«Инновационный подход к реализации регионального компонента вариативной части основной образовательной программы ДОУ»
статья на тему
В настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде русских национальных культурных традиций. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты родился и живёшь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsion._region._komp._iramarina.doc | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационный подход к реализации регионального компонента вариативной части основной образовательной программы ДОУ»
Авторы статьи:
И.А.Охрименко – воспитатель МАДОУ ЦРР Д/С № 23 «Родничок» г. Туапсе
М.В.Кожурина – музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР Д/С №23 «Родничок» г. Туапсе
В настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде русских национальных культурных традиций. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты родился и живёшь.
Приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности - интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно - патриотических позиций, т. е. в конечном итоге, определяет меру его общего развития.
В Федеральном законе от 29.12.2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации определены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства… К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится «… разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных, социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации…». Отмечается значимость инновационной деятельности, которая «…ориентирована на совершенствование научно - педагогического, учебно - методического, организационного…материально - технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ …».
В «Национальной доктрине образования в РФ» также говорится, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций, сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации».
17 октября 2013 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Этот документ на федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, ее цели, содержание образования и рекомендации по организации воспитательно - образовательного процесса.
В соответствии с данными требованиями образовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса. Содержание обязательной части определяется примерной программой, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Остальные 40% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в которой отражается специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, т.е. содержание этой части коллектив дошкольного учреждения должен адаптировать к условиям своего детского сада.
Таким образом, в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения появляется часть, отвечающая за реализацию регионального компонента. Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия принципам:
- принципу развивающего образования (целью является развитие ребенка);
- принципу необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближенном к разумному «минимуму»);
- принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и спецификой.
В соответствии с данным принципом построения образовательного процесса Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предлагает для мотивации образовательной деятельности использовать не набор отдельных игровых приёмов, а способствовать усвоению образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.
Решение программных образовательных задач рекомендуется осуществлять в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на взаимодействие с родителями: родители являются активными участниками реализации программы, создания условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте.
Исходя из вышесказанного, предлагается рассмотреть инновационный подход к реализации регионального компонента как вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования.
В педагогической науке понятие «региональный компонент в образовании» определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления воспитательно - образовательного процесса. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Веками народ приобретал опыт, собственный уклад жизни, традиции. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Г.Н.Волкова, приобщение к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
В качестве средств развития межнациональной культуры можно рассматривать народные праздники, народные игры, фольклор.
При составлении программы обязательно учитывается и прописывается базовая программа, содержание и средства обучения (праздник, развлечение, беседа и т.д.) и цель непосредственно-организованной или совместной деятельности с детьми.
Тема | Цель | Содержание | Базовая программа | Средства обучения | Национально-региональный компонент |
Рассмотрим как пример интеграцию проводимых в детском саду мероприятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с включением регионального компонента.
Тема | Национально-региональный компонент |
1. Россия на карте мира. Российская символика: герб, флаг, гимн. | 1. Краснодарский край на карте России. Символика Краснодарского края, герб г. Туапсе |
2. Моя родословная. | 2. Почему наш город так называется? |
3. История в архитектурных памятниках. | 3. Достопримечательности города Туапсе, исторические места города воинской Славы. |
4. Народы России. | 4. Народы, населяющие Краснодарский край. Кубанское казачество. Традиции адыгов. |
5. История вещей (роспись посуды: хохлома, гжель и т.д.) | 5. История вещей. Кубанская изба. Атамань. |
6. Одежда русских князей. | 6. Самобытность казачьих костюмов. |
7. Природа и растительность России. | 7. Живописность и разнообразие природы, растительности Кубани, черноморского города Туапсе. |
8. Фольклор на Руси (песни, заклички, игры) | 8. Фольклор на Кубани. Казачество. Национальные адыгейские танцы. |
9.Праздники. | 9. Праздники. Весенне - летний цикл: Масленица. Пасха. Троица. Праздник Ивана Купалы. Яблочный спас. Осенне - зимний цикл: Сбор урожая. Новый год. Рождество. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Представляю Вашему вниманию описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть Основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Х...
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»
В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...