Занятие познавательного цикла в старшей группе «Что в имени тебе моём».
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Ошарова Марина Викторовна
Познакомить с историческим значением имени. Продолжать приобщать ребёнка к самонаблюдению, самопознанию, дать возможность самореализоваться каждому ребёнку в зависимости от индивидуальных качеств личности. Упражнять в речевом, интеллектуальном и творческом развитии. Расширять представление о людях других национальностей. Воспитывать внимательное отношение к другому, как к личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_v_imeni_tebe_moyom.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетом осуществления художественно-эстетического развития воспитанников МДОУ № 100».

Авторская разработка

Занятие познавательного цикла в старшей группе

«Что в имени тебе моём».

                                                                 

                                                Воспитатель: МДОУ № 100

                                                                 г. Астрахани

                                                                 Ошарова М. В.

                                                                 

г. Астрахань

Программное содержание:

 Познакомить с историческим значением имени.

 Продолжать приобщать ребёнка к самонаблюдению, самопознанию, дать возможность самореализоваться каждому ребёнку в зависимости от индивидуальных качеств личности. Упражнять в речевом, интеллектуальном и творческом развитии. Расширять представление о людях других национальностей. Воспитывать внимательное отношение к другому, как к личности.

Ход занятия:

Дети заходят в зал, свободно рассаживаются.

-Ребята, сегодня у нас с вами занятие непростое. Мы поговорим о вас с нами.

За дверью слышится шум. Воспитатель выглядывает и вносит зайца, у него в лапах конверт.

-Ой, посмотрите, кто пришёл к нам на занятие. (Ответы)

 А давайте посмотрим, что у него в конверте.

Достаю разнообразные картинки. (Мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка, повар, шофёр)

-Посмотрите, перед вами различные картинки. Посмотрите на них внимательно и ответьте: что у них общего? Чем они непохожи? (Ответы)

Подвожу общий итог, обобщая ответы детей:

 В разных ситуациях люди называются по-разному.

В детском саду - ребёнок. Для папы, мамы – сын, дочь. Для бабушки, дедушки – внук, внучка. Идёт по улице – пешеход. Едет в автобусе – пассажир. Покупает в магазине – покупатель.

-Но каждый из вас имеет одно единственное название – это ваше имя.

-Как вы понимаете, что такое имя?

-Бывают ли люди без имени?

-Для чего даётся имя?

-Ребята, а зайчик мне сказал, что у него нет имени. Давайте придумаем ему имя. ( По признакам даёт зайцу имя Ушастик)

-Ушастик у нас теперь довольный и хочет вместе с вами послушать, что я вам расскажу.

-Хотите узнать, что обозначало имя в древние времена? Тогда слушайте.

      Давным-давно, в стародавние времена, наши предки-славяне (показывается кукла) наделяли имя особой волшебной силой. Древние люди считали имя важной частью человека и предпочитали хранить его в тайне. Поэтому настоящее имя человека обычно было известно только родителям и нескольким самым близким людям. Все остальные его звали по имени рода или по прозвищу. Также запрещалось произносить своё имя перед врагами. Считалось, что враги, узнав имя, могут погубить человека. А египтяне запрещали произносить имя  фараона вслух (показывается кукла). Японцы же строго-настрого запрещали произносить вслух имя императора, нарушившие это были строго наказаны (показывается кукла). У некоторых людей имя можно было продать или обменять на что-то другое, то есть имя использовалось, как деньги. А когда люди хотели особенно сильно подружиться, то обменивались именами. А у взрослых индейцев имя говорило о характере человека. Например: «Сокол - острый глаз», «Ястребиный глаз», «Хитрый лис», «Быстрый очень». Вот такая интересная история.

-А хотите узнать, о чём говорят ваши имена?

-В этом месяце мы праздновали день рождения у нашего Вани. У него такое интересное имя! Это имя по-настоящему русское, но пришло к нам из еврейского языка. Иоанн – что переводиться как «Милость божья».

-Ребята, а как часто имя Иван используется в сказках? Давайте соберём в этот волшебный сундучок как можно больше сказок с этим именем: «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – вдовий сын», «Два Ивана-солдатских сына».

-Видите, как много сказок с этим именем. А давайте вспомним все имена, которыми мы называем Ваню (строится ромашка). Видите, как можно по-разному называть нашего Ваню. Всё зависит от нашего настроения, от того, как мы относимся к Ване.

-Ребята, а Ушастик предлагает нам попутешествовать вместе с этим именем.

-Хотите отправиться в путешествие?

-На чём же мы будем путешествовать? (выбор транспорта)

-А давайте построим наш самолёт! (строится самолёт из строительного материала и выбирается штурман. На доске висит карта.)

-Вперёд! (Звучит музыка)

-Наша первая остановка – Америка. Здесь наш Ваня станет Джоном (танец кантри).

-А теперь полетели дальше.

-Мы приземлились во Франции. Как же мы будем называть Ваню здесь? А здесь Иван станет Жаном (прослушивается отрывок французской песенки).

-Дальше наша остановка в Грузии (чтение стихотворения). Здесь Ваня будет Вано.

-А теперь мы летим домой.

-Ребята, растёте вы – растёт и ваше имя. Как же изменится имя Ваня.

-И вот вы стали совсем взрослыми: мамами и папами. Как же теперь будет звучать ваше имя? А ваше имя станет ещё и отчеством.

-Давайте послушаем, как же оно будет звучать (помочь детям образовать отчество от имени).

-К сожалению, имена мам не будут звучать в ваших отчествах, а было бы забавно.

-Давайте поиграем в «маминство», то есть попробуем пофантазировать, как же имена девочек будут звучать в отчествах.

-Молодцы, ребята!

-А в конце нашего занятия Ушастик принёс нам ещё один сюрприз. Это ноты. Он предлагает нам сыграть в игру «Угадай мелодию». А мелодии непростые: в них встречаются разные имена. Давайте посмотрим, кто же больше всех назовёт имён в песнях.

1. «Серёга-Серёга»

2. «Лёха-Лёха»

3. «Влюблённый самолёт»

4. «Стюардесса Жанна»

5. «Антошка-Антошка»

6. «Я люблю тебя Марина»

7. «Дива Виктория»

8. «Джулия»

9. «Александра-Александра»

(подсчёт результатов. Аплодисменты.)

-Давайте теперь вспомним, о чём мы разговаривали (об именах, о том, что значило имя в древности, о том, что обозначает имя Ваня).

-На этом занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по ПДД познавательного цикла в старшей группе. Тема: «История нашего транспорта».

Конспект занятия по ознакомлению детей с  историей возникновения транспорта на примере трамвая. Занятие проводится в игровой форме с яркими картинками, с применением дидактических игр....

Конспект комплексного занятия по ПДД познавательного цикла в старшей группе. Тема: «История нашего транспорта».

Конспект занятия по ознакомлению детей с  историей возникновения транспорта на примере трамвая. Занятие проводится в игровой форме с яркими картинками, с применением дидактических игр....

Занятие познавательного цикла в старшей группе в рамках недели открытых дверей для родителей (по системе Глена Домана) Тема: «ПОСУДА»

ПРОГРАММНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ: Систематизировать у детей знания и представления о посуде, о ее разнообразии.совершенствование связной речи путем развития диалогической речи, составления зага...

Комплексное занятие познавательного цикла в старшей группе.Тема «Волшебные снежинки».

Цель: Формировать у детей целостное представление о зимних природных явлениях через художественно- эстетическое восприятие материала....

План-конспект занятия по аппликации в старшей группе на тему «Дома в моём округе»

План-конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему «Дома в моём округе»Задачи:1.Расширять знания детей о родном городе, районе, улице.3. Прививать интерес к архитектуре жилых зданий.4. Учить...

Открытое интегрированное занятие познавательного цикла в старшей группе на тему «Хочу все знать о пуговице» в рамках общешкольного проекта «Лаборатория когнитивного развития»

Спос               Способность к творчеству и познанию – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, н...