Пояснительная записка к планированию занятий в детской студии изобразительного искусства с использованием нетрадиционных изобразительных техник.
методическая разработка по рисованию на тему
Пояснительная записка к планированию занятий в изобразительной студии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к планированию занятий в детской студии изобразительного искусства с использованием нетрадиционных изобразительных техник.
Преподаватель изодеятельности: Нечаева О.А.
Цель программы: развитие у детей дошкольного возраста изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами.
« В одном мгновенье видеть вечность
Огромный мир – в зерне песка
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка».
Уильям Блейк
Задачи программы:
- Формирование всесторонне развитой личности:
- развитие коммуникативных качеств;
- развитие воображения, как основы творческой деятельности;
- развитие образной, ассоциативной памяти, внимания;
- развитие речи;
- формирование нестандартного мышления;
- развитие координации и мелкой моторики;
- Сохранение и укрепление психологического здоровья ребёнка.
- Развитие изобразительных навыков и умений.
- Приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры.
Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала. Рассчитана на детей с 3 до 7 лет.
Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественно-эстетическое развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Творческий процесс предполагает наличие технических навыков и знакомство с различными изобразительными техниками.
Освоение технических навыков
С 3 до 4 лет – правильно держать карандаш и кисть в руке тремя пальцами не слишком близко к концу; правильно обмакивать кисть в краску и промывать ее в воде; отработка навыков сохранения направления движения по окружности и по прямой; обучение правильным приемам закрашивания.
С 4 до 5 лет- формирование осознанного умения менять положение карандаша или кисти при различных приемах рисования; обучать детей рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий; овладение навыком изменения направления движения руки при рисовании.
С 5 до 6 лет – научить по-разному, держать карандаш и кисть при различных приемах рисования; учить использовать в рисунке линии разной интенсивности, что достигается регуляцией силы нажима на карандаш; отрабатывать ритмичность при повторности однородных движений.
С 6 до 7 лет – освоение движений быстро изменяющих направление на противоположное; отработка навыка регуляции силы нажима на карандаш; учить передавать пропорциональное соотношение предметов на рисунке.
Знакомство с различными изобразительными техниками
С3 до 4 лет - Пальчиковая живопись, аппликация, рисование разными материалами, работа восковыми мелками и акварелью, тестопластика, пластилинография, рисование мыльными пузырями, мятая аппликация, печать по трафарету.
С4 до 5 лет – Аппликация, рисование разными материалами, работа восковыми мелками и акварелью, тестопластика, пластилинография, мятая аппликация, печать по трафарету.
С5 до 6 лет – Аппликация, рисование разными материалами, работа восковыми мелками и акварелью, тестопластика, пластилинография, мятая аппликация, печать по трафарету, граттаж, работа акварелью по-сырому, печать засушенными листьями, изонить.
С6 до 7 лет – Аппликация, рисование разными материалами, работа восковыми мелками и акварелью, тестопластика, пластилинография, мятая аппликация, печать по трафарету, граттаж, работа акварелью по-сырому, печать засушенными листьями, изонить, флористика, картины из перьев, круп, ниток и разного бросового материала.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Комплектование групп
Группы детей комплектуются с учетом желания родителей и, что немаловажно, детей. Ребенок сам осознает, хочет он заниматься изодеятельностью или нет. Сомневающиеся или нерешительные дети могут посетить одно-два занятия и принять решение. В группе обычно 8-10 человек. Формирование происходит с учетом, особенностей развития детей в изобразительной деятельности и психологических характеристик, присущих каждому возрасту.
2. Организация занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю. Длительность занятий зависит от возрастных особенностей детей.
С 3 до 4 лет – 15-20минут.
С 4 до 5 лет – 20-25 минут.
С 5 до 6 лет – 25-30 минут.
С 6 до 7 лет – 30-35 минут.
Этого времени достаточно, чтобы дети настроились на изобразительную деятельность. Занятие включает в себя игровые и релаксационные приемы, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, упражнения для глаз, просмотр экспонатов, репродукций картин художников, слайдов и видеофильмов, слушание музыки.
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть- каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал.
В основной части или практической дети выполняют задание, при необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается.
Свою работу строю на следующих принципах:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
- Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.
3. Взаимодействие с родителями
Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка.
Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. В течение нескольких лет мы являлись участниками городских и районных выставок, оформляли выставки в городской детской библиотеке и детском саду. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, является украшение зала к праздникам и досугам. Такие выставки очень радуют детей и их родителей.
Так как профессиональная деятельность любого педагога может быть по-настоящему результативна, лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Моей задачей было заинтересовать родителей перспективами развития детей, сделать их союзниками в своей работе.
Взаимодействие с родителями может быть индивидуальными и коллективными. Коллективная работа требует особой деликатности и осторожности, так как неточно сказанное слово может глубоко ранить родителя. В работе с родителями нужно учитывать:
- разную исходную базу личностного развития ребенка, не сравнивать детей друг с другом;
- находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить от души детей;
- уметь устанавливать доверительные, доброжелательные отношения;
- доступным языком доводить результаты диагностического отслеживания;
- по возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу.
Все мы, родители и педагоги хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом хотели бы видеть личность. Интересную личность. А личность, это, прежде всего знающий, уверенный в себе и своих способностях, психически здоровый человек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОЙ СТУДИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА СРЕДНЯЯ ГРУППА
планирование занятий в Изо-студии с детьми средней группы...
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОЙ СТУДИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
планирование занятый с использованием нетрадиционных изобразительных технологий в подготовительной группе....
«Использование новых изобразительных материалов и нетрадиционных техник на занятиях по рисованию». /Обобщение опыта/
В настоящее время нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения....
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.Для детей старшего дошкольного возраста...
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства как одно из средств развития сенсомоторной сферы детей с НОДА (ДЦП). Пластилинография как средство коррекции у детей с НОДА (ДЦП).
статья посвящена особенностям обучения лепке с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства детей с НОДА и ДЦП. Пластилинография как средство коррекции у...
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства "пластилинография" для детей от 3 до 5 лет "Умелые ручки" на 2020-2021 учебный год
Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный спос...