Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
рабочая программа (средняя группа) на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_v_gostyah_u_skazki.docx | 89.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
«Согласовано» Старший воспитатель НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка» _____________ А.А.Шумейко | Приложение 1-Д к дополнительной образовательной программе на 2017-2018 учебный год «Утверждаю» Заведующий НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка» _________ О.А. Усольцева |
| |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
по реализации вариативной части
основной образовательной программы
дошкольного образования
"В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Ошхарели Ольга Николаевна
воспитатель
п. Салым, 2017
Оглавление
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………..4
1.3.Характеристика возрастных особенностей развития детей……………………………………6
II.Содержательный раздел
2.1. Учебно – тематический план. ……………………………………………………………………………6.
2.2.Календарно - тематический план..……………………………………………………………………….10
III.Организационный раздел
3.1Продолжительность платной образовательной услуги, количество часов в неделю, месяц, год. Методы и приёмы. Материально-техническое оснащение образовательного процесса…………………19
3.2.Мониторинг……………………………………………………………………………………....19
3.3.Список средств обучения………………………………………………………………………..20
3.4.Список литературы……………………………………………………………………………....20
Приложение 1………………………………………………………………………………………...22
1.1.Пояснительная записка
В формировании духовно развитой личности, в усовершенствовании человеческих чувств, в понимании явлений жизни и природы грандиозную роль играет – искусство. Знакомство с искусством формирует свой эстетический идеал, помогает соотносить культуру разных эпох и народностей, а также совершенствует эстетический вкус.
В условиях ДОУ наиболее эффективным является введение ребёнка в мир искусства через театральную деятельность, базирующуюся на игре. А игра. как мы знаем, является ведущей деятельностью для ребёнка на данном этапе. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Участвуя в театрализованных занятиях, ребёнок знакомится с окружающим миром через
образы, звуки, краски. Театрально – игровая деятельность способствует нравственно –эстетическому воспитанию детей, развивает интерес к литературе, увеличивает словарный запас, разговорную речь, обогащает детей новыми знаниями, умениями, впечатлениями. Театральная деятельность помогает развивать у ребёнка способность ставить себя на место другого, тем самым радуясь и тревожась вместе с ним. С переходом в школу, ребёнок сталкивается трудностями - эмоциональной адаптацией. Театральная же игра эмоционально раскрепощает ребёнка, снимается его «зажатость». Для нашего общества необходим человек, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Главным направлением программы «В гостях у сказки» является художественное, нравственное и эстетическое развитие детей посредством театральной игры.
Актуальность
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизация и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Новизна
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Гипотеза
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Структура программы
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Организация театральной деятельности в средней группе детского сада.
Занятия проводятся один раза в неделю.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
1.2.Цель и задачи программы, обобщенные требования
к уровню развития воспитанников (планируемые результаты).
Цель программы:
Цель программы – развитие творческих возможностей, творческой самостоятельности, эстетического вкуса,
воспитание любви к театру и театральной деятельности, формирование у детей коммуникативных умений через
театрализованную деятельность.
Задачи программы:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2.Воспитывать у детей миролюбие, доброжелательное поведение, создавать благоприятные условия для развития
эмоционально-волевой сферы.
3.Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный и т.д.)
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их
исполнительские умения.
5. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения
сказочных животных.
6.Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
7. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую
речь.
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Требования к уровню развития детей (планируемые результаты).
Должен уметь:
- заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
-использовать в театрализованных играх образные игрушки, самостоятельно изготовленные из разных материалов;
-изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства;
-выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками.
Должен знать:
— некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
— некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске.
1.3. Характеристика возрастных особенностей развития детей.
Возраст воспитанников | Характеристики возрастных особенностей развития детей |
4-5 лет | Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности, может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение и дикция, активно растет словарный запас. Дети удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с окружающими. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст. В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии. |
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Учебно – тематический план.
№ п/п | Модули | Количество часов | Тема занятия | Кол.час. дата | Вид занятий. | |
1 | Игры | 4 | Вводное. | 1 ч. 5.10.17 | Традиционное знакомство | |
«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я » | 1ч. 12.10.17 | традиционное | ||||
«Пойми меня» | 1ч. 19.10.17 | Традиционное | ||||
«Игры с бабушкой Забавушкой » | 1ч. 26.10.17 | Традиционное | ||||
2 | Теремок | 5 | «Дайте срок, построим теремок» | 1ч. 2.11.17 | Традиционное | |
«Ох, красивый теремок, очень, очень он высок» | 1ч. 9.11.17 | Традиционное | ||||
Показ сказки «Теремок» детям своей группы | 1ч. 16.11.17 | Театрализация | ||||
«Колобок – наш колобок, колобок –колючий бок» | 1ч. 23.11.17 | Традиционное | ||||
«Очень жить на свете туго без подруги и без друга» | 1ч. 30.11.17 | |||||
3 | Друзья | 4 | «Зайца съела бы лиса, если б не его друзья» «Вот как я умею» | 1ч. 7.12.17 1ч. 14.12.17 | Традиционное | |
«Лучшие друзья» | 1ч. 21.12.17 | Традиционное | ||||
«В тесноте да не в обиде» | 1ч. 28.12.17 | Традиционное | ||||
4 | Зайчишка трусишка | 3 | «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил» | 1ч. 12.01.18 | Традиционное | |
«Кто зайчишке бы помог?» | 1ч. 19.01.18 | Традиционное | ||||
Показ сказки «Заюшкина избушка» малышам. | 1ч. 26.01.18 | Театрализация | ||||
5 | Вот так яблоко | 4 | «Упрямые ежата» | 1ч. 1.02.18 | Традиционное | |
«Вот так яблоко» | 1ч. 8.02.18 | Традиционное | ||||
«Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех разделить»
| 1ч. 15.02.18 | Традиционное | ||||
«Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири» | 1ч. 22.02.18 | Традиционное | ||||
7 | Глупый мышонок | 4 | «Невоспитанный мышонок один остался, без друзей» | 1ч. 1.03.18 | Традиционное | |
«Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить?» | 1ч. 8.03.18 | Традиционное | ||||
«Чтоб друзей возвратить, решил мышонок вежливым быть» | 1ч. 22.03.18 | Традиционное | ||||
«Сказка о глупом мышонке» | 1ч. 29.03.18 | Традиционное | ||||
10 | Гриб великан | 4 | «Каждый хочет спрятаться под маленький гриб» | 1ч. 5.04.18 | Традиционное | |
«Дождик льет, льет, а грибочек все растет» | 1ч. 12.04.18 | Традиционное | ||||
12 | ||||||
«Вот так гриб-великан, всем хватило место там» | 1ч. 19.04.18 | Традиционное | ||||
Показ сказки родителям и детям «Под грибом» Итоговое | 1ч. 26.04.18 | Театрализация | ||||
Всего: 28 ч | Всего28ч |
Календарно - тематический план.
Модули | Кол. час. | № занятия | Тема и задачи | Материал | Литература | ||||
Игра 4 часа | 1 час | №1 | Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. -создание психологически комфортной обстановки в группе. -узнать о видах одежды, ее назначении, пополнять словарный запас.. -самостоятельно придумывать сюжет игры, распределять роли и дружно играть. - развитие интереса к словесным импровизациям; развитие воображения, фантазии, самостоятельного творческого поиска. | Беседа с детьми; ряжение в костюмы, имитационные этюды. | Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007. | ||||
1 час | №2 | Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. -развивать воображение, речевую и двигательную активность. -учить отгадывать описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния. -активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков. - развивать внимание, выдержку, согласованность действий. | Игры и упражнения на создание игровой мотивации. Отгадывание загадок | Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
| |||||
1 час | №3 | Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор» -обучать элементам художественно — образных выразительных средств (интонации, мимики и пантомиме). | Артикуляционная гимнастика «Удивлённый бегемот», «Горячая картошка». | «Веселый язычок» Артикуляционная гимнастика | |||||
1 час | №4 | «Изобрази героя». -формировать у детей простейшие образно - выразительные умения | герой бабушка «Забавушка» | Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб. 2001. | |||||
Теремок 4 часа | 1 час | №5 | Отгадывание загадок по сказке. Имитационные упражнения под музыку. Веселый танец. учить отгадывать загадки о персонажах сказок, опираясь на их характерные признаки, правильно показывать персонажи-отгадки на картинках и объемных игрушках-куклах | Загадки по сказке, музыка. | Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб. 2001. | ||||
1 час | №6 | Драматизация сказки «Теремок» Отгадывание загадок, с изображением их героев. Обеспечить развитие умение составлять рассказ по сюжету знакомой сказки с самостоятельно придуманными героями. Обеспечить развитию ассоциативного мышления и творческого воображения через использование заместителей; развитию речи: учить детей подбирать признаки заданному предмету, расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов. Вызвать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию). | Куклы-герои к сказке «Теремок» | Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008. | |||||
1 час | №7 | Показ и рассказывание сказки воспитателем, затем детьми. закрепить знания детьми содержания сказки правильно называть и выделять персонажей сказки и главного героя, соблюдать последовательность при рассказывании, учить понимать эмоциональные состояния персонажей на картинках, правильно их показывать и называть, учить рассказывать сказку, используя плоскостные фигуры фланеллеграфа | плоскостные фигуры для фланеллеграфа | Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005. | |||||
1 час | №8 | Драматизация сказки «Колобок – колючий бок» Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест». | Настольный театр «Колобок» | Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994. | |||||
Друзья | 2 | №9 | Беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья» -познакомить детей с содержанием сказки. - учить детей внимательно слушать сказку, -способствовать формированию у детей дружеских отношений друг другу, к сказочным персонажам. -помочь получить эстетическое наслаждение от сказки. | Игра «Скажи о друге ласковое слово». | Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб. 2001. | ||||
1 | №10 | Рассказывание сказки детьми «Лучшие друзья». Общий танец. рассказывание сопровождается показом настольного театра: -способствовать активизации речи, развивать память, речь. -развивать четкое произношение проговариваемых слов. - вызвать у них желание послушать сказку еще раз. | Настольный театр | Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001. | |||||
2 | №11 | Драматизация сказки «Лучшие друзья». -создать благоприятные условия творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности. - учить детей драматизировать знакомое произведение, согласовывать слова и действия персонажа. - закреплять умение детей четко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. - воспитывать вежливые, дружеские отношения между собой. | Драматизация сказки | Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб. 2001. | |||||
Зайчишка трусишка | 1 час | №12 | Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею». -познакомить детей с новым стихотворением - учить детей запоминать стихи по схеме; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
| Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю». | Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб. 2001. | ||||
1 час | №13 | Отгадывание загадок. Веселый танец. -развитие воображения и фантазии детей; комплексное развитие их музыкальности; -развитие ассоциативного мышления. | Загадки, магнитофон | Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб. 2001. | |||||
1 час | №14 | Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». -обеспечить развитие умение рассказывать сказку по алгоритму, учить детей отвечать полными предложениями, активизировать словарь, -способствовать развитию связной речи детей. -способствовать развитию умения рассуждать. -обеспечить развитию воображения, мышления, логики. -пробудить чувство любви к русским народным сказкам, доброжелательное отношение к героям сказки. | Сказка «Заюшкина избушка». | Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб. 2001. | |||||
1 час | №15 | Пантомимические этюды. -учить детей выражать эмоции радости и грусти. - воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку. -учить имитировать простейшие движения. - развивать ориентировку в пространстве. -развивать мелкую моторику рук. | Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб. 2001. | ||||||
1 час | №16 | Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» детьми с помощью воспитателя обеспечить развитие умение рассказывать сказку по алгоритму, учить детей отвечать полными предложениями, активизировать словарь, -способствовать развитию связной речи детей. -способствовать развитию умения рассуждать. -обеспечить развитию воображения, мышления, логики. -пробудить чувство любви к русским народным сказкам, доброжелательное отношение к героям сказки. | Маски шапочки к сказке «Заюшкина избушка» | Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008. | |||||
Вот так яблоко | 1 час | №17 | Рассказывание истории про двух ежат. Беседа. Придумывание окончания истории и показ на ширме. -формирование навыка пересказа короткой истории со своим концом - создавать условия для развития логического мышления, внимания, сообразительности. | Атрибуты к сказке | Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005. | ||||
1 час | №18 | Рассказывание сказки В.Сутеева «Яблоко». Имитационные упражнения. пополнять литературный багаж детей : привлечь внимание детей к творчестве замечательного писателя, | сказка В.Сутеева «Яблоко» | Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008. | |||||
1 час | №19 | Музыкальная загадка. Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В.Сутеева «Яблоко». Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки. обеспечить развитие умение рассказывать сказку по алгоритму, учить детей отвечать полными предложениями, активизировать словарь, -способствовать развитию связной речи детей. -способствовать развитию умения рассуждать. -обеспечить развитию воображения, мышления, логики. -пробудить чувство любви к русским народным сказкам, доброжелательное отношение к героям сказки. | Картинки к сказке В.Сутеева «Яблоко» | Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб. 2001. | |||||
1 час | №20 | Рассказывание и разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с помощью кукольного театра. -развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. -учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. -активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест». | Кукольный театр к сказке В.Сутеева «Яблоко». | Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008. | |||||
1 час | №21 | Беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью исполнения выразительности эмоции грусти и радости. Подготовка к драматизации. -прививать детям интерес к сказкам и литературе в целом; -развивать познавательную активность детей, -образное мышление, речь, память; -воспитывать любовь к чтению. | Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб. 2001. | ||||||
1 час | №22 | Игра на интонирование вежливых слов. Драматизация сказки детьми. -воспитание у детей вежливости, навыков культурного поведения и общения. - расширять знания о значении вежливых слов, -активизировать и обогащать словарный запас по данной теме: «вежливые слова», «спасибо», «извините», «здравствуйте», «до свидания» и др. ; - упражнять в спонтанной речи с соблюдением интонации; | Атрибуты к сказке | Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб. 2001. | |||||
Глупый мышонок | 1 час | № 23 | Чтение стихотворения «Добрые слова». Игра «Назови вежливое слово». -учить детей правилам употребления слов приветствий и благодарности. -формировать у детей представление и потребность в доброжелательном общении с окружающими, раскрыть значения вежливых слов. -воспитывать доброе отношение детей друг к другу. | Стихотворение, клубок ярких ниток для игры «Назови вежливое слово» | Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб. 2001. | ||||
1 час | №24 | Рассказывание сказки «Сказка о невоспитанном мышонке». Проблемная ситуация. -познакомить детей с произведением С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», развивая творческое начало и личность ребёнка. -вовлекать детей в эмоциональную игровую ситуацию. -учить детей использовать различные выразительные средства при рассказывании сказки, повторяя фразы за воспитателем. -развивать умение с помощью взрослого понимать содержание сказки и творческие способности. -поддерживать желание эмоционально откликаться и сопереживать героям. | «Сказка о невоспитанном мышонке» | Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008. | |||||
Гриб великан | 1 час | №25 | Сюрпризный момент - загадка. Рассказывание сказки В.Сутеева «Под грибом». -помочь детям понять жанр этого произведения, определить самые дружеские эпизоды, выбрать отрывок, который больше других понравился детям. -оценить поступок муравья. | Сказка В.Сутеева «Под грибом». | Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб. 2001. | ||||
1 час | №26 | Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций к сказке «Под грибом», беседа по ним. -продолжать прививать интерес к устному народному творчеству, стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками; обучать элементарным художественно-образным выразительным средствам (интонации, мимике, пантомиме, имитационным движениям); формировать выразительность речи в целях социально-эмоционального развития детей. | Иллюстрации к сказке | Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб. 2001. | |||||
1 час | №27 | Игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок» -развивать умение пользоваться выразительными средствами для передачи настроения, чувств. | Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб. 2001. | ||||||
1 час | №28 | Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом». Пляски героев. -формировать у детей интерес к игре-драматизации. -продолжать знакомить детей со значением сказки, развивать способность эмоционально ее воспринимать ; - развивать образное мышление, память, мимическую активность, физические способности; - учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки, формировать умение импровизировать под музыку; - активизировать речевую деятельность детей, умение строить диалог; - расширять словарный запас, фонематический слух, подбирать близкие по значению слова к слову дружба; - воспитывать доброжелательность в отношениях между детьми, умение договариваться, дружеские чувства, любовь к русскому народному творчеству. | Костюмы к сказке | Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008. |
В течение учебного года возможны небольшие изменения в программе и перераспределение часов по темам, включённым в план.
III.Организационный раздел.
3.1.Продолжительность платной образовательной услуги, количество часов в неделю, месяц, год.
Методы и приёмы. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Продолжительность платной образовательной услуги, количество часов в неделю, месяц, год.
Срок реализации программы – 1 год.
Занятия проводятся один раза в неделю.
В месяц – 4 занятия.
В год –28 занятий.
Методы и приемы обучения.
Основная форма проведения занятий – практикум.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельная и совместная драматизация).
3.2.Мониторинг
Механизм оценки получаемых результатов
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения. Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
2. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности. Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение. Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
3. Навыки.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем. Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
4. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности. Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
3.3.Список средств обучения.
Методические:
Для реализации программы используются следующие методические материалы:
- учебно-тематический план;
- методическая литература для педагогов дополнительного образования;
- ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий;
- таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов.
- схемы пошагового конструирования;
- иллюстрации транспорта;
- стихи, загадки по темам занятий;
3.4.Список литературы.
1.Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.
4. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
5. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» - М. «ВАЛДОС», 2013.
6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду» - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
7. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» - М.: Школьная Пресса, 2011.
8. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
9. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
10. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008.
11. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
12. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
13.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.
Список сайтов
- http://kladraz.ru/blogs/svetlana-rubenovna-gasparjan/teatralizovanaja-dejatelnost-kak-sredstvo-rozvitija-sposobnostei-detei.html
- https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-po-teatralizovannoy-deyatelnosti-dou-1049385.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/07/teatralizovannaya-deyatelnost-v-dou
4.http://doshkolnik.ru/teatr/11986.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительной образовательной услуги «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста
Программа по обучению детей театральному искусству «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста разработана на основе парциальной программы А.И.Бурениной «Театр всевозможного», Т.С.Григ...
Использование электронных ресурсов для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной программы ДОУ.
В статье можно ознакомиться как наше ДОУ использует электронные ресурсы для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»
В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...
Фрагмент рабочей программы по реализации образовательной темы «В гостях у сказки» (речевое развитие) с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» в средней группе.
Данный материал написан в помощь педагогам для написания рабочей программы, на его основе можно разработать реализацию любой образовательной темы недели в детском саду...
Рабочая программа по реализации вариативной формы дошкольного образования - центра игровой поддержки ребёнка «Разумейка».
Центр игровой поддержки ребёнка (ЦИПР) - вариативная форма предоставления дошкольного образования и психолого - педагогической помощи детям в возрасте от 1 года до 1,5 лет. В рабочей пограмме представ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 2020– 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 20...
Реализация вариативной части образовательной программы дошкольного образования: региональный компонент
опыт работы по реализации регионального компонента в доу...