Конспект совместной образовательной деятельности "Дома и стены помогают" с детьми старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы "Дома и стены помогают", приобщение детей к русской народной культуре, традиции и обычаи русских людей при выборе места и строительстве дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx_doma_i_steny_pomogayut.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы
«Дома и стены помогают»
Цель: Воспитывать интерес к народной культуре.
Задачи:
- Знакомство детей с элементами народного быта
- Знакомство с народными обычаями и верованиями, связанными с постройкой дома
- Знакомство с пословицами и поговорками русского народа о доме
Материал к занятию:
Игровой персонаж домовенок Тихон, горсть зерна, клочок шерсти, совок, три маленьких булочки, игрушечная курица, кусок хлеба с солью, стеклянная и деревянная посуда, чугунок с отварной картошкой «в мундире»
Воспитатель: Ребята, что вы будете делать, куда побежите, если с вами случится беда?
Дети: Домой
Воспитатель: Дом – это то место, где мы чувствуем себя в безопасности. Даже есть народные пословицы: «Дома и стены помогают», «Своя хатка – родная матка», «Каково на дому, таково и самому».
Воспитатель: А из чего, ребята в старину строили дома?
Дети: Из бревен.
Воспитатель: Какими были дома, высокими или низкими?
Дети: Низкими, чтобы меньше бревен ушло на постройку.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что дома в старину на любом месте не строили, а это место выбирали. Давайте позовем Домового, который все про дом знает , хорошим хозяевам в доме помогает, а плохим вредит, и за печкой сидит. Вот волшебные слова:
Кто скребется за трубой?
Покажись-ка , домовой.
Появляется Домовенок.
Домовенок: Здравствуйте, ребята! Я не домовой, я еще маленький домовенок, а зовут меня Тихон. Мне еще всего 100 лет. У меня есть мешочек, он не простой, в нем различные вещи, которые расскажут вам о том, как в старину люди свой дом строили.
Домовенок достает из мешка 3 булочки, горсть зерна, клочок шерсти, игрушечную курицу, совок, хлеб и соль.
Воспитатель: А зачем тебе эти вещи?
Домовенок: Вот три булочки. С их помощью в старину выбирали место для строительства дома. Брали два хлеба за пазуху, а один – на сердце, чтобы правду сказало. Потом их бросали на землю. Если хлеб упал корками кверху, то можно здесь строить дом, а если нет, то надо искать другое место для строительства.
Воспитатель: Тихон, а зачем тебе курица?
Домовенок: Хозяева избы дарили ее домовому, чтобы он помог в строительстве.
Воспитатель: А зачем шерсть и зерно?
Домовенок: Зерно и шерсть клали под первое бревно. Зерно – чтобы хлеб в доме был, а шерсть – чтобы теплой одежды было вдоволь.
Воспитатель: Давайте вместе с Тихоном, ребята поиграем в игру «Строим избу»
Игра «Строим избу» ( Дети вместе с домовенком под музыку имитируют рубку деревьев, пилят деревья, обрубают сучки, обдирают кору, укладывают бревна)
Воспитатель: Вот мы с вами и построили дом. Только вот окна забыли прорубить. Ребята, а кто знает, что значит слово «окно», на какое слово оно похоже?
Домовенок: Слово «окно» произошло от слова «око», что означает «глаз». Не случайно на ставнях окон нередко люди рисовали солнце с глазом. Существовал такой обычай открывать окна на восходе солнца, словно небесное светило открывает свои очи. Закрывали окна, когда солнце спать ложилось.
Воспитатель: Вот и построили дом, окно прорубили, свет в избу пустили, пора уже и переезжать.
Домовенок: Вы думаете переезд в дом дело простое, вовсе нет. Прежде надо проверить, нет ли нечистой силы. Для этого на ночь оставляли в доме какое-нибудь животное. Если оно не пропадет, то все чисто, и можно переезжать. А если пропадет, никто в этом доме не поселится. Первыми в дом пускали кошку или собаку со словами6 «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор». А потом перевозили домового из старого дома в новый на лопате или совке. Переехав, хозяева в подпол для домового ставили угощение – хлеб с солью да крынку с водой. И тут начинался пир на весь мир. Садился народ вокруг стола, что стоял посередине избы.
Воспитатель: А вы , ребята, хотите на новоселье?
Но прежде, чем за стол сесть, посмотрите на эту посуду (стеклянная и деревянная) и выберите ту, которой пользовались в старину.
Дети выбирают чугунок, ложки, миски, чарки.
Воспитатель: А вот теперь садитесь вокруг стола, ребята, и угощайтесь хлебом с солью да вареным картофелем «в мундире». А запивать будем травяным чаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наш общий дом» (моя экосемья) Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего возраста.
Организованно - образовательная деятнельность с детьми с использованием-технологии поисково- познавательной деятельности; -здоровьесберегающих технологий; -ИКТ (информационно - компьютерных ...
Конспект совместной образовательной деятельности "Добрый обычай" с детьми старшей группы
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Добрый обычай". Нравственное воспитание детей на основе обычаев и традиций русского народа, знакомство с пословицвми и поговор...
Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"
Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы по лексической теме «Библиотека».
В данном конспекте высможете увидеть, как происходит развитие связной речи детей и включение их в систему социальных отношений через познавательную деятельность....
Конспект совместной образовательной деятельности "Волшебница вода" с детьми старшей группы
Конспект совместной образовательной деятельности "Волшебница вода" с детьми старшей группы...
Совместно-образовательная деятельность по рисованию с детьми старшей группы
Познакомить детей с техникой "Монотипия"...