Проект парциальной образовательной программы "Вода- волшебница"
проект (старшая группа) на тему
.Целевые ориентиры программы выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования . При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
на __I__ квалификационную категорию
ПРОЕКТ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
(познавательное развитие)
Выполнила: | Какляева Наталья Михайловна, воспитатель МАДОУ Д/с «Дарование» с. Ташла |
Руководитель: | Гринько Марина Николаевна к.п.н. доцент
|
Оренбург
2014
«СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДЕНО» | |
Методист МКУ Ташлинский ИМЦ | Зав. МАДОУД/с «Дарование» | |
_______________________Л.Ю. Абоимова | _________________________Т.Г. Приймак | |
«_____» ______________________2014 г. | «_____» ______________________2014 г. | |
«ПРИНЯТО» | ||
на Педагогическом совете МАДОУД/с «Дарование» | ||
Протокол № _______________________ | ||
«_____» ______________________2014 г. |
ПРОЕКТ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ВОДА - ВОЛШЕБНИЦА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНО ГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «ДАРОВАНИЕ»
Автор: | Какляева Наталья Михайловна, воспитатель МАДОУ Д/с «Дарование» с. Ташла |
Оренбург
2014
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Целевой раздел | |
Пояснительная записка | ||
1.1. | Актуальность парциальной образовательной программы | |
1.2. | Цель и задачи парциальной образовательной программы | |
1.3 | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы | |
1.4 | Возрастные характеристики развития детей | |
1.5 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы | |
1.6 | Обоснование выбора содержания парциальной программы | |
1.7 | Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы | |
II. | Содержательный раздел | |
2.1 | Тематическое планирование образовательной деятельности | |
2.2 | Содержание парциальной образовательной программы | |
| ||
III. | Организационный раздел | |
3.1 | Кадровое обеспечение программы | |
3.2 | Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы | |
3.3 | Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания | |
3.4 | Время и сроки реализации парциальной образовательной программы | |
3.5 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | |
IV. | Дополнительный раздел | |
4.1 | Презентация парциальной образовательной программы | |
V. | Литература | |
Приложение приложение 1 карта наблюдений |
приложение 2 конспект занятия
I. Целевой разделПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность парциальной образовательной программы
В современных условиях особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет познавательная деятельность дошкольника, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
В условиях модернизации образования все большее значение приобретает познавательное развитие дошкольников, формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.
В процессе обучения исследовательскому поведению и экспериментированию выявляется уровень развития познавательной деятельности детей не только по отдельным аспектам, но и в комплексе.
В дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Игры с водой способствуют развитию таких качеств детей, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, целенаправленность.
Программа реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие», в рамках которой происходит, удовлетворение детского любопытства и любознательности, потребности в игре и новых впечатлениях, желания сделать что-либо своими руками и стремления познавать окружающий мир, свойства предметов, их поведение в воде и воздухе, способность взаимодействовать друг с другом.
Программа обеспечивает учёт специфики условий осуществления образовательной деятельности, потребностей и интересов детей.
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель программы: развитие познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов;
2. Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников;
3. Воспитывать ценностное отношение дошкольников к источникам питьевой воды, различным видам природных водоемов;
4. Формировать у детей умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы о свойствах воды.
Программа направлена на развитие мотивации личности ребенка к познанию, творческой самореализации личности ребенка на развитие умственных и экспериментальных способностей детей, тесное сотрудничество с семьей.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
В основу программы заложены следующие принципы:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
6) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Содержание образовательной программы представлено в соответствии с подходами:
Системный подход
- рассматривает все компоненты в тесной взаимосвязи друг с другом; выявляет единство взаимосвязи всех компонентов педагогической системы (целей, задач, содержания, принципов, форм, методов, условий и требований);
- выделяет общие свойства и характеристики отдельных компонентов.
Личностный подход
- утверждает представление о сущности человека как личности;
- ориентирует организацию педагогического процесса на личность как цель, результат и критерий эффективности;
- требует признания уникальности личности, права на свободу и уважение;
- использует опору на естественный процесс развития творческого потенциала, саморазвития личности.
Деятельностный подход
- утверждает представление о деятельности как об основе, средстве и главном условии развития и формирования личности;
- ориентирует личность на организацию творческого труда как наиболее эффективное преобразование окружающего мира;
- позволяет определить наиболее оптимальные условия развития личности в процессе деятельности.
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
Программа «Волшебница – вода» рассчитана на один год с детьми 6-7 лет. Эти занятия являются обязательными для всех детей. Они четко планируются, для них отведено постоянное время в режиме дня. Программа учитывает особенности старшего дошкольного возраста, протекания всех психических процессов, интерес темп продвижения и расширения «зоны ближайшего развития».
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст - период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни - обучению в школе.
В этом возрасте ребенок практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности. Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать. Делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Ребенок может уметь разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак. Ребенок называет все окружающие его предметы и явлений природы. У ребёнка произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Старший дошкольник может устанавливать причинно – следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; владеет навыками элементарного эксперементирования; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дарование» работает по образовательной программе, разработанной на основе комплексной программы «Из детства в отрочество» под редакцией Т.Н.Дороновой. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» в данном возрасте направлено на закрепление и расширение представлений детей о природе, о качествах и свойствах объектов неживой природы, закреплению представления о природных материалах. Программа «Вода -волшебница» разработана с целью углубления знаний детей о разнообразии и богатстве природного мира, формирования начальных естественно – научных представлений и экологических понятий. Предусматривает широкое использование разнообразной практической деятельности детей в вопросах изучения и охраны окружающей среды в процессе исследовательской, экскурсионной и экспериментальной деятельности, программа предоставляет возможность ребёнку в доступной игровой форме освоить экологическую информацию, сформировать эмоционально – положительное, бережное и ответственное отношение детей к живой природе.
1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы.
Наблюдение процесса познавательной деятельности ребенка, заполнение Карты наблюдения (1 раз в год)
Изучение и анализ продуктов художественно-творческой деятельности ребенка, внесение информации в Карту наблюдения.
Организация авторской выставки детских творческих продуктов «Веселая капелька»
Создание музея «Вода-водица»
Участие в праздниках «В гостях у водяного», «День Нептуна», «День здоровья»
Кукольные инсценировки театра про воду;
Конференция «Берегиня». Защита детских проектов о воде и ее свойствах.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Модуль/Тема | Объём ОД (в мин.) | Способы реализации | Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности |
Модуль 1. «Вода в жизни человека» | ||||
1.1 | «Волшебница вода» | 25 - 30 | Групповая деятельность: Беседа; чтение художественной литературы; подвижные игры; экспериментирование; рассматривание картин; моделирование; экскурсии. Работа в малых подгруппах: Индивидуальные рассказы о воде; чтение художественной литературы; дидактические игры; операция «Вода на земле»; рассматривание иллюстраций; выставка рисунков. Коллективное взаимодействие детей с родителями: Диалоги с детьми о прочитанном; совместные домашние чтения книг; дидактические игры; экспериментирование в семье; рисование; изготовление поделок; разучивание песен; оформление страничек альбома.
| Коммуникативная деятельность – беседа с детьми о воде, о её значении в жизни человека, разгадывание загадок о воде; Чтение художественной литературы - «Мойдодыр» К.И.Чуковский. Игровая деятельность – подвижная игра «Море волнуется раз..», с/р игра «Отважные мореплаватели»; Познавательно-исследовательская – игра экспериментирование «Путешествие капельки». Художественная эстетическая- рассматривание репродукции картин русских и зарубежных художников И. Левитан «Озеро»; Продуктивная деятельность – моделирование из ткани речки и ручейков Музыкально- художественная – прослушивание записей звуков «Шум моря», «Звуки дождя»; Экскурсионная деятельность – экскурсия к реке Ташёлка. Коммуникативная деятельность – утренние 5-минутки: «Составление индивидуальных рассказов о воде»; Чтение художественной литературы - стихотворение Н.Рыжовой “Вы слыхали о воде? Игровая деятельность – Д/и «Круги на воде». Познавательно-исследовательская – операция «Вода на земле», Художественная эстетическая- рассматривание иллюстраций различных водоемов; Продуктивная деятельность – выставка рисунков «Путешествие капельки» Музыкально- художественная –разучивание танца «Морячки»; Коммуникативная деятельность – диалоги с детьми о прочитанном; разгадывание кроссвордов, загадок; Чтение художественной литературы -совместные домашние чтения детских книг перед сном о воде; Игровая деятельность – Д/и «Кто больше назовёт действий». Познавательно-исследовательская–детское экспериментирование в семье. Изобразительная деятельность – рисование рисунков «»Вода в моей жизни»; Продуктивная деятельность – изготовление поделок на тему «Весёлая капелька». Музыкально- художественная –разучивание песен о воде;просмотр мультикаплиционных фильмов. Дизайнерская деятельность – оформление страничек альбома «Царица - водица». |
1.2 | «Свойства воды» | 25-30 | ||
1.3 | «Вода течет, разливается» | 25-30 | ||
Модуль 2. « Хочу все знать» | ||||
2.1 | ||||
2.2 | ||||
2.3 | ||||
Модуль 3. «Путешествие с капелькой» | ||||
3.1 | ||||
3.2 | ||||
3.3 | ||||
Модуль 4. | ||||
4.1 | ||||
4.2 | ||||
4.3 |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. «Вода в жизни человека»
Тема 1.1. «Волшебница вода»
Содержание темы
Вода, значение воды в жизни человека. Значимость воды в природе и жизни человека; бережное отношение к воде. Бережное отношение к воде, как к основному природному ресурсу.
Формы, способы, методы
Работа по программе проводится в режимных моментах, в совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей, а также учитывается при взаимодействии педагога с родителями (законными представителями).
Предполагаются такие формы организации детей, как групповые, работа в малых подгруппах, коллективное взаимодействие детей с родителями.
Преобладает познавательно- исследовательская деятельность.
Средства образования и развития
Дидактический материал: Художественная литература, рассматривание фотоиллюстраций различных водоемов, репродукции картин русских и зарубежных художников (С. Щедрин «Набережная Санта – Лючия в Неаполе», Г. Сорока «Вид на плотину», Ф. Васильев «Болото в лесу. Осень», И. Левитан «Озеро», «Вечерний звон», «Над вечным покоем», И. Айвазовский «Девятый вал», «Черное море», В. Васнецов «Аленушка»), карта мира, виды театров, диски, аудиокассеты, пластилин, цветные карандаши, краски, цветная бумага, кисточки, фломастеры, ножницы, клей, стаканы, тарелочки, бутылки, пластиковые бутылки, зеркала, различные сосуды, фильтровальная бумага, резиновые шарики, мячики, деревянные, пластмассовые, резиновые, металлические предметы, строительный материал, конструктор, сюжетно-ролевая игра «Отважные мореплаватели».
Материалы и оборудование: Музыкальный центр, проектор, ноутбук.
Взаимодействие участников образовательных отношений
С детьми:
- «Опыты с водой в детском саду»
- утренние 5-минутки: «Составление индивидуальных рассказов о воде»;
- дневные литературные чтения о воде: знакомство с творчеством детских писателей, рассматривание иллюстраций различных водоемов, репродукции картин русских и зарубежных художников, заучивание стихов, песен, рассказы детей о воде;
- вечерние чтения детских книг о воде: Г.Х. Андерсен «Русалочка», «Живая вода (сказка народов Сибири), «Как утка землю добывала», «Два ручья» (сказка шорцев), «Отрывки из стихов А.С. Пушкина, Е. Баратынского»;
- выставки рисунков о воде;
- операция «Вода на земле»;
- сюжетно-ролевая игра «Отважные мореплаватели»;
- дидактические игры: «Кто назовет больше действий», «Отвечай быстро», «Да – нет», «Звук потерялся», «Капитан укладывает чемодан», «Круги на воде».
С семьей:
- «Детское экспериментирование в семье»
- совместные домашние чтения детских книг перед сном о воде;
- беседы о прочитанном;
- разгадывание кроссвордов, загадок;
-участие родителей в выставках книг на тему: «Подводное царство», «Свойства воды», «Круговорот воды в природе».
Виды деятельности детей
- двигательная;
– игровая
- коммуникативная
– познавательно-исследовательская
– восприятие художественной литературы и фольклора;
– моделирование из различных материалов
– изобразительная
- дизайнерская
Продукт
Индивидуальные проекты детей
Альбом «Царица – водица»
Картотека опытов
Фото копилка «Путешествие с капелькой»
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Организационная информация | Примечание | ||
1. | Какляева Наталья Михайловна | подготовительная группа | |
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | |
3. | Вид деятельности детей | Коммуникативная, игровая , познавательно – исследовательская, двигательная,восприятие художественной литературы и фольклора,моделирование,изобразительная. | |
Методическая информация | |||
1. | Тема образовательной деятельности | "Волшебница вода" | |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Беседа, моделирование, постановка проблемной ситуации, социальная значимость, экспериментирование. | |
3. | Интеграция образовательных областей и видов деятельности | Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие | |
4. | Возрастная группа: | Подготовительная группа | |
5. | Цель: | Развитие любознательности и познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста. | |
6. | Задачи: | – | |
6.1 | Уточнить и расширить знания о воде, ее свойствах, роли в жизни человека, установить причинно – следственные связи; | ||
6.2 | Развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности; | ||
6.3 | Воспитывать ценностное отношение к объектам окружающего мира, как к основному природному ресурсу. | ||
7. | Планируемые результаты: | ||
7.1 | Овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; | ||
7.2 | Овладение навыками элементарного экспериментирования; умение выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; | ||
7.3 | Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей | ||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Подбор иллюстраций, изображающие использование воды человеком, схем с изображением круговорота воды в природе, полосок ткани для моделирования, подготовка оборудования для проведения опытов. | |
9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Беседы с детьми о воде, чтение стихотворений, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, организация подвижных игр. |
Конспект занятия (образовательной деятельности) | ||||
I. | Вводная часть | Чтение стихотворения Н.Рыжовой “Вы слыхали о воде?” | ||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Для чего нужна вода; как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, моем пол, поливаем цветы.) | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Что мы знаем о воде? | ||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Изучение схемы «Круговорот воды в природе», составление рассказов, что происходит с водой. | ||
II. | Основная часть: | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Беседа, вопросы про образование реки. Моделирование реки из такни. – На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. – Хотите сделать свою большую реку? Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную речку. Остальные – узкие и короткие – в ручейки. Расположите полоски так, чтобы ручейки впадали в большую реку. – Вот как много воды, но ее надо беречь. | ||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Работа в лаборатории. | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Самостоятельное экспериментирование, установление причинно – следственных связей, предположение результата эксперимента. | ||
III. | Заключительная часть | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Что нового узнали о воде? Как нужно относиться к воде? Для чего нужна вода? Откуда берётся вода? | ||
IV. | Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) | |||
4.1 | Проведение экскурсий | |||
4.2 | Разработка картотеки опытов | |||
4.3 | Организация выставки поделок на тему «Весёлая капелька» | |||
4.4 | Создание мини- музея «Вода – водица» |
Примечание: указываются временные затраты; авторство использованных методик и технологий; другое …
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Кадровое обеспечение
Функциональное распределение обязанностей между сотрудниками.
Старший воспитатель обеспечивает методическое сопровождение субъектов образовательной деятельности в реализации данного раздела основной общеобразовательной программы Учреждения; осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм реализации программы и за освоением детьми содержанием программы; координирует взаимодействие с другими социальными институтами для решения образовательных задач.
Музыкальный руководитель реализует знакомства дошкольников с фольклором и традициями русских народных праздников, консультирует педагогов по вопросам использования русского фольклора в режимных моментах.
Воспитатель руководит образовательной деятельностью, консультирует родителей по вопросам воспитания дошкольников, организует экскурсии и тематические беседы, наблюдения с детьми.
Родители оказывают помощь в обеспечении образовательного процесса коллекционными материалами, оказывают помощь при организации экскурсий, организуют совместные домашние чтения о значении воды, изготовление атрибутов к играм, макетов, участие в мероприятиях учреждения.
Материально-техническое обеспечение Программы
Цель: развивать самостоятельность деятельности детей в центре экспериментирования.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Основное оборудование мини-лаборатории:
- приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги;
- красители: гуашь, акварельные краски;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи.
Научно-методическое обеспечение Программы
Содержание образовательной деятельности по реализации программы «Вода- волшебница» определяется в соответствии с требованиями комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «Из детства в отрочество» / под редакцией Т.Н.Дороновой; образовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Дарование».
Методические пособия:
1.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Детство-Пресс, 2010.
2.Мартынова Е.А., И.М. Сучкова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Волгоград: Учитель, 2011.
3.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
Время и сроки реализации Программы
Программа рассчитана на один год обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Согласно требованиям СанПин длительность занятий в подготовительной группе составляет 25-30 минут.
Занятия проводятся в первую половину дня.
Программа «Волшебница – вода» рассчитана на один год с детьми 6-7 лет. Эти занятия являются обязательными для всех детей. Они четко планируются, для них отведено постоянное время в режиме дня. Программа учитывает особенности старшего дошкольного возраста, протекания всех психических процессов, интерес темп продвижения и расширения «зоны ближайшего развития».
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Цель: развивать самостоятельность деятельности детей во всех центрах активности.
Предметно – развивающая среда дошкольного образовательного учреждения является частью единого образовательного пространства и имеет своей целью обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы.
Развивающая среда обеспечивает развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. Серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекциями (марок, киндер-сюрпризов, в соответствии с темой). Подобраны материалы: мерные кружки, формочки, нестандартные мерки, учебные пособия и приборы (весы, часы, календари и т.п.), вода, глина, речной песок.
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Краткая презентация программы, ориентированная на то, чтобы заинтересовать родителей
Не переписывать разделы пояснительной записки
- возможности программы для развития детей;
- учет потребностей и интересов детей и родителей в программе;
- особенности построения содержания;
- участие родителей в реализации программы в детском саду и дома;
- развивающая предметно-пространственная среда программы.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. – 286 с.
- Дыбина О.В., Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 196 с.
- Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 27-35.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
- Кайе В.А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
- Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 66 с.
- Т.М.Енакай, Г.Ш. Мазитова, В.З .Шигапова. Программа экологического образования дошкольников. Природа и ребёнок. РИЦ «Школа» 2002-92с.
10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000. – 69 с.
11. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005. – 106 с.
12.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008.–96 с
Приложение 1Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ пп | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
часто | редко | Не проявляется | |||
1 | ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; | Имеет представления о значении воды в жизни человека. Проявляет инициативу в проведении эксперимента | |||
2 | ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; | Может предположить результат эксперимента Способен самостоятельно провести эксперимент. | |||
3 | Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; | Развиты навыки опытнической деятельности Знаком с круговоротом воды в природе Знает и называет состояния воды Знаком со свойствам воды Проявляет устойчивый интерес к работе лаборатории. Активно пропагандирует ценность воды. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Основной целью современного дошкольного образования является воспитание и развитие личности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы ...
Проект парциальной образовательной программы по речевому развитию "Давайте говорить правильно"
В программе указано обоснование выбора парциальной программы, цели, задачи, принципы реализации программы, планируемые результаты освоения программы.Тематическое планирование раскрывает содержание ...
ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МОЯ ТРОПИНКА В МИР ТРУДА»
В современных условиях центральным звеном представлений ребенка дошкольного возраста о социальной действительности являются представления о трудовой деятельности людей. Первый трудовой опыт дети ...
ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
Данный материал содержит программу по развитию связной речи посредством сказок для старшей группы детского сада. Программа обеспечивает учет уникальных возможностей старших дошкольник...
Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне».
Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...
Проект парциальной образовательной программы "Мой край родной"
Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, то чем сл...
Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне»
Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...