Внедрение и использование УМК «Изучаем русский язык» в двуязычной образовательной среде.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Выступление на 2 Всероссийской научно - практической конференции с международным участием на тему "Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в современных условиях"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гарипова Г.Р.,
воспитатель по обучению детей русскому языку
I квалификационной категории (МБДОУ «Большеатнинский детский сад» Атнинского муниципального района РТ)
Внедрение и использование УМК «Изучаем русский язык» в двуязычной образовательной среде.
В последние годы происходит динамичный сдвиг в реализации языковой и образовательной политики, направленной на формирование равноправного двуязычия. Идет интенсивный процесс модернизации образования на основе новых законодательных актов: а именно разработка нового федерального государственного стандарта.
В одном из пунктов задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта для ДОО акцентируется внимание на структуру и цели образовательной программы дошкольного образования. « Основная образовательная программа проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования».
Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Большинство людей на Земле живет в условиях многоязычия. Наша Республика Татарстан одной их первых приняла закон « О языках народов РТ», определивших татарский и русские языки как государственные. Двуязычие и многоязычие являются важными факторами при коммуникации людей. Важнейшими тенденциями развития современной языковой культуры РТ являются широкое использование татарского и русского языка в самых разнообразных сферах деятельности.
Ключевая роль в решении проблем, связанных с развитием двуязычия в РТ принадлежит ДОУ, несущим основную нагрузку по формированию у дошкольников национального двуязычия, способствующего гармонизации межнациональных отношений, так как знание двух и более языков способствует всестороннему развитию личности.
Претворяя в жизнь закон « О языках народов РТ», в 2011 году была разработана программа под редакцией Сабили Муллануровны Гаффаровой, заведующей дошкольным отделением Казанского Педагогического колледжа, преподавателем высшей категории, почетным работником СПО РФ и др. по обучению русскому языку как второму для детей дошкольного возраста, родившихся в семьях, где основным языком является не русский, а какой-нибудь другой, например, татарский язык.
Основной задачей этой программы является формирование первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме, что содействует решению задач нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Прежде чем как остановиться на этой программе, я пересмотрела много разных других программ, но больше всех меня заинтересовала именно эта программа.
По данной программе я работаю в Большеатнинском детском саду третий год. Большеатнинский детский сад по статусу является национальным детским садом, который был построен по программе «Бэлэкэч». В селе Большая Атня по итогам всероссийской переписи населения 2010 г. проживает 99,8% татар. Тогда как в 2002 году эта цифра составляла 98, 7% татар, а остальные - это народы других наций. Соответственно среда общения только на родном языке, поэтому задача обучения детей татар русскому языку играет ключевую роль в решении проблем, связанных с развитием двуязычия.
Для решения задач обучения русскому языку в нашем ДОУ созданы все условия для реализации данной программы, а именно: богатая предметно-развивающая среда, материально- техническая база, наличие ИКТ.
Эффективность процесса обучения русскому языку определяется тем, насколько последовательно реализуются его основные закономерности, поэтому в своей работе я ориентируюсь не только на формирование практических навыков и умений, но и на более полную реализацию воспитательно-образовательного развивающего потенциала русского языка. Поэтому уже на 1 году обучения детям я предлагаю материалы и задания, способствующие развитию воображения. А именно: обязательная часть моих занятий – это разнообразные пальчиковые, подвижные, дидактические игры, интересные физкультминутки, музыка, работа с рисунками, просмотр мультфильмов.
В процессе обучения русскому языку я стараюсь научить ребенка сопереживать, жалеть, сочувствовать, понимать, помогать через различные формы и методы, способствующие всестороннему развитию личности. Поэтому во многих ситуациях, на моих занятиях, дети должны, например, помочь сказочным героям, друг другу, т.е. я ставлю их в условие выбора положительного морального действия.
В своей практике я пришла к выводу, что использование игры- драматизации по сюжетам стихотворений, русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя»), произведений русских писателей (К. Чуковский, С.Маршак и др.), способствуют закреплению новой лексики, формирование умения строить диалог и связные тексты.
Весь процесс обучения русскому языку в детском саду характеризуется коммуникативной направленностью. Усиление коммуникативной направленности обучения осуществляется за счет ведения сказочных персонажей, использования ролевых игр (Буратино, Незнайка, игры «Магазин», «Путешествия»).
В формировании устойчивых знаний и умений по овладении русским языком играют родители. Родители систематически присутствуют на моих занятиях, интересуются успехами детей, так как понимают важность значения изучения языка. В группах мною оформлены родительские уголки, где имеется информация по интересующимся вопросам обучения русскому языку, указывается тема, цели пройденного занятия, и то чему они должны обучиться на данном занятии. Я указываю также стихи, физкультминутки, песенки, которые родители вместе с детьми могут выучить дома.
Также ведется большая работа с воспитателями детского сада, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре. Это совместные праздники, театральные постановки. Со своим опытом работы я стараюсь делиться и с воспитателями других детских садов как нашего, так и других районов. Для этого на базе нашего детского сада мы часто проводим семинары, где затрагиваются проблемы двуязычия. Так 24 марта 2015 года в нашем детском саду совместно с Институтом развития образования РТ планируется проведение республиканского семинара по внедрению ФГОС в ДОУ, где, в том числе, будут затрагиваться проблемы двуязычия.
Для выявления получения оперативной информации о реальном состоянии педагогического процесса, в детском саду мною систематически проводится мониторинг результатов усвоения языка.
Диагностика дает мне возможность контролировать усвоение детьми программного материала и на основе полученных данных составлять индивидуальные программы организованной образовательной деятельности с различными категориями детей, уточнить эффективность используемых методов и приемов, подбирать новые формы организации образовательной деятельности, целенаправленно включать в нее дидактические игры, упражнения по тем разделам диагностики, которые вызывают у детей затруднения. Анализ осуществляется путем проведения непосредственно образовательной деятельности, изучения продуктивной деятельности детей, с помощью игр, бесед, путем наблюдения за детьми. Диагностику провожу два раза в год: за I полугодие в январе, за II - в мае.
Результаты диагностирования детей подтверждают эффективность проделанной работы. В результате проведенной диагностики отмечается, что данная программа способствует всестороннему развитию личности ребенка. Но в то же время выявляются проблемы, которые необходимо решить для успешного овладения русского языка как второго.
В последние годы идет тенденция переезда в наш район семей из ближнего и дальнего зарубежья. Естественно, в основном дети из таких семей не владеют ни татарским, ни русским языком. Для них я стараюсь создавать условия, при которых у этих детей была бы мотивация изучения русского языка. А именно: индивидуальная работа с родителями, индивидуальный подход к этим детям во время занятий.
Реализуя программу обучения детей дошкольного возраста русскому языку, я достигла определенных успехов в своей работе - это публикации из опыта работы на республиканских и российских уровнях; выступления на различных семинарах и конференциях, конкурсах. Но большим успехом в своей работе я считаю победу в республиканском конкурсе «Билингвальный детский сад», в котором наш детский сад получил гранд на 1 000 000 рублей.
Свое выступление хотела бы завершить строчками стихотворения татарского писателя Шайхи Маннура:
«Татарча да яхшы бел,
Русча да яхшы бел.
Икесе дэ безнен очен
Ин кирэкле яхшы тел.
Что в переводе означает « Знай татарский ты язык,
Знай и русский ты язык…»
Список литературы
1.С.М. Гаффарова, Г,З.Гарафиева, Д.С. Гарипова, Г.М. Билалова, Р.Ф. Нигматуллина, З.Ф. Бадрутдинова. Изучаем русский язык. Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭТЕР», 2011.-300с.
2.Богуш А.М. Обучение правильной речи в детском саду.-Киев: Радяньская школа,1990
3.Двуязычный детский сад. Программа и основные условия ее реализации/отв.ред.Л.Е. Курнешова.-М.,1996.
4.Негневицкая Е.И., Иванова Е.А., Протасова Е.Ю. Методика обучения русскому языку в национальном детском саду.-М.:Просвещение,1985
5.Сергеева О.Е. Веселые шаги: обучаем дошкольника русскому языку как иностранному.-М.:Владос, 2009
6. Воспитание и обучение в детском саду ( Национально-региональный компонент Программы).- Казань: Магариф, 2009
7.Федеральный закон -273 «Об образовании в РФ» от 31.12.2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Изучаем татарский язык» (дополнительные платные образовательные услуги по татарскому языку)
Пояснительная записка.В татарском детском фольклоре,лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного ,нравственного и эстетического развития дошкольник...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию УМК "Изучаем русский язык"
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию УМК "Изучаем русский язык" на тему :"Весна"...
Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка
Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка...
Комплексно-тематический план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет. УМК "Изучаем русский язык"
Календарный план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет....
Выступление на семинаре для воспитателей ДОУ на тему: « Использование УМК «Изучаем русский язык в двуязычной образовательной среде в рамках ФГОС».
Из опыта работы по УМК "Изучаем русский язык"...
Выступление на августовском совещании для воспитателей ДОУ на тему: «Внедрение и использование нового УМК «Изучаем русский язык» при обучении детей неродному языку.»
Из опыта работы по внедрению и использованию УМК "Изучаем русский язык"...
Конспект образовательной деятельности по УМК «Изучаем русский язык» в форме квест – игры на тему: «В поисках Весны» (для детей подготовительной к школе группы)
Цель: создать атмосферу праздника, настроить детей на радость от общения друг с другом, на радость от совместной деятельности....