ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
Данный материал содержит программу по развитию связной речи посредством сказок для старшей группы детского сада. Программа обеспечивает учет уникальных возможностей старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_partsialnoy_programmy.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦРР - ДЕТСКИЙ САД №113»
Автор: | Курманова Гульнара Жанадельевна, воспитатель МДОАУ ЦРР - детский сад №113» Г. Орск |
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
I. | Целевой раздел | |
Пояснительная записка | ||
1.1. | Актуальность парциальной образовательной программы | |
1.2. | Цель и задачи парциальной образовательной программы | |
1.3 | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы | |
1.4 | Возрастные характеристики развития детей | |
1.5 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы | |
1.6 | Формы | |
II. | Содержательный раздел | |
2.1 | Тематическое планирование образовательной деятельности | |
2.2 | Содержание парциальной образовательной программы | |
III. | Организационный раздел | |
3.1 | Кадровое обеспечение | |
3.2 | Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы | |
3.3 | Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания | |
3.4 | Время и сроки реализации парциальной образовательной программы | |
3.5 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | |
IV. | Дополнительный раздел | |
4.1 | Мульти-медийная презентация парциальной образовательной программы | |
V. | Литература | |
VI. | Приложение |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность парциальной образовательной программы
Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Сказка, народная сказка, есть повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.
Программа обеспечивает учет уникальных возможностей старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.
На основе результатов диагностики связных повествовательных высказываний детей и исследования запроса родителей (анкетирования) была создана программа по развитию связной речи посредством сказок для старшей группы детского сада.
Программа реализуется в рамках образовательной области «речевое развитие» и с интеграцией других образовательных областей.
1.2 Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель: развитие связной грамматически правильной монологической речи старших дошкольников посредством сказки.
Задачи
1. Формировать у детей представления об особенностях сказки как жанра фольклора: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка.
2. Вызывать интерес к самостоятельному сочинению сказки, не отступая от темы, соблюдая логику изложения, используя средства выразительности: синонимическую замену, диалоги героев, описания места событий, внешнего вида героев.
3. Формировать умение пользоваться схемами, моделирующими содержание и структуру будущего высказывания.
4. Способствовать развитию интереса к разным жанрам литературных произведений, пониманию их особенностей; развивать умение самостоятельно анализировать произведение сточки зрения содержания и художественных средств; развивать фантазию и воображение, литературное творчество.
1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
В основу программы заложены следующие принципы:
-полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития в процессе создания авторской сказки;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений при выборе темы, сюжета, средств выразительности сказки самим ребенком.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
- системно-деятельностный, так как в программе учитываются психолого – возрастные особенности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности: игра, общение, чтение художественной литературы;
- гуманитарный подход обеспечивает учет специфики индивидуального процесса познания и творчества, множественность прочтения одной и той же личности.
1.4 Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. В этом возрасте дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.
Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.
Дети пяти лет уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п.
Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ - инсценировку по набору игрушек.
В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания.
Наиболее яркой характеристикой речи детей является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.
1.5 Планируемые результаты
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки;
- ребенок может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения в коллективном сочинении сказки;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в речевом творчестве;
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в речевом творчестве.
1.6 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Наблюдение процесса придумывания сказки.
- Заполнение Карты наблюдения (1 раз в квартал).
- Анализ продуктов словесно - творческой деятельности ребенка (сказок), внесение информации в Карту наблюдения.
- Оформление альбома детских авторских сказок.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Тема | Время, минуты | Способы реализации | Виды деятельности | ||||
Модуль 1. Мир сказок | ||||||||
1.1 | «Репка, Колобок, Курочка Ряба и другие» | 25 | Групповая, индивидуальная | Игровая, коммуникативная, драматизация, исследовательская | ||||
1.2 | «В некотором царстве» | 25 | Групповая, подгрупповая | Игровая, коммуникативная, чтение, двигательная, исследовательская | ||||
1.3 | «Волшебная сказка» | 25 | Групповая, индивидуальная | Игровая, исследовательская, коммуникативная, чтение, продуктивная | ||||
1.4 | «Сказка везде» | 25 | Групповая, индивидуальная | Игровая, исследовательская, коммуникативная, продуктивная | ||||
Модуль 2. «Игротека» | ||||||||
2.1 | «Волшебный круг» «Придумай начало» | 25 | Групповая, индивидуальная | Игровая, чтение, моделирование, продуктивная | ||||
2.2 | «Придумай конец» | 25 | Групповая, индивидуальная | Игровая, чтение, моделирование, продуктивная | ||||
2.3 | «Придумай начало» | 25 | Групповая, подгрупповая, индивидуальная | Игровая, моделирование, продуктивная, коммуникативная | ||||
2.4 | «Чего не хватает» | 25 | Групповая, индивидуальная | Игровая, чтение, моделирование, продуктивная, коммуникативная | ||||
Модуль 3. «Твори, выдумывай и пробуй!» | групповая | |||||||
3.1 | Сочинение сказки с опорой на схему | 25 | Групповая, индивидуальная | Игровая, моделирование, продуктивная, коммуникативная | ||||
3.2 | «Сказка ложь да в ней намек» | 25 | Групповая, парная | Игровая, моделирование, продуктивная, коммуникативная | ||||
3.3 | «Салат из сказок» | 25 | Групповая, подгрупповая, индивидуальная | Игровая, моделирование, продуктивная, коммуникативная | ||||
3.4 | «По секрету всему свету» Коллективная сказка | 25 | Групповая, подгрупповая | Игровая, коммуникативная, продуктивная | ||||
Модуль 4. «Фантазеры» | ||||||||
4.1 | «Волшебная палочка» | 25 | индивидуальная | Игровая, коммуникативная, продуктивная | ||||
4.2 | «Печальная сказка» | 25 | индивидуальная | Игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкально - художественная | ||||
4.3 | «Смешная сказка» | 25 | индивидуальная | Игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкально - художестве, коммуникативная, продуктивная | ||||
4.4 | «Расскажу вам небылицу» | 25 | Групповая, индивидуальная | Игровая, коммуникативная, продуктивная | ||||
Итоговое мероприятие | ||||||||
Оформление альбома авторских сказок. |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль 1.
Тема 1.1. Мир сказок
Содержание темы
Жанр сказки. Вымысел, зачин, повторы, концовка сказки.
Формы: Групповая, индивидуальная
Методы:
Сюрпризный момент;
Беседа о сказке;
Игра «Придумай название»;
Дидактическая игра: «Угадай сказку»;
Пересказ сказки;
Сравнительный анализ сказки и пословицы;
Драматизация знакомых сказок.
Средства образования и развития
Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам
Литературный ряд: сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».
Материалы и оборудование: кукольный театр
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: общение в процессе беседы, обсуждения отличий сказки и пословицы, обсуждения новых названий для сказок; в дидактической игре.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: общение в процессе пересказа сказки, в процессе драматизации.
Виды деятельности детей: Игровая, коммуникативная, драматизация, исследовательская
Тема 1.2. В некотором царстве
Содержание темы
Особенности сказочного жанра. Сочинение сказки. Различные типы связей между предложениями.
Формы: Групповая, подгрупповая
Методы:
Напишем письмо герою;
Дидактическая игра «Закончи предложение»;
Развивающие игра «А если бы…»;
Развивающая игра «Хорошо-плохо»;
Сочинение загадок;
Пересказ эпизода сказки от имени героя.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: Дорогою добра - Песня из к/ф "Маленький Мук" Слова: Ю. Энтин, Музыка: М. Минков
Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам
Литературный ряд: Сказки знакомые детям
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: общение в процессе написания письма сказочному герою, в играх
Характер взаимодействия детей с другими детьми: общение в процессе сочинения и отгадывания загадок, пересказа сказки от имени героя
Виды деятельности детей: Игровая, исследовательская, коммуникативная, чтение, продуктивная
Продукт: загадки, сказка от имени героя.
Тема 1.3 Волшебная сказка
Содержание темы
Волшебная сказка. Волшебные предметы (волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы). Волшебники (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Сивка Бурка, Золотая рыбка).
Формы: Групповая, индивидуальная
Методы:
Сюрпризный момент;
Подбор иллюстраций к сказкам;
Беседа с героем из сказки;
Пересказ сказки по цепочки;
Игра «Найди лишний предмет»;
Игра «Дорисуй волшебный предмет»;
Чтение отрывков из сказок.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: Песня из программы «В гостях у сказки» Я. Рождественская «Приглашение в гости к сказке».
Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам.
Литературный ряд: сказка «Царевна Лягушка»
Материалы и оборудование: кукольный театр, предметы или изображения: скатерть-самобранка, сапоги – скороходы, волшебная палочка, цветные карандаши; бумага.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: общение в процессе беседы со сказочным персонажем, в дидактической игре.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: общение в процессе пересказа сказки, в процессе подбора иллюстраций к знакомым сказкам, в игре.
Виды деятельности детей: Игровая, коммуникативная, чтение, двигательная, исследовательская.
Продукт
Рисунок «Волшебный предмет».
Тема 1.4. Сказка везде
Содержание темы
Разные виды сказок. Сказка о животных. Сказка волшебная. Сказка бытовая, о предметах
Формы: Групповая, индивидуальная
Методы:
«Кошка научилась говорить»
Если бы я была феей»
«О чем хочет рассказать стол, …»;
Игра «Бывает – не бывает»;
Игра «Морфотаблица»;
Рисование кадров к фильму-сказке.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: песня «Не бойся сказки, бойся лжи» Из М\ф «Дом для Кузьки»
Зрительный ряд: изображения разных животных, предметов быта, волшебных предметов
Материалы и оборудование: Бумага, краски, кисточки, цветные карандаши
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: общение в процессе придумывания сказки
Характер взаимодействия детей с другими детьми: взаимодействие в игре «Морфотаблица», «Бывает - не бывает»
Виды деятельности детей: Игровая, исследовательская, коммуникативная, продуктивная
Продукт: «Фильм – сказка»
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Кадровое обеспечение
Воспитатель обеспечивает реализацию программы.
Материально-техническое обеспечение Программы
- Дидактический материал;
-Видио, аудио материал;
- Библиотека.
Научно-методическое обеспечение Программы
Программа «От рождения до школы» Главная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.и др., 2010
Основная общеобразовательная программа ДОУ (полное название, дата утверждения)
Методические пособия:
1. Алексеева, М.М.. Яшина, В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 1999.-245с.
2.Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников./ Н.А. Стародубова.-3-е изд.-М., Издательский центр «Академия», 2008.-256с.
3.Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.-240с.
Время и сроки реализации Программы
В течение года, во второй половине дня, 1 раз в неделю, по 25 минут.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Для реализации содержания программы была создана развивающая среда, в состав которой вошли:
- Библиотека сказки (Русские народные сказки, волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных)
- Игровой центр (Сюжетно-ролевые игры, конструкторы, настольные игры, дидактические игры)
- Театр (Кукольный, би-ба-бо, теневой, пальчиковый, настольный).
- Уголок сочинительства и книготворчества (бумага, клей, цветная бумага, краски, карандаши, вырезки из журналов)
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Представлен Презентацией, которая содержит:
- Цель;
- Задачи и результат;
- Актуальность темы;
- Содержание Программы (Модули);
- Развивающую предметно – пространственную среду.
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М.М.. Яшина, В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 1999.-245с.
2.Граб, Л.М. Обучение творческому рассказыванию детей 5 – 7 лет. / Л.М. Граб. – М., Издательство Учитель, 2013. – 136с.
3. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников./ Н.А. Стародубова.-3-е изд.-М., Издательский центр «Академия», 2008.-256с.
4.Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.-240с.
5. Шадрина, Л.Г., Фомина, Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации / Л.Г. Шадрина, Е.П. Фомина. – М.,ТЦ Сфера, 2012. – 127с.
6. Шорохова, О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: ТЦ Сфера, 2010, 2-е изд. – 208с.
Приложение 1
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ пп | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
часто | редко | Не проявляется | |||
1 | Ребенок имеет первоначальные представления о жанре сказки, особенностях сказки. | Имеет представления об особенностях сказки как жанра фольклора: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка. | |||
2 | Проявляет инициативу и самостоятельность в речевом творчестве, достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки | Может самостоятельно сочинить сказку, не отступая от темы, соблюдая логику изложения, используя средства выразительности: синонимическую замену, диалоги героев, описания места событий, внешнего вида героев. | |||
3 | Ребенок может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения в коллективном сочинении сказки | Умеет пользоваться схемами, моделирующими содержание и структуру будущего высказывания. | |||
4 | Обладает развитым воображением, которое реализуется в речевом творчестве. | Умеет самостоятельно анализировать произведение сточки зрения содержания и художественных средств; развита фантазия и воображение, литературное творчество. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительной образовательной услуги «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста
Программа по обучению детей театральному искусству «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста разработана на основе парциальной программы А.И.Бурениной «Театр всевозможного», Т.С.Григ...
Программа по дополнительной образовательной услуги «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста
Программа разработана на основе парциальной программы А.И.Бурениной «Театр всевозможного». Программа является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».
Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...
Фрагмент рабочей программы по реализации образовательной темы «В гостях у сказки» (речевое развитие) с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» в средней группе.
Данный материал написан в помощь педагогам для написания рабочей программы, на его основе можно разработать реализацию любой образовательной темы недели в детском саду...
дополнительная образовательная программа «В гостях у сказки» для детей среднего возраста
дополнительная образовательная программа «В гостях у сказки» для детей среднего возраста...
Дополнительная образовательная программа "В гостях у сказки"
Данаая программа содержит тематический план работы с детьми и родителями по нравственному воспитанию детей через художественную литературу....