пояснительная записка к авторской методической разработке.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
I. Пояснительная записка
• идеи
• ключевые понятия
• принципы концепции
• цель и задачи программы
• характеристика обучающихся, воспитанников
• время и основные этапы ее осуществления
Пояснительная записка.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков.
Программа «Все начинается с детства» базируется на Духовно- нравственном и гражданско – патриотическом воспитании старших дошкольников.( далее Программа)
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Воспитание детей без духовно – нравственной и гражданско- патриотической основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – воспитании его души.
Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования в 2009 году, на ежегодном слете работников образования, подчеркнул: “Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности”.
В характеристике «гражданских доблестей», которые В.И. Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда» прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно-нравственных объединяющих началах
Понятия «гражданин» и «гражданственность» были актуальны для России, так как они традиционно были наполнены революционно-демократическим содержанием (А.И. Герцен, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов). Мыслители России видели в гражданине человека, любящего свое Отечество, готового отдать жизнь в борьбе за Россию, счастье людей, борца против всех форм социальной несправедливости. В советский период ХХ века одной из важнейших целей государства было воспитание человека, борца, революционера, сознательного труженика. В решении этой задачи, в разработке теории и практики воспитания граждан участвовали многие известные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.
Американский исследователь Дж. Зевин, рассуждая о связи патриотизма и критического мышления, пришел к выводу, что гражданственность – это способность человека критически оценивать как ситуацию в обществе, так и решения правительства. Такой подход предполагает возможность для личности делать свой выбор, основанный на знании, образованности, просвещении. Ю.Н.Никифоров и А.Н. Скалина в работе «О понятии "гражданственность”» обращают внимание на коренное отличие западного и российского понимания данного слова. В нашем понимании акцент делается на духовно- нравственных объединяющих началах, в западном же контексте гражданственность трактуется как «просвещенный патриотизм» (Дж. Зевин), т.е. приоритет отдается знанию юридических, политических, моральных норм и их применению.
Одно из главных качеств, вершина проявления гражданственности – это внутренняя готовность человека служить высшим целям, быть источником и движущей силой нравственного совершенствования общества.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Проблему духовно- нравственного и гражданско – патриотического воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”.
Ключевые понятия темы:
Нравственность, по значению - набор нравов. Нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Духовность — это слово, происходящее от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Гражданственность В «Толковом словаре великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин, посадский» и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство». А «гражданственность» раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».
Патриотизм -общественное явление, которое состоит в том, что некоторые люди жертвуют —время, деньги, здоровье, иногда даже жизнь, — во имя нравственных, культурных и материальных ценностей отечества и соотечественников.
Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. «Безнравственный человек – значит бессовестный» Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. (К.Д.Ушинский)
Нужно понимать, что даже нравственная жизнь - не цель или заслуга, а средство для очищения души...
Авторская Программа «Духовно- нравственное и гражданско- патриотическое воспитание старших дошкольников» является комбинаторной. Она органично сочетает в себе имеющиеся идеи по духовному и гражданскому, нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Данная программа обеспечивает равные стартовые возможности детей по социально - личностному развитию.
Содержание программы поможет более полному освоению образовательных областей «Социализация» «Познание» как основных с интеграцией в них (Физической культуры. Оздоровления, Музыки, Чтения художественной литературы, Коммуникация, Труд, Художественное творчество) в связи с новыми Федеральными Государственными Требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания.
«Социализация»
Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат. socalis – общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни
«Познание»
Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).
«Коммуникация»
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
«Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира)
«Художественное творчество»
Содержание данной области Программы включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».
Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Авторская Программа:
- разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;
- отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;
- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста
- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Имеет цель: освоения детьми первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений.
Через решение следующих задач:
- Развитие у детей познавательных интересов,
-- Интеллектуальное развитие детей, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
– Развитие игровой деятельности детей;
– Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
– Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
– Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
В качестве адекватных возрасту форм работы можно назвать экспериментирование, беседы с детьми, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса
В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:
- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;
- поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);
Программа состоит из двух частей.
Первая часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастным под периодам дошкольного детства ( 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса:
-Тематическое планирование: по возрастам с учетом требований к основной общеобразовательной программы. И примерная циклограмма образовательной деятельности» - представляет собой технологию (систематизированную последовательность) работы педагогов по реализации Программы.
-Тематический план – региональный компонент «Мой город»
-Тематический - перспективный план активных форм работы с родителями.
-Проект – региональный компонент «Мой город»
«Планируемые результаты освоения Программы».
Вторая часть – Приложение.
Региональный компонент составляет 20%всей предлагаемой программы, знакомство с родным городом предстает в виде циклов бесед, экскурсий, встреч. Как итог работы составлен проект «Мой город» включивший в себя всю проведенную работу, в проект вовлекаются все сотрудники и специалисты дошкольного учреждения. Реализацию проекта можно приурочить к дню города, тематическим неделям «Мой дом, мой город».
80% содержания отведено блоку «Духовно- нравственное воспитание»в старшей группе и 80% блоку «Воспитание Гражданина» в подготовительной группе.
Основные задачи психолого-педагогической работы:
- развитие игровой деятельности;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование положительного отношения к себе;
- формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);
- формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
- формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);
- формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).
Специфика реализации данной области заключается в следующем:
- формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков);
- значительное место в реализации области занимают пятничные беседы в кругу, экскурсии, встречи с интересными людьми
I. Пояснительная записка
• идеи
• ключевые понятия
• принципы концепции
• цель и задачи программы
• характеристика обучающихся, воспитанников
• время и основные этапы ее осуществления
Пояснительная записка.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков.
Программа «Все начинается с детства» базируется на Духовно- нравственном и гражданско – патриотическом воспитании старших дошкольников.( далее Программа)
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Воспитание детей без духовно – нравственной и гражданско- патриотической основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – воспитании его души.
Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования в 2009 году, на ежегодном слете работников образования, подчеркнул: “Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности”.
В характеристике «гражданских доблестей», которые В.И. Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда» прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно-нравственных объединяющих началах
Понятия «гражданин» и «гражданственность» были актуальны для России, так как они традиционно были наполнены революционно-демократическим содержанием (А.И. Герцен, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов). Мыслители России видели в гражданине человека, любящего свое Отечество, готового отдать жизнь в борьбе за Россию, счастье людей, борца против всех форм социальной несправедливости. В советский период ХХ века одной из важнейших целей государства было воспитание человека, борца, революционера, сознательного труженика. В решении этой задачи, в разработке теории и практики воспитания граждан участвовали многие известные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.
Американский исследователь Дж. Зевин, рассуждая о связи патриотизма и критического мышления, пришел к выводу, что гражданственность – это способность человека критически оценивать как ситуацию в обществе, так и решения правительства. Такой подход предполагает возможность для личности делать свой выбор, основанный на знании, образованности, просвещении. Ю.Н.Никифоров и А.Н. Скалина в работе «О понятии "гражданственность”» обращают внимание на коренное отличие западного и российского понимания данного слова. В нашем понимании акцент делается на духовно- нравственных объединяющих началах, в западном же контексте гражданственность трактуется как «просвещенный патриотизм» (Дж. Зевин), т.е. приоритет отдается знанию юридических, политических, моральных норм и их применению.
Одно из главных качеств, вершина проявления гражданственности – это внутренняя готовность человека служить высшим целям, быть источником и движущей силой нравственного совершенствования общества.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Проблему духовно- нравственного и гражданско – патриотического воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”.
Ключевые понятия темы:
Нравственность, по значению - набор нравов. Нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Духовность — это слово, происходящее от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Гражданственность В «Толковом словаре великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин, посадский» и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство». А «гражданственность» раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».
Патриотизм -общественное явление, которое состоит в том, что некоторые люди жертвуют —время, деньги, здоровье, иногда даже жизнь, — во имя нравственных, культурных и материальных ценностей отечества и соотечественников.
Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. «Безнравственный человек – значит бессовестный» Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. (К.Д.Ушинский)
Нужно понимать, что даже нравственная жизнь - не цель или заслуга, а средство для очищения души...
Авторская Программа «Духовно- нравственное и гражданско- патриотическое воспитание старших дошкольников» является комбинаторной. Она органично сочетает в себе имеющиеся идеи по духовному и гражданскому, нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Данная программа обеспечивает равные стартовые возможности детей по социально - личностному развитию.
Содержание программы поможет более полному освоению образовательных областей «Социализация» «Познание» как основных с интеграцией в них (Физической культуры. Оздоровления, Музыки, Чтения художественной литературы, Коммуникация, Труд, Художественное творчество) в связи с новыми Федеральными Государственными Требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания.
«Социализация»
Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат. socalis – общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни
«Познание»
Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).
«Коммуникация»
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
«Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира)
«Художественное творчество»
Содержание данной области Программы включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».
Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Авторская Программа:
- разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;
- отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;
- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста
- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Имеет цель: освоения детьми первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений.
Через решение следующих задач:
- Развитие у детей познавательных интересов,
-- Интеллектуальное развитие детей, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
– Развитие игровой деятельности детей;
– Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
– Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
– Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
В качестве адекватных возрасту форм работы можно назвать экспериментирование, беседы с детьми, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса
В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:
- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;
- поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);
Программа состоит из двух частей.
Первая часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастным под периодам дошкольного детства ( 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса:
-Тематическое планирование: по возрастам с учетом требований к основной общеобразовательной программы. И примерная циклограмма образовательной деятельности» - представляет собой технологию (систематизированную последовательность) работы педагогов по реализации Программы.
-Тематический план – региональный компонент «Мой город»
-Тематический - перспективный план активных форм работы с родителями.
-Проект – региональный компонент «Мой город»
«Планируемые результаты освоения Программы».
Вторая часть – Приложение.
Региональный компонент составляет 20%всей предлагаемой программы, знакомство с родным городом предстает в виде циклов бесед, экскурсий, встреч. Как итог работы составлен проект «Мой город» включивший в себя всю проведенную работу, в проект вовлекаются все сотрудники и специалисты дошкольного учреждения. Реализацию проекта можно приурочить к дню города, тематическим неделям «Мой дом, мой город».
80% содержания отведено блоку «Духовно- нравственное воспитание»в старшей группе и 80% блоку «Воспитание Гражданина» в подготовительной группе.
Основные задачи психолого-педагогической работы:
- развитие игровой деятельности;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование положительного отношения к себе;
- формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);
- формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
- формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);
- формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).
Специфика реализации данной области заключается в следующем:
- формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков);
- значительное место в реализации области занимают пятничные беседы в кругу, экскурсии, встречи с интересными людьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
- идеи
- ключевые понятия
- принципы концепции
- цель и задачи программы
- характеристика обучающихся, воспитанников
- время и основные этапы ее осуществления
Пояснительная записка.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков.
Программа «Все начинается с детства» базируется на Духовно- нравственном и гражданско – патриотическом воспитании старших дошкольников.( далее Программа)
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Воспитание детей без духовно – нравственной и гражданско- патриотической основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – воспитании его души.
Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования в 2009 году, на ежегодном слете работников образования, подчеркнул: “Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности”.
В характеристике «гражданских доблестей», которые В.И. Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда» прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно-нравственных объединяющих началах
Понятия «гражданин» и «гражданственность» были актуальны для России, так как они традиционно были наполнены революционно-демократическим содержанием (А.И. Герцен, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов). Мыслители России видели в гражданине человека, любящего свое Отечество, готового отдать жизнь в борьбе за Россию, счастье людей, борца против всех форм социальной несправедливости. В советский период ХХ века одной из важнейших целей государства было воспитание человека, борца, революционера, сознательного труженика. В решении этой задачи, в разработке теории и практики воспитания граждан участвовали многие известные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.
Американский исследователь Дж. Зевин, рассуждая о связи патриотизма и критического мышления, пришел к выводу, что гражданственность – это способность человека критически оценивать как ситуацию в обществе, так и решения правительства. Такой подход предполагает возможность для личности делать свой выбор, основанный на знании, образованности, просвещении. Ю.Н.Никифоров и А.Н. Скалина в работе «О понятии "гражданственность”» обращают внимание на коренное отличие западного и российского понимания данного слова. В нашем понимании акцент делается на духовно- нравственных объединяющих началах, в западном же контексте гражданственность трактуется как «просвещенный патриотизм» (Дж. Зевин), т.е. приоритет отдается знанию юридических, политических, моральных норм и их применению.
Одно из главных качеств, вершина проявления гражданственности – это внутренняя готовность человека служить высшим целям, быть источником и движущей силой нравственного совершенствования общества.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Проблему духовно- нравственного и гражданско – патриотического воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”.
Ключевые понятия темы:
Нравственность, по значению - набор нравов. Нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Духовность — это слово, происходящее от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Гражданственность В «Толковом словаре великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин, посадский» и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство». А «гражданственность» раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».
Патриотизм -общественное явление, которое состоит в том, что некоторые люди жертвуют —время, деньги, здоровье, иногда даже жизнь, — во имя нравственных, культурных и материальных ценностей отечества и соотечественников.
Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. «Безнравственный человек – значит бессовестный» Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. (К.Д.Ушинский)
Нужно понимать, что даже нравственная жизнь - не цель или заслуга, а средство для очищения души...
Авторская Программа «Духовно- нравственное и гражданско- патриотическое воспитание старших дошкольников» является комбинаторной. Она органично сочетает в себе имеющиеся идеи по духовному и гражданскому, нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Данная программа обеспечивает равные стартовые возможности детей по социально - личностному развитию.
Содержание программы поможет более полному освоению образовательных областей «Социализация» «Познание» как основных с интеграцией в них (Физической культуры. Оздоровления, Музыки, Чтения художественной литературы, Коммуникация, Труд, Художественное творчество) в связи с новыми Федеральными Государственными Требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания.
«Социализация»
Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат. socalis – общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни
«Познание»
Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).
«Коммуникация»
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
«Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира)
«Художественное творчество»
Содержание данной области Программы включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».
Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Авторская Программа:
- разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;
- отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;
- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста
- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Имеет цель: освоения детьми первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений.
Через решение следующих задач:
- Развитие у детей познавательных интересов,
-- Интеллектуальное развитие детей, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
– Развитие игровой деятельности детей;
– Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
– Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
– Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
В качестве адекватных возрасту форм работы можно назвать экспериментирование, беседы с детьми, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса
В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:
- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;
- поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);
Программа состоит из двух частей.
Первая часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастным под периодам дошкольного детства ( 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса:
-Тематическое планирование: по возрастам с учетом требований к основной общеобразовательной программы. И примерная циклограмма образовательной деятельности» - представляет собой технологию (систематизированную последовательность) работы педагогов по реализации Программы.
-Тематический план – региональный компонент «Мой город»
-Тематический - перспективный план активных форм работы с родителями.
-Проект – региональный компонент «Мой город»
«Планируемые результаты освоения Программы».
Вторая часть – Приложение.
Региональный компонент составляет 20%всей предлагаемой программы, знакомство с родным городом предстает в виде циклов бесед, экскурсий, встреч. Как итог работы составлен проект «Мой город» включивший в себя всю проведенную работу, в проект вовлекаются все сотрудники и специалисты дошкольного учреждения. Реализацию проекта можно приурочить к дню города, тематическим неделям «Мой дом, мой город».
80% содержания отведено блоку «Духовно- нравственное воспитание»в старшей группе и 80% блоку «Воспитание Гражданина» в подготовительной группе.
Основные задачи психолого-педагогической работы:
- развитие игровой деятельности;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование положительного отношения к себе;
- формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);
- формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
- формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);
- формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).
Специфика реализации данной области заключается в следующем:
- формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков);
- значительное место в реализации области занимают пятничные беседы в кругу, экскурсии, встречи с интересными людьми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"
Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...
Авторская методическая разработка "Musical English"("Музыкальный английский")
Авторская методическая разработка "Musical English"("Музыкальный английский") для детей дошкольного возраста....
Авторская методическая разработка по дефектологии для детей с недоразвитием интеллекта
В методической разработке использована здоровьесберегающая технология, с элементами пескотерапии...
Статья "ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к комплексному методическому планированию"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк комплексному методическому планированию по теме: «Взаимодействие и преемственность педагогов и специалистов ГБДОУ, при совместной разработке и подготовке досуговых меропри...
Пояснительная записка к авторской программе "Терем-теремок"
Ознакомление старших дошкольников с искусством деревянного зодчества...
Пояснительная записка к авторской интерактивной игре «Учим фрукты» для детей младшего дошкольного возраста.
Цель: формирование умений узнавать, называть и различать фрукты, классифицировать их по общему признаку....
Комплект программно-методических материалов по физическому развитию детей раннего возраста «Расти здоровым, Светлячок» Авторская методическая разработка (комбинаторного типа)
Физическому развитию принадлежит одно из ведущих мест в системе образовательной работы с детьми раннего возраста, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двига...