Конспект совместной образовательной деятельности чтение художественной литературы «Беседа «Легенды о Ставропольском крае» в старшей - подготовительной группе.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
Материал предназначен для реализации регионального компонента рабочей программы воспитателя старших групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
совместной образовательной деятельности
чтение художественной литературы
«Беседа «Легенды о Ставропольском крае»
в старшей группе №9
воспитателя
МБДОУ д/с №49 «ФЕЯ»
г. Ставрополя
Аврамчук О. Н.
Программное содержание: познакомить детей с новым литературным жанром «легенда». Формировать у детей представления о названии гор Северного Кавказа и Ставропольского края, через творчество неизвестных народных сказочников, отражающих особенности природного богатства и демографической ситуации древнего края, формировать у детей познавательный интерес к достопримечательностям своего региона, его истории, культуре; воспитывать любовь к родному краю.
Словарная работа: горы, Северный Кавказ, Эльбрус – Минги-тау, Бештау, Машук, нарты – богатыри, исполины, великаны, седоглавый, вождь, кинжал, джигит, плодородные равнины.
Материалы: иллюстрации с изображением Кавказских гор, горских народов.
Предварительная работа: Беседы о Ставропольском крае и Северном Кавказе, просмотр презентаций о природе Кавказа и Ставрополья, просмотр видео песен и танцев кавказских народов, рассматривание иллюстраций.
Организация и методика проведения:
1.Выставка иллюстраций о горах Северного Кавказа и Ставропольского края.
Беседа с детьми: Мы с вами живем в удивительном крае, который называется …? (Ставропольский край). В нашем крае богатейшая природа: бескрайние поля и степи, прекрасные леса и холмы, горы… Этим горам посвящено немало легенд и историй, участниками которых являются наши предки, жившие на территории края столетия назад, а теперь окружённые ореолом мифов и легенд. И легенды эти по-своему красивые, занимательные и, безусловно, захватывающие.
А что же такое легенда?
Издавна народная фантазия рождала причудливые сказания о прошлом, о том, чему в старину не мог еще дать объяснения человеческий разум, о возникновении гор, озер, целебных источников - обо всем окружающем мире, полном тайн.
Глядя на горы, люди видели в них застывших великанов, и в причудливых очертаниях, фантазируя, они представляли голову, лицо или туловище великанов. И создавали легенды. Они дошли и до нас через века и при всей наивности по-прежнему очаровывают своей поэтичностью, богатством мысли, глубиной народной мудрости.
Легенд о Кавказских горах и предгорьях много. Мы будем знакомиться с некоторыми из них. А сегодня я прочитаю вам легенду о возникновении Кавказских гор.
2. Чтение легенды.
В давние времена, когда на месте горных цепей Кавказа простирались плодородные равнины, здесь жили легендарные нарты-богатыри. Предводителем у них был могучий князь Эльбрус. Имел он сына, бесстрашного джигита и воина Бештау. Беспредельная мощь в теле и великая кротость в душе заключены были у первых жителей этой земли – нартов -богатырей. Когда над ними угасало солнце, их день спокойно умирал, чтобы завтра снова родиться. И к ним приходила ночь со своей темнотой, а сердца их оставались светлыми и чистыми, потому что в них никогда не засыпала доброта.
Вслед за летом и к ним приходили дожди осени и морозы зимы, но тепло их дружбы никогда не остывало. Их небеса тоже иногда закрывались тучами и хмурились от непогоды, но только смех и песни веселья всегда были слышны в их краю.
Длилось бы вечно золотое время нартов, если бы седоглавый красавец, вождь нартов Эльбрус, не полюбил юную Машуку, которая была невестой его сына Бештау.
Отправил старик Эльбрус молодого нарта в степь на охоту, чтобы он не мешал сделать Машуку своей женой...
Но оттолкнула юная красавица вождя и, убегая от него, потеряла кольцо, надетое на ее палец женихом в знак верности.
Увидел Бештау кольцо в степи и на крыльях тревоги прилетел домой.
Ужасен был бой. Немало нартов обнажили свои мечи за победу сына, но не меньше осталось верных вождю.
В первых рядах бились отец с сыном: многоопытный и сильный с молодым и неутомимым.
Сбил старый вождь с головы сына железный шлем, оглушил его и пятью страшными ударами меча отнял когда-то подаренную им жизнь.
Но и сам не уберегся - единственный удар сына глубоко рассек его седую голову, и он, пошатываясь, пошел умирать.
Не могла перенести гибель жениха прекрасная Машука, как камень, катящийся с горы, помчалась она к растерзанному телу молодого богатыря и ударом его кинжала остановила боль своего любящего сердца.
А битва не унималась. Жестоко сражались друг с другом исполины-нарты, тряслась, качалась земля, бездонные пропасти разверзались под их ударами.
Но не может быть на земле битв, которые не заканчиваются.
Когда утром взошло солнце, оно увидело поле боя, сплошь покрытое погубившими друг друга гигантами. Живых не было.
Кровь, которая могла пролиться, пролилась, сердца, которые могли остановиться, остановились, и все умерло.
Так исчезли с лица Кавказа нарты и так появились горы - вечный памятник богатырям.
Кольцом-горой стало укатившееся в степь золотое кольцо Машуки.
Горой Железной чернеет шлем, сбитый с головы жениха.
Сам жених, изрубленный на пять частей, превратился в лиловую пятиглавую гору, так и названную людьми - Бештау. А вокруг - большое количество погибших в бою и окаменевших храбрых воинов-великанов.
Каждую весну покрывается зеленью и грустно цветет застывшая неподалеку от любимого Машука. В боку ее зияет Провалом кинжальная рана, чуть подальше, еще до недавнего времени, сверкал на солнце острой вершиной окаменевший Кинжал.
Очень много нартов было, очень много стало гор...
И самая могучая из них та, которая уходит седой раздвоенной головой в туманы. Главный нарт назван Минги-тау, что значит - главная гора. И еще зовут ее Эльбрус.
Суров Минги-тау. Не тает на нем снег и в жаркое лето. А зимой его дыхание, сердитыми буранами и сквозящими вьюгами, носится по горам и долинам, леденит все живое, что встречается на пути.
Но теплеет постепенно грудь старика. Смотрит он с высоты на сына, на Машуку, на всех своих поверженных нартов, и слезы раскаяния рождаются в его глубинах. Но холодны эти слезы, не могут они воскресить окаменевших нартов.
3. Интересно ли вам было? Понравилась ли легенда?
Что вам запомнилось? Как назывались великаны, жившие на нашей земле в старину?
Так откуда появились Кавказские горы? ( это окаменевшие тела нартов – богатырей).
Как вы думаете, было ли это на самом деле? Почему? (дать детям возможность поспорить, обменяться мнениями). Обратить внимание детей на картины с изображением гор Эльбрус, Бештау, Машук, Кольцо, напомнить их названия.
Так что такое легенда? Хотите ли вы еще услышать легенды? Ответить на вопросы детей.
(Легенда и картины гор взяты из ресурсов интернета)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по художественной литературе для детей старшей группы «В страну русских народных сказок»
Речевое развитие старших дошкольников...
Конспект непрерывной образовательной деятельности чтение художественной литературы по произведению Н.Н. Носова «Фантазеры»
В данной публикации представлен конспект НОД чтение художественной лит-ры по произведению Н.Н. Носова"Фантазеры", где используется технология ТРИЗ - составление "Загадалок."...
Конспект непосредственной образовательной деятельности чтение художественной литературы по технологии продуктивного чтения-слушания О.В.Чиндиловой для подготовительной группы
Знакомство детей с художественной литературой по технологии продуктивного чтения-слушания О.В.Чиндиловой ....
Конспект непрерывной образовательной деятельности чтение художественной литературы во второй группе раннего возраста на тему: «Рассказывание русской народной сказки Колобок».
Конспект занятия чтение художественной литературы во 2 группе раннего возраста...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности чтение художественной литературы в средней группе Тема рассказ С. Алексеева «Я Большой»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности чтение художественной литературы в средней группеТема рассказ С. Алексеева«Я Большой» Цель: Воспитание чувства патриот...
Конспект совместной образовательной деятельности по художественной литературе в средней группе
Цель:Формирование интереса к устному народному творчеству, желание слушать сказки и рассматривать иллюстрации.Задачи:Закреплять умение у детей использовать различные средства выразит...