конспект НОД "Русская изба"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Используя информационно-коммуникационную, здоровьесберегающую технологию, интерактивный метод дети знакомились с бытом и устройством русской избы Омского Прииртышья, традициями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_russkaya_izba.docx | 65.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Розовский» Омского муниципального района
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Русская изба»
2015г.
Цель: изучать жизнь и быт русского народа, сибиряков, их традиции.
Задачи: познакомить с традициями внутреннего устройства и убранства русской избы, предметами быта и их назначением; активизировать познавательную деятельность с использованием информационных технологий и интерактивных методов; расширять и активизировать словарный запас по теме, обогащать новыми словами «сруб», «горница»; повторить пословицы об избе, русской печи. Вести работу по этимологии устаревших слов, учиться точно объяснять название предмета быта, опираясь на его назначение. Упражнять в составлении предложений с употреблением предлогов. Поддерживать интерес к русским народным играм. Развивать умение раскладывать предметы на множества в соответствии с заданным свойством. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа, в частности своего края. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.
Словарь: «рубить избу», сруб, «красный угол», рушник, лежанка, чугунок, ухват, кочерга, хлебная лопата, прялка, самовар, горшок, коромысло, угольный утюг, горница.
Оборудование: видеописьмо, ноутбук, презентация «Русская изба», мини- предметы быта для создания макета, мини-музей в группе «Русская изба» с предметами быта: печка, ухват, кочерга, хлебная лопата, рушник, самовар, картинки с изображением предметов домашней утвари, 2 обруча.
Ход деятельности:
- Создание мотивации – видеописьмо.
-Ребята, нам сегодня в детский сад пришло видеописьмо. Хотите посмотреть, кто нам прислал?
(включаем видеописьмо)
«Здравствуйте, ребята из России! Мы живем в Америке, но очень хотим узнать о прошлом вашей России, как жили ваши люди раньше, как выглядели их дома, какие существовали традиции, но у нас не получается к вам приехать, потому что живете вы очень далеко.»
- Обсуждение проблемы.
-Что хотят узнать о нашей стране дети из Америки?
-Хотите ли вы им помочь?
-Как мы можем им помочь?
(можем рассказать об этом и отправить тоже видеописьмо, можно нарисовать, сделать аппликацию дома (макет)
-А вы знаете о том, как жили раньше ваши прабабушки и прадедушки, как выглядел их дом?
-Где можно узнать об этом?
-А есть ли у нас в группе эта информация, которая может рассказать о прошлом нашей Родины? (русские народные сказки в уголке чтения и наш музей в группе)
3. Беседа с опорой на иллюстрации сказок.
-Из чего строили раньше дома на Руси? Почему?
-Какого сказочного героя это дом? (Б.Яги)
-Как назывался её дом? (изба, избушка)
-В старину говорили «не строить», а «рубить» избу. Как вы думаете, почему? (потому что строили без гвоздей и молотка, только топором)
4. Совместная деятельность с использованием видеопрезентации.
А) Внешний вид избы в одном из поселков Омского Прииртышья.
-За помощью мы обратимся к нашему компьютеру.
Вот так выглядела изба людей нашего Омского Прииртышья. Изба имела еще название – «сруб».
-Расскажите, как раньше строили дома?
Строили дома друг другу всей деревней, делали топорами углубления в бревнах и плотно их укладывали друг на друга, утепляли стены мхом, крышу накрывали соломой, окошки делали небольшими, чтобы в избе было теплее.
В такой работе пословица родилась «Не взявшись за топор – избы не построишь.»
-Какие вы знаете пословицы об избе?
- Домом жить – обо всем тужить.
- Дом вести –не лапти плести.
- Изба красна углами, обед-пирогами.
- Не для лета изба рубится-для зимы.
-Дом состоял из одной большой комнаты, которая называлась «горница».
Б) Физминутка «Строим дом».
-Ребята, покажите, как строят дом.
Получили мы подарки
Кирпичи, бруски и арки .
Строи мы красивый дом.
Строим быстро,
Строим скоро,
Без цемента, без раствора.
Дом растет, все выше, выше
Есть карниз, труба и крыша.
В) Почетное место в избе – «красный угол».
-У наших прабабушек и прадедушек существовали традиции по внутреннему устройству и убранству избы. Каждый предмет в избе имел свое определенное место и назначение.
-В избе есть несколько замечательных мест.
-Как называлось самое почетное место в избе?
Где оно находилось? Как выглядело?
(Самое почетное место в избе называлось «красный угол». Название «красный» обозначало светлый, красивый. Оно располагалось в противоположном правом углу от дверей. В этом месте помещались иконы. Его держали в чистоте и нарядно украшали вышитыми полотенцами)
-Как называли такие полотенца? (рушник)
Все важные события в семье отмечали в красном углу. Какие?
-Что стояло возле красного угла?
Возле «красного угла» стоял длинный стол и лавки. Лавки были широкие и длинные. Как вы думаете, почему? (днем на них сидели во время работы и еды, а ночью использовали для сна)
Г) «Государыня-печь»
-Про второе место загадаю загадку:
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало-не пропало,
Ржаным хлебом стало. (печка)
-С печкой связана вся жизнь и быт русских людей. В старину про печь говорили «Государыня-печь, печь - нам мать родная» и чаще находилась она слева от дверей. Как вы думаете, почему у человека было особое отношение к печке? (использовали для приготовления пищи, обогревали избу, пекли хлеб, сушили на печке одежду, грибы, ягоды, рыбу, спали на печке)
-Складывали печку из кирпича и обмазывали глиной, клал печь печник.
На печке было тепло, поэтому что делали на ней? (Делали специальную лежанку. На ней спали старики и дети.)
-Знаете ли вы пословицы о печке?
- Мала печка, да тепленька.
- У холодной печи не согреешься.
- Что есть в печи, всё на стол мечи.
- Гости на печь глядят, видно каши хотят.
-Что за предметы стоят у печки? ( кочерга, ухват, хлебная лопата, чугунок)
-Кто знает, для чего их использовали?
Почему их так назвали? ( объясняют их назначение)
-Все необходимые предметы для быта люди делали своими руками или покупали на ярмарке.
Д) Русская народная игра «Горшки»
-Русские люди много трудились, а как проводили свободное время?
Поиграем в русскую народную игру «Горшки».
(участники «горшки» и «хозяева», стоят по кругу)
Игровой диалог: Кум (кума), не продашь ли горшок?
(хозяин может отказать): «На продажу не держу»
Тогда водящий («покупатель») идет к другой паре.
( если соглашается): «Купи, что дашь?»
Покупатель: «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце»
Хозяин: «По рукам!» (бегут в разные стороны)
Кто первым добежит, положит руки на плечи «горшку», тот становится «хозяином».
5.Посещение мини-музея. Загадки о предметах-помощниках.
-Отгадайте, какие в нашем музее есть еще предметы быта, для чего использовала их хозяйка?
Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка) (на прялке из шерсти пряли пряжу, затем детям вязали теплые носочки, варежки)
Стоит толстячок, подбоченивши бочок
Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).
-Самовар был символом дружной семьи, уюта, гостеприимства . Каждого гостя обязательно сажали за стол, угощали чаем из самовара с калачами и пирогами.
6. Знакомство с домашней утварью.
-Мебель в избе была самая простая, деревянная, самодельная. Кроме стола и лавок и полок, что еще стояло в избе? (большой сундук)
Он стоял за печкой в хозяйском углу. Что хранили в сундуках? ( одежду, холсты и домашнюю утварь)
-Что такое домашняя утварь? ( кухонная и столовая посуда, приспособления для хранения и переноски вещей и продуктов питания.)
-А еще у хозяйки за печкой был угол, где она хранила посуду на полках.
Помогите «хозяйке» разложить посуду по полкам.
Игра с обручами «Разложи посуду»
- На «синей полке» - стоит деревянная посуда
- на «красной» - имеющая круглые части
(проверка работы)
6) Практическая деятельность. Изготовление макета «Русская изба»
- Вы предлагали еще сделать избу. Изба уже построена, осталось обустроить ее так, как это выглядело у наших прабабушек и и прадедушек и отправить фотографию нашей работы в подарок американским друзьям. Они смогут увидеть все своими глазами.
(используя мини-предметы быта, обустраиваем макет: печка, стол, скатерть, скамейки, сундук, самовар, предметы посуды, картинка с изображением иконы, рушник, прялка, зыбка, кукла-пеленашка, половик самотканный, хозяйка, корыто, ухват, метла, хлебная лопата, чугунок)
(для куколки-пеленашки ребенок исполняет колыбельную песенку из фольклора Омского Прииртышья: «Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки….»)
-Вот такая она русская изба.
Похлебкой, кашей, пирогами
Красна ты, русская изба,
Да тканными половиками
Гостей встречаешь ты всегда.
7) Рефлексия.
-Кому мы сегодня помогали?
- Все ли у нас получилось?
- Что для вас было больше всего интересным?
- В чем испытывали трудности?
- Вы были сегодня интересными собеседниками, хорошими помощниками.
Теперь мы сможем отправить посылку с видеосъемкой и макетом русской избы детям в Америку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
конспект "Русская изба"
конспект...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"
Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....
конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба
конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...
Конспект "Русская изба" для старших дошкольников (нравственно-патриотическое воспитание)
Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее состояние человека, его жизненная позиция, которая позволя...
Конспект "Поморская изба"
Занятие для детей таршей группы (познаваелное развитиие)...