Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
проект по физкультуре (старшая группа) на тему
Одной из главных задач деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_kak_sredstvo_organizatsii_fizkulturno.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
Одной из главных задач деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.
Несмотря на то, что в нашем детском саду физкультурно-оздоровительная работа ведётся в системе, состояние здоровья дошкольников продолжает вызывать опасение. Под наблюдением специалистов, имея те или иные отклонения в состоянии здоровья, ежегодно находятся от 30 до 50 % воспитанников. Данные мониторинговых исследований и показатели здоровья воспитанников за последние 3 года потребовали от педагогического коллектива принятия эффективных мер по улучшению здоровья дошкольников.
Общеизвестно, что именно дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим, в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Всё это обуславливает необходимость раннего знакомства детей со способами и средствами, укрепляющими здоровье.
Важно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в двигательной активности и систематических занятиях физической культурой, что легко осуществить в условиях ДОУ.
Важнейшим условием формирования у дошкольников знаний и навыков здорового образа жизни является высокий уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей, а также готовность родителей к практической работе в этом направлении.
Проведённое нами анкетирование педагогов показало, что педагоги не совсем готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий, и этому есть несколько причин:
недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения;
несоответствие уровня профессиональной компетентности педагогических кадров современным требованиям к качеству воспитательно-образовательного процесса по здоровьесбережению дошкольников;
- несформированность у педагогов умений применения в практике здоровьесберегающих технологий;
- отсутствие системы в вопросах просвещения семьи по педагогическому, психологическому, валеологическому направлениям.
Анкетирование родителей также выявило ряд проблем:
у большинства родителей не сформирована потребность в здоровом образе жизни
недостаточно высокий уровень компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья
Перед нами встала проблема разработки модели здоровьесбережения ребенка на основе формирования здорового образа жизни педагогов и родителей.
Для решения проблемы сбережения здоровья детей разработан образовательный проект «Быть здоровыми хотим». Именно проектирование образовательного процесса даёт возможность поэтапно реализовать обозначенные задачи с учетом возрастных и психологических возможностей детей и корректировать этот процесс при необходимости.
Цели проекта «Быть здоровыми хотим»:
1. Повышение содержательной, смысловой компетентности педагогов и родителей в сфере здоровьесбережения детей, активизация субъектной позиции взрослых как носителей здорового образа жизни, сознательно пропагандирующих ценности здорового образа жизни, владеющих технологиями преумножения собственного здоровья в условиях положительных и негативных социально-экологических факторов.
2. Обучение дошкольников методам здоровьесбережения, формирование у них потребности в здоровом образе жизни.
Основные задачи проекта
1. Определить наиболее эффективные формы и методы работы по здоровьесбережению дошкольников, обеспечивающие повышение уровня физического развития детей, их физической подготовленности, развития двигательных способностей, формирование ценностного отношения к самому себе и физической культуре, своему здоровью.
2. Повысить уровень компетенции и рефлексивности педагогических кадров в области здоровьесбережения и приобщения к ЗОЖ детей дошкольного возраста.
3. Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического и медицинского просвещения, организации совместных мероприятий по здоровьесбережению и приобщению к ЗОЖ.
4. Качественно улучшить состояние здоровья дошкольников, снизить уровень заболеваемости, сформировать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни.
5. Создать условия в ДОУ для комфортного сотрудничества всех субъектов педагогического процесса на основе здоровьесберегающих технологий и методик.
Проект долгосрочный и рассчитан на 3 года.
1 этап — подготовительный (сентябрь 2013 – август 2014г.)
Цель: подготовка коллектива и предметно-пространственной среды к созданию комплексной инновационной здоровьесберегающей системы.
2 этап - проектировочно-организационный (сентябрь 2014- август 2015 г.)
Цель: создание организационной структуры экспериментальной деятельности.
3 этап — экспериментальный (сентябрь2015 – май 2016г.)
Цель: апробирование инновационной образовательной системы, способствующей сохранению психофизического здоровья дошкольников.
4 этап - контрольно-оценочный (июнь –август 2016г.)
Цель: оценка реализации проекта на основе анализа мониторинговых исследований.
Наиболее значимыми компонентами в организации воспитательно-образовательного процесса на здоровьесберегающей основе будет:
1. Выявление педагогических условий и разработка системы психолого-педагогического обеспечения здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ;
2. Разработка и внедрение комплексной программы здоровьесбережения дошкольников с активным вовлечением родителей в реализацию программы.
3. Формирование потребностей и ценностных ориентации детей и их родителей на занятия физическими упражнениями, сочетаемыми с использованием медико-биологических средств здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья дошкольников.
В рамках проекта основными мероприятиями будут следующие формы работы:
- обучение педагогов и родителей на практических семинарах по использованию эффективных форм здоровьесбережения детей;
- обучение на лекциях по профилактике заболеваемости для родителей;
- консультирование;
- практические занятия с детьми в игровой форме по обучению навыкам здоровьесбережения и формирования ЗОЖ;
- создание и презентация валеологической и здоровьесберегающей среды в ДОУ и семье.
Условно разделив работу с дошкольниками по здоровьесбережению на два компонента, можно обозначить следующее их содержание:
1. Формирование здорового образа жизни на основе валеологического воспитания, включающего изучение своего организма, освоение гигиенических навыков, включение в процесс самопознания на личностном уровне у дошкольников, формирование представлений о способах сохранения и укрепления здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности и др. ;
2. Создание условий, при которых физическое воспитание, двигательная активность являются мощным стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка через активное включение дошкольника в систему занятий физическими упражнениями, которые обеспечивают устойчивый интерес к самопознанию и самосовершенствованию во всех видах физкультурно – оздоровительной работы.
К механизмам реализации здоровьесберегающих технологий, которые позволяют реализовать оба направления работы с детьми, можно отнести:
1. Специально подобранные физические упражнения и приёмы здоровьесбережения во всех формах физкультурно-оздоровительной работы.
2. Интеграция данных физических упражнений и приемов здоровьесбережения в другие режимные моменты.
3. Привлечение дополнительных средств для обеспечения здорового ритма жизнедеятельности и осуществления разных видов двигательной активности воспитанников.
Эффективность реализации проекта мы сможем оценить, опираясь на следующие критерии:
1) уровень заболеваемости и физического развития детей;
2) эмоциональный фон при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий с использованием здоровьесберегающих методик;
3) степень активности детей и родителей;
4) качество образовательного процесса по физическому воспитанию на основе здоровьесберегающих методик;
5) содержание валеологической среды в ДОУ;
6) уровень освоения детьми программы по здоровьесбережению и ЗОЖ.
В результате осуществления проекта мы планируем прийти к следующим показателям:
1. В ДОУ создано единое здоровьесберегающее пространство (ребёнок-педагог -родитель).
2. Вырос уровень профессионального инновационного потенциала педагогического коллектива.
3. Разработана и действует инновационная здоровьесберегающая программа ДОУ «Быть здоровыми хотим».
4. Пополнена «методическая копилка».
5. Наблюдается положительная динамика в снижении заболеваемости детей, в укреплении эмоционально-личностной сферы, развитии физических качеств.
6. Вырос уровень физического развития детей, их здоровья, физической подготовленности.
7. У дошкольников сформирована устойчивая мотивация к здоровому образу жизни.
8. Положительная мотивация к здоровому образу жизни в семье:
- устойчивое желание отказаться от вредных привычек (в идеале отказ от них) ;
- активный отдых вместе с детьми;
- посещение кружков, секций оздоровительной направленности;
- проведение закаливающих процедур;
- использование рекомендаций, полученных в ходе педагогического и медицинского просвещения.
9. Усовершенствована материально-техническая база ДОУ.
Таким образом, в результате освоения детьми, педагогами и родителями содержания настоящего проекта значительно повысится их уровень компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья, изменится отношение к себе и своему здоровью, у детей появится возможность использования физических упражнений для самоутверждения, осознания своей умелости, своих двигательных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация летней оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
Создание условий, планирование работы, осуществление контроля - все это поможет качественно организовать работу коллектива детского сада в летний период....
Эссе "Диалог с дочерью, или Организация учебно-методической работы в дошкольном образовательном учреждении"
В эссе раскрыты реальные события, специфика работы методиста или старшего воспитателя в ДОУ и личное отношение к профессии....
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье представлены основные подходы к управлению физкультурно-оздоровительной деятельностью детей в дошкольной образовательной организации. С целью выявления основных подходов в управлении физкульт...
Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми дошкольного возраста в рамках проекта ДОУ "Олимпиада"
Серия конспектов развлечений, праздников, досугов в рамках проекта ДОУ "Олимпиада"...
Организация эколого-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
Здоровье человека – тема весьма актуальна и в 21 веке она становится первостепенной. Сегодня, несмотря на все достижения медицины, сохранение...
Уголок физического развития как средство организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
рекомендации для оборудования уголка физического развития в группе детского сада...