Занятие познавательного цикла в старшей группе «Что в имени тебе моём».
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_v_imeni_tebe_moyom.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетом осуществления художественно-эстетического развития воспитанников МДОУ № 100».
Авторская разработка
Занятие познавательного цикла в старшей группе
«Что в имени тебе моём».
Воспитатель: МДОУ № 100
г. Астрахани
Ошарова М. В.
г. Астрахань
Программное содержание:
Познакомить с историческим значением имени.
Продолжать приобщать ребёнка к самонаблюдению, самопознанию, дать возможность самореализоваться каждому ребёнку в зависимости от индивидуальных качеств личности. Упражнять в речевом, интеллектуальном и творческом развитии. Расширять представление о людях других национальностей. Воспитывать внимательное отношение к другому, как к личности.
Ход занятия:
Дети заходят в зал, свободно рассаживаются.
-Ребята, сегодня у нас с вами занятие непростое. Мы поговорим о вас с нами.
За дверью слышится шум. Воспитатель выглядывает и вносит зайца, у него в лапах конверт.
-Ой, посмотрите, кто пришёл к нам на занятие. (Ответы)
А давайте посмотрим, что у него в конверте.
Достаю разнообразные картинки. (Мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка, повар, шофёр)
-Посмотрите, перед вами различные картинки. Посмотрите на них внимательно и ответьте: что у них общего? Чем они непохожи? (Ответы)
Подвожу общий итог, обобщая ответы детей:
В разных ситуациях люди называются по-разному.
В детском саду - ребёнок. Для папы, мамы – сын, дочь. Для бабушки, дедушки – внук, внучка. Идёт по улице – пешеход. Едет в автобусе – пассажир. Покупает в магазине – покупатель.
-Но каждый из вас имеет одно единственное название – это ваше имя.
-Как вы понимаете, что такое имя?
-Бывают ли люди без имени?
-Для чего даётся имя?
-Ребята, а зайчик мне сказал, что у него нет имени. Давайте придумаем ему имя. ( По признакам даёт зайцу имя Ушастик)
-Ушастик у нас теперь довольный и хочет вместе с вами послушать, что я вам расскажу.
-Хотите узнать, что обозначало имя в древние времена? Тогда слушайте.
Давным-давно, в стародавние времена, наши предки-славяне (показывается кукла) наделяли имя особой волшебной силой. Древние люди считали имя важной частью человека и предпочитали хранить его в тайне. Поэтому настоящее имя человека обычно было известно только родителям и нескольким самым близким людям. Все остальные его звали по имени рода или по прозвищу. Также запрещалось произносить своё имя перед врагами. Считалось, что враги, узнав имя, могут погубить человека. А египтяне запрещали произносить имя фараона вслух (показывается кукла). Японцы же строго-настрого запрещали произносить вслух имя императора, нарушившие это были строго наказаны (показывается кукла). У некоторых людей имя можно было продать или обменять на что-то другое, то есть имя использовалось, как деньги. А когда люди хотели особенно сильно подружиться, то обменивались именами. А у взрослых индейцев имя говорило о характере человека. Например: «Сокол - острый глаз», «Ястребиный глаз», «Хитрый лис», «Быстрый очень». Вот такая интересная история.
-А хотите узнать, о чём говорят ваши имена?
-В этом месяце мы праздновали день рождения у нашего Вани. У него такое интересное имя! Это имя по-настоящему русское, но пришло к нам из еврейского языка. Иоанн – что переводиться как «Милость божья».
-Ребята, а как часто имя Иван используется в сказках? Давайте соберём в этот волшебный сундучок как можно больше сказок с этим именем: «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – вдовий сын», «Два Ивана-солдатских сына».
-Видите, как много сказок с этим именем. А давайте вспомним все имена, которыми мы называем Ваню (строится ромашка). Видите, как можно по-разному называть нашего Ваню. Всё зависит от нашего настроения, от того, как мы относимся к Ване.
-Ребята, а Ушастик предлагает нам попутешествовать вместе с этим именем.
-Хотите отправиться в путешествие?
-На чём же мы будем путешествовать? (выбор транспорта)
-А давайте построим наш самолёт! (строится самолёт из строительного материала и выбирается штурман. На доске висит карта.)
-Вперёд! (Звучит музыка)
-Наша первая остановка – Америка. Здесь наш Ваня станет Джоном (танец кантри).
-А теперь полетели дальше.
-Мы приземлились во Франции. Как же мы будем называть Ваню здесь? А здесь Иван станет Жаном (прослушивается отрывок французской песенки).
-Дальше наша остановка в Грузии (чтение стихотворения). Здесь Ваня будет Вано.
-А теперь мы летим домой.
-Ребята, растёте вы – растёт и ваше имя. Как же изменится имя Ваня.
-И вот вы стали совсем взрослыми: мамами и папами. Как же теперь будет звучать ваше имя? А ваше имя станет ещё и отчеством.
-Давайте послушаем, как же оно будет звучать (помочь детям образовать отчество от имени).
-К сожалению, имена мам не будут звучать в ваших отчествах, а было бы забавно.
-Давайте поиграем в «маминство», то есть попробуем пофантазировать, как же имена девочек будут звучать в отчествах.
-Молодцы, ребята!
-А в конце нашего занятия Ушастик принёс нам ещё один сюрприз. Это ноты. Он предлагает нам сыграть в игру «Угадай мелодию». А мелодии непростые: в них встречаются разные имена. Давайте посмотрим, кто же больше всех назовёт имён в песнях.
1. «Серёга-Серёга»
2. «Лёха-Лёха»
3. «Влюблённый самолёт»
4. «Стюардесса Жанна»
5. «Антошка-Антошка»
6. «Я люблю тебя Марина»
7. «Дива Виктория»
8. «Джулия»
9. «Александра-Александра»
(подсчёт результатов. Аплодисменты.)
-Давайте теперь вспомним, о чём мы разговаривали (об именах, о том, что значило имя в древности, о том, что обозначает имя Ваня).
-На этом занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по ПДД познавательного цикла в старшей группе. Тема: «История нашего транспорта».
Конспект занятия по ознакомлению детей с историей возникновения транспорта на примере трамвая. Занятие проводится в игровой форме с яркими картинками, с применением дидактических игр....
Конспект комплексного занятия по ПДД познавательного цикла в старшей группе. Тема: «История нашего транспорта».
Конспект занятия по ознакомлению детей с историей возникновения транспорта на примере трамвая. Занятие проводится в игровой форме с яркими картинками, с применением дидактических игр....
Занятие познавательного цикла в старшей группе в рамках недели открытых дверей для родителей (по системе Глена Домана) Тема: «ПОСУДА»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Систематизировать у детей знания и представления о посуде, о ее разнообразии.совершенствование связной речи путем развития диалогической речи, составления зага...
Комплексное занятие познавательного цикла в старшей группе.Тема «Волшебные снежинки».
Цель: Формировать у детей целостное представление о зимних природных явлениях через художественно- эстетическое восприятие материала....
План-конспект занятия по аппликации в старшей группе на тему «Дома в моём округе»
План-конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему «Дома в моём округе»Задачи:1.Расширять знания детей о родном городе, районе, улице.3. Прививать интерес к архитектуре жилых зданий.4. Учить...
Открытое интегрированное занятие познавательного цикла в старшей группе на тему «Хочу все знать о пуговице» в рамках общешкольного проекта «Лаборатория когнитивного развития»
Спос Способность к творчеству и познанию – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, н...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе "Что в имени тебе моём?"
Развитие речи. Тема "Что в имени тебе моём?"...