Организация работы с детьми дошкольного возраста по математике в повседневной жизни.
учебно-методический материал на тему

Морозова Анна Владимировна

Данная работа отражает обобщение опыта работы по ФЭМП у детей дошкольного возраста в повседневной жизни детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx142.2 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми дошкольного возраста по математике в повседневной жизни

http://sosh19.gtulun.ru/cache/5/c58bbd37ce52ac62d0c5fe9aaad2e5a3.png

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин : началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д, не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

     Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира.

Средства занимательной математики


http://www.studmed.ru/docs/static/a/d/7/0/d/ad70d67a607.gif

 Создание условий


http://www.studmed.ru/docs/static/a/6/2/c/5/a62c5ed4f62.gif

В группе должны быть созданы условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала. Это специально отведенное тематически оснащенное играми место, обеспечивающие свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.


 Задачи уголка занимательной математики

  •  Целенаправленное формирование у детей 4-7 лет интереса в элементарной математической деятельности;
  •  Развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительных результатов, настойчивость, находчивость и самостоятельность;
  • Воспитание у детей потребности занимать свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

 Формы организации занимательной математической деятельности


http://www.studmed.ru/docs/static/1/d/a/b/9/1dab9e5303b.gif

Одна из важнейших задач воспитателя подготовительной группы заключается в том, чтобы знания, умения, навыки, получаемые детьми на занятиях по математике, использовались ими в разных жизненных условиях — в быту, на прогулке, в играх, на других занятиях. Дети должны понимать, что приобретаемые ими знания действительно им нужны. Это будет способствовать развитию интереса детей к дальнейшему расширению математических знаний. Необходимо, чтобы данный процесс был связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского учреждения и направлен, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Это можно продемонстрировать на примере таких видов деятельности, как трудовая, изобразительная, игровая, когда ставится задача пересчитать, отсчитать, или измерить нужное количество предметов и материалов.

Использование занимательного математического материала


http://www.studmed.ru/docs/static/8/1/7/8/4/81784249a87.gif

Так, во время сервировки стола, дежурные сопоставляют количество приборов и число детей (столовых приборов должно быть столько, сколько детей).

Для предметных и сюжетных рисунков, для орнамента и аппликации, для лепки из глины и изготовления сложных игрушек— всюду требуются знания о форме, размерах, о количественных и пространственных отношениях между частями предмета или между самими предметами, поэтому геометрические представления и измерительные навыки развиваются и закрепляются во всех видах изобразительной деятельности.

Во время игр на участке во время прогулки измеряют расстояние между деревьями, сравнивают разные виды оборудования по длине, ширине, высоте.

Например, упражняя детей в сооружении различных зданий из строительного материала и конструкторов, конструировании по рисункам, фотографиям, чертежам и схемам, по собственным зарисовкам, по предлагаемым условиям, по замыслу, по темам «Подводный городок», закрепляются представления детей о геометрических фигурах и формах. Это способствует развитию воображения, творчества, изобретательности, способности к нестандартным решениям. Для этого они подвергают технический рисунок или фотографию анализу: разбираются, из каких частей он состоит, каков способ их соединения, обдумывают нужный для конструирования материал по форме, размерам, количеству, намечают последовательность операций, осмысливают наиболее рациональные способы действия. Знания различных форм, разных размеров предметов, знания о пространственных отношениях между предметами оказывают детям значительную помощь в развитии умений «читать» технический рисунок.

На музыкальных занятиях закрепляются пространственные представления и счетные навыки. Совместно с музыкальным руководителем знакомят детей с основными свойствами музыкального звука – с высотой (регистры), с направлением мелодий вверх – вниз; с продолжительностью звуков (длиннее – короче); знакомство с аккордами, состоящими из двух, трех, пяти звуков, и т.п. Эти основные свойства музыкальных звуков дети ассоциируют с пространственными, временными, количественными представлениями: дальше – ближе; выше – ниже; длиннее – короче и др.

На занятиях по физическому воспитанию дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом при построениях. Например, строятся в две, три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги. Круги могут находиться внутри другого общего круга, один двигаться налево, другой направо; марш по залу (прямоугольнику, подчеркивая на поворотах углы), бегут «по кругу», «в рассыпную», «змейкой» и т.д.). При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т.д.

В различных подвижных играх также широко используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве, знания об измерениях условными мерками или общепринятыми мерами (отсчитывание шагами расстояния от одного пункта к другому, расстояния при метании, беге, высоту прыжка и т.д.)

Занятия по ознакомлению детей с окружающим и занятия по развитию речи также многое дают детям в плане математического развития. Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях. Осознав текучесть, длительность времени, дети отмечают, как долго бывает светло в разные сезоны.

При уходе за растениями в природном уголке, на огороде, клумбах дети измеряют рост, подсчитывают количество бутонов, цветков, отмечают, что бывает сначала, что потом, отмечают последовательность действий.

При рассказывании по картине дети должны не только описывать сюжет, но и учиться видеть количество и размещение действующих лиц. То есть необходимо обращать внимание на позу действующих лиц, на их размещение.

В разнообразных сюжетно-ролевых играх также закрепляются пространственные, количественные и временные представления детей. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Супермаркет», «Кафе» или «Аптека» дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры), готовят денежные купюры, проводят манипуляции с ними. Продавая сыпучие товары, крупы (рис, гречку, горох) они отмеряют их условными мерками, этим может служить стакан, специальная лопатка, производят свои подсчеты. В игре «Дом моды» или «Ателье» предлагая ткани, ленты к эскизам одежды они отмеряют их на глаз или условной меркой. В играх «Железнодорожная станция», «Наша улица» и других дети сами устанавливают маршруты поездов, общественного транспорта, нумеруют их. Целесообразно научить детей пользоваться песочными часами для того, чтобы дети могли следить за временем отправления транспорта. Также дети определяют стоимость билетов на разных видах транспорта в различных направлениях.

Для закрепления знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, о форме и размере предметов используются и дидактические игры: различные виды лото, которые упражняют в навыках счета и вычислений, углубляют представления детей о множестве, числе, цифре, натуральном ряде чисел; предметное лото на форму; различные парные картинки на количество и цифры, на размеры предметов и форму, на пространственное расположение предметов, математические диктанты, сюжетные картинки для узнавания времени года или части суток. Нужно отметить, что дети активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Дети подготовительной к школе группы очень любят соревнования и конкурсы, в том числе и математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности, а удовлетворение, которое они испытывают от занятий умственным трудом, развивает интерес к математической деятельности и желание заниматься ею.

Работая с родителями по данному разделу, следует обращать их внимание на то, что знания, которые дети получают в детском саду необходимо закреплять и дома, в повседневной жизни. Например, пока готовится обед, можно предложить ребенку подобрать крышки к кастрюлям, банкам и посчитать, чего больше: крышек или банок, кастрюль или крышек, спросить где по его мнению, больше воды: в чайнике или в кастрюле, чашке или бокале? Убедиться в правильности ответа он сможет, измерив воду литровой банкой. Уточнить, сколько литров воды оказалось в чашке и сколько в кастрюле. По дороге из детского сада домой обращать внимание на то, какие изменения произошли вокруг за эти дни (например, убрали скамейку возле дома, построили новый дом), на изменения в природе: больше пасмурных дней, солнца не видно, листьев на деревьях с каждым днем становиться все меньше, уточнять какое сегодня число, месяц. В магазине, обращать внимание детей на цены на различные товары, особое внимание уделять товарам, ценой до десяти рублей. По дороге домой обращать внимание детей на то, что цифры можно увидеть везде: на автобусах, номерах домов, машин, квартир, на то, что номера домов идут не по порядку (они четные и нечетные), выяснить где встречаются многозначные числа (в телефонных номерах, номерах домов); рекомендуем приобрести для ребенка игры с цифрами, например, «Пятнашки», «Шестнадцать» и т.д. Рассмотреть с ребенком разные часы в доме, сравнить их, обсудить, чем похожи, чем отличаются; если в доме есть старые часы, разрешить ребенку разобрать их, посмотреть, что находиться внутри. Обратить внимание на то, в какое время ребенок просыпается, идет в детский сад, ложится спать; за сколько минут он убирает постель, одевается, спросить, что можно успеть сделать за три, пять минут. Напоминаем, чтобы дома родители обращали внимание детей на то, в какое время по телевизору идут детские передачи. Отмечать в календаре знаменательные и памятные даты, дни рождения членов семьи, поручать следить за их приближением. Советуем дома с детьми измерять длины с помощью линейки (подоконник, стол и др.), рисовать отрезки.

Практика применения элементарных математических представлений на занятиях и в быту создает достаточные условия для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на коллективных занятиях. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной   стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование игровых технологий в организации работы с детьми дошкольного возраста по краеведению".

Игры краеведческого характера :собствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, арифметического счета, логического и ассоциативного мышления, комбинирования, поиск...

«Организация работы с детьми дошкольного возраста в книжном уголке»

Консультация для педагогов по организации книжного уголка и работы в нем....

Доклад и презентация «Организация работы с детьми дошкольного возраста с признаками одаренности»

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении мног...

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации...

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Cегодня  ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой...