Краеведение в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
проект (старшая группа) на тему
Проектная работа. Краеведение в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_v_obrazovatelnoy_deyatelnosti_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра дошкольного и начального образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Краеведение в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
ВЫПОЛНИЛА:
Воробьёва Ираида Анатольевна,
воспитатель МБДОУ д/с № 12 г. Североморска
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Татур Елена Евгеньевна,
доцент кафедры ДиНО
Мурманск
2016
Содержание
1.Введение…………………………………………………………….3
2.Основная часть
2.1 Понятие, цели и задачи краеведческой работы в ДОО………..5
2.2 Место и роль краеведения в ДОО……………………………….6
2.3 Формы и методы краеведческой работы………………………..7
2.4 Программы и технологии, используемые для решения задач по краеведению………………………………………………………….10
3.Заключение…………………………………………………………11
4.Список литературы………………………………………………...12
Введение
C давних пор в народе словом «родина» называли местность вместе с небом, землей, водой, где родился человек. Североморская земля. Северный берег Родины. На много километров вдоль Баренцева моря тянется североморская земля. Берега ее причудливы и разнообразны. То встают над водой бурые скалы, похожие на разрушенный город, то лазоревыми озерами разливаются заросли иван-чая. Прозрачные голубые озера, говорливые речки, прекрасный загородный парк, сопки, Кольский залив с армадой военных кораблей- это и есть малая родина североморцев. Особенностью нашего города является то, что большинство взрослого населения-приезжие из разных регионов страны. Не секрет, что многие из них имеют слабое представление о растительном и животном мире Заполярья, его истории. А для малышей, которые родились здесь, Североморск стал родным домом. Задача педагогов состоит в том, чтобы разбудить у детей интерес к родному краю, городу, ввести в мир природы, научить любить и беречь ее.
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.
В связи с этим целью моей курсовой работы является рассмотрение краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Объектом курсовой работы является педагогическая работа в ДОО.
Предметом - краеведческая работа в ДОО.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-Раскрыть понятие, цель и задачи краеведения,
-Определить место краеведения в ДОО,
-Рассмотреть формы и методы краеведческой работы в ДОО,
-Представить программы и технологии, используемые в ДОО для работы по краеведению.
2.1 Понятие, цели и задачи краеведческой работы в ДОО
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.
Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.
Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности.
Оно учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих (и не только "своих") местах.
Занятие краеведением не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения и пр., но приучает людей всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень.
Краеведение - это комплекс знаний о городе, крае, который требует большой подготовки педагога, поэтому краеведение в детском саду ведет педагог, знающий и умеющий интересно и увлекательно рассказать о маленькой Родине, в которой живем мы - взрослые и дети.
Задачи краеведения.
1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.
2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
2.2 Место и роль краеведения в ДОО
В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании, формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста.
Цель краеведения - всестороннее изучение ограниченной территории, в основе которого лежит поиск пространственных и временных связей между природными и социокультурными объектами и процессами.
Мы мало знаем об истории своего города, края: какие события происходили, какими людьми были наши предки, чем они занимались, как жили. Человек любого возраста, проживающий на определенной территории, должен быть сориентирован как в пространственном, так и во временном отношениях. Непонимание того, как необходимо единство отмеченных аспектов в сознании человека, приводит к их разрыву в системе образования.
Органичному становлению и развитию представлений ребенка о своем городе, крае способствовала разработка в детском саду единой краеведческой образовательной концепции, что позволило решить ряд проблем:
-разработать содержание образовательной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом, краем;
-построить комплексную структуру краеведческой работы с детьми дошкольного возраста;
-восполнить нехватку методической литературы.
2.3 Формы и методы краеведческой работы
Реализацию задач по краеведению осуществляю двумя путями: выделением предмета "Краеведение", который входит в структуру познавательных занятий, и вкраплением регионального содержания в традиционные занятия. Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при их выборе отдаю тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный образовательный процесс. К таким формам относятся:
- Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания. В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей города, края проводятся в городском музейно-выставочном зале, детской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит в процессе экскурсий в городской парк.
- Беседы, сопровождаемые мультимедийными презентациями на разные темы: "Почему наш город -воин?", "Как узнать, что человек любит свой город?", "Край морошковый" и др.
- Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города.
- Праздники, развлечения - общенародные, государственные, дни рождения города, края и т.д. Во время их проведения воспитанники приобщаются к культуре нашего народа, а также города и края в целом. Музыка всегда играла не маловажную роль в воспитании и образовании, поэтому стараюсь использовать творчество композиторов и поэтов наших земляков, а именно: «Морошка» муз. В.Боброва, ст. Т. Васенцевой, «Брусничный край» муз. Н.Степановой, ст. Т.Васенцевой, «Северное сияние» муз. И.Ярмак, ст. Т.Васенцевой, «Песня о Североморске» муз. В.Боброва, ст. Е.Шитиковой, «Мой дом за полярным кругом» муз. и сл. В.Рябининой и др.
- Поэтическое творчество - величайшее достояние культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали поэзию важным средством воспитания и обучения. Замечательной традицией нашего детского сада стали литературные гостиные, на которых собираются вместе дети с родителями и гости. На них они знакомятся с творчеством поэтов Кольской земли: О.П.Аксеновой, Т.Васенцевой, Н.Колычева ,О. Бундура, И. Ядринцевой и др.
- Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.
- Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. В связи с этим хочется сказать о мини-музеях, организованных в каждой группе детского сада. Эта форма краеведческой работы очень полезна и интересна для детей. Воспитанники и их родители являются главными в сборе информации и её оформлении. С удовольствием выступают в качестве экскурсоводов. Экспозиции в них меняются в соответствии с перспективным планом работы группы. В апреле 2016 года наш город будет отмечать свой юбилей, этой дате посвящена последняя выставка «Город, в котором живу, который люблю, которым горжусь».
- Кроме того, широко использую такую форму работы, как лэпбук. Это сравнительно новое средство обучения воспитанников,представляющее собой познавательную книжку-раскладушку, создаваемую руками детей и педагога, посвященную одной теме («Осень в Заполярье», «Хозяин вечных снегов», «Что мы Родиной зовем? Край в котором мы живем »). Это отличный способ закрепить пройденную тему, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Значимым в работе по краеведению является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Плодотворно, в тесном контакте с родителями мы поработали над следующими проектами: «Семья-это счастье. Семья-это радость», « Город моего детства», «Почему моя улица так называется»,
« Солнечная ромашка» и др.
Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе.
Их можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях («Знатоки», «Пройдемся по улицам города», «Интервью», «Край морошковый» и т.д.)
Выбранный образовательный маршрут для воспитанников дошкольного учреждения позволяет расширить представление детей о городе, крае, в котором они живут, осознать, что у них есть родина, сформировать нравственные понятия о дружбе, трудолюбии, стремление к красоте, положительное отношение к семье, развить эстетический вкус, потребность общения с природой, стремление к здоровому образу жизни.
Проводимый мониторинг краеведческих знаний позволяет говорить о результативности работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
2.4.Программы и технологии
Для решения задач ООП нашей ДОО по краеведению использую методическое пособие «Край мой Севером зовется» Руденко Л.Г., Кухаревой Т.А. как основу в формировании у воспитанников представлений о родном крае и явлениях общественной жизни. Работа ведется в следующих направлениях:
1.Родное Заполярье
2.Мурманск-главный город нашего края.
3.Кладовые нашего края.
4.Североморск-город, где мы живем.
5.Герои-моряки-североморцы.
6.Защитники Заполярного неба.
Для решения задач эстетического воспитания, а именно:
-Создание условий для накопления знаний об особенностях быта, жизни людей Кольского Заполярья, разных видов искусства.
-Систематическое накопление эмоционально-жизненного опыта детей в процессе соприкосновения с миром искусства, с учетом исторического прошлого и настоящего.
-Воспитания у детей умения видеть красоту окружающего мира и воплощать ее доступными изобразительно-выразительными средствами, постигать и осознавать значимость искусства в жизни человека,
руководствуюсь рекомендациями, изложенными в региональной программе художественного воспитания детей дошкольного возраста О.С. Грушаниной «Северное сияние».
Заключение
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.
Таким образом, краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебно-воспитательного процесса, может стать объединяющим системообразующим элементом образовательного учреждения, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития.
Список литературы
1.Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Изд-во СПб, ООО Детство-Пресс, 2011.
2.Герасимова О. Люби и знай родной свой край // Дошкольное воспитание.- 2014,- №8 -С.4.
3.Грушанина О.С. Северное сияние Региональная программа художественного воспитания детей дошкольного возраста. Мурманск,1996.
4.Корнешова С. Малая Родина // Дошкольное воспитание.- 2011, - №2-С.16
5.Матова В.Н. Краеведение в детском саду. Изд-во СПб, ООО Детство-Пресс, 2015.
6.Руденко Л.Г., Кухарева Т.А. Край мой Севером зовется Методическое пособие. Мурманск,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,
Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...
«Планирование образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО в профессиональной деятельности воспитателя» Тема: «Планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме недели «Зимние каникулы»
Календарно-тематический план образовательной работы с детьми дошкольного возраста по теме недели «Зимние каникулы»....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Путешествие в бумажную страну» старшая группа (5-6 лет)
Материал будет полезен для воспитателей детского сада...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Образовательная область: Познавательно-конструктивная деятельность на тему: «Моя малая Родина»
Данная разработка направлена на обогащение знаний детей о Санкт- Петрбурге через знакомство с краткой историей и достопримечательностями города....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных методов рисования в старшей группе «Зимние узоры»
Конспект НОД по рисованию для средней группы...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По
Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...
Технологическая карта образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР «Дикие животные сибирской тайги» Старший дошкольный возраст
Пояснительная записка: технологическая карта данного занятия составлена для проведения Детского совета, организации работы в центрах детской активности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках ...