Стендовый доклад по петербурговедению "Формы, средства и методы преподавания петербурговедения в дошкольном образовательном учреждении"
учебно-методический материал по теме

Гладченко Анна Андреевна

Стендовый доклад содержит краткую информацию про цели и задачи занятий по Петербурговедению с дошкольниками, про формы, средства и методы обучения, а также отражает технологию преподавания данного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1_-_kopiya.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство дошкольников с родным городом Кутафина А.А . Коль живём мы с вами, дети, В лучшем городе на свете, В славном городе Петра Нам узнать о нем пора. (М. Борисова ) Воспитание современного, культурного петербуржца, который любил бы и гордился городом, в котором он живет, является важной целью при построении образовательного процесса в дошкольном учреждении. Разнообразие форм организации образовательного процесса, применяемых сейчас педагогами в детских садах, дает возможность не только значительно расшириться кругозор детей и сформировать у них нравственно-патриотические чувства, но и создать условия для повышения исследовательской и продуктивной активности, т.е. для раскрытия интеллектуального потенциала ребенка дошкольного возраста. Как и любая другая дисциплина, Петербурговедение позволяет решать практически все воспитательно-образовательные задачи: в первую очередь, это развитие речи (овладение новой лексикой, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование связной речи – ее монологических и диалогических форм) и художественных способностей, кроме того, во время занятий улучшаются внимание, память, мышление. При подготовке к занятиям по Петербурговедению стоит ориентироваться на возрастные особенности воспитанников конкретной группы. Нельзя не учитывать и «районные» условия, где проживают и ходят в сад дети. Так курс Петербурговедения в ДОУ спальных районов нашего города будет проводиться иначе, чем в заведениях, расположенных в центральных и исторических кварталах Санкт-Петербурга. Младшая группа Цель: - воспитание любви и интереса к родному городу; - воспитание желания узнать свой город, познакомиться с ним ближе. Знакомство детей 3-4х лет с таким большим городом как Петербург стоит начинать с изучения ближайшего окружения. Очень важны в этом плане наблюдения и обсуждения во время прогулок за изменениями, происходящими на ближайших улицах. Полезными и интересными могут стать организованные экскурсии в ближайший парк или сквер при содействии родителей. Помимо наглядного знакомства с понятиями «улица», «район», «город», «памятник», «сквер» и т.д. с детьми и родителями можно провести ознакомление с флорой и фауной родного района, повторить правила поведения на улице. Конкретная информация об истории города является для детей данного возраста излишней . Средняя группа Цель: - воспитание любви к родному городу, гордость: я - петербуржец; - пробуждение познавательного интереса к городу, восхищения им; - формирование начальных знаний о родном городе. В средней группе ребенок уже должен четко знать свой адрес, название улицы, на которой расположен детский сад , в каком городе он живет. Педагог привлекает внимание детей к объектам, расположенным поблизости и встречающимся им ежедневно (школам, кинотеатрам, библиотекам и др.), рассказывает, что и для каких целей служит; подчеркивает, что все вокруг создано руками людей, которые жили очень – очень давно, но люди помнят и берегут наследие своих предков . Старшая группа Цель: - осознание ценности памятников культуры и искусства; - воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры. Начинается непосредственное ознакомление детей с историей родного города, с его достопримечательностями – памятниками культуры и искусства. Ребёнку объясняют, в честь кого они воздвигнуты, с какими историческими событиями связаны. Наиболее продуктивными при усвоении нового материала являются игровые задания. Попросите ребенка ощупать модель здания или памятника, обвести пальчиками контур фигурки, а затем описать его, обозначить наиболее примечательные детали (купол, шпиль, колоннаду и т.д.). После этого главные сведения о здании, рассказанные Вами, намного лучше усвоятся детьми. Подготовительная группа Цель: - осмыслить историю и культуру Санкт-Петербурга в контексте мировой истории и культуры; - изучать историю города через судьбы известных петербуржцев . Дошкольник должен уже знать название своего города, как появилось это название, как город называли в былые времена; название своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы; как называется главная магистраль города, быть знаком с отдельными достопримечательностями, историческими местами родного города, архитектурными ансамблями и памятниками, уметь рассказать о них. Работа с детьми направлена на углубление, расширение и закрепление данных знаний. Формы, средства и методы обучения - Занятия , беседы, презентации педагога - Показ тематических мультфильмов - Составление рассказов к тематическим картинкам - Дидактические игры - Викторины , брейн-ринги , кроссворды -Игры на внимание, задания на сравнение и объединение в группы предметов на основании общего признака - Ассоциативные игры Игры-экспериметы - Чтение познавательной литературы о родном городе Рассказы , сказки, легенды о родном городе, мифических героях, которые украшают фасады исторических сооружений - Загадки , пословицы, поговорки - Разучивание стихов, считалок, присказок о Санкт-Петербурге Сочинение историй, сказок, загадок - Рассматривание иллюстраций - Раскраски , мозаики с видами Санкт-Петербурга - Работа с макетами, картами Прослушивание музыкальных произведений про Санкт-Петербург и его достопримечательности , звуков города Коллективные и индивидуальные работы (конструирование, аппликации , рисование) - Театрализованные постановки, инсценировки - Пластические игры Теневой театр - Сюжетно-ролевые игры Настольно – печатные и дидактические игры - Совместная прогулка-экскурсия в ближайший парк Посадка саженцев различных растений Наблюдения на прогулках - Совместное изготовление родителями с детьми коллажей любимых мест города - Сбор коллекции предметов с видами Санкт-Петербурга - Консультации , беседы, изготовление печатных буклетов с рекомендациями для родителей - Проект совместной работы с родителями «Место, где я родился» - Совместные проекты, экскурсии, встречи, досуги, праздники - Помощь родителей в поисках материала по краеведению, истории нашего края Технология преподавания Петербурговедения детям дошкольного возраста Подготовительный этап 1. Создается предметно-развивающая среда 2. Проводится диагностика для выявления представлений детей о городе и его культуре, уровне интереса к ней. Например, с помощью теста «Я гуляю по С.-Петербургу», игры «Экскурсовод», рисования. В рисунках обращаем внимание на цветовую палитру, использование оттенков, наличие декоративных элементов, деталей, композиционное размещение себя ребенком . Подача нового материала На данном этапе педагог обеспечивает получение детьми знаний, положительного опыта. Подача нового материала сопровождается показом видеоматериалов, иллюстраций, включением в беседу элементов эвристической беседы, работой с предметами. Для закрепления материала, активизации имеющегося опыта и развития интереса полезно проведение экскурсии или целевой прогулки, на которой дети смогут испытать «чувство радости от узнавания». Также усилению эмоциональной отзывчивости на художественные образы при ознакомлении с символами города способствуют ассоциативные игры, слушание музыки и звуков города, пластические игры, в которых ребенок воспроизводит движения, действия, заключенные в скульптурных изображениях . Организация самостоятельной художественной деятельности Педагог создает условия для творческого самовыражения детей в изобразительной и речевой деятельности, в результате чего у детей должно произойти дальнейшее становление устойчивого познавательного интереса к символам города и его истории. В конце занятия или по завершении изучения тематического блока проводится диагностика.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация и стимулирование труда, как метод управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования

Мотивация и стимулирование труда педагогов дошкольных учреждений сегодня обуславливается целым радом факторов. В сложившейся ситуации важна эффективность деятельности педагогов......

Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Одной из главных задач деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляем...

Доклад на тему: «Русский фольклор в организации праздников в дошкольных образовательных учреждений»

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчест...

Доклад на тему "Взаимодействие инструктора по физкультуре со специалистами дошкольного образовательного учреждения"

Доклад  для педагогов дошкольных учреждений. Раскрывает тему о тесном контакте и взаимодействии инструктора по физкультуре с логопедом, музыкальным руководителем, психологим, воспитателями, медиц...

Доклад "Владение информационно - коммуникативными компетентностями как необходимое умение воспитателей дошкольного образовательного учреждения"

Владение педагогом ИКТ - компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста....

Доклад на тему: "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Выступление на секцииработников дошкольного образования«Перспективные направления работы в системе дошкольного образования в рамках реализацииУказа Президента РФ»...