Методическая разработка "Милый уголок России"
методическая разработка по теме
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 30.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Воробьева Т.Н.,
Заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №15 г. Красноармейска Саратовской области»
«Отличник народного Просвещения»
“Человеку никак нельзя жить без
Родины, как нельзя жить без сердца”.
К.Паустовский
Актуальность:
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения, любви к своей малой родине выпали из поля зрения на многие годы.
С введением в действие нового закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, родного края.
Всем известно, что дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те, кто дает жизнь новому существу. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос: с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решение данной проблемы мы реализовали в методической разработке «Милый уголок России», целью которого стало создание эффективной модели по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ.
Методика призвана содействовать реализации общероссийских задач
формирования у детей гражданской ответственности, нравственно-патриотической культуры в области дошкольного образования.
Она построена в соответствии с личностно-ориентированным подходом в
воспитании детей, что позволяет обеспечить ее единство с современными
программами образования.
Данная методика включает в себя ряд задач:
- Воспитание нравственных, эстетических и гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю;
- Формирование базисных основ личности;
- Развитие способностей к речевому планированию, логическим операциям
- Взаимодействовать с родителями и социумом через наиболее эффективные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
В настоящее время работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться…
Выполнение данной методической разработки предполагала создание комплекса педагогических условий и ведение работы по нескольким направлениям:
- информационный блок,
- технологический блок,
- организационный блок,
- практический блок.
Для реализации этой работы возродились традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом, формы воспитательной работы: путешествие, конкурсы, выставки рисунков, занятия, праздники. Но созданная современная модель, в центре которой все участники образовательного процесса - дети, их родители, педагоги ДОУ, социум, привнесла в данное направление новизну и более глубокий смысл. Вся эта работа прошла через необычные проекты: «Мой город любимый», «Земляки-герои», «Край родной люби и знай»
Мы живем в замечательном городе Красноармейске, который прославляет имена великих людей, совершивших подвиг и отдавших свою жизнь за Родину.
Красноармейск славен своей историей, традициями, имеет достопримечательности: фабрики, музей, памятники, улицы и школы, носящие имена героев-земляков.
Любой край, где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Красноармейск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, микрорайоны и дома, появились новые памятники и преобразился парк (появилась аллея героев ВОВ) стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных, красиво оформленных цветущих клумб.
В рамках проекта «Мой город любимый» оформлены детские рисунки по теме: «Мой город самый красивый», «Пусть всегда будет мир!», которые были выставлены в районном Пенсионном фонде, в центре Социальной защиты населения.
Нестандартные, нешаблонные, создаваемые в совместной творческой деятельности детей и взрослых детскими работами поразили своей неповторимостью, оригинальностью. Дети с желанием участвовали в выставке, дарили людям радость и сами радовались своими успехами.
Оформлены мини-проекты: «Герб семьи», «Я так классно отдыхаю!», «Моя семья», «Мы туристы», «Детский сад будущего»; стенгазеты, фотовыставки.
В результате проделанной работы у детей сформировалось понимание, что их город - частица Родины.
Гибкий подход к теме дает возможность педагогам думать, творить. И это нам удается. Так появился проект «Земляки-герои», задачами которого стали воспитание уважения к защитникам Отечества, подвигам земляков-героев, памяти павших бойцов, формирование чувства патриотизма, умения ценить мир и осознавать свою роль в сохранении мира на Земле.
Данный проект дал возможность тесного сотрудничества с социально-культурными объектами (краеведческий музей, детская библиотека, музыкальная школа искусств, СОШ №2 имени героя Советского союза Г.В. Танцорова).
Очень запоминающей стала поездка в краеведческий музей. Она вызвала у детей радость, восторг, интерес.
Дети познали много нового, неизведанного, с большим желанием слушали рассказ экскурсовода о земляках-героях (Скоморохов Н.М., Танцоров Г.В., Кондаков В.А.). Эта экскурсия помогла связать обучение с жизнью, позволила детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационными. Дети побывали в зале боевой славы, увидели фотографии наших земляков, вещи, которые принадлежали солдатам.
Во время Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои. Об этом свидетельствуют найденные предметы: солдатские каски, кружки, патроны, письма с фронта, керосиновая лампа, котелок, патефон (использовался солдатами во время отдыха между боями), дети слушали песни военных лет. Самое главное дети осознали то, что День Победы - это знаменательный день для каждого человека. Экскурсии в музеи ограничились не только повествованием, дети еще увидели множество экспонатов, прослушивали грамотные объяснения специалистов. Данного рода поездка надолго осталась в памяти детей. Она повлияла на эмоциональное восприятие детей, воспитала культуру поведения в общественных местах.
В ДОУ был проведен конкурс чтецов «Стихи опаленные войной», на котором присутствовали родители, представители Пенсионного фонда, местного литературного клуба «Лира», с которым наше дошкольное учреждение сотрудничает много лет. Выразительное чтение многих конкурсантов (Винник У., Тарасовой В., Прокапчука Ю., Курылевой У.) имело глубокий духовный смысл. Чтение стихов сопровождалось музыкальными заставками на военную тематику. Текст песен и стихов совпадал и воспринимался как единое целое, что оставило глубокий след в сердцах членов жюри.… Все участники конкурса награждены подарками от Пенсионного фонда. Эта встреча отражена в местной газете «Город живет».
Завершением методической разработки стал проект «Что мы Родиной зовем», основной формой которого являлась организованная образовательная деятельность, повышающая детскую мыслительную активность.
Разработаны и проведены следующие интегрированные занятия: «Старину мы любим, старину мы чтим», «Красноармейск - любимый город», «Страна, в которой мы живем», «Моя малая Родина», «Природа родного края», «Олимпийские надежды», посвященные 80-летию Саратовской области.
Познавательный материал был плодотворным, понятным и доступным детям, вызвал интерес и любовь к своей малой Родине, её истории, традициям, обычаям. Воспитывались основы толерантной культуры личности, творческие способности.
Опыт работы был продемонстрирован на районных методических объединениях для воспитателей образовательных учреждений.
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми - настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова: "Я люблю и горжусь своей страной!».
Да, наши дети не употребляют слово «патриотизм», но мы уверены, что нам удалось посеять зернышко патриотизма, которое со временем обязательно даст свои ростки.
Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и различных форм работы через взаимосвязь различных видов деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала педагогов, детей, родителей и социума, которые оптимально соответствуют поставленной цели.
Милый уголок России - малая Родина нам дорога, поэтому хочется процитировать строки из гимна г. Красноармейска:
Я городом своим всегда горжусь,
И где бы ни был я к нему вернусь.
В свои объятья примет он меня,
Мой город, моя жизнь, моя судьба.
Поволжский наш любимый, милый край
Живи, Красноармейск, и процветай!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие "Наш уголок России"
Занятие для детей подготовительной группы проводилось с целью формирования знаний детей о родном городе, развития патриотических чувств дошкольников средствами познавательной и музыкальной деятельност...
Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" на тему "Уголок России - отчий дом". Подготовительная группа.
Программное содержание:Закрепить умение составлять описательные рассказы по рисункам о родном городе, опираясь на план; развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи.Упражн...
Примерное положение смотра - конкурса уголков краеведения "Уголок России - Отчий дом"
ПОЛОЖЕНИЕ О СМОТРЕ-КОНКУРСЕ ОФОРМЛЕНИЯ УГОЛКА КРАЕВЕДЕНИЯ«Уголок России – Отчий дом»...
Инновационный проект «Уголок России- отчий дом»
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс самореализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром люде...
Занятие "Мой посёлок - Уголок России"
Знакомство детей с малой родиной....
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Уголок России - отчий дом"
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой прожи...
ФЦКМ "Ямал - мой любимый уголок России"
Закрепить понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, в которой он живет, славу и богатство которой должен беречь и преумножать....