ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МОЯ ТРОПИНКА В МИР ТРУДА»
рабочая программа (средняя группа) на тему
В современных условиях центральным звеном представлений ребенка дошкольного возраста о социальной действительности являются представления о трудовой деятельности людей. Первый трудовой опыт дети получают в семье, совместная деятельность с членами семьи: элементы бытового труда, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, понимают эмоциональное состояние своих родных в процессе трудовых действий, их огорчения и радость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«МОЯ ТРОПИНКА В МИР ТРУДА»
Автор: Чернова Лидия Владимировна
МАДОУ «Шарлыкский детский сад №4»
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Целевой раздел | |
Пояснительная записка…………………………………………………. | 4 | |
1.1. | Актуальность парциальной образовательной программы……………. | 4 |
1.2. | Цель и задачи парциальной образовательной программы…………… | 4 |
1.3. | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы……………………………………………………………...... | 5 |
1.4. | Возрастные характеристики развития детей…………………………... | 5 |
1.5. 1.6 1.7 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы……………………………. Обоснование выбора содержание парциальной программы…………. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы…………………………………………… | 6 7 7 |
II. | Содержательный раздел | |
2.1 | Тематическое планирование образовательной деятельности………... | 9 |
2.2 | Содержание парциальной образовательной программы……………... | 14 |
III. 3.1 | Организационный раздел Кадровое обеспечение…………………………………………………... | 19 |
3.2 | Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы…………………………………………… | 19 |
3.3 | Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания………………………………………………….. | 19 |
3.4 | Время и сроки реализации парциальной образовательной программы……………………………………………………………….. | 20 |
3.5 | Организация развивающей предметно-пространственной среды…… | 20 |
IV. | Дополнительный раздел | |
4.1 | Мультимедийная презентация парциальной образовательной программы………………………………………………………………... | |
V. | Литература……………………………………………………………… | 21 |
Приложение 22
Карта наблюдений
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Актуальность парциальной образовательной программы
В современных условиях центральным звеном представлений ребенка дошкольного возраста о социальной действительности являются представления о трудовой деятельности людей. Первый трудовой опыт дети получают в семье, совместная деятельность с членами семьи: элементы бытового труда, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, понимают эмоциональное состояние своих родных в процессе трудовых действий, их огорчения и радость. Такое взаимодействия обеспечивает понимание задач общества, значения труда в жизни общества и каждого человека, а возрастные возможности детей среднего дошкольного возраста позволяют сделать важные шаги к приобщению мира взрослых и воспитанию ценностного отношения к труду всех, кто заботится о детях –начиная, с самых близких –родителях, дедушек, бабушек, сотрудниках детского сада и о работниках села.
Программа реализуется в рамках образовательной области «социально-коммуникативное развитие», что обеспечивает специфику условий осуществления образовательной деятельности потребностей и интересов детей.
1.2.Цели и задачи парциальной программы
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду в процессе совместной деятельности в условиях семейного клуба.
Задачи:
1. формировать первичные представления о профессиях, связанных со спецификой родного села, их роли в обществе и жизни каждого человека;
2. сформировать положительное отношение к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда.
3.развивать навыки общения и активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе совместной социально-значимой трудовой деятельности.
1.3.Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с принципами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:
1) Принцип деятельности – совместное познание предмета и условий труда, элементарные трудовые действия
2) Принцип непрерывности – усложнение, поддержание познавательной деятельности и трудовых поручений в процессе реализации содержания программы.
3) Принцип вариативности- различные варианты самовыражения ребенка в познавательной и трудовой деятельности: наблюдение, обследование, исследование, быт- хозяйственный труд на селе.
Содержание образовательной программы в соответствии с подходами:
- системно-деятельностный подход так, как обеспечивает достижение планируемых результатов освоения программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
- гуманитарный подход предусматривает обеспечение интересов дошкольника, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей, то есть становление в каждом ребенке его субъектности;
- аксиологический подход к развитию ребенка -ценностная ориентация всего образовательного процесса помимо общечеловеческих ценностей (добро, красота, справедливость, ответственность и др.), в программе большое внимание уделяется формированию у детей чувства принадлежности, к своей семье, ближайшему социуму, своей малой родине.
1.4 Возрастные характеристики развития детей
Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и раскрывает задачи и содержание работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников с учетом психофизиологических особенностей детей 4-5 лет.
Дошкольники охотно сотрудничают с взрослыми в практических делах, но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Социальная ситуация развития характеризуется установлением отношений ребенка с миром взрослых людей, вхождением в мир социальных отношений. По-прежнему, как и в возрасте 3-4 лет, главный мотив общения – познание окружающего мира и осознание происходящего.
Совершенствуется общение со сверстниками: ребенок активно осваивает социальное пространство – применяет и проверяет предложенные взрослым нормы в общении со сверстниками. Сюжеты игр становятся развернутыми и разнообразными. Дети обращаются к общественно-значимым, в том числе трудовым, темам из реальной жизни. Появляются гендерные роли: девочки в игре выбирают роли женщин, а мальчики – мужчин.
Ребенок развивается активно в разных видах деятельности: конструировании, рисовании, лепке, аппликации и др. Он способен к выполнению отдельных несложных трудовых поручений и к действиям рядом в коллективе сверстников или в разновозрастной группе под руководством взрослого. В этом возрасте устанавливается иерархия мотивов, формируется произвольность деятельности и поведения. Происходит зарождение важнейшего волевого качества – целеустремленности, причем у детей 5-го года жизни индивидуальная целеустремленность начинает приобретать общественную направленность.
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества
предметов, производимые с ними действия.
1.5 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы:
Реализация парциальной программы будет способствовать достижению следующих результатов:
Ребёнок:
- обладает установкой положительного отношения к разным видам труда,
- владеет навыками свободного общения со взрослыми и детьми в трудовой деятельности;
-имеет представления о культурных традициях своей семьи;
- доводит начатое дело до конца;
- испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;
- овладеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (шофер, фермер, комбайнёр и т.д.);
- имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
1.6 Обоснование выбора содержание парциальной программы
Из анализа образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы видно, что при всех её достоинствах, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями предусматривается, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. Изучая вопрос том, что дети знают о профессиях своих родителей, мы выявили тот факт, что они имеют довольно ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий и никак не связывают своё будущее с будущей трудовой или профессиональной деятельностью. Всё это повлияло на выбор данной темы.
1.7 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Презентация семьи, подготовленная в мультимедиа на основе семейных страниц альбома (заседание №1)
Фотовыставка по мотивам экскурсий
Родительская презентация видов профессиональной деятельности
Фотовыставка по мотивам семейных трудовых занятостей
Карта наблюдения (на каждого ребенка)
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Модуль/тема | Обьем ОД (в мин) | Способы реализации | Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности |
Модуль 1. Расскажи мне о своей семье | ||||
1.1 | Я и моя семья | 20 | Заседание семейного клуба: «Создание семейного альбома» 1.обсуждение структуры семейного альбома 2. Групповая деятельность: игровые упражнения «Профессия моих родителей», «Кому что?» 3. Совместная деятельность детей и родителей по изучению семейного фотоархива для создания семейного альбома. 4. Совместное с родителями составление рассказа о семье. | Игровая деятельность: игры и упражненения на формирование представления профессий родителей. Коммуникативная деятельность – совместное с родителями составление рассказа о семье. Чтение художественной литературы: Д. Габе «Моя семья», просмотр видеофильмов о семье «Морозко» «Познавательная деятельность- изучение старых семейных фотографий, отбор фотографий, изучение семейной иерархии. Продуктивная деятельность: подготовка фотоматериалов Художественно-творческая деятельность: рисунки «Я и моя семья», воспроизведение стариной шотландской песни «Швея». |
1.2 | Презентация семейных страничек | Групповая деятельность: просмотр презентация «Страничка семейного альбома», игровое упражнение «Связующая нить» Коллективное взаимодействие: создание семейных страничек. Взаимодействие с родителями по подбору фотографий прошлых лет (изучаем альбомы бабушек и дедушек, их профессии.) Работа в детско-взрослых сообществах по коллективному составлению надписей к фотографиям. Индивидуальная деятельность: беседа с ребёнка «Как ты дома помогаешь маме, бабушке» | Коммуникативная деятельность-представление «семейной странички» для группового альбома. Игровая деятельность - дидактическая игра«Связующая нить» Дизайнерская деятельность в семье - создание семейной странички для группового альбома. Коммуникативная деятельность в семье- разработка семейной странички. Продуктивная деятельность- презентация «Семейная страничка альбома». Художественно-творческая деятельность: песня «Папа может всё, что угодно» | |
1.3 | Презентация «Моя семья-моя группа» | Групповая деятельность: виртуальная экскурсия на основе групповых фотографий – «Путешествие по тропинкам нашего детства», экскурсия по детскому саду с целью ознакомления с профессиями взрослых. Фронтальная: беседа о профессиях взрослых, которые работают в детском саду Подгрупповая деятельность: составление плана-схемы «Мой детский сад», игровое упражнение «Угадай профессию по описанию», «Кому, что нужно для работы», лото «Профессии». Коллективное взаимодействие: создание страничек из жизни группы, оформление панно «Посмотрите, как мы живём» Взаимодействие с работниками детского сада по ознакомлению детей с профессиями. Работа в детско-взрослых сообществах по коллективному составлению надписей к фотографиям. Индивидуальная деятельность: работа по словообразованию - варит - повариха, стирает –прачка и т.д. | Коммуникативная деятельность- беседа о профессиях взрослых, которые работают в детском саду. Игровая деятельность – рефлексивное упражнение«Приветствие». Чтение художественной литературы: загадки «Отгадай профессию» Художественно-творческая деятельность:аудиозапись «Воспитательница наша», «Ода о каше», «Сели дружно за столы» Е. Александрова, рисование “Что такое детский сад?”,песни о детском саде В.Шаинский «Рано утром детский сад малышей встречает». Игровая деятельность –Угадай профессию по описанию, «Кому, что нужно для работы», лото «Профессии». Дизайнерская деятельность – составление плана-схемы «Мой детский сад» Продуктивная деятельность- презентация «Путешествие по тропинкам нашего детства», оформление альбома “Мой детский сад и я”. | |
1.4 | Выставка семейных страничек в фойе детского сада. | Взаимодействие с родителями при оформлении выставки | ||
Модуль 2. Семейные профессии | ||||
2.1 | Все профессии нужны, все профессии важны | Групповая деятельность: игровое упражнение «Кому, что нужно для работы?», разрезное лото «Профессии», просмотр мультфильма. Групповая деятельность: наблюдение на прогулке за работой пожарного, экскурсия в магазин. Взаимодействие с родителями по подготовке костюмов повара, врача, пожарного, полицейского, продавец, парикмахер | Коммуникативная деятельность: составление с помощью родителей рассказов о их профессиях. Игровая деятельность: «Отгадай профессию», «Кому , что нужно для работы?» Чтение художественной литературы: стихи Б. Заходера «Шофёр», А. Кардошовой «Наш доктор» (в отрывках Трутнева Е. «Золотой дождик», Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер», Маршак С. «Почта», «Пожар», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла? », загадки Познавательная: «Какие инструменты нужны людям разных профессий». Художественно-эстетическая: изо деятельность «Кем я буду?» Эмоциональное восприятие: просмотр мультфильма «Простоквашино». | |
2.2 | Встреча интересными людьми - «Мы с папой –лучшие друзья» | Групповая деятельность: : беседа о профессии комбайнёр, фермер, парикмахер рассматривание иллюстраций. Взаимодействие с родителями по отбору содержания предстоящей встречи с дошкольниками, совместные рисунки о профессиях родителей. Работа в детско-взрослых сообществах по составлению презентации о профессиях комбайнёра, фермера, парикмахера. Подгрупповая деятельность: создание игровой ситуации «Стрижка клиента», с/р игра «На ферме» | Коммуникативная деятельность: составление рассказов о комбайнёре, фермере. Игровая деятельность: игровая ситуации «Стрижка клиента», с/р игра «На ферме» Художественно-эстетическая: изо деятельность: «Моя (й) мама(папа) на работе». Продуктивная деятельность: выставка совместных рисунков Эмоциональное восприятие: чаепитие Конструирование: постройка «Ферма» | |
2.3 | Труд не понарошку | Групповая деятельность: рассматривание иллюстрации на которой изображены ситуации из жизни семьи с участием бабушек. дежурство по столовой, на занятиях, заправка постелей Подгрупповая деятельность: игровая ситуация «Бабушка укладывает чемодан», речевая электронная игра «Наши обязанности в семье». Работа в детско-взрослых сообществах «Страничка из жизни детей». | Коммуникативная деятельность: беседы с детьми о том, как распределяются домашние обязанности между членами семьи Чтение художественной литературы: «Я дежурный» Г.Р.Лагздынь, стихотворения “Бабушка – забота” Е. Благининой, “Веселая забота” В. Беловой Е.А., Пермяка “Первая рыбка” Игровая деятельность: с/р «Семья», «Бабушка укладывает чемодан», «Наши обязанности в семье». Художественно-эстетическая: драматизация сказки «Теремок» Продуктивная деятельность: «Огород на подоконнике», выставка рисунков «Добрые дела братьям нашим меньшим» | |
Модуль3. На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник. портной кто ты будешь такой? | ||||
3.1 | Экскурсия на хлебное поле во время уборочной. | Групповая: : просмотр презентации «Хлеб всему голова», беседы о жизни на селе, рассказы детей из личного опыта, экскурсия на хлебное поле, наблюдение за трудом комбайнёра, агронома; рассматривание иллюстраций, изображающие труд колхозников- хлеборобов,дидактическая игра « Какие машины помогают выращивать хлеб». Взаимодействие детей с родителями по изготовлению макета «Деревня» Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению эксперимента с зёрнами пшеницы - проращивание, наблюдение за всходами | Коммуникативная деятельность: беседы о жизни на селе, рассказы детей из личного опыта, экскурсия на хлебное поле, наблюдение за трудом комбайнёра, агронома; рассматривание иллюстраций, изображающие труд колхозников- хлеборобов. Игровая деятельность: дидактическая игра « Какие машины помогают выращивать хлеб». Чтение художественной литературы: загадки, пословицы, поговорки А. Мусатова «Кто в поле главный?», Я.Тайц «Послушный дождик», Л.Воронкова «Маленький соколик», И. Токмакова «Кем быть?», Н.Забила «На колхозных полях» Продуктивная деятельность: макета «Деревня», концерт для колхозников. презентация «Хлеб всему голова».. Познавательно-исследовательская деятельность: Эксперимент по проращиванию семян пшеницы, наблюдение за всходами семян. | |
3.2 | Экскурсия на ферму | Групповая деятельность: беседы о жизни на селе, рассказы детей из личного опыта, экскурсия на ферму, наблюдение за трудом доярки, ветврача; рассматривание иллюстраций, изображающие труд колхозников на ферме, игра «Скажи какая», рассматривание иллюстраций о животных, содержащихся на ферме (коровы, козы, овцы, лошади) Коллективное взаимодействие детей с родителями- катание на лошади, рассматривание животных, их строение, кормление животных Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению эксперимента | Коммуникативная деятельность: беседы о жизни на селе, рассказы детей из личного опыта, экскурсия рассматривание иллюстраций, экскурсия на ферму, наблюдение за трудом доярки, ветврача; рассматривание иллюстраций, изображающие труд колхозников на ферме. Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, разучивание потешки «Дай молочка, Бурёнушка, пальчиковая гимнастика «Мы корову доим», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми). Игровая деятельность:игра «Скажи какая» Игровая деятельность: игра «Что сначала, что потом?», игра «День на ферме». Продуктивная деятельность: изготовление сувениров – фигурки животных, катание на лошади, фотографирование, кормление животных. | |
3.3 | Фотовыставка по мотивам экскурсий | Групповая деятельность: беседа о сельскохозяйственных профессиях, Работа в детско-взрослых сообществах по подбору иллюстративного материала по теме: « Труд работников сельского хозяйства», подготовка фотовыставки.. | Художественно-эстетическая деятельность: Просмотр мультфильмов: «Каникулы в Простоквашино», «На лугу пасутся ко…» Продуктивная деятельность: фотовыставка |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Модуль 1.«Расскажи мне о своей семье»
Тема 1.1«Я и моя семья»
Содержание темы
Семья это – дом, семья – это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции.
Для ребёнка знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья. Дети должны знать, где работают их родители, как важен их труд и занятия других членов семьи, называть ближайших родственников и принимать посильное участие в домашнем труде.
Формы, способы, методы
Групповая деятельность, индивидуальная деятельность.
Методы: игровые упражнения «Профессия моих родителей», «Кому что?», сбор семейных фотографий, составление схемы «Моя семья», беседа с ребёнком о членах семьи по фотографиям.
Виды деятельности детей
Игровая деятельность- «Профессия моих родителей», «Кому что?».
Коммуникативная деятельность- беседа с ребёнком о членах семьи, составление рассказа по схемам.
Чтение художественной литературы: Д. Габе «Моя семья», просмотр видеофильмов о семье Шарль Перро «Красная шапочка»
Познавательно-исследовательская деятельность- исследование старых семейных фотографий, составление схемы «Моя семья».
Продуктивная деятельность: подготовка фотоматериалов
Художественно-творческая деятельность: рисунки «Я и моя семья».
Продукт
«Семейный альбом»
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровое обеспечение
Воспитатель: проводит беседы, игры, экскурсии, организует выставку детских рисунков, координирует совместную работу с родителями, библиотекой.
Родители: организация экскурсий на поле, ферму, оформление выставки в течение года, сбор информации, наглядного материала, участие в проектной деятельности, знакомству с профессиями мамы, папы, дедушек, бабушек, других
Медицинский работник: проводит беседу о профессии медицинской сестры, участвует в сюжетно-ролевой игре «Больница», «На ферме»
Музыкальный руководитель: подбирает музыкальные произведения, готовит музыкальные развлечения.
3.2. Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы
Ноутбук, экран, проектор –для показа видеофильмов, мультфильмов презентаций; флеш карта с презентациями «По тропинкам нашего труда», «Профессия фермера», «Профессия комбайнёра» и музыкальными произведениями, краски, альбом, иллюстративный материал о профессиях сельской местности, фотоальбомы с семейными фотографиями, , аудиозаписи музыкальных произведений, аудиоэнциклопедия «Замечательные профессии» («Чевостик»), аудиодиск с песенками для детей о профессиях.
Презентации: «Как хлеб на стол пришёл».
3.3. Научно-методическое обеспечение программы
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Основная общеобразовательная программа МАДОУ Шарлыкский детский сад №1 «Солнышко» разработанная на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы., Т.С. Комаровой М. А. Васильевой. Утверждённая, 17 декабря 2014года.
Куцакова Л. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2009 год
Комарова Т.А. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет, 2009 г.
3.4. Время и сроки реализации программы
Программа реализуется в течение одного года, один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность занятий – 20 минут.
3.5.Организация развивающей предметно-пространственной среды
Уголок с ознакомлением окружающего мира-игры о профессиях, пазлы, домино, лото и т.д.
Уголок книг литература о профессиях сельской жизни:
Уголок сюжетно-ролевой игры - .Атрибуты для игр «Магазин», «Больница», «Семья», «Детский сад», «На дачу», «Парикмахерская», «На ферме» и т.д.
Экологический центр - Растения, характерные для различных времен года:
- осенью: выставки ярких, крупных или необычной формы овощей и фруктов;
- зимний огород: посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений;
- весной: садик для Дюймовочки: макет с комнатными цветами – для игры с маленькими куклами;
- летом: букеты из декоративных растений: астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.
Небольшие игрушки для обыгрывания построек. Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).
Игрушечный транспорт средний и крупный.
Уголок конструирования образцы построек гаража для автомашин, обслуживающих ферму, поле; постройка фермы, скотного двора
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Артамонова О.В. (Дыбина О.В.) Как подвести детей к понятию «Рукотворный мир» [Текст] / О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7.
2.Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алёшина. М.: ЦГЛ, 2009.-58с.
3.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. 4.Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2010. – 176с.
5.Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2011.-123с.
6.Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» / Н.А. Кнушевицкая. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010-234с..
7.Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2009.-56с.
Интернет- ресурсы
-Образовательный портал «Мой университет». «Технология АМО -технология для ФГОС». - moi- uniwersitet. ru/du
Организованная деятельность по ознакомлению с окружающим: Знакомство с профессиями продавец, шофер, повар, врач // http://nsportal.ru
Профессии родителей // http://nsportal.ru
Раскраски для детей профессии // http://allforchildren.ru/
Сайт электронных книг
Приложение
Приложение 1
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
«Моя тропинка в мир профессий»
№ п \п | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
часто | редко | Не проявляется | |||
1 | Ребёнок проявляет любознательность | Задаёт вопросы взрослым и сверстникам | |||
2 | Интересуется причинно-следственными связями | Пытается самостоятельно давать объяснения трудовым действиям взрослых | |||
3 | Склонен наблюдать за трудом взрослых | Обладает элементарными представлениями из области профессий на селе | |||
4 | Владеет элементами трудовой деятельности | Проявляет эмоционально–чувственное отношение к окружающему миру домашним животных, сверстников, родителей |
Критерии обследования трудовых навыков у детей среднего дошкольного возраста
Ознакомление с трудом взрослых | балл | Навыки самообслуживания | баллы | Трудовые умения | баллы | Отношение к труду | балл | Результативность труда | балл | Общение со сверстниками | балл | |
Ребенок имеет четкие представления о разнообразии профессий (воспитатель, комбайнё, фермер, шофёр и т.д.) | Ребенок проявляет полную самостоятельность в самообслуживании | Ребенок знает обязанности дежурного и выполняет дежурства по столовой | Ярко выражено стремление ребенка к самостоятельности | Труд ребенка результативен | Ребенок инициативен в оказании помощи товарищам | |||||||
по занятиям | - ребенок устойчиво проявляет трудолюбие | - ребенок оценивает результат своего труда | - учит других тому, что умеет сам | |||||||||
- имеет отчетливые представления о современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека, об их роли | по уголку природы | - стремится стать умелым | - стремится к хорошему результату | - способен к деловому сотрудничеству | ||||||||
- знает и выполняет требования гигиены | - умеет оказывать необходимую хозяйственную помощь | - посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой | - владеет организаторскими способностями | |||||||||
- умеет строить модель трудового процесса конкретной профессии | - планирует и поэтапно осуществляет трудовой процесс | - уважительно относится к результатам труда других людей | - культурен в общении со сверстниками | |||||||||
- имеет общие представления о работе близких людей | - владеет способами конструирования из бумаги | - использует имеющиеся умения для освоения новых трудовых процессов | - ощущает радость от процесса совместного или коллективного труда | |||||||||
- умело пользуется ножницами | ||||||||||||
- понимает материальную ценность труда для людей | - умеет работать с природным материалом | - испытывает чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела, реализации рудового замысла | - объективно оценивает действия сверстников | |||||||||
- владеет основами культуры труда (экономит материал, бережет инструменты и т.п.) | - радуется результатам общего труда | |||||||||||
- поддерживать порядок на участке и в группе | ||||||||||||
- отражает процессы самообслуживания и хозяйственно-бытового труда в играх на бытовую тематику |
НИЗКИЙ А - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».
СРЕДНИЙ Б - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.
ВЫСОКИЙ В - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-162486-1421928070.jpg)
ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Основной целью современного дошкольного образования является воспитание и развитие личности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы ...
Проект парциальной образовательной программы по речевому развитию "Давайте говорить правильно"
В программе указано обоснование выбора парциальной программы, цели, задачи, принципы реализации программы, планируемые результаты освоения программы.Тематическое планирование раскрывает содержание ...
Проект парциальной образовательной программы "Вода- волшебница"
.Целевые ориентиры программы выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования . При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры пр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/19/picture-988255-1513695434.jpg)
ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
Данный материал содержит программу по развитию связной речи посредством сказок для старшей группы детского сада. Программа обеспечивает учет уникальных возможностей старших дошкольник...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/23/picture-728641-1450869513.jpg)
Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне».
Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...
Проект парциальной образовательной программы "Мой край родной"
Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, то чем сл...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/05/picture-1498532-1704441942.jpg)
Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне»
Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...