Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»
проект (средняя группа) на тему
Воспитывать любовь и уважение к своей Родине - России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №629
Структурное подразделение №2
Проектная деятельность
по нравственно-патриотическому воспитанию
«С чего начинается Родина?»
Воспитатель средней группы №11
Мушинская Наталия Владимировна
«С чего начинается Родина?»
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней.
Д.С. Лихачев
(В. Степанов)
Что мы Родиной зовём
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Это сложное чувство вырастает из любви к близким людям, к родному краю.
Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает прежде всего то, что воздействует на их чувства.
Любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей.
Чувство любви к Родине вырастает из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей - работников детского учреждения, соседей и знакомых.
Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми.
Воспитывать у детей любовь к родной природе, способность чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь и приумножать ее богатства - такова другая сложная задача воспитателя. Чувство любви к природе будет устойчивым, если педагог осуществляет эту работу начиная с младшей группы. Он проводит с детьми прогулки и экскурсии в парк, лес, поле, на пруд, к реке, учит воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с нею. Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства.
Углублению любви к природе способствует изобразительная деятельность детей: они рисуют березку, зимний лес, цветущий сад и т. д.
С целью воспитания у дошкольников стремления своим трудом оберегать природу и приумножать ее богатства воспитатель организует их труд в природе: они выращивают комнатные растения, овощи, цветы, ухаживают за птицами, рыбками. Дети испытывают большую радость и удовлетворение от результатов своего труда. Если взрослые хорошо знают природу, чувствуют ее красоту, они сумеют воспитать любовь к ней и у детей.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест - с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе, об отдельных союзных республиках и нашей многонациональной Родине. Под руководством воспитателя дети знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их город, село, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. Их знакомят с некоторыми событиями прошлого. Чтобы вызвать уважение к героизму и мужеству советских людей, отдавших жизнь за Родину в Великой Отечественной войне, их ведут к памятникам героев. Дети возлагают здесь выращенные ими цветы.
Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
- Создание в детском саду предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Воспитывать любовь и уважение к своей Родине - России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей.
- Воспитывать уважительное отношение к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
- Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.
- Дать знания детям о родном посёлке, крае, стране: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
- Познакомить с праздниками, культурой и традициями русского народа.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов.
- Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
- Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.
Вид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.
Участники: дети средней группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, лепка, изобразительная деятельность, игровая деятельность, познание, социализация.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- Е.И. Шаламова «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ»
- О. А.Скоролупова «Знакомство детей старшего возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». Москва 2009 г.
- А.А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации»
- Материалы Интернета.
Материально-технические ресурсы, необходимые
для выполнения проекта:
- Подбор исторической литературы;
- Подбор произведений русского народного творчества;
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
- Подготовка разного вида бросового материала;
- Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
- Дидактические игры;
- Выставки книг, рисунков, поделок;
- Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
- Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Мой родной город», «Моя семья», «Детский сад – второй дом», «Мой дом и улица», «Народы мира», «Зимняя сказка», «Знакомство с Дымковской игрушкой», «Наша Армия родная», «Мой город, в котором я живу», «Наши космонавты», «День Победы».
- Оформление дидактических игр: « Назови себя ласково», «Моё имя», «Мама, папа, я - дружная семья», «Найди всему свое место», «Назови свой домашний адрес», «Народные костюмы».
- Лепка, рисование, аппликация, конструирование - «Тарелочки для всей семьи», «Украсим сарафан матрёшки», «Мой любимый детский сад», «Ёлочка пушистая нарядная», «Сказочная ткань Гжель», «Дымковская игрушка», «Космос», «Флаг», «Праздничный салют», «Большой дом и маленький».
- Художественные выставки - «Осенние поделки, «Новогодние поделки», «Мой папа», Мамочка моя», «Изделия народного промысла», изготовление праздничных открыток.
- Экскурсии по детскому саду - библиотека, прачечная, младшая группа.
- Экскурсия в музей, посвященный Великой Отечественной войне.
- Фотовыставки и презентации – «Мой папа - самый лучший", «Моя семья», «Моё имя», «Народы мира», «Военная техника России».
- Праздничный утренник в честь «Дня защитника Отечества» в форме презентации, праздник «Концерт для мам».
- Оформление стенда «Мой папа», «Для Вас родители», стенгазета «Осенние дерево», «С Новым годом», «Наш весёлый снеговик» (коллективные работы с детьми).
- Оформление уголка патриотического воспитания.
- Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота».
- Разучивание стихов, песен о природе родного края, о России, Российской армии (в течение всего года).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Месяц | Тема | Содержание занятий | Связь с другими предметами |
Сентябрь | «Мой родной город» | Познавательное занятие с элементами рисования:
| Познание Художественное творчество |
Сентябрь | «Наша дружная семья» | Познавательное занятие: «Моя семья», рассматривание картины, беседа о членах семьи. | Знакомство с окружающим миром и социальным окружением, Развитие речи |
Игра « Назови себя ласково», «Моё имя». | Развитие речи | ||
«Тарелочки для всей семьи». | Лепка | ||
Разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья». | Развитие моторики | ||
Д/и «Мама, папа, я - дружная семья». | Развитие мышления, внимания | ||
Сентябрь | «Наша дружная семья» | Тема: «Как воспитать маленького патриота» | Установочное родительское собрание |
Октябрь | «Детский сад - второй дом». | Познавательное занятие «детский сад», рассказ о работниках детского сада и их обязанностях. | Знакомство с окружающим миром и социальным окружением |
«Детский сад – второй дом». «Экскурсия по помещениям д/с» | Познание | ||
Д/и «Найди всему свое место». | Познание | ||
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». | Социализация | ||
«Мой любимый детский сад». | Рисование | ||
Октябрь | «Моя малая родина» | Познавательное занятие «Мой дом и улица», рассказ о том, что у каждого есть дом и адрес по которому они живут. | Знакомство с окружающим миром и социальным окружением |
Игра: «Назови свой домашний адрес» | Знакомство с окружающим миром и социальным окружением | ||
«Большой дом и маленький» | Конструирование | ||
Ноябрь | «Мы – люди» | Познавательное занятие: «Народы мира». Рассказать о многообразии рас и народов, которые населяют наш земной шар. | Знакомство с окружающим миром и социальным окружением |
Д/и «Народные костюмы» | Познание | ||
«Украсим сарафан матрёшки» Познакомить с декоративно – прикладным искусством - русскими матрёшками. | Художественное творчество | ||
Декабрь | «Моя малая родина» | Познавательное занятие «Зимняя сказка» | Знакомство с окружающим миром и социальным окружением |
«Выставка новогодних поделок, сделанных детьми совместно с родителями» | Художественное творчество | ||
«Ёлочка пушистая нарядная » | Художественное творчество | ||
Декабрь | «Моя малая родина» | Подготовка сообщений детей вместе с родителями «Где я был, что я видел». | Знакомство с окружающим миром и социальным окружением |
Январь | «Изделия народного промысла» | Познавательное занятие: «Знакомство с Дымковской игрушкой» Закреплять знания о дымковской игрушке и ее особенностях, знакомство с внешним видом игрушки. - | Познание |
Январь | «Изделия народного промысла» | «Сказочная ткань Гжель». Роспись платья. Познакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. | Художественное творчество |
«Дымковская игрушка» Привлечение родителей к сбору материала для творческой деятельности детей. | Овладения приёмами народной лепки из глины (Дымковская игрушка). Цель: нравственно - патриотическое воспитание детей средствами декоративно - прикладного искусства; развитие восприятия, образного мышления, воображения. | ||
Февраль | «На страже Родины любимой». | «Что мы Родиной зовем?» | Чтение стихотворения В. Степанова |
Познавательное занятие: «Наша Армия родная». Аппликация «Флаг» | Знакомство с окружающим миром и социальным окружением Художественное творчество | ||
Выставка детских рисунков «Мой папа». | Художественное творчество | ||
Февраль | «Наши Защитники Отечества » | Праздник ко «Дню защитника Отечества» Просмотр видеофильма «Военная техника России». | Знакомство с окружающим миром и социальным окружением |
Март | «Очень я люблю маму милую мою» | Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей» | Знакомство с окружающим миром и социальным окружением |
Художественная выставка «Мамочка моя» Праздник «Концерт для мам» | Художественное творчество | ||
Март | Пение песен о маме, чтение стихов. Рисование портрета: «Моя мама» | Художественное творчество | |
Апрель | «Мой город, в котором я живу» | Прослушивание песен и стихов о родном городе. Рассказ о знаменитых людях города. Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных мест города. Рассказы детей о своем городе. Пение русских народных песен, частушек. Русские народные игры. | Развитие речи Познание |
Апрель | «Наши космонавты» | Рассказ воспитателя о космонавтах Сюжетно – ролевая игра «Космонавты» Рисование на данную тему. | Знакомство с окружающим миром и социальным окружением. Художественное творчество |
Май | «День Победы» | Познавательное занятие «День Победы»
Экскурсия в музей, посвящённый ВОВ. Изготовление праздничных открыток. Оформление стенда. | Знакомство с окружающим миром и социальным окружением. Аппликация. |
Май | «День Победы» | Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. Пение и слушание фронтовых песен. Чтение стихов. | Развитие речи |
«Праздничный салют» | Рисование |
III. Презентационно - завершающий
Презентация “ Военная техника России”.
Презентация «Моё имя».
Презентация «Мы люди»
Выставка творческих работ.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
V. Определение задач для новых проектов
Необходимые условия реализации проекта:
- Интерес детей и родителей;
- Методические разработки;
- Интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
- Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию С чего начинается Родина
Задачи: - формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к государственным символам;- закрепить названия народных промыслов;- воспитывать любовь к ...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государст...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Материалл содержит описание целей и задач проекта, методы реализации и подробный перспективный план реализации по разделам: наша дружная семья,детский сад - второй дом, моя малая Родина, широка страна...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию"С чего начинается Родина"
- формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к государственным символам;- закрепить названия народных промыслов;- воспитывать любовь к Ро...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"
Цель: Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем; вызвать интерес к настоящему и прошлому России. ...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «С чего начинается Родина»...