Проект "Напитай душу красотой"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Плоцких Лариса Львовна

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с изобразительным творчеством художников города Ельца

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_napitay_dushu_krasotoy.doc492 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБДОУ детский сад № 12

ПРОЕКТ

(Изобразительное творчество художников города Ельца)

Выполнила:

воспитатель  МБДОУ

детского сада№ 12

Плоцких Лариса Львовна

Елец — 2014 г.

Проект

«Напитай душу красотой»

(изобразительное творчество художников города Ельца)

Тип проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: три недели

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, сотрудники художественного отдела елецкого краеведческого музея, музея Н.Н. Жукова.

Актуальность: Город Елец является не только древнейшим городом с очень интересной историей и насыщенным событиями прошлым. Елец – это город с богатой культурой и искусством. С нашим городом связаны имена художников, писателей, композиторов, таких, как Т.Н. Хренников, И.А. Бунин, М.М. Пришвин. Вряд ли найдется человек, который никогда не сталкивался с произведениями этих талантливых земляков. Рисунки художников Н.Н. Жукова, В.Н.Мешкова известны людям разных стран, представлены в знаменитых картинных галереях. Однако в разговорах с детьми и их родителями стало ясно, что эта часть культурной жизни родного города пока что детям не знакома. Мало того, она мало знакома и родителям. А ведь эстетическое воспитание, понимание прекрасного, восприятие культуры своего края начинается с того, что детям близко, доступно для ознакомления и непосредственного восприятия. Дети старшего возраста уже имеют определенные представления об изобразительном искусстве, его жанровых особенностях. Но знакомство это опосредованное: через рассматривание иллюстраций и картинок, репродукций картин, беседы о творчестве художников и народных мастеров. Наступило время «приблизить» искусство к дошкольниками, предоставить им возможность более близко познакомиться с творческой жизнью родного города.

Цель: формирование интереса к культуре и искусству родного края, воспитание интереса к творчеству людей, прославивших своим творчеством город Елец, формирование эстетического отношения к окружающему.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о творческом наследии города Ельца;
  2. Обогатить, дополнить и систематизировать их представления об изобразительном искусстве, его видах, представленных в творчестве наших земляков;
  3. Формировать интерес к изобразительному искусству, умение понимать и эмоционально воспринимать художественные произведения;
  4. Формировать любознательность, наблюдательность и поисковую активность;
  5. Воспитание эстетического отношения к продуктам творчества, уважения к культуре родного города.

План реализации проекта

  1. НОД по ознакомлению с изобразительным искусством и рисованию «Дети на рисунках Н.Н. Жукова»;
  2. Организация экскурсии вместе с родителями в Дом-музей Н.Н. Жукова;
  3. Организация экспозиции репродукций рисунков Н.Н. Жукова «Дети»;
  4. Знакомство с книгой Н. Жукова «Вятка и Елец моего детства», Елец, 2009 г.
  5. Организация выставки детских рисунков на тему «Мы играем»;
  6. Организация экскурсии в художественный отдел елецкого краеведческого музея;
  7. Беседа по ознакомлению с изобразительным искусством – рассматривание репродукции картины В.М. Мешкова «Сирень».

Продукт детской деятельности: рисунки на тему: «Мы играем»

Презентация проекта: оформление папки-передвижки с фотографиями «Как мы в музей ходили».

ЭКСКУРСИЯ

детей старшей  группы

в дом-музей художника Н.Н. Жукова

Цель: вызвать интерес к творчеству художника Н.Н. Жукова, приобщать детей к музейной эстетике.

Задачи:

  1. Познакомить детей с творчеством народного художника СССР, Почетного гражданина Ельца Н.Н. Жукова.
  2. Учить детей рассматривать картины и плакаты художника, понимать их содержание и идейную направленность, воспитывать эмоциональный отклик от рассматривания рисунков с изображением детей.
  3. Закреплять знания детей о художественной графике, особенностях этого жанра изобразительного искусства.
  4. Активизировать словарь детей терминами, относящимися в изобразительному искусству.
  5. Вызвать у детей радость от встречи с произведениями художественного творчества, эстетическое переживание от их просмотра.
  6. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за творческие достижения нашего земляка.

Предварительная работа: беседа о творчестве Н.Н. Жукова, рассматривание открыток с рисунками художника, рисование портретов детей, сюжетных рисунков карандашами, акварелью.

Словарная работа: графика, художник-график, плакат.

Ход экскурсии:

I этап.

Перед началом экскурсии воспитатель проводит беседу о предстоящем посещении дома-музея Н.Н. Жукова.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в дом-музей знаменитого и очень талантливого художника, жившего много лет назад в нашем городе Николая Николаевича Жукова. Дом-музей – это не просто дом, это одновременно и выставка работ этого художника.

Давайте вспомним, как нужно вести себя в музее.

Дети: Нужно вести себя тихо, не разговаривать, внимательно слушать экскурсовода, не перебивать взрослых.

II этап.

В доме-музее. Воспитатель:

 - Дети, вот с вами пришли в дом-музей Николая Николаевича Жукова. Познакомит с экспонатами этого музея вас экскурсовод  Наталья Андреевна.

Экскурсовод проводит детей в мемориальную комнату музея:

 - Дети, здесь, в этом одноэтажном небольшом доме художник Николай Николаевич Жуков провел свои детские и юношеские годы. Мы сейчас с вами в мемориальной комнате музея. Здесь экспонируются вещи, когда-то принадлежащие семье Жуковых.

Дети рассматривают подлинные вещи, принадлежащие семье художника,  и слушают рассказ экскурсовода.  

Экскурсовод обращает внимание детей на большую красивую старинную коробку с красками.

- Способности к рисованию проявились очень рано у Николая Жукова. Отец, заметив его стремление к творчеству, привез для 8-летнего сына великолепный набор красок производства английской мануфактуры. Посмотрите, эти краски чуть тронуты, мальчик очень трепетно относился к ним, мечтая о том, что когда вырастет, напишет ими что-то необыкновенное.

Эти краски стоили по тем временам огромных денег, и в память о своих «красочных впечатлениях» художник всю жизнь хранил их у себя и никогда не пользовался. А много лет спустя эти краски дочь и сын художника принесли в дар музею и сейчас вы можете их рассмотреть.

Экскурсовод:

- Родители хотели, чтобы мальчик стал военным, но сам Николай мечтал стать художником, поэтому он уехал в другой город, поступил в художественное училище. Так определился творческий путь художника.

Николай Николаевич известен как выдающийся художник-график. Художник-график рисует иллюстрации к книгам, плакаты, грамоты, этикетки. А так же графические работы могут выступать и как самостоятельные  произведения искусства. Вот и Н.Н. Жуков на первых порах брался за любую работу: оформлял обложки к журналам, изготавливал рекламные плакаты, эскизы для упаковки товаров народного потребления. Для своих работ художник чаще всего использовал карандаши, иногда – акварель.

Вместе с экскурсоводом дети проходят в следующий зал. В экспозиции этого зала представлена серия работ художника времен Великой Отечественной войны («Утро в партизанском лесу», «Санитарка Маша» и др.).

Экскурсовод рассказывает детям:

- Посмотрите, ребята, здесь мы не видим на самом деле всех ужасов войны. Художник сумел в своих рисунках показать мужество и героизм народа не в момент подвига, а в обычных будничных фронтовых условиях.

Дети с интересом рассматривают рисунки художника.

Воспитатель задает вопросы:

- Кого мы видим на этих рисунках? (Солдатов, воинов, детей, санитаров).

- Про что рассказывает нам этот рисунок?

- Какие материалы использовал художник в этих работах?

- Какая цветовая гамма преобладает в его рисунках?

- Какое настроение вызывают его картины?

Экскурсовод приглашает ребят в следующий зал, посвященный теме детства.  В зале дети рассаживаются на удобные скамьи и слушают рассказ экскурсовода и рассматривают работы художника («Вырастем вместе», «Подружка», «Пять косичек под дождем», «Андрюша на даче» и много других рисунков).

Экскурсовод знакомит детей с красочными календарями, которые выпускаются каждый год дочерью художника и продолжают тему детства, представленную в экспозиции.

В заключении экскурсии дети смотрят небольшой отрывок фильма «В мастерской художника», посвященному тому, как Н.Н. Жуков создавал свои рисунки детей, подмечая сценки с балкона, делая наброски в парке, на улице, в автобусе.

Совместно с воспитателем дети оставляют запись о своем посещении музея в книге  отзывов.

Воспитатель:

 - Дети, понравилась вам экскурсия в дом-музей Н.Н. Жукова? Я хочу, чтобы ваше знакомство с его творчеством на этом не закончилось. Расскажите своим мамам и папам о том, что сегодня увидели, что вам понравилось и запомнилось больше всего.  И приходите сюда еще!

ЭКСКУРСИЯ

детей старшей группы в художественный отдел елецкого краеведческого музея

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРЕКРАСНОГО»

Цель: приобщать детей к изобразительному искусству через ознакомление с экспонатами художественного отдела елецкого краеведческого музея, воспитывать чуткость и восприимчивость к произведениям искусства.

 Задачи:

  1. Познакомить детей с картинной галереей филиала елецкого государственного музея, ее экспонатами – картинами зарубежных и русских художников.
  2. Учить детей рассматривать произведения искусства, концентрировать внимание на изображении, развивать умение увидеть и рассказать об увиденном.
  3. Учить видению художественного образа, средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция).
  4. Закреплять знания о жанрах живописи: портрет, пейзаж, натюрморт.
  5. Обогащать словарь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими, искусствоведческими терминами.
  6. Вызвать у детей радость от встречи с произведениями искусства, эстетическое переживание от их просмотра.

Предварительная работа: беседа о живописи и ее жанрах, художниках, рассматривание репродукций художников различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт), слушание стихов о жанрах, живописи рисование различными материалами (краски, гуашь, карандаш, уголь, восковые мелки).

Словарная работа: художественная галерея, экспонаты, парадный портрет, портретист (художник, рисующий портреты), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), жанровая сценка.

Ход экскурсии:

I этап.

Перед началом экскурсии воспитатель проводит беседу, настраивающую на посещение художественной галереи.

Воспитатель: Дети, сегодня я хочу предложить вам увлекательное путешествие в мир прекрасного. Мы с вами посетим музей. Но этот музей не простой. В нем хранятся старинные и ценные картины, скульптуры. Это  место называется художественная галерея. В выставочных залах художественной галереи проводятся выставки художников различных жанров живописи. Все, что хранится в  музее, называется экспонатами.  Экспонаты рассматривают, но не трогают руками. В картинной галерее  нас встретит экскурсовод, который нам расскажет о том, что мы там увидим.

Давайте вспомним, как нужно вести себя в общественном месте, музее.

Дети: Нужно вести себя тихо, не разговаривать, внимательно слушать, не перебивать взрослых.

II этап.

В художественной галерее. Воспитатель:

 - Дети, вот с вами пришли в художественный отдел нашего краеведческого музея. Здесь экспонируются живописные работы русских и западноевропейских мастеров XVIII-XIX вв., наших земляков, елецких художников, произведения прикладного искусства. Сопровождать нас в этой экскурсии будет экскурсовод  Светлана Михайловна.  Давайте поздороваемся и будем внимательно слушать ее рассказ.

Дети заходят в зал, где размещены картины зарубежных художников прошлых веков. Экскурсовод рассказывает детям о картинах, которые находятся в этом зале:

 - Ребята, посмотрите на эту группу картин. Что у них общего? (на всех этих картинах изображены люди). Вы, наверное, знаете, что картины, на которых изображены люди, которые специально позируют художнику, называются портретами. В этом зале портреты голландских и немецких живописцев (экскурсовод коротко рассказывает про некоторые картины, наиболее привлекательные и понятные для детского восприятия). Посмотрите, какие красивые наряды на дамах. Так одевались современники художников, а сейчас вы носите совсем другую одежду. А вот картины, изображающие жанровые сценки из жизни людей того времени. Как вы думаете, что произошло на этой картине? (Дети высказывают свои версии, после чего экскурсовод рассказывает о содержании полотен).

После рассказа экскурсовода воспитатель задает несколько вопросов детям.

Вопросы:

- К какому жанру живописи вы отнесете эту картину?

- Кто (что) нарисовано на этом полотне?

- Что использовал художник, чтобы нарисовать картину?

- Какие краски использованы? Изображение в теплых или холодных тонах?  Какое настроение вызывает у вас данная картина?

(Вопросов немного, чтобы отвлекать детей от увиденного и оставить наиболее яркими первые впечатления).

Дети проходят в зал русской живописи. В это зале собраны полотна русских художников, изображающие знаменитых людей, исторических деятелей, авторская копия знаменитой картины «Вдовушка» И.Н. Крамского,  морские пейзажи, среди которых небольшая картина Айвазовского, акварельные рисунки (в том числе и акварели Верещагина), портреты, выполненные карандашом, углем, сангиной, пастелью.

После краткого обзора экскурсовода воспитатель предлагает вопросы:

- Как называется картина, на которой изображен морской пейзаж?

- Чем нарисованы морские пейзажи? (Маслом, акварелью).

- Как называется художник, который рисует морские пейзажи? (Маринист).

- Какие портреты вы увидели в этом зале? (Мужские, женские, детские).

- Как называется портрет, на котором изображены люди в красивой, нарядной, праздничной одежде? (Парадный портрет).

Дети проходят в зал, разместивший картины наших земляков, елецких художников. Дети с интересом рассматривают большие по размеру картины В.М. Мешкова «Сирень», «Золотые шары». Экскурсовод коротко рассказывает детям о наших земляках-художниках.

Воспитатель объясняет детям, что некоторые картины (особенно больших размеров) лучше рассматривать, слегка отступив назад, издалека. Так кажущиеся вблизи широкие и разноцветные мазки при дальнем просмотре сливаются в целое изображение и дают выразительную объемную картину. Дети проверяют на опыте верность утверждения и делятся впечатлениями от увиденного.

В заключение экскурсии дети благодарят экскурсовода за интересный рассказ.

Чтобы усилить впечатление от посещения художественной галереи, дети вместе с воспитателем и экскурсоводом с разрешения администрации фотографируются на фоне музейных экспонатов.

В конце экскурсии воспитатель интересуется:

- Вам понравилась экскурсия в музей?

- Что вам запомнилось больше всего?

- О чем бы вы хотели рассказать своим мамам и папам?

- Сегодня мы посетили только три зала этого художественного отдела, вы хотели бы прийти сюда еще, чтобы увидеть все остальное? Ну, тогда скажем всем до свидания и до скорой встречи.

ОД по ознакомлению с изобразительным искусством и рисованию

«ДЕТИ НА РИСУНКАХ Н.Н. ЖУКОВА»

(старшая группа)

Цель:

Развивать у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия произведений искусства, воспитывать потребность узнавать о художниках родного края; закреплять знания о жанре графики.

Задачи:

  1. Познакомить детей с работами художника Н.Н.Жукова из цикла «Дети», рассказать о творчестве художника.
  2. Закреплять знания о жанре графики, его особенностях и материалах.
  3. Учить детей рассматривать графические работы  художника Н.Н.Жукова, рассуждать о том, что изображено на картинах, упражнять в составлении небольших описательных рассказов.
  4. Развивать связную речь, упражнять в ведении диалога.
  5. Упражнять в создании собственного рисунка на детскую тематику, на веянную впечатлениями от просмотра рисунков Н.Н.Жукова.

Форма проведения: интегрированная организованная деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Оборудование и материалы:  репродукции графических работ художника из цикла «Дети»,  фотографии художника, памятника художнику на улице Мира, книга «Давайте познакомимся», оформленная рисунками Н.Н.Жукова, бумага, грифельные карандаши или пастель, уголь на выбор.

Ход ОД:

Воспитатель задает детям вопросы:

- Дети,  а вы знаете, кто такой художник? (ответы детей)

- А каждый ли может стать художником? (предположения детей)

Педагог подводит детей к выводу, что научиться хорошо рисовать могут многие,  но лучше всего это получится у тех, кто обладает способностями к рисованию или талантом. Такого человека можно с уверенностью назвать художником.

- Назовите художников, которые вам известны (ответы детей).

- Какие предметы и материалы могут понадобиться художнику для его творчества? (дети выбирают нужные картинки на мольберте и объясняют свой выбор).

- Профессия художника — одна из наиболее древних профессий. Он создает портреты, пейзажи, натюрморты и другие виды живописных произведений, а также иллюстрирует книги, расписывает стены. 

- Как называются картины,  написанные красками (живопись).

- Как называются художники, которые рисуют красками на холсте? (живописцы).

- А к какому виду изобразительного искусства относятся картины, написанные цветными или простыми карандашами, мелками, тушью, углем, пастелью? (дети высказывают предположения).

В случае затруднения, воспитатель сам дает ответ:

- Дети, такой жанр изобразительного искусства называется «графика», а художники, работающие в этом жанре – художникам-графиками.

Об одном из таких художников я и хочу поговорить с вами. Многие из вас с мамами и папами гуляли по центральной улице нашего города и наверняка видели памятник, который изображает молодого кудрявого художника, который с увлечением рисует девочку, сидящую на скамейке.

Воспитатель демонстрирует фотографию с изображением памятника Н.Н.Жукову.

- Кто видел этот памятник? (дети делятся впечатлениями)

- Да, этот памятник посвящен нашему земляку, художнику, работы которого знают люди всего мира. Это Николай Николаевич Жуков.

(Повторить, как зовут художника).

- Николай Николаевич начал рисовать очень рано. Уже в 4 года (то есть когда он был еще меньше, чем вы) он проявил интерес к рисованию. Его отец подметил его любовь к рисованию, и когда мальчику исполнилось 8 лет, он подарил ему первые краски, которые были в то время очень дорогие и выдавались ему по праздникам. Николай Николаевич закончил школу и решил заняться тем, что ему интересно, то есть стать художником. Он закончил Саратовский художественно промышленный техникум, отслужил в армии, поселился в городе Москве и там уже нарисовал многие работы: рисунки, портреты людей сены из жизни. Когда началась война, Н.Н.Жуков ушел на фронт, практически в самые первые дни. Но даже в дни сражений он находил время для своего любимого дела, рисовал плакаты, листовки, которые помогали бойцам в трудные годы войны, поддерживали их мужество и боевой дух. Но часто он просто делал зарисовки фронтовых буден, рисовал простых людей, воинов.

В другой раз мы поговорим об этих работах художника, а сейчас я приглашаю вас на выставку работ Николая Николаевича Жукова.
Дети проходят экспозиции, на которой находятся работы художника из цикла «Дети».

- Ребята, посмотрите, кто изображен на всех этих рисунках?

- Дети.

- Давайте рассмотрим повнимательнее некоторые из рисунков художника.

Воспитатель обращает внимание детей на рисунок «Дай дорогу!», спрашивает:

- Какое здесь время года?

- Кто изображен на рисунке? (рассказы детей)

- Что делают девочки? (Едут с горы, с уклона на саночках)

- Как вы думаете, что они кричат? (предположения детей)

- А вот художник решил, что они кричат «Дай дорогу!», поэтому он так и назвал свою картину. А кому они кричат? (ответы)

- А как бы вы назвали этот рисунок? (Дети придумывают название).

- Послушайте стихотворение, которое как раз написано для этого рисунка:

Наши сани катят лихо,

Мы не любим ездить тихо,

Эй, не стойте на дороге,

А не то отдавим ноги!

- Хотели бы вы оказаться в сюжете, изображенном на этой картине? Что бы вы хотели делать, окажись вы там? (ответы)

Воспитатель демонстрирует рисунок художника «Сказки Пушкина».

- Дети, а этому рисунку художник дал название «Сказки Пушкина». А кто изображен на этом рисунке? (ответы детей)

- Почему же рисунок называется именно так?

- А кто девочкам читает сказку? (предположения детей)

- Какие лица у девочек на этом рисунке? Какие эмоции они испытывают от слушания сказки? Как они слушают? А вам какая сказка А.С.Пушкина нравится?

- Как вы думаете, какой материал использовал художник, чтобы нарисовать этот рисунок?

Детям предлагается для рассматривания другой рисунок.

- Как вы думаете, где находятся дети, нарисованные художником Н.Н.Жуковым? (ответы детей).

- А как вы догадались, что это детский сад?

- Да, правильно, работа художника так и называется «В детском саду в Праге». Прага – это столица другой страны, Чехии, и там тоже есть детские сады, куда ходят дети.

- Что делают дети на рисунке?

- Как вы думаете, а на кого они смотрят?

- Подумайте, а что делает воспитатель, которого на рисунке не видно?

- А что собираются делать дети? Как вы догадались?

- Как выдумаете, детям интересно то, за чем они наблюдают? Почему?

У Николая Николаевича Жукова еще очень много картин, посвященных детям. Он очень любил рисовать детские портреты, часто он выходил на улицу, тихонько садился на скамеечку, будто бы отдыхая, но сам в это время наблюдал за играющей детворой, подмечал смешные сценки из жизни ребят,  запоминал, а, приходя в мастерскую, переносил сюжеты на бумагу.

Вот например, один из рисунков, изображает маленькую девочку.

- Как выдумаете, какое настроение у девочки на рисунке?

- Почему художник нарисовал ее именно в такой позе?  (предположения детей).

- Дети, наверное, девочка на кого-то обижена, расстроена, она отвернулась от всех, не желает разговаривать. Но что-то заинтересовало малышку, она уже забыла про обиду и исподтишка потихоньку наблюдает за детьми или взрослыми.

- А вы часто обижаетесь на своих друзей?

- Когда вы обижаетесь? А как вы поступаете, когда обижены? Но вы же не все время обижаетесь, проходит время, и обида забывается. Если вы кого-то обидели, что надо сделать? (извиниться, попросить прощения) 

- А если обидели вас и просят прощения, как вы поступите? (ответы детей)

- Правильно, надо побыстрее попросить прощения или простить самому, чтобы долго не обижаться.

Вот и художник Н.Н. Жуков назвал свою картину «Обида проходит»

У Катеньки быстро

Проходит обида,

Она обижается

Только для вида.

Дети рассматривают другие рисунки художника, воспитатель сообщает названия «Балерина», «Растем вместе», «Все сама», «Радостный день» и т.д.

Дети, а теперь я вас приглашаю в нашу мастерскую. Вы сегодня увидели много интересных рисунков, созданных рукой художника Н.Н.Жукова. Мы с вами, конечно, еще не художники, но уже что-то умеем. У вас, наверняка, сохранились какие-то впечатления об играх, занятиях, все то, чем вы хотели бы поделиться со своими друзьями, как поделился с нами художник Жуков.  

Выбор материалов для рисования у нас сегодня не велик, есть грифельные карандаши, пастель, уголь. Выберите себе то, чем вам хочется сегодня рисовать, и рисуйте.

Дети создают рисунки на тему «Мы играем».

Рисунки выставляются на мольберте, дополняя таким образом работы художника.

Анализ детских работ:

Воспитатель с детьми проводит небольшое обсуждение детских работ и предлагает им оформить небольшую выставку, для того, чтобы их рисунки увидели и другие дети, а так же родители.

БЕСЕДА

по ознакомлению с изобразительным искусством – рассматривание репродукции картины В.М. Мешкова «Сирень».

(старшая группа)

Цель:

Закреплять у детей представления о пейзажной живописи, учить рассматривать картину, составлять ее краткое описание. Продолжать знакомство с художниками родного края.

Задачи:

  1. Познакомить детей с репродукцией картины художника В.Н.Мешкова «Сирень».
  2. Закреплять представления детей о  жанре живописи.
  3. Формировать  представления о назначении изобразительного искусства в жизни человека: воздействует на мысли и чувства зрителей, воспитывает понимание прекрасного, служит украшением, является предметом коллекционирования.
  4. Развивать у детей чувство цвета, умение воспринимать цветосочетание картины.
  5. Развивать диалогическую и монологическую речь.
  6. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ, представленный на картине.

Форма проведения: беседа.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Оборудование и материалы:  репродукция картины художника В.Н.Мешкова «Сирень»,  фотопортрет художника.

Содержание:

Воспитатель загадывает загадку: 

Если видишь – на картине

Нарисована река, 

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш –

Обязательно картина 

Называется… ПЕЙЗАЖ! 

Какую же картину мы можем назвать пейзажем? (ответы детей – на которой может быть изображены лес, речка…) Ребята, художники, которые рисуют пейзажи, называются пейзажистами. Если вы в городе, на берегу реки, в парке увидели человека с раскрытым этюдником (так называют ящичек, где хранятся все необходимые художнику принадлежности), у вас есть счастливая возможность увидеть, как рождается пейзаж. Подойдите, посмотрите – только не мешайте художнику вопросами и замечаниями.

А скажите, дети, чем рисуют художники? Да, кистью и красками. Но краски бывают не только акварельные, но и масляные.

А сейчас я хочу предложить вам рассмотреть картину под названием «Сирень». Эту картину, написал наш земляк, художник-живописец Василий Никитич Мешков.

(Воспитатель обращает внимание детей на портрет художника).

Василий Никитич Мешков родился в городе Ельце,  в семье рабочего-булочника. У него было тяжелое детство, он рано остался сиротой. Мальчику с детских лет приходилось зарабатывать самому себе на хлеб, рисуя иконы в Задонском монастыре. Но это не отбило у него желания рисовать, он выучился в Московском училище живописи, а затем и сам стал преподавать, обучая молодых художников искусству.

Василий Никитич Мешков писал портреты, жанровые (сюжетные) картины, пейзажи. Произведения Василия Мешкова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее в городе Москве, а также в Елецком и Липецком краеведческих музеях.

А теперь давайте обратим внимание на картину.

- Что мы видим на ней? (ответы детей)

- Какое время года изображено на картине?

- Почему вы так думаете?

Воспитатель: Сирень – это, наверное, один из излюбленных сюжетов для всех художников, рисующих цветы. Но художник В.Н. Мешков нарисовал не букет сирени в вазе, какие часто мы встречали на картинах, а сам куст сирени, растущий, быть может, во дворе дома, где жил художник.

- Расскажите, у кого дома есть кусты сирени? А у нас в саду есть сирень? Какого она цвета?

- А в каком весеннем месяце цветет сирень?

- Какого цвета встречаются цветы сирени?

- С чем можно сравнить цветы?  (со звездочками)

Воспитатель: Да, это вы знаете, но на картине мы почти не видим самих цветов по отдельности, потому что  Василий Никитич их нарисовал крупными мазками. Ведь мелкие цветочки сирени не растут по-одному,  а свисают с ветки гроздьями. Но рассматривая картину, у нас создается впечатление, что мы видим не только крупные грозди, но и мелкие цветочки. Так мастерски художник нарисовал куст сирени.

- Какие краски в основном  использовал художник?

- Кто изображен на картине? Что делает девочка? Авылюбите запах сирени?

- А какие чувства у вас вызывает эта картина? Почему? Вы ждете, когда наступит весна и зацветет сирень?

Тихо звучит фрагмент А.Вивальди «Весна».

Давайте представим себе, что ранним майским утром вы выбежали в сад, наполненный ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустами, переступаем друг за другом по узкой протоптанной тропинке, траве, еще влажной  от ночной росы, отводим в стороны тяжелые густые ветки… Вот одна из них качнулась – и целый ливень обрушивается на нас… Давайте подставим ладошки под эти капли. Нам очень  весело от этой шутки. Но вот последняя преграда, и вот мы в самом сердце сиреневого сада! Давайте вдохнем всей грудью аромат сирени и закружимся в восторге! 

Воспитатель читает стихотворение.

Сирень. 

(Р.Рождественский)

Прогремела гроза, прошумела, затухая, грохочет вдали.

Золотые лучи словно стрелы, сквозь клокастые тучи прошли. . .

Воздух полон прохлады и тени, встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе по откосу бежать наугад, —

Окунуться в душистое море, захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь — дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь,

В легкой капельке, свежей и чистой, отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой торжествующе пахнет сирень.

В заключение беседу воспитатель систематизирует ответы детей:

- Да, ребята, вы все правильно рассказали. У меня тоже картина художника В.Н. Мешкова вызывает очень теплые чувства, я ведь, признаться, очень люблю весну, то время, когда в природе все зацветает, сирень, черемуха, яблони и груши все осыпаны цветами, а воздух наполняется чудесным ароматом. Чтобы передать красоту этой поры художник использовал большое количество нежно-сиреневого, почти розового цвета, который символизирует чистоту природы. Также на картине много зеленой краски, что создает бодрое, приподнятое настроение. Хочется быстрее пойти погулять и полюбоваться природой. Эта чудесная сирень напоминает нам о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу – это Василий Никитич Мешков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ИЗО в старшей группе «НАПИТАЕМ ДУШУ КРАСОТОЙ»

Данное занятие разработанно с целью познакомить детей с народно-прикладным искуством Кубани, закрепить навыки рисования кубанских узоров...

«Напитаем душу красотой»

Непосредственно образовательная деятельность ставит целью познакомить детей с народно - прикладным искусством - вышивкой. Воспитывать эстетическое отношение детей к предметам....

«НАПОЛНИТЬ ДУШИ КРАСОТОЙ…»

В окружающем  нас мире  так много прекрасных произведений искусства, которыми восхищается весь мир. Мы здесь, на Крайнем севере, лишены возможности посещать выставки великих художников...

Проект "Напитайте Душу Красотой и Любовью"

Тип проекта: краткосрочный, творческий, групповой, в рамках МБДОУ....

Конспект занятия "Прикоснись ко мне добротой, и болезни смоет волной, и печаль обойдет стороной, озарится душа красотой"

Если добрый ты - это хорошо!Цель: Развитие коммуникативных навыков общенияОформление:-семь «деревьев» - с названиями конкурсов.-карточки со словами, однокоренными слову «добро»;-карточки с пословицами...

Организация образовательной деятельности по проекту «Напитаем душу красотой. Творчество А.С.Пушкина»

Данный материал предназначен для работы педагогов старших групп ДОУ, использующих технологию проектной деятельности. Проект интересен и актуален тем, что позволяет:- индивидуализировать условия обучен...

Призовые места в конкурсе "Материнской души красота"

Участие детей в конкурсе "Материнской души красота"...