Проект "Приамурье в сердце моём"
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
- Полное название проекта: Приамурье в сердце моём
- Актуальность проблемы.
Сложившаяся ситуация в современном мире всё чаще диктует потребительское отношение к природе и человеческим ценностям. С каждым поколением теряется понимание того, что от каждого человека зависит баланс в природе и социуме. В поле зрения детей постоянно находятся примеры негативного отношения к природе, неуважения к родному краю. Всё это диктует нормы поведения детей.
Проблема заключается в том, что представления детей о родном крае, остаются весьма поверхностными и отрывочными. Приоритетом для детей является интерес к современным технологиям, компьютерным играм, сотовым телефонам и т.п., а не к природе и развитию родного края. Поэтому очень важно целенаправленно ознакомить ребёнка с родным краем, заронив в детские сердца искорку любви к Родине, так как именно в дошкольном возрасте формируется самосознание, приоритеты и ценности.
Практическая значимость проекта предусматривает диагностическую деятельность, тематическое планирование, создание развивающей среды, разработку конспектов занятий, сценариев досугов, развлечений. Систематизированные знания о Приамурье помогут не только определить приоритеты и ценности в пользу любви к родному краю, но и в будущем найти своё место в окружающем мире.
- Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Задачи проекта:
- Углублять и расширять знания детей о природных ресурсах
родного края и экологическом равновесии в природе;
- Формировать представление об охране окружающей среды; познакомить с Красной книгой и заповедниками Амурской области; формировать умение отражать свои впечатления в рисунках, рассказах, играх;
- Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, чувство гордости за свой край.
- Автор проекта: Бердникова Татьяна Николаевна
- Возрастная группа: подготовительная.
- Классификация проекта: доминирующая деятельность – информационно - познавательная.
- Предметно-содержательная область: межпредметный.
- Характер контактов: среди детей одной группы.
- Количество участников проекта: групповой.
- Продолжительность проекта: долгосрочный. 5 месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь.
- Объект исследования: природа родного края, труд людей.
- Гипотеза. Чем больше дети будут знать о Приамурье, тем бережнее будут относиться к родной природе, уважать историю и культуру народа, к которому они принадлежат.
- Образовательные области
Социализация.
Формирование нравственно-патриотических чувств, любви к Родному краю. Приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Труд. Знакомить детей с трудом взрослых, профессиями людей, проживающим
в Приамурье, воспитывать уважение к их труду.
Воспитывать желание трудиться, приносить пользу окружающим.
Безопасность. Формировать основы безопасного поведения в природе.
Развивать способность к самоконтролю и самооценке своего поведения.
Познание
Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе. Развивать умение устанавливать причинно следственные связи в явлениях природы. Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе.
Коммуникация
Развивать у детей коммуникативные навыки.
Чтение художественной литературы
Воспитывать любовь к художественной литературе о родном крае. Формировать умение находить ответы на интересующие вопросы, через познавательную литературу.
Художественное творчество
Формировать эстетические чувства, развивать творческие способности детей через продуктивную деятельность.
- Ожидаемый результат: Дети имеют представления и природных ресурсах родного края, экологическом равновесии в природе;
Знают и соблюдают правила поведения в природе и безопасного взаимодействия с растениями и животными;
Знают достопримечательности родного города, имеют представления о труде сельских жителей, о разных профессиях.
Имеют представления об охране окружающей среды: знают заповедники Амурской области, узнают и называют растения и животных Красной книги.
Эмоционально откликаются на красоту природы, на художественную литературу о родном крае, Родине, природе.
Умеют отражать впечатления, полученные от общения с природой в рисунках, рассказах, играх.
Перспективный план реализации проекта на сентябрь.
Неделя | Тема, задачи | Формы работы |
3 неделя | Доктор Природа Познакомить с лекарственными растениями родного края; на основе полученных знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране. Уголок леса. Огород. Закрепить знания детей об овощах. О плодородии амурской земли. Продолжать знакомить детей с осенними работами на огороде. | Беседа о лекарственных растениях родного края. Целевая прогулка Работа в огороде |
4 неделя | Зелёная аптека Закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям. Игра «Зелёная аптека» Закрепить знания детей о лекарственных растениях. Памятник судостроителям в тылу и на фронте, отстоявшим Родину в жестокой схватке с немцами. | Беседа о лекарственных растениях Сюжетно-ролевая игра Целевая прогулка |
Перспективный план реализации проекта на октябрь.
Неделя | Тема, задачи | Формы работы |
1 неделя | «Съедобные и ядовитые» За грибами в лес пойдём. Золотая осень Формировать умение передавать в рисунке красоту Амурской осени. Развивать творческие способности одарённых детей. | Познавательное занятие Художественное творчество Лепка Рисование на конкурс рисунков в детском саду. |
2 неделя | Спасибо всем, кто хлеб растит. Продолжать формировать у детей представления о взаимодействии людей разных профессий в процессе выращивания урожая, об очерёдности трудовых процессов земледельцев | Познавательное занятие детей по формированию целостной картины мира. |
3 неделя | Турнир знатоков «Злаки родного края» Закрепить знания детей о злаках и зерновых культурах произрастающих на амурских полях. | Развлечение |
4 неделя | «Сыночек-груздочек» - о съедобных и ядовитых грибах | Драматизация сказки для детского сада |
Перспективный план реализации проекта на ноябрь.
Неделя | Тема, задачи | Формы работы |
1 неделя | Моя малая Родина. Создать условия для отражения в рисунке представления о месте жительства как одном из уголков своей Родины; продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору), составлять композиции в соответствии с реальным положением предметов (ближе - дальше, ниже- выше); развивать навыки работы с красками, творческое воображение, поощрять инициативу в выборе сюжета, цветового решения, воспитывать патриотические чувства. | Художественное творчество. Рисование |
2 неделя | Времена года. Закрепить и обобщить знания о временах года, об их приметах; развивать умение наблюдать явления природы и устанавливать связи между ними; прививать любовь к родной природе; формирование эстетических чувств. | Интегрированное занятие. Коллективная апликация «Времена года» |
3 неделя | Лес - наше богатство. Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом; закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе. Сказка о Емеле. Закрепить знания детей о пожарной безопасности. | Познавательное занятие по формированию целостной картины мира. Рассказывание сказки. Беседа о пожарной безопасности. |
4 неделя | Красная книга и заповедники Амурской области. Расширить знания детей о Красной книге, познакомить с животными и растениями Амурской области, занесёнными в Красную книгу. Познакомить с заповедниками, расположенными на территории Амурской области. Страницы Красной книги учить детей рисовать разные виды исчезающих растений, животных, передавая в рисунке их характерные признаки: форму, цвет, строение; воспитывать бережное отношение к природе, учить защищать и охранять все виды животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения; уточнять основные правила поведения человека на природе; совершенствовать технику рисования, закреплять умение смешивать краски. | Познавательное занятие по формированию целостной картины мира. Художественное творчество Рисование |
Перспективный план реализации проекта на декабрь.
Неделя | Тема, задачи | Формы работы |
1 неделя | Конкурс рисунков «Будущие профессии юных амурчан» | Выставка рисунков |
2 неделя | Зимующие птицы. Познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелётные птицы, кормушка. | Познавательное занятие по формированию целостной картины мира. Интеграция образовательных областей: «Познание» «Коммуникация» Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная. |
3 неделя | Благовещенск – столица Приамурья. Продолжать знакомить с родным городом, обогащая и расширяя знания о его памятных местах, достопримечательностях. Формировать интерес к родному краю. Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за своих земляков. | Познавательное занятие по формированию целостной картины мира. |
4 неделя | Забота о природе. Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о птицах, зимующих в суровых климатических условиях; воспитывать доброе чуткое отношение к природе, учить заботится о «братьях наших меньших»; учить проводить исследовательскую работу, обобщать полученные знания; обогащать словарный запас. (Исследование, эксперимент, пернатые друзья). | Экскурсия в уголок леса. |
Перспективный план реализации проекта на январь.
Неделя | Тема, задачи | Формы работы |
2 неделя | Подземные богатства родного края. Задачи: расширять знания о природе родного края; познакомить с полезными ископаемыми региона (уголь, золото, железная руда); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии); формировать экологически грамотное поведение в быту и в природе. Зелёные паруса. Формировать начала экологической культуры: развивать способность к самоконтролю и самооценке своего поведения в природе; закреплять умение устанавливать причинно следственные связи в явлениях природы. | Интеграция образовательных областей. «Познание» «Коммуникация» Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная. Экологический досуг |
3 неделя | Знай и люби свой край Обобщить и закрепить знания детей о родном крае. Конкурс рисунков «Природа родного края» «Край родной» развивать творческие способности одарённых детей, развивать их эстетическое восприятие. Формировать умение передавать свои впечатления через рисунок. | Викторина для детей Выставка рисунков. Конкурс рисунков в детском саду. |
4 неделя | «Природа родного края» Закреплять и уточнять знания детей о природе родного края, углублять знания о его богатствах. - Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля. Развивать любознательность. - Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе. | Интегрированное занятие |
Предварительная работа
- Рассматривание карты Амурской области, физической карты Евразии, глобуса, карты города
- Чтение познавательной и художественной литературы о родном крае, Родине, природе
- Рассматривание предметных картинок, иллюстраций
- Подбор загадок, пословиц, комплексов утренних гимнастик
- Заучивание стихотворений о родном крае
- Наблюдение за природой
- Подбор фотографий по теме проекта
- Подбор музыки, песен
- Создание видеоролика «Наш край»
- Презентация « Город Благовещенск»
- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Зелёная аптека»
- Изготовление Красной книги Приамурья
- Составление авторских конспектов занятий по теме проекта
- Подбор методической литературы конспектов занятий, сценариев досугов, развлечений
Реализация проекта осуществлялась в 4 этапа.
1 этап – подготовительный, включает в себя:
- Анкетирование детей по теме: «Моя малая Родина»
- Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы.
- Составление тематического плана работы.
2 этап – технологический, включает в себя:
- Разработка конспектов занятий, включающих в себя разнообразные формы методы и приёмы развивающего обучения.
- Изготовление фотоальбома, наглядности.
- Создание видеоролика «Природа и мы», презентации «Достопримечательности города Благовещенска»
- Создание предметно-развивающей среды для детей.
- Оформление выставок рисунков, фотографий, поделок.
3 этап – основной, включает в себя:
Развитие речи:
- Любимое время года
- Творческое рассказывание «Будущее Приамурья»
- Рассказ из личного опыта «Семейный отдых на природе»
- Драматизация сказки «Сыночек -груздочек»
Беседы:
- «О правилах поведения в природе»
- «О лекарственных растениях родного края»
- «О съедобных и ядовитых грибах»
- «Охрана окружающей среды»
- «О пожарной безопасности»
Ознакомление с художественной литературой:
- Чтение детям: Никита Карацупа «Жизнь моя граница»
- Чтение детям Виталий Захаров «Я живу на границе»
- Чтение художественной литературы о природе родного края
- Чтение и заучивание стихотворений о родном городе, Родине
Познавательное развитие:
- «Лес - наше богатство»
- «Злаки и зерновые культуры родного края»
- «Географическое положение Приамурья»
- «Красная книга и заповедники Амурской области»
- «Подземные богатства родного края»
- «Благовещенск – столица Приамурья»
- «Экскурсия к памятнику, в уголок леса, в огород»
Игровая деятельность:
- Сюжетно-ролевая игра «Зелёная аптека», «Пограничники», «В гостях у лесника»
- Дидактическая игра «Четвёртый лишний», «Назови одним словом», «Узнай на ощупь»
- Игры на прогулках, экскурсиях «Найди по описанию», «Кто внимательный», «Я знаю названия птиц…деревьев…цветов..»
Конструирование:
- Конструирование из разного вида конструкторов «Улицы родного города»
- Конструирование (коллективное) «Заповедник»
- Конструирование из природного материала «Животный мир Приамурья»
Продуктивная деятельность:
- Рисование «Моя малая Родина»
- Рисование «Страницы Красной книги»
- Рисование «Природа родного края»
- Аппликация (коллективная) «Времена года»
- Лепка «Грибы»
- Кружок «Волшебная лепка» Барельефы «Природа родного края»
- Рисование с одарёнными детьми работ для конкурсов «Амурская осень», «Край родной», «Пограничники»
Работа с родителями:
- Беседы и консультации по теме проекта.
- Организация фотовыставок на тему: «Природа родного края», «Семейный отдых», «Природа и дети»
- Организация выставок художественной и познавательной литературы «Читаем детям»
- Выставки рисунков «Совместное творчество детей и взрослых»
- Изготовление родителями кормушек, инвентаря для труда на участке.
- Пополнение предметно-развивающей среды.
4 этап – итоговый, включает в себя:
- Интегрированное занятие для педагогов детского сада.
- Итоговое диагностирование детей.
Анкетирование родителей
- Подведение итогов работы по проекту.
Литература:
- Формирование экологической культуры дошкольников./ авт.сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008
- Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес.Грибы./ Т.И. Подрезова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа. / Н.В. Лободина – Волгоград: Учитель, 2012.
- Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/авт.-сост. О.В. Чермашенцева.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Сборник сценариев по основам безопасности и жизнедеятельности. Начальная школа: (практическое пособие)/ Е.М. Миткалёва. -М.:Айрис-пресс, 2006.
- Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий /Под ред. А.А. Грибовской.- М.:ТЦ Сфера, 2004.
- Изобразительная деятельность художественный труд. Подготовительная группа: комплексные занятия/ авт.-сост. О.В. Павлова.-Волгоград6 Учитель, 2012.
- Журнал Дошкольное воспитание 2012 № 3 «Доктор Природа» с.18; с. 34 «Медиапродукт в интегрированной деятельности»
- Журнал Дошкольное воспитание 2010 № 3 с.43 «Эколого-оздоровительная экскурсия в парк»; с.125 «Зелёные паруса» экологический досуг.
- Журнал Дошкольное воспитание 2007 № 6 с.31 «Земля-кормилица наша»
- Журнал Воспитатель ДОУ 2008 № 6 с. 20 «Знай и люби свой край»
Анализ проектной деятельности.
В ходе реализации проекта дети подготовительной группы приобрели углубленные знания о Приамурье. Узнали о подземных богатствах родного края, о разнообразии растительного и животного мира.
Проект захватил все виды деятельности: познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, продуктивную, восприятие художественной литературы, музыкально-художественную.
В результате дети узнают и называют деревья, кустарники, цветы, лекарственные растения, насекомых, птиц, зверей, эмоционально откликаются на красоту природы. Умеют отражать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах. Дети имеют представление об охране окружающей среды, знают заповедники Амурской области, растения и животных, занесённых в Красную книгу.
Дети знают о экологических проблемах родного края, понимают ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде. Итоговые занятия, досуги, развлечения, экскурсии, прогулки показали, что ребята умеют экологически грамотно вести себя в природе.
Родители активно принимали участие в реализации проекта, участвовали в конкурсах рисунков, поделок, фотоконкурсах. Помогали готовить досуги, развлечения для детей… готовили костюмы.
Проект затронул сердца юных амурчан, они с любовью относятся к своему родному краю. Я думаю, они вырастут настоящими патриотами своей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие познавательного цикла в старшей группе «Что в имени тебе моём».
Познакомить с историческим значением имени. Продолжать приобщать ребёнка к самонаблюдению, самопознанию, дать возможность самореализоваться каждому ребёнку в зависимости от индивидуальных качеств ли...
Чудесный дом в любимом городе моём!
http://www.youtube.com/watch?v=lmbhy-cABmY...
Сценарий мероприятия «Мамочка, ты в моём сердце»
Цель: создать праздничное настроение с целью установления благоприятной атмосферы, доброжелательности и взаимопонимания между взрослыми и детьми.Задачи: Формировать первичные представления о семье, об...
Проект "Частичка лета в моём сердце"
Педагогический проект, образовательная область "Социально - коммуникативная, для детей старшего дошкольного возраста....
Проект по патриотическому воспитанию "Родной посёлок - ты в сердце моём!"
В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента страны, столицу, а вот населённы...
Открытое мероприятие "Эвенкия в сердце моём"
На мероприятии дети читают стихи, поют песни про свою малую родину, танцуют эвенкийские танцы, играют в эвенкийские игры....
Конспект интегрированного занятия для детей 6-7 лет «Малая Родина в сердце моём!» .
Конспект разработан в соответствии с задачами ФОП ДО в области социально-коммуникативного и познавательного развития детей 6-7лет. Путешествуя с Весёлым Рюкзачком, воспитанники подготовительной группы...