Проект парциальной образовательной программы по речевому развитию "Давайте говорить правильно"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) по теме
В программе указано обоснование выбора парциальной программы, цели, задачи, принципы реализации программы, планируемые результаты освоения программы.
Тематическое планирование раскрывает содержание 3 модулей. в каждом модуле по три темы.
В организационном разделе отражено материально - техническое обеспечение программы, организация предметно - развивающей среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma.docx | 60.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО» | ||
методист МКУ Ташлинский ИМЦ | Зав. МАДОУ ДС «Дарование» с. Ташла | |
_______________________Л. Ю. Абаимова | _________________________Т.Г. Приймак | |
«_____» ______________________20___ г. | «_____» ______________________20___ г. | |
«ПРИНЯТО» | ||
на Педагогическом совете МАДОУ ДС « Дарование» с. Ташла | ||
Протокол № _______________________ | ||
«_____» ______________________20___ г. |
ПРОЕКТ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «ДАРОВАНИЕ»
Автор: | Слабоденко Татьяна Владимировна Ст.воспитатель МАДОУ ДС «Дарование» с.Ташла Ташлинского р-на |
Оренбург
2014
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Целевой раздел | |
Пояснительная записка | 4 | |
1.1. | Актуальность парциальной образовательной программы | 4 |
1.2. | Цель и задачи парциальной образовательной программы | 5 |
1.3 | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы | 5 |
1.4 | Возрастные характеристики развития детей | 6 |
1.5 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы | 8 |
1.6 | Обоснование выбора содержания парциальной программы | 8 |
1.7 | Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы | 9 |
II. | Содержательный раздел | |
2.1 | Тематическое планирование образовательной деятельности | 10 |
2.2 | Содержание парциальной образовательной программы | 14 |
III. | Организационный раздел | |
3.1 | Кадровое обеспечение программы | 16 |
3.2 | Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы | 16 |
3.3 | Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания | 16 |
3.4 | Время и сроки реализации парциальной образовательной программы | 17 |
3.5 | Организация развивающей предметно – пространственной среды | 17 |
IV. | Дополнительный раздел | 22 |
4.1 | Презентация парциальной образовательной программы | 22 |
V. | Литература | 23 |
I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Актуальность парциальной образовательной программы
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка.
Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения и культуры.
Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылок обучения грамоте.
Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие ребёнка.
Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Парциальная программа дошкольного образования «Давайте говорить правильно» (далее Программа) носит интегрированный характер, основана на материале, отражающем особенности развития диалогической речи дошкольников.
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель: обогащение речевого опыта ребенка как средства общения и культуры на основе поведенческих проявлений в диалоге.
Задачи:
1.Формировать представления детей о речевых (вербальных и невербальных) средствах общения в процессе построения различных речевых высказываний, интерактивного взаимодействия с собеседником;
2.Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
3.Воспитывать потребность в общении, умение управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила общения.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы
Основополагающими подходами, осуществляемыми в процессе реализации программы являются:
1) культурологический подход (учёт интересов и коммуникативных потребностей ребёнка), способствует принятию взрослого как главного носителя культуры, приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
2) системно-деятельностный подход (реализация потребности в коммуникативной деятельности, направленной на запланированный результат, достижение цели и оценки, как результата, так и процесса деятельности; деятельность выступает в роли средства субъектности ребенка);
3) аксиологический подход предполагает формирование у детей общечеловеческих ценностей (добро, справедливость, ответственность), чувства принадлежности к ближайшему социуму.
Содержание программы основано на следующих принципах:
1) принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми (построение образовательного процесса в соответствии с личностными особенностями каждого воспитанника);
2) принцип культуросообразности – введение детей в культуру диалога (знание и выполнение основных правил поведения в диалоге, а также употребление средств речевого этикета);
3) принцип эстетизации развивающей среды и участия детей в преобразовании действительности – активное участие детей в организации и проведении игр-импровизаций, театральных и режиссерских игр с придуманными сюжетами, праздников (разработка диалогов, реплик, спектаклей, дизайнерская деятельность, художественно-музыкальная деятельность, бытовая деятельность (красота и гармония в быту).
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на реализацию в группах старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и основывается на особенностях развития дошкольников указанной возрастной группы.
На седьмом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Речь становится средством общения и культуры, нормой является правильное произношение звуков. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Обогащенный опыт общения со взрослыми и сверстниками позволяет ребенку более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки, появляются элементы самостоятельного представления о себе и оценивания себя, своих действий и внешних качеств. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Происходит стремительное развитие внеситуативно-личностной формы общения ребенка, обусловленной его опытом в игровой деятельности.
В своей речи старший дошкольник использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). Для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. точно используют слова, объясняют малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).
В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать, активно используя различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. Знакомы с правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить (реплику) в соответствии с услышанным), умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение и т.п.). Старший дошкольник достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми старшего дошкольного возраста Программы
Достижения детей в результате освоения Программы, проявляются:
1) в умении вступать в диалог с окружающими различными способами (четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения, слушать и слышать партнёра, проявлять активное ответное отношение и т. д.);
2) в навыках «считывания» эмоционального состояния героя, сочувствия и сопереживания, сорадования;
3) в умении использовать в сочетании репродуктивную и продуктивную речь и творчески переносить усвоенные образцы в самостоятельную речевую практику;
4) в потребности использовать в речи выразительные средства (мимику, жесты) при организации театральных игр, пересказа по ролям, инсценировки прозаических литературных произведений и режиссерских игр по мотивам произведений;
5) в потребности в общении и навыках вовлечения в коммуникативную деятельность сверстников, членов семьи.
1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы
Развитие диалогической речи в содержании примерной основной образовательной программы «Из детства в отрочество» определено программными задачами. В качестве основных методов развития диалогической речи в ДОУ используются разговоры и беседы с детьми. Между тем, не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию дошкольников, в данном разделе работы существуют определенные проблемы. Наблюдения за детьми выявили, что старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны. Существуют недостатки в развитии связной речи. Содержание парциальной программы разработано в контексте инвариантной части образовательной программы, но направленно на развитие диалогической речи дошкольников как социально – значимой формы общения. Именно диалогическая речь является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.
1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы
Изучение в процессе наблюдения и анализ уровня развития коммуникативных умений ребенка. Заполнение карты наблюдения.
«Семейный фотоальбом группы», представленный «семейными страничками», отражающими детей в образе различных сказочных героев, детские праздники.
Миниконкурс исполнительского и творческого мастерства «Здравствуйте, это я!»
Книга сказок «Сочиняем сказки», содержащая продукты литературного сочинительства детей и их иллюстрации к сказкам.
Создание кукольного театра «Волшебные сказки».
Выставка семейного сотворчества «Книжки - малышки» различной тематики.
Показ спектакля «Гуси- лебеди».
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Модуль/Тема | Объём ОД (в мин.) | Способы реализации | Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности | |
Модуль 1. «Тайна моего «Я » | |||||
1.1 | «Кто такой «Я». | 30 мин | Групповая деятельность – рассказ о себе в диалоге Индивидуальная деятельность (изучение индивидуальных особенностей своей внешности, лица, роста, возраста). | Чтение художественной литературы: В. Орлов «Ты скажи мне, реченька… » Коммуникативная деятельность в группе - «Кто чем гордится?» беседа об особенностях внешности детей. Игровая деятельность: игра «Свет мой зеркальце скажи». Художественно-творческая деятельность: рисование «Мой автопортрет». | |
1.2 | «Я – волшебник». | 30 мин | Взаимодействие детей с родителями по подбору детских фотографий, отражающих участие детей в различных праздниках. работа в малых подгруппах: игровые упражнения - «Разгадай мою загадку» (узнать по фрагменту фотографии и назвать персонажа). | Дизайнерская деятельность в семье - создание «семейной странички» для группового альбома. Коммуникативная деятельность- Беседа «Кто такие волшебники». Игровая деятельность – дидактическая игра «Разгадай мою загадку». Художественно-творческая деятельность – проигрывание эпизодов любимых литературных произведений | |
1.3 | «Мир моих фантазий». | 30 мин | Групповая деятельность: беседа о том кого называют фантазёрами. Работа в детско-взрослых сообществах по оформлению выставки «Книжек - малышек»
Коллективное взаимодействие: Работа в детско-взрослых сообществах по изобразительной деятельности | Коммуникативная деятельность: беседа «Можешь ли ты назвать себя фантазёром?» Дизайнерская деятельность детей и родителей - оформление выставки семейного сотворчества «Книжки -малышки». Чтение художественной литературы - стихотворение А.Барто «Я знаю, то можно придумать». Игровая деятельность: дидактическая игра «Закончи фразу» Изобразительная деятельность детей и родителей - оформление страничек для «Книжки малышки». | |
Модуль 2. «Вербальное и невербальное общение». | |||||
2.1 | Что такое эмоции? | 30 мин | Совместная деятельность по классификации моделей символически отображающие эмоции; анализ материалов и создание коллекции «Положительные и отрицательные эмоции» Миниконкурс исполнительского мастерства «Здравствуйте это я!» Работа в малых подгруппах: обыгрывание ситуаций «Лена и Катя идут в детский сад». | «Коммуникативная деятельность: беседа на тему «Что такое эмоции?». Игровая деятельность: дидактическая игра «Угадай-ка», «Разные лица». Чтение художественной литературы: стихотворение «Обида» Э. Мошковской. Обсуждение прочитанного, соотнесение с эмоциями. Коллекционирование: сбор детских фотографий, отображающих различные эмоции. Художественно-творческая деятельность рисование графических моделей эмоций «Дорисуй». | |
2.2 | «Я хочу» | 30 мин | Групповая деятельность: моделирование нежелательного поведения (этюды «Хочу, и все!», «Эгоист»). Парное взаимодействие прочтение по ролям заученных текстов В. Орлов «Ты скажи мне, реченька…», потешки «Ну-ка, зайка, поскачи». | Чтение художественной литературы: «Хочу быть слоненком» Г. Остера «Коммуникативная деятельность: Беседа о детских желаниях Игровая деятельность: Игра «Кто кого запутает» диалоги детей, с опорой на имеющиеся у них представления об особенностях внешнего вида животного, предмета. | |
2.3 | «Язык жестов и движений» | 30 мин | Взаимодействие детей с родителями по подбору мультикалиционных фильмов для драматизации. Работа в малых подгруппах Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков. Индивидуальная работа игровые упражнения импровизированное рассказывание стихотворений | Работа по разъяснению понятий «язык жестов», «мимика» Игровая деятельность: игра «Отгадай, кто я?» с использованием мимики и пантомимики. Коммуникативная деятельность: беседа с детьми на тему: «Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей». Игровая деятельность: игра «Фанты» Чтение художественной литературы: произведение «Как лечить удава?» Г. Остера с последующим обсуждением и решением проблемных ситуаций. | |
Модуль 3. «Добро и зло». | |||||
3.1 | «Чудо сказки» | 30 мин | Коллективное взаимодействие: Совместная работа с родителями по подбору книг со сказками по теме: «Добро всегда побеждает зло». Работа в малых подгруппах: обыгрывание фольклорных миниатюр | Коммуникативная деятельность: обмен собранной информации (краткие фрагменты) и обсуждение информации. -диалоги «Добрые сказки»; Игровая деятельность: словесные игры с правилами «Да или нет». Семейный просмотр мультфильма: «Трое из Простоквашино» (привлечение внимания детей к репликам мультикаплиционных персонажей). Музыкально -художественная деятельность: разучивание музыкальных этюдов к спектаклю «Баба – яга - лебеди», «Алёнушка – печка, речка, яблоня». Продуктивная деятельность: оформление книжного уголка в группе по данной тематике. | |
3.2 | Образы героев | 30 мин | Взаимодействие детей с родителями по подбору персонажа сказки, материала из которого будет изготовлен выбранный персонаж. Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению кукольного спектакля, проигрывание сценок по сценарию | Дизайнерская деятельность в семье: создание куклы для кукольного театра на тему «Волшебные сказки». Эмоциональное восприятие литературного текста - просмотр кукольного спектакля по мотивам произведения Г.Остера «Про слонёнка и его друзей»; обсуждение содержания, анализ поступков героев пьесы. Игровая деятельность: подвижная игра «Лиски», «Придумай сказочного героя». Коммуникативная деятельность: Рассматривание иллюстраций с изображением сказочных персонажей (внешний вид, форма одежды, тембр голоса). Художественно-творческая деятельность: рисование «Мой любимый сказочный герой». | |
3.3 | Сочиняем сказку | 30 мин | Групповая деятельность Работа в детско-взрослых сообществах по оформлению страничек для книги сказок. Индивидуальная деятельность беседа с детьми, о прочитанных и просмотренных произведениях, диалоги: «Ты помнишь, что мама-лиса сказала дочке? Почему она так сказала?»; «О чём сообщила Лиса Тетереву? А что он ответил?» и т.п. | Работа по разъяснению детям составных частей сказки (зачин, концовка, содержание). Коммуникативная деятельность в группе - представление своей странички в книге «Сочиняем сказки» Игровая деятельность: подвижная игра «А мы просо сеяли» Художественно-творческая деятельность: рисование иллюстраций к сказке |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль 3. «Добро и зло».
Тема 3.1. Чудо сказки
Содержание темы
В сказках добро всегда побеждает зло. Краткие фрагменты обсуждения, диалоги «Добрые сказки». Обыгрывание коротких фольклорных миниатюр «Ты пирог съел?», «Уж как сладки гусиные лапки», «Егор- Егор, укажи свой двор». Словесные игры с правилами «Да и нет». Разучивание музыкальных этюдов к спектаклю «Гуси - лебеди», оформление книжного уголка.
Формы, способы, методы
Коммуникативная деятельность с целью обмена собранной информацией (краткие фрагменты) и обсуждение информации с окружающими людьми при помощи языковых и неречевых средств.
Семейный просмотр мультфильмов с целью обогащения речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик мультикаплиционных персонажей.
Продуктивная деятельность как способ развития творчества, фантазии в создании своих автопортретов, книг разнообразной тематики.
Методы: включения детей в содержание образовательной деятельности (беседа, репродуктивный); методы поддержки инициативы (обыгрывание фольклорных миниатюр, словесные игры); методы и приемы мотивации (объяснение увиденного); методы и приёмы обучения целеполаганию (беседа по прочитанному, рассказ воспитателя, диалоги); решение проблемных ситуаций «Почему добро всегда побеждает зло?».
Средства образования и развития.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением сказочных персонажей, DVD диск с мутипликационным фильмом «Трое из простоквашино».
Литературный ряд: книги для оформления книжного уголка в группе с народными сказками «Умей обождать», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Лисичка со скалочкой», «Мужик и медведь», «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «Птичий язык», зарубежные сказки «Вежливый кролик» мексиканская сказка, «Морозко» словацкая сказка и т.д.
Музыкальный ряд: музыкальные этюды «Баба – яга - лебеди», «Алёнушка – печка, речка, яблоня».
Материалы и оборудование: бумага различного формата для рисования, цветные карандаши, акварель, гуашь, фломастеры.
Взаимодействие участников образовательных отношений
Взаимодействие с родителями по подбору книг со сказками по теме: «Добро всегда побеждает зло».
Взаимодействие детей с другими детьми по обмену информации, построению диалогов.
Виды деятельности детей
Коммуникативная деятельность
Игровая деятельность
Продуктивная деятельность
Музыкально – художественная деятельность
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровое обеспечение
Воспитатель планирует, разрабатывает содержание образовательной деятельности, организует деятельность родителей.
Музыкальный руководитель создает фонотеку для использования в
образовательном процессе (музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку).
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Современные средства ТСО:
Видео-аудио-аппаратура
Мультимедийный проектор
Экран
Телевизор
Музыкальный центр
3.3. Научно-методическое обеспечение Программы
1. Доронова Т. Н. Примерная основная образовательная программа «Из детства в отрочество» [Текст] / Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2010. – 245с.
2. Образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Дарование» утвержденная педагогическим советом от 28 августа 2014 г.
3. Волина В.В. Учимся, играя [Текст] / В.В. Волина. – М.: Просвещение, - 1994.
4. Столяра А.М. Давайте поиграем [Текст] .Игры для детей 5-6 лет / А.М. Столяра. - М.: Просвещение, - 1991.
5. Шипицына Л.М. Формирование коммуникативных навыков у детей и коррекция возникающих трудностей [Текст]. Азбука общения/ Л.М. Шипицына. - Санкт-Петербург, - 2007.
6. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, 2010.
7. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст]/ О.А. Бизикова. – Скрипторий,- 2008.
3.4. Время и сроки реализации Программы
В течение года, во второй половине дня, 1 раз в неделю, объем 30 минут в подготовительной группе.
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно – пространственная среда по речевому развитию старших дошкольников включает в себя:
1) Центр речевого развития.
Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе составляющих речевого уголка учитывается следующее: наполняемость уголка; разнообразие материалов; возрастные и индивидуальные особенности детей; доступность, эстетика оформления, ведущая игрушка («хозяйка» уголка матрешка, «букоедик», попугай т. д.). В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: фонематического слуха; дыхания; воздушной струи; артикуляционной моторики; правильного звукопроизношения; словаря; звукового анализа и синтеза слогов и слов. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется воспитателями и родителями совместно.
Картотека игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель);
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);
ж) с изображением синонимов;
з) альбом «Эмоции»;
и) картинки по лексическим темам.
8. Индивидуальные зеркала.
2) Театральный уголок
Театрализованная деятельность играет большую роль в формировании личности ребенка, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованная деятельность является мощным средством развития диалогической речи, привлечением внимания детей к репликам литературных и кино- персонажей. Театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Перечень зон, входящих в состав уголка:
- Костюмерная;
- сценическая площадка;
- зрительная зона;
- мастерская по изготовлению элементов костюмов, декораций, кукол, атрибутов;
- шкаф для выставки различных видов театров и хранения коробок с декорациями, атрибутами, бросовыми материалами, реквизитом;
- книжный уголок;
- музыкальный уголок;
- ширмы для показа театров, перегородки.
Костюмерная:
- костюмы по мотивам русских народных сказок;
- костюмы по мотивам литературных произведений;
- костюмы домашних и диких животных, насекомых, птиц;
- русские народные костюмы;
- атрибуты и элементы костюмов овощей и фруктов;
- шляпы, колпаки, короны, чепчики, платки;
- сумки;
- перчатки, варежки;
- украшения.
Зрительная зона:
- стулья.
- билетная касса.
- звонок
Мастерская по изготовлению элементов костюмов, декораций, кукол, атрибутов:
- бросовый материал
- виды бумаги, ткани, ниток
- ленты, тесьма
- виды красок
- природный материал
- диски
Шкаф для выставки различных видов театров и хранения коробок с декорациями, атрибутами, куклами
Куклы: ростовые, платковые, марионетки.
Театр настольный по сказкам (конусный, деревянный): Маша и медведь, Мужик и медведь, Журавль и цапля, Снегурочка, Волк и семеро козлят, Теремок, Морозко, Гуси-лебеди.
Теневой театр по сказкам: Заюшкина избушка, три поросенка
Фланелеграф: Рукавичка, п ерсонажи из других сказок
Пальчиковые театры: Три поросенка (шагающий), Веселая семейка (перчатка), Семейка (деревянный), Белоснежка и семь гномов (вязаный), Бременские музыканты (фетровый)
Куклы – рукавички
Театр ложек
Куклы – сюрпризы
Би-ба-бо
Театр масок (персонажи перечисленных сказок)
Маски настроения (пиктограммы)
Игрушки для режиссерских игр и игр-драматизаций
Чудесный мешочек
Декорации - трансформеры
3. Книжный уголок
-художественная литература по темам
- книжки-малышки, книжки-игрушки, книги-театры
- книга сказок «Сочиняем сказки»
- аудиотека
- видеотека
- библиографии детских писателей
4. Музыкальный уголок
- шумовые инструменты
- озвученные инструменты
- музыкальные игрушки
- аудиотека
-музыкальные дидактические игры
- картотека попевок, распевок, частушек, песенок
Ширмы для показа театров, перегородка
Ширма для пальчикового театра, театра-перчаток, би-ба-бо, театра ложек.
Ширма теневого театра (телевизор), лампы
Перегородка-трансформер (соответствует росту ребенка).
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
(презентация прилагается)
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арушанова А.Г. Истоки диалога [Статья]/ А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - С. 82-90.
2.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения 3-7 лет [Текст] / А.Г. Арушанова. - М., 2004. - 138 с.
3. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст]/ О.А. Бизикова. – Скрипторий,- 2008.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст]/ А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с.138.
2. Волина В.В. Учимся, играя [Текст]/ В.В. Волина – М.: Просвещение, - 1994.
3.Галигузова Л.Н. Ступени общения от года до семи лет [Текст]/ Л.Н. Галигузова. - М.: Просвещение,- 1992.
4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, 2010
5. Доронова Т. Н. Примерная основная образовательная программа «Из детства в отрочество» [Текст] / Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2010. – 245с.
6. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста[Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.49-52.
7. Образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Дарование» утвержденная педагогическим советом от 28 августа 2014 г.
8. Столяра. А.М. Давайте поиграем. Игры для детей 5-6 лет [Текст] / А.М. Столяра. - М.: Просвещение, - 1991.
9. Шипицына Л.М. Формирование коммуникативных навыков у детей и коррекция возникающих трудностей. Азбука общения [Текст]/ Л.М. Шипицына. - Санкт-Петербург, - 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"
Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"...
Программа кружка по речевому развитию "Говорим правильно"
СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ……………………………………………………&helli...
Речевой фестиваль "Говорим правильно"
С целью развития внимания к родному языку, его красоте и благозвучию, развитие познавательных интересов, обогащение общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности и формирование положительной...
Картотека речевых игр "Говорим правильно"
(Для детей дошкольного возраста)...
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно"(речевое направление )для детей 4-7 лет.
СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ……………………………………………………&helli...
Паспорт к речевому уголку "Говорим правильно"
Паспорт к речевому уголку "Говорим правильно"...
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно" (речевое направление ) для детей 4-7 лет. (Программа рассчитана на 1 год).
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ1.1. ПояснительнаязапискаРабота по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольно...