Выступление на педсовете. Консультация для воспитателей "Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей".
консультация по окружающему миру на тему
Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей по теме" Движение", " Развитие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_18.11.14.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей по теме «Движение».
При планировании работы особое внимание нужно обратить на введение в проблемную ситуацию, чтобы сформировать представления о движении, его признаках (удаление от точки отсчета, наблюдателя: о внутреннем единстве движения и покоя). Развивать диалектическое мыслительное действие объединение. Воспитатель организует дискуссию, стимулирует ребят выдвигать свои версии и обосновывать их; привлекает внимание к противоречиям; побуждает искать все новые доказательства, развивая у детей способность, оперировать противоположностями, применять диалектическое мыслительное действие объединение. Поскольку предлагаемая деятельность непривычна для детей, обсуждать приведенные ниже проблемные вопросы можно в течение двух занятий.
Тематика занятий с детьми по теме « Движение»
- введение в проблемную ситуацию;
- движение и покой;
- движение тела человека;
- скорость движения;
- движение;
- движется или нет;
- можно ли нарисовать движение?
- непрерывность движения;
- покой и движение;
- с чего начинается движение?
- смена движения покоем;
- противоположные состояния;
На занятии « Движение и покой» важно, чтобы дети сами пришли к выводу об отсутствии абсолютного покоя объектов, которые кажутся неподвижными. Применяя диалектическое мыслительное действие объединение, дети в ходе дискуссии приходят к выводу, что крепко стоящий на земле дом одновременно движется и не движется. Когда дети доказывают свои версии, педагог старается как можно дольше удержать в ходе обсуждения две равнозначные противоположности.
Тему « Движение тела человека» можно преподнести детям в форме эстафеты на улице или в спортивном зале. В ходе игры важно стимулировать у детей поиск новых противоположностей.
Содержание работы с детьми по познавательному развитию по теме
« Развитие».
Как правило, каждое занятие на данную тему посвящено обсуждению одного-двух проблемных вопросов, отражающих процесс оперирования противоположностями, и требует применения какого-либо диалектического мыслительного действия.
Например, обсуждение, приводящее к использованию диалектического действия объединение, разворачивается по следующей схеме:
- выявление детьми двух противоположностей (в ситуации, объекте, явлении, состоянии);
- обоснование противоположностей, доказательство каждой точки зрения
- дальнейший поиск аргументов и контраргументов к каждой из противоположностей, включающий провокационные вопросы
- обоснование возможности одновременного сосуществования обеих противоположностей.
В некоторых конспектах приводятся примеры реальных дискуссий, которые не являются обязательным образцом проведения обсуждения: оно может протекать различным образом в каждом случае. Многие детские ответы являются неожиданными для взрослых, но очень плодотворными для развития обсуждения. Адекватная позиция педагога по отношению к своеобразию детского мышления и умению дошкольников высказать свое мнение очень важна.
Цель педагога в игровой форме ввести понятие противоположностей. Важно, чтобы дети научились находить противоположные по значению слова к прилагательным, существительным, глаголам. Выполнить это задание не так просто; известно, что у дошкольников некоторые признаки « слипаются», кажутся неразрывно связанными. Детское мышление синкретично: значение некоторых признаков кажутся детям одинаковыми. При обсуждении надо внимательно слушать все ответы и разбирать их с детьми. Наиболее вероятны следующие ошибки: слова не противоположные по значению будут оценены как « слова наоборот». В этом случае надо предлагать детям подобрать именно противоположное слово. Во время беседы о выбранном объекте педагог старается, чтобы дети обратили внимание на характерные, запоминающиеся признаки, которые присущи именно ему.
Тематика занятий с детьми по теме « Развитие»
- введение в проблемную ситуацию;
- наш двор;
- наш двор летом;
- наш двор зимой;
- наш двор через 100 лет;
- наш двор зимой, летом и через 100 лет: тот же самый или другой?
- корабль;
- кошка, которая гуляла сама по себе;
- превращение животного в человека;
- превращение человека в животное;
- что изменилось?
- чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга;
- актер: тот же самый человек или другой?
- я – маленький;
- развитие человека;
- я – взрослый;
- я в будущем;
- имя человека;
Занятия не должны иметь жестких ограничений по времени, как в большую, так и в меньшую сторону – они длятся до тех пор, пока продолжает появляться новое содержание у детей. Поэтому любое занятие может растягиваться на две-три встречи или быть, наоборот, очень коротким – но такое обычно происходит в том случае, если педагог забывает, что смысл занятия заключается в « проживании» детьми противоречивой ситуации, в столкновении противоположных версий и их обосновании, а не в выработке общего правильного ответа. Главное – понимание педагогом сути диалектического мышления. Педагог импровизирует по отношению к содержанию занятия, оставаясь при этом в рамках общей схемы оперирования противоположностями; он может ввести в пространство общего обсуждения свой вариант решения, и это становится еще одним равнозначным вариантом, наряду с детскими. Так как для детей эти занятия – просто игры, рисование, прогулки, то педагог не подводит итоги (в виде вывода, связанного с основной задачей) – ни для отдельных занятий, ни для каждого цикла в целом.
Варианты решений могут быть любыми, так как диалектическое мышление будет проявляться, и развиваться в коллективно-распределенной деятельности детей в процессе проживания противоречивой ситуации, которая может быть дана в виде игры, задания нарисовать рисунок, решения задачи и т.д. На основе каждого варианта ответа придумывается задание, учитывая возраст детей. Например, предлагается дорисовать, «улучшить» картинку, нарисованную товарищем, а потом дать возможность начальному автору согласится или не согласится с доработкой и, если требуется, стереть дорисованное; при этом, разумеется, окажется, что что-то исправленное уже невозможно восстановить. Разумеется, в общении с детьми никогда не называются слова « диалектика», «диалектическое мышление», «диалектическое мыслительное действие опосредствование» и им
подобные.
Эффективность занятий определяется не во время их проведения и не последующей психологической диагностикой диалектического мышления, а путем обнаружения случаев применения детьми диалектических мыслительных действий в другой деятельности (общении с родителями, играх со сверстниками). Аналогично поиск и фиксация таких ситуаций в жизни самого педагога свидетельствует об успешности проводимых занятий.
Литература:
Е.Е.Крашенниников, О.Л.Холодова « Развитие познавательных способностей дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...
Выступление на педсовете «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста»
Здоровьесберегающие технологии...
Выступление на педсовете:«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста»
доклад на педагогическом совете...
Тезисы выступления на педсовете "Использование психогимнастик в работе с детьми"
Тезисы выступления на педсовете "Использование психогимнастик в работе с детьми"...
Выступление на педсовете на тему:ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из н...
Выступление на педсовете «ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО — НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ »
Основа толерантности — признание права на отличие....
Выступление на педсовете «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...