Пояснительная записка к авторской программе "Терем-теремок"
методическая разработка на тему
Ознакомление старших дошкольников с искусством деревянного зодчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа детского объединения по интересам «Терем - теремок»
Возраст детей 5-6 лет
Срок реализации программы – 1 год
Пояснительная записка
Я возвращуся к вам,
поля моих отцов,
Дубравы мирные,
священный сердцу кров!
Е. А. Баратынский
На современном этапе развития общества каждый из нас должен быть знаком с историей и народным искусством своей Родины. Чтобы быть патриотом, эстетически и духовно воспитанным гражданином, нужно, прежде всего, знать и чтить народную культуру своего края, также мы должны постоянно расширять свои знания в области народного искусства, так как на сегодняшний день знакомство с творчеством народных мастеров, местными достопримечательностями – главнейший фактор формирования гражданина своей земли, своей родины.
Возрождение России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, где живет историческая память и плодоносят те корни, которые дают нам, ныне живущим, силы и разум вспомнить, вернуть, собрать в самую сердцевину обычной жизни ощущение ее цельности и полноты миропонимания, познания внутреннего мира людей старшего поколения. Это их трудом и талантом создавалась уникальная народная художественная культура края.
Считаю, что патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Как воспитать в ребёнке такое сложное многообразное чувство, как любовь к Родине? Естественно, на основе сопереживания, доброты, ласки к родным и близким. С этого – с любви к родному дому – чувство это распространяется на более широкий круг – на свой город, село, деревню, то есть на ту местность, где человек родился и живёт. Как писал Д. С. Лихачев: «Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».
В МДОУ № 12 «Ромашка» мы работаем по программе Князевой О. Л., Маханёвой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Работая по этой программе, мы подробно знакомим детей с внутренним устройством русской избы, а вот внешнее устройство остаётся не изученным. Данная программа подразумевает наличие в детском саду экспозиции «Русская изба». У нас такой экспозиции нет, поэтому, чтобы восполнить этот пробел, была разработана программа детского объединения по интересам «Терем - теремок». В нашем городе мало возможностей познакомить детей с различными областями искусства, нет музеев. Зато есть то, что в других городах сохранилось только в этнографических музеях – множество деревянных домов с интересной архитектурой, резными наличниками и постройками во дворах. Дети видят эти дома каждый день и даже не подозревают, что некоторые экспонаты вполне могли бы выставляться в музеях, так искусно они сделаны. Огромное мастерство и большое трудолюбие понадобились строителям, чтобы создать такую красоту!
Художественное, эстетическое, духовное воспитание дошкольников предполагает формирование способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, искусстве, обществе. Прекрасное обогащает духовный мир человека. Научить будущего гражданина жить красиво, интересно, видеть, чувствовать и понимать прекрасное в любом его проявлении – одна из задач программы.
А так как в деревянном зодчестве понятие «дом» (изба) является одними из основных, считаем, что именно знакомство с ним в широком смысле и позволит вести работу над решением такой сложной задачи – воспитанием любви к Родине.
Изобразительное искусство, в том числе архитектура, оказывает действенное положительное влияние на личность, особенно на формирование художественного вкуса, художественного восприятия. Эти качества имеют непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет её сохранять и приумножать. Такой человек не станет совершать безнравственные поступки.
Знакомство детей с деревянным зодчеством – это часть работы по ознакомлению их с архитектурой. Объектами изучения являются не только деревянные избы, но и другие придомовые постройки, мельницы, храмы.
Образовательная цель программы состоит в приобщении детей к одному из видов национального искусства – деревянному зодчеству, развитии интереса к культуре родного народа.
Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.
Задачи программы:
- Эстетическое развитие детей; формирование эстетического отношения к действительности: развивать умение видеть красоту в привычном, повседневном, чувствовать красоту не умом, а сердцем.
- Патриотическое воспитание:
- развивать уважение к народным ценностям нашего края, желание сохранить их;
- воспитывать гордость за русских мастеров, восхищение их талантом, трудолюбием;
- продолжить приобщение детей к народным традициям и быту через знакомство с русскими народными играми, загадками, пословицами, поговорками.
- Нравственное воспитание: развивать желание трудиться, видеть красоту своего труда.
Для реализации цели и задач программы определяющими являются:
- гуманистическая ориентированность при ознакомлении с памятниками культуры, в процессе которого дети как бы участвуют в диалоге прошлого и настоящего;
- нравственная основа народной культуры и искусства;
- детскость в народном искусстве – то его свойство, благодаря которому искусство обладает неповторимой непосредственностью и жизнерадостностью, огромным душевным богатством, душевной щедростью;
- общность художественно-образного содержания всех форм народного творчества (устных, песенных, игровых, драматических, прикладных, изобразительных);
- направленность на развитие личности ребенка в контексте концепции гуманитаризации образования.
При составлении программы мы руководствовались рядом принципов:
- общедидактическими принципами и ведущими положениями педагогики, психологии, теории и методики эстетического воспитания и развития при построении учебно-воспитательного процесса;
- принципом активности и сознательности;
- принципом комплексности и интеграции различных видов деятельности как важнейшего средства развития детского творчества;
- принципом результативности и гарантированности: реализация прав ребёнка на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от уровня эстетического развития детей.
Поставленные задачи реализуются в разных видах деятельности.
1. Так как понятийный аппарат такого вида искусства, как архитектура, сложен для восприятия детей 5-6 лет, программа дополнена русскими народными играми в соответствии с темами занятий, например: при знакомстве с хозяйственными постройками (овин, гумно) разучивается старинная русская игра «Копны», при знакомстве с мельницей – игра с движением на основе прибаутки «Долгоногий журавель на мельницу ездил» и т. д.
2. Программа предусматривает активную познавательную деятельность детей совместно с родителями: обязательными являются экскурсии, целевые прогулки, для проведения которых привлекаются родители. Также предусматривается организация работы с родителями по проблеме народного творчества (анкетирование, лекции, беседы, совместные творческие работы с детьми и участие в выставках).
3. Для закрепления представлений о деревянном зодчестве включены занятия по лепке, рисованию, конструированию из бумаги.
4. Для обогащения словарного запаса детей, развития речи занятия дополнены загадками, пословицами, поговорками. Используются и такие формы работы, как драматизация сказок.
Таким образом, представленная программа является интегрированной и ориентирована на работу с семьёй.
Ожидаемые результаты:
- формирование первоначальных представлений о деревянном зодчестве (сооружения, их назначение, способы постройки и т. д.) у детей и родителей;
- развитие эстетических способностей детей во всех видах деятельности;
- развитие наблюдательности детей, умения видеть красоту;
- пополнение уголка русского быта изделиями детей и родителей;
- воспитание уважения к людям труда, желания сделать что-либо своими руками;
- развитие речи детей, умения задавать вопросы, обогащение словаря;
- расширение представлений воспитателей ДОУ по теме «Деревянное зодчество» через презентацию программы и проведение семинара.
Программа рассчитана на детей с высоким уровнем познавательной активности, тех, которые смогут рассказать остальным о том, что узнали, смогут поделиться приёмами работы и научат новым играм, загадкам и т. д.
Формы и методы проверки
- Наблюдение, беседа, анкетирование.
- Игра-викторина «Терем - теремок».
- Выставки работ.
Критерии оценки
Высокий уровень
- Имеет первоначальное представление о законах архитектуры (польза, прочность, красота).
- Может объяснить причины широкого использования дерева в древней Руси, знает основные свойства дерева.
- Умеет отличить архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.
- Знает названия построек деревянного зодчества и их функциональное назначение.
- Знает основные способы строительства и элементы внешнего устройства построек.
- Имеет практические навыки в работе с пластилином, бумагой по изготовлению самодельных построек, игрушек, их украшению.
- Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры, игры с движением на основе прибауток.
- Использует в активной речи пословицы и поговорки о труде, мастерстве, загадки о предметах быта, растениях.
- Эмоционально откликается на красоту природы, произведений русской народной культуры.
Средний уровень
- Имеет первоначальное представление о некоторых законах архитектуры.
- Умеет отличить архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.
- Знает названия некоторых построек деревянного зодчества и их функциональное назначение.
- Знает элементы внешнего устройства построек.
- Имеет практические навыки в работе с пластилином, бумагой по изготовлению самодельных построек, игрушек.
- Знает подвижные и хороводные народные игры, умеет объяснять правила некоторых из них.
- Знает пословицы и поговорки о труде, мастерстве, загадки о предметах быта, растениях и использует их в речи.
- Эмоционально откликается на красоту природы, произведений русской народной культуры.
Низкий уровень
- Умеет отличить архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.
- Знает названия некоторых построек деревянного зодчества.
- Знает некоторые элементы внешнего устройства построек.
- Имеет элементарные навыки в работе с пластилином, бумагой по изготовлению самодельных построек.
- Знает 1-2 подвижные и хороводные народные игры, умеет объяснять правила к ним.
- Знает пословицы и поговорки о труде, мастерстве, загадки о предметах быта, растениях и иногда использует их в речи.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании».
- «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
- Устав образовательного учреждения.
Объекты программы
- Дети.
- Семьи детей, посещающих ДОУ.
- Педагогический коллектив ДОУ.
Обеспечение основных направлений программы
- Техническое обеспечение:
а) приобретение необходимой литературы;
б) создание необходимых условий для работы с детьми.
- Организация методического и психолого-педагогического обеспечения:
а) разработка программы и осуществление контроля над её выполнением;
б) определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики;
в) продолжение работы с родителями по ознакомлению с русской народной культурой в своей семье;
г) организация работы с родителями по проблеме народного творчества (анкетирование, лекции, беседы);
д) участие в методической работе детского сада и района по проблеме приобщения детей к русской народной культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.
Целью и побудительным мотивом к созданию перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...
Пояснительная записка на перспективное планирование недели «Яблочный Спас не пройдет без нас».
планирование составлено в целях духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения детей и их родителей к нравственной культуре, возрождению традиции празднования праздника «Я...
Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.
Целью и побудительным мотивом к созданию авторского перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, орга...
Пояснительная записка
В соответствии с «Положением о дошкольном учреждении и о группах с нарушениями речи», Программами дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией...
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Пояснительная записка к авторской интерактивной игре «Учим фрукты» для детей младшего дошкольного возраста.
Цель: формирование умений узнавать, называть и различать фрукты, классифицировать их по общему признаку....