Проектная деятельность по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"
проект на тему

Зверева Елена Юрьевна

                                                                     «Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                                     С. Михалков

 

На современном этапе социального исторического развития патриотизм, народная культура способны стать единственной системой ценностей, имеющей в своей основе глубокие корни – любовь к Отечеству – земле наших предков, отцов и дедов, земле, дарующей нам хлеб насущный.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

 

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

 Проектная деятельность

 по патриотическому воспитанию

«С чего начинается Родина»

                                                                     «Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                                     С. Михалков

Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

        Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.

        Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

Вид проекта: творческо - поисковый

База реализации проекта: МБДОУ детский сад №33

Разработчики проекта:

  • Заведующий МБДОУ – Е.А. Кугатова.
  • Старший  воспитатель – Е.Ю. Зверева.
  • Музыкальный руководитель – З.М. Чеченцева.
  • Воспитатели творческих групп.

Участники проекта:

  • дети всех возрастных групп;
  • творческая группа педагогов МБДОУ;
  • родители воспитанников;
  • социальные партнеры: «Каменский музей декоративно – прикладного искусства и народного творчества», Библиотека им. Гайдара, Эколого – биологический центр, МБОУ СОШ №11,12, группа «Офелия»…  

Актуальность.

На современном этапе социального исторического развития патриотизм, народная культура способны стать единственной системой ценностей, имеющей в своей основе глубокие корни – любовь к Отечеству – земле наших предков, отцов и дедов, земле, дарующей нам хлеб насущный.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к малой Родине – родному краю, городу, в котором ты живешь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Гипотеза.

 Обращение, в рамках проекта, к истории семьи, малой родине, к духовной и материальной культуре может помочь решить задачу целостного развития ребенка, воспитания у детей дошкольного возраста интереса к культурному наследию нашей страны, идеям и традициям и нравственным принципам жизни Донского края, донского казачества, обогащению процесса нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Цель проекта: пробуждение патриотических чувств и становление основ гражданственности у детей дошкольного возраста в процессе реальной жизнедеятельности.

Задачи проекта:

1. Разработать систему воспитания патриотических чувств и основ гражданственности у детей дошкольного возраста.

 2. Пробудить у детей дошкольного возраста нравственное отношение и чувство сопричастности к семье и близким людям, к своей малой родине, к стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.

 3. Вовлечь родителей в процесс пробуждения у детей чувств любви к семье, к природным и культурным ценностям родного края.

 4. Установить взаимодействие ДОУ с культурно – образовательными учреждениями и социальными объектами в целях совершенствования деятельности педагогов по патриотического воспитанию детей дошкольного возраста.

Возраст  участников:  дошкольники от 2 до 7 лет.

По длительности проект: долгосрочный (2012 – 2013 учебный год).

Для реализации задач разработаны мини – проекты:

  •  «Я и моё ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад)

- «Сказочный паровозик» (1 младшая группа - Стаценко Т.В.).

- «Моя семья – моя радость» (старшая группа - Антонова М.Д.).

  • «Моя малая родина» (средняя группа - Паутова О.В.).
  • «Земля – наш общий дом. Родная страна» 

- «Путешествие на Родину» (подготовительная группа - Резникова Е.В.).

  • «Культура русского народа» 

- «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» (2младшая группа – Шобанова Е.В.).

  • «Мой родной край» - Казачий праздник «Играют песни казаки» (музыкальный руководитель Чеченцева З.М.).

Основные направления и принципы реализации:

4 основных направления:

  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно - эстетическое развитие;
  • социально-личностное развитие;
  • физическое развитие.

принцип интеграции всех образовательных областей, предусматривающий

 - поэтапную последовательность  и систематичность в организации обучения детей: от выявления их возможностей прошлого опыта – к совместному планированию и реализации намеченного;

- взаимосвязь с различными сферами культуры: детской литературой и родным языком, изобразительным искусством и музыкой, экологией, математикой, игрой, трудом.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: 

  • подбор учебно – методической. детской литературы;
  • подбор произведений русского народного творчества,
  • творчества донского казачества;
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, дидактические игры, выставки книг, рисунков, поделок…);
  • подготовка материала для продуктивной деятельности;
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповых комнат, фойе детского сада, музыкального зала).

Необходимые условия реализации проекта:

  • интерес детей и родителей;
  • методические разработки,
  • интеграция со специалистами детского сада и социумом.

Этапы проведения и реализации проекта:

Вводный этап        

  • Создание организационной основы для реализации проекта.
  • Выявление затруднений педагогов ДОУ при решении данной проблемы.
  • Анализ воспитательно - образовательной деятельности ДОУ, выявление проблем и противоречий.
  • Выявление роли родителей в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
  • Выявление уровня имеющихся представлений дошкольников по данной теме.
  • Анализ современных программ и технологий по патриотическому воспитанию детей.
  • Анкетирование воспитателей «Актуальность проблемы патриотического воспитания детей».
  • Тематическая проверка «Патриотическое воспитание дошкольников».
  • Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание дошкольника».
  • Диагностика детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.                 

Основной этап        

  • Деятельностный (совместная деятельность участников образовательного процесса: развитие гражданско-патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в ДОУ и семье.)

        

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в применении метода проекта в педагогической деятельности.
  • Систематизация знаний педагогов и родителей о понятиях и определениях патриотического воспитания.
  • Пробуждение желания у взрослого и ребенка узнавать и открывать самого себя в процессе взаимодействия с искусством родного края, родной земли, становление нравственно – патриотических чувств.
  • Приобщение детей к духовным и материальным ценностям русской национальной культуры и донского казачества в процессе создания детско – взрослых сообществ.

Итоговый этап        

  • Создание условий для трансляции опыта деятельности педагогического коллектива с целью повышения имиджа ДОУ.
  • Активизация педагогического коллектива в пропаганде патриотического воспитания дошкольников.
  • Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для передачи своих впечатлений о родной стране, родном крае в рассказах, рисунках, поделках; поиска информации о своей семье, родном крае.
  • Расширение представлений родителей о содержании патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении. Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях, согласовывая цели ДОУ и семьи.         
  • Подготовка сборника для педагогов ДОУ по теме проекта.
  • Систематизация фото и видео материала в реализации проекта.

Предложения по возможному распространению проекта:

                В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться  к ней.

Ожидаемые результаты:

1. Разработка системы нравственно-патриотического воспитания с использованием краеведческого материала.

2. Создание методического и практического материала по мини – проектам.

3. Создание культурно – образовательной среды ДОУ, создающей оптимальные условия для становления у детей целостной «картины мира», пробуждения чувств патриотизма и основ гражданственности.

4. Актуализация активной позиции родителей в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в детском саду. Долгосрочный проект "С чего начинается Родина?"

Долгосрочный проект « С чего начинается Родина» ГБОУ СОШ № 1994 СП №2( детский сад 2485) Срок реализации: 3 года...

проектная деятельность в первой младшей группе "С чего начинается Родина?"

Пояснительная записка к проекту «Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания… » - Концепция патриотического воспитания граждан РФ...

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»

Воспитывать любовь и уважение к своей Родине - России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей....

Проектная деятельность в старшей группе "С чего начинается Родина?"

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление детьми дошкольного возраста с...

Проект по патриотическому «С чего начинается Родина…»

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее...

Статья «С Чего начинается Родина? Проблемы и пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность»

Актуальность. Родина, это сокровенное слово, в которое каждый вкладывает своё. У каждого человека она разная, но для всех является той отправной точкой, которая на протяжении всей жизни определяет оче...