывод: анализируя положительную динамику результатов моей работы по формированию интереса к истории родного края через организацию проектной деятельности, я пришла к выводу:  познавательное развитие средствами проектного метода в перспективе будет занимать важное  место  в организации образовательного процесса в детском саду. Метод  проектов  дает  ребенку  возможность  экспериментировать, синтезировать  полученные  знания,  развивать  творческие  способности  и коммуникативные умения. Участие  в  проекте  дает  возможность  каждому  участнику  (и ребенку,  и  взрослому)  проявить  свою  индивидуальность,  укрепить  и сохранить чувство собственного достоинства.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы поможем ему установить положительное отношение с миром людей, миром природы и с самим собой.
Я уверена, что системная, последовательная работа по этому направлению поможет зажечь искорку любви и интереса к жизни народов Сибири в разное историческое время.

        Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы поможем ему установить положительное отношение с миром людей, миром природы и с самим собой. Системная, последовательная работа по этому направлению поможет зажечь искорку любви и интереса к жизни народов Сибири в разное историческое время. История родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию  перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...

Пояснительная записка на перспективное планирование недели «Яблочный Спас не пройдет без нас».

планирование составлено в целях духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения детей и их родителей к нравственной культуре, возрождению традиции празднования праздника «Я...

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию авторского перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, орга...

Пояснительная записка

В соответствии с «Положением о дошкольном учреждении и о группах с нарушениями речи», Программами дошкольных образо­вательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией...

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Пояснительная записка к теме: "Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста".

         С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, разви...