Инновационный проект «Уголок России- отчий дом»
материал на тему
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс самореализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям.
Первые чувства гражданственности и патриотизма, доступны ли они дошкольникам? На этот вопрос можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Родина… Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство любого человека. Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым испытаниям и подвигам во имя Отечества и есть патриотизм - стержень всего российского воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt.docx | 697.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект «Уголок России- отчий дом»
Введение.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс самореализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям.
Первые чувства гражданственности и патриотизма, доступны ли они дошкольникам? На этот вопрос можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Родина… Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство любого человека. Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым испытаниям и подвигам во имя Отечества и есть патриотизм - стержень всего российского воспитания.
Мы живем в очень сложное время, когда существует проблема информационной насыщенности и негатива: опровержение исторических заслуг России в мировых событиях, осквернение памятников героям, нагнетание враждебного отношения к людям других национальностей, навязывание фильмов и мультфильмов агрессивного содержания. И всё это видят дети и их родители. Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? А любить и беречь можно только то , что чувствуешь, знаешь, понимаешь.
Осознание значимости проблемы побудило меня к углубленной работе по данной теме: «Формирование основ патриотического сознания у старших дошкольников на основе ознакомления с родным краем.» Необходимость заняться рассмотрением данной темы возникла еще и потому, что молодые родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимания данной проблеме, не считая её важной, а соответственно и дети имеют низкий уровень знаний в этой области. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, я читаю эту тему актуальной и перспективной в плане всестороннего развития ребёнка.
Актуальность темы.
Актуальность темы заключается также в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.
Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем - это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у малыша связано прежде всего с местом, где он родился и живёт. Моя задача состоит в том, чтобы углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все, что чтут люди,- значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Старинная мудрость напоминает, что: «Человек, не знающий своего прошлого не знает ничего.» Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
Концепция - система взглядов на какие- либо явления, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концептуальность моего проекта определяется следующими основополагающими принципами и приемами:
Принцип регионального компонента.
- Создание условий для развития у ребёнка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, родному городу.
- Предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города.
- Создание условий для знакомства с родным краем, его историей, достопримечательностями.
- Создание условий для самовыражения, когда каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.
Принцип научности и доступности.
На каждом этапе работы с детьми углубляются первоначальные представления, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют патриотические качества детей.
Принцип « спирали»
Этот принцип необходим для того, чтобы дети возвращались к тем или иным понятиям, шли по восходящей, углубляя и расширяя эти понятия. Следует отметить, что детям дошкольного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивость внимания и утомляемость. Поэтому в работе я еще использую
Принцип интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно - образовательную работу в единое целое.
НАЛИЧИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ.
Изучив методическую и педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам патриотического воспитания детей через ознакомление с родным краем наиболее близок. Это прежде всего Н.В. Алёшина « Патриотическое воспитание дошкольников», К. Д. Ушинский который ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика» видя в фольклорных произведениях национальную самобытность, богатый материал для воспитания любви к Родине, развития личности в духе патриотизма.
В.А.Сухомлинский утверждал что «детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.»
Особый вклад в научное обоснование нравственно – патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И. Жуковская, Н. Ф.Виноградова. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине эти педагоги считают накопление ими социального опыта жизни: о своем городе, своем крае, своей стране, усвоение принятых в них нормах поведения, взаимоотношениях, приобщение к миру культуры.
Ведущая педагогическая идея.
Моя педагогическая идея заключается в формировании основ патриотического сознания у старших дошкольников на основе ознакомления с родным краем. Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Основная цель данной педагогической идеи - формирование патриотических чувств у детей непосредственно во взаимодействии с семьёй через разработку и апробирование целенаправленной и систематической системы взаимодействия по всем видам деятельности, используя нетрадиционные методы и приемы взаимодействия на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы детей и родителей.
Для достижения этой цели были определены следующие задачи:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно- экологическим своеобразием родного региона.
- Развивать бережное отношение к родному городу его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
- Формировать у детей представления о символике Мордовии и родного города Инсара.
- Повышать педагогическую культуру родителей по данной проблеме.
Оптимальность и эффективность средств.
В своей работе я эффективно использовала следующие формы работы с детьми:
- Целевые прогулки, экскурсии, обучающие ситуации.
- Игры патриотического содержания.
- Словесные обсуждения и беседы.
- Чтение литературы патриотического содержания.
- Патриотические праздники.
- Оформление генеалогических древ, создание семейных альбомов.
- Тематические выставки рисунков.
- Посильная трудовая деятельность.
- Дидактические игры.
- Интегрированные занятия.
Результативность работы.
Результативность работы заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я считаю, что в результате такой деятельности добилась реализации поставленной цели. У детей появился устойчивый эмоционально- положительный интерес к малой Родине, дети стали лучше ориентироваться в ближайшем к детскому саду и дому окружении, в правилах поведения на улице. Дети проявляют любознательность по отношению к родному городу, республике. Их интересуют исторические факты, природное своеобразие, культурные ценности родного края. Воспитанники с удовольствием включаются в проектную деятельность. Дети стали внимательнее относиться друг к другу, взрослым, оказывать им помощь.
Результатами своей работы я делюсь на педсоветах, на районном методическом объединении воспитателей выступала с докладом « Патриотическое воспитание и гражданственное становление дошкольников», также мной было показано интегрированное занятие «Секреты дружбы»
Мониторинг достижений воспитанников предложен в приложении.
Приложение.
Мониторинг достижений воспитанников
Для определения уровня сформированности знаний о родном крае, детям были предложены задания. При оценивании использовалась трехуровневая система.
Высокий уровень – ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы, передает настроения, впечатления.
Средний уровень – ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога. Ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперирует предметными терминами.
Низкий уровень – ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают влияния на ответы, дети частично отмалчиваются. Речь односложная с ограниченным запасом слов, не использует предметные термины.
В итоге были выявлены 3 уровня сформированности у детей представлений о родном крае.
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Уровень сформированности знаний о родном крае у детей 6-7 лет (начало года)
Ф И ребенка | Знания о родном городе | История народной культуры и традиции | Историко – географический и природный компонент родного края | Личностное отношение к родному краю | Итого |
Паша Ш | В | С | С | С | С |
Даша М | В | В | С | В | В |
Глеб Ш | В | В | В | В | В |
Алина К | С | Н | Н | Н | Н |
Денис З | Н | Н | Н | Н | Н |
Арина Р | В | С | С | С | С |
Игорь Ч | Н | Н | Н | Н | Н |
Семен Е | С | С | С | С | С |
Таня Л | С | С | С | С | С |
Лиза А | Н | Н | Н | Н | Н |
Данила П | С | С | Н | Н | Н |
Артем П | В | В | В | В | В |
Рома В | С | Н | Н | Н | Н |
Саша Ч | В | В | В | В | В |
Дима Е | С | Н | Н | Н | Н |
Никита Е | С | С | Н | Н | С |
Настя Б | Н | Н | Н | Н | Н |
Кристина Б | Н | Н | Н | Н | Н |
Уровень сформированности знаний о родном крае у детей 6-7 лет (конец года)
Ф И ребенка | Знания о родном городе | История народной культуры и традиции | Историко – географический и природный компонент родного края | Личностное отношение к родному краю | Итого |
Паша Ш | В | В | В | В | В |
Даша М | В | В | В | В | В |
Глеб Ш | В | В | В | В | В |
Алина К | С | С | С | С | С |
Денис З | С | С | Н | Н | Н |
Арина Р | В | В | В | В | В |
Игорь Ч | С | С | С | С | С |
Семен Е | В | В | В | В | В |
Таня Л | С | В | В | В | В |
Лиза А | В | С | С | С | С |
Данила П | В | С | С | С | С |
Артем П | С | В | В | В | В |
Рома В | В | С | С | С | С |
Саша Ч | С | В | В | В | В |
Дима Е | С | С | С | С | С |
Никита Е | С | В | С | С | С |
Настя Б | С | С | С | С | С |
Кристина Б | С | С | С | С | С |
Проведенную работу считаю успешной, потому что дети получили много новой и интересной информации. У детей сформировались основы патриотического сознания. Занимаясь с детьми по данному направлению, обратила внимание на то, что у них появились позитивные изменения, они стали чувствовать себя более уверенными, защищенными, стали больше проявлять активность, инициативу. У них развиваются нравственно – патриотические качества личности.
Перспективное планирование работы с детьми по патриотическому воспитанию.
Сентябрь.
- Оформление фотовыставки « Мой дом - моя семья»
- Беседа «Мой любимый детский сад»
- Оформление информационного стенда «Наши добрые дела»
- Беседа с детьми «Что такое родня»
- Занятие «Моя семья»
Октябрь.
- Выставка рисунков «Моя семья»
- Беседа «Что означают наши имена»
- Занятие «Эти мудрые русские сказки»
- Рассказ воспитателя о важности труда всех сотрудников детского сада.
- Праздник урожая.
Ноябрь.
1.Знакомство с календарными праздниками и обрядами: праздники осеннего земледельческого календаря.
2. Беседа «Сельские поселения и жилища. Убранство старинной избы.»
3.Занятие «Мой город - место моего рождения.»
4. Праздник осенних именинников группы.
5. Выставка поделок «Осенние фантазии»
Декабрь.
- Беседа «12 Декабря - День Конституции»
- Занятие « Все работы хороши выбирай на вкус»
- Беседа «История Инсара и района»
- Сбор материалов о знаменитых земляках.
- Викторина «Знаешь ли ты свой город»
Январь.
- Знакомство с русскими народными праздниками «Рождество», «Новогодние святки»
- Беседа «Архитектура и достопримечательности нашего города»
- Выставка рисунков «Город глазами детей»
- Рассматривание фотографий с изображением флоры и фауны Мордовии.
- Занятие «С любовью о Мордовии»
Февраль.
- Знакомство с устным народным творчеством Мордовии.
- Рассматривание иллюстраций работ С. Д.Эрьзи.
- Ручной труд по изготовлению подарков к празднику Защитника Отечества.
- Праздник зимних именинников группы.
- Праздник ко Дню Защитника Отечества.
Март.
1.Беседа о происхождении праздника Международного дня 8 Марта.
2. Ручной труд по изготовлению подарков для мам и бабушек .
3. Выставка рисунков «Моя милая мама»
4. Праздник к женскому дню.
5. Сбор материала к фотовыставке «Край родной навек любимый»Оформление выставки.
Апрель.
1.Знакомство с фольклором Мордовии: кочетовский хор «Мокшаваня»
2.Занятие «День Космонавтики»
3.Беседа о храмах нашего города: Свято- Ольгинский женский монастырь, церковь Рождества Христова.
4. Праздник Пасхи.
5. Занятие « Государственные символы РМ»
Май.
- Беседа о Великой Отечественной войне.
- Занятие «День Победы»
- Изготовление открыток для ветеранов.
- Экскурсия к памятнику погибшим воинам, возложение цветов.
- Викторина «Их имена в памяти улиц»
- Праздник весенних именинников группы.
План работы с родителями
Форма работы | Содержание работы | Сроки проведения |
Опросы и анкетирование | Опрос родителей «Ваши пожелания и ожидания». Анкетирование «Патриотическое воспитание: быть или не быть?» Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?» | Сентябрь Октябрь Апрель |
Родительские собрания | «Мудрые заповеди народной педагогики» «Из чего складывается трудолюбие» | Октябрь Февраль |
Семинар – практикум | «Досуг семьи. Место ребенка в нем» | Ноябрь |
Привлечение родителей к участию в деятельности группы | Семейные проекты «Родословное древо» «Великие люди России» | В течении года |
Творческие лаборатории | Выставка семейных работ по теме «Семейные традиции» Конкурсы поделок «Осенние фантазии» «Мастерская Деда Мороза» | Октябрь Ноябрь Декабрь |
Праздники и развлечения | «Осенины на Руси» «Новогодние фантазии» «Масленница» «Аты баты шли солдаты» «Мамин день» «День Победы – праздник дедов» «До свидания, детский сад» | Октябрь Декабрь-январь Март Февраль Март Май Май |
Педагогическое просвещение. Наглядная информация | Тематические выставки «Уголок России – отчий дом» «Родной край: история и современность» «Природа родного края» Выпуск газет для родителей Оформление папок – передвижек на патриотическую тематику по запросам родителей Выставка детских работ | В течении года |
Консультации | «День рождения в семье» «В музей вместе с ребенком» «Как организовать труд ребенка в природе» | Октябрь Апрель Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" на тему "Уголок России - отчий дом". Подготовительная группа.
Программное содержание:Закрепить умение составлять описательные рассказы по рисункам о родном городе, опираясь на план; развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи.Упражн...
Примерное положение смотра - конкурса уголков краеведения "Уголок России - Отчий дом"
ПОЛОЖЕНИЕ О СМОТРЕ-КОНКУРСЕ ОФОРМЛЕНИЯ УГОЛКА КРАЕВЕДЕНИЯ«Уголок России – Отчий дом»...
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Уголок России - отчий дом"
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой прожи...
Лэпбук по теме: «Уголок России-отчий дом»
Лэпбук по теме: «Уголок России-отчий дом»...
Лэпбук "УГОЛОК РОССИИ - ОТЧИЙ ДОМ"
Лэпбук "УГОЛОК РОССИИ - ОТЧИЙ ДОМ" предназначен как для совместной образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей. Отдельные станицы могут служить образовательным...
«Уголок России - отчий дом…»
laquo;Уголок России - отчий дом…»...
"Уголок России-отчий дом"
Познавательное НОД в смешанной дошкольной группе детского сада "Малыш", в нем главной задачей заключалось, знакомство с г.Ульяновска- малой Родиной, его значимыми музейными местами, и ...