«Инновационный подход к реализации регионального компонента вариативной части основной образовательной программы ДОУ»
статья на тему
В настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде русских национальных культурных традиций. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты родился и живёшь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационный подход к реализации регионального компонента вариативной части основной образовательной программы ДОУ»
Авторы статьи:
И.А.Охрименко – воспитатель МАДОУ ЦРР Д/С № 23 «Родничок» г. Туапсе
М.В.Кожурина – музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР Д/С №23 «Родничок» г. Туапсе
В настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде русских национальных культурных традиций. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты родился и живёшь.
Приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности - интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно - патриотических позиций, т. е. в конечном итоге, определяет меру его общего развития.
В Федеральном законе от 29.12.2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации определены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства… К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится «… разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных, социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации…». Отмечается значимость инновационной деятельности, которая «…ориентирована на совершенствование научно - педагогического, учебно - методического, организационного…материально - технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ …».
В «Национальной доктрине образования в РФ» также говорится, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций, сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации».
17 октября 2013 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Этот документ на федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, ее цели, содержание образования и рекомендации по организации воспитательно - образовательного процесса.
В соответствии с данными требованиями образовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса. Содержание обязательной части определяется примерной программой, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Остальные 40% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в которой отражается специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, т.е. содержание этой части коллектив дошкольного учреждения должен адаптировать к условиям своего детского сада.
Таким образом, в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения появляется часть, отвечающая за реализацию регионального компонента. Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия принципам:
- принципу развивающего образования (целью является развитие ребенка);
- принципу необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближенном к разумному «минимуму»);
- принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и спецификой.
В соответствии с данным принципом построения образовательного процесса Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предлагает для мотивации образовательной деятельности использовать не набор отдельных игровых приёмов, а способствовать усвоению образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.
Решение программных образовательных задач рекомендуется осуществлять в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на взаимодействие с родителями: родители являются активными участниками реализации программы, создания условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте.
Исходя из вышесказанного, предлагается рассмотреть инновационный подход к реализации регионального компонента как вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования.
В педагогической науке понятие «региональный компонент в образовании» определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления воспитательно - образовательного процесса. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Веками народ приобретал опыт, собственный уклад жизни, традиции. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Г.Н.Волкова, приобщение к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
В качестве средств развития межнациональной культуры можно рассматривать народные праздники, народные игры, фольклор.
При составлении программы обязательно учитывается и прописывается базовая программа, содержание и средства обучения (праздник, развлечение, беседа и т.д.) и цель непосредственно-организованной или совместной деятельности с детьми.
Тема | Цель | Содержание | Базовая программа | Средства обучения | Национально-региональный компонент |
Рассмотрим как пример интеграцию проводимых в детском саду мероприятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с включением регионального компонента.
Тема | Национально-региональный компонент |
1. Россия на карте мира. Российская символика: герб, флаг, гимн. | 1. Краснодарский край на карте России. Символика Краснодарского края, герб г. Туапсе |
2. Моя родословная. | 2. Почему наш город так называется? |
3. История в архитектурных памятниках. | 3. Достопримечательности города Туапсе, исторические места города воинской Славы. |
4. Народы России. | 4. Народы, населяющие Краснодарский край. Кубанское казачество. Традиции адыгов. |
5. История вещей (роспись посуды: хохлома, гжель и т.д.) | 5. История вещей. Кубанская изба. Атамань. |
6. Одежда русских князей. | 6. Самобытность казачьих костюмов. |
7. Природа и растительность России. | 7. Живописность и разнообразие природы, растительности Кубани, черноморского города Туапсе. |
8. Фольклор на Руси (песни, заклички, игры) | 8. Фольклор на Кубани. Казачество. Национальные адыгейские танцы. |
9.Праздники. | 9. Праздники. Весенне - летний цикл: Масленица. Пасха. Троица. Праздник Ивана Купалы. Яблочный спас. Осенне - зимний цикл: Сбор урожая. Новый год. Рождество. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/04/picture-650232-1459740094.jpg)
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Представляю Вашему вниманию описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть Основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Х...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945711-1504979375.jpg)
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945711-1504979375.jpg)
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-965999-1634022853.jpg)
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-621744-1477307006.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/18/picture-1014323-1526631206.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»
В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...