Проектная деятельность на тему "С чего начинается Родина"
методическая разработка (подготовительная группа)

Ханова Марьям Ильясовна

    Малая Родина... У каждого она уникальна, однако для всех она представляет собой ту путеводную звезду, которая на протяжении жизни формирует множество аспектов, если не сказать — всё. Место, где человек родился и провел детство, где вспыхивают звезды юности, — именно это необходимо каждому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx61.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Гвоздичка» г. Янаул

муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

(МАДОУ ДС №8 «Гвоздичка» г. Янаул)

452800, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Некрасова, 13

 

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему:

 «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Выполнила: воспитатель

Ханова Марьям Ильясовна

 

.

2024г.

Содержание:

 

Актуальность разработки и реализации проекта…………………………………………………...........3-4

Проблема ………………………………………………………..5

Цели и задачи проекта………………………………………..5-8

Ожидаемые результаты………………………………………8-9

Целевые участники проекта…………………………………....9

Сроки и этапы реализации проекта………………… ………...9

Перспективный план работы по реализации проекта ……………………………………………………………….10-16

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы………………………………………16-18

   Приложения…………………………………………..........19-24

   Список используемой литературы…………………...............25

Я, живу на благодатной янаульской земле. Я горжусь своей малой родиной. Я люблю свой Янаул. Такими словами началось одно из занятий в рамках моего проекта, тему которому я подобрала неспроста: "С чего начинается Родина. "

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…»

М. Матусовский

Актуальность разработки и реализации проекта

    Реализация проекта на данную тему в рамках дошкольного образовательного учреждения с детьми 6-7 лет наиболее продуктивна, так как в детях  этого возраста начинает формироваться стойкая позиция осознания причастности к Родине, матери и стране, чувство патриотизма.

    Малая Родина... У каждого она уникальна, однако для всех она представляет собой ту путеводную звезду, которая на протяжении жизни формирует множество аспектов, если не сказать — всё. Место, где человек родился и провел детство, где вспыхивают звезды юности, — именно это необходимо каждому. Одним из способов формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста является прививание любви к своему родному краю. Привязанность к близким, к детскому саду, к родному городу и региону играет значительную роль в развитии личности ребенка. Воспитание любви к родной земле означает представить детям их край таким образом, чтобы пробудить в них чувство восхищения и гордости за своих земляков.

     «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С. Лихачев

   В последние годы наблюдается переосмысление сути патриотического воспитания: идея формирования патриотизма и гражданственности, приобретая все более значимое общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи выделяют национально-региональный компонент как ключевой фактор интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников. При этом особое внимание уделяется воспитанию    

   Знакомство детей с родным краем, включая его историко-культурные, национальные, географические и природные особенности, способствует формированию у них качеств характера, необходимых для становления патриотом и гражданином своей страны. Яркие впечатления о родной природе и истории родного края, полученные в детстве, зачастую остаются в памяти человека на всю жизнь.

   Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал.»

        Несмотря на величие нашей страны, человек ассоциирует свою любовь к ней с местами, где он родился и вырос, с улицами, по которым неоднократно гулял, и с двором, где впервые посадил дерево. Ускорение научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения значительно затенили духовные ценности. Проблема формирования у подрастающего поколения любви к своей малой Родине на протяжении многих лет оставалась вне внимания ученых и практиков. С введением закона РФ "Об образовании" произошли значительные изменения в системе образования, что повлияло на содержание учебного процесса. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, а также историей страны и родного края.     

             

Проблема:

 Знакомство детей дошкольного возраста с родной страной, своим поселком, историей региона, его достопримечательностями и знаменитыми личностями играет важную роль в их познавательном, социально-личностном и нравственном развитии. Однако многие родители не обладают достаточными знаниями о своем крае и не придают этому вопросу должного значения, что приводит к нехватке информации у детей о родном поселке. Без необходимых знаний сложно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Существует также недостаток познавательного интереса у детей к истории предков и культурному наследию своего города, области и страны. Родители зачастую не имеют необходимых навыков для воспитания у детей нравственно-патриотических чувств.

Необходимо изменить качество взаимодействия между детским садом и семьей с целью повышения эффективности воспитания у детей патриотических ценностей. В настоящее время отсутствует эффективная система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель проекта:

* Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Малой Родине.

Задачи:

1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного города Янаул;

2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;

3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному городу Янаул.

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

 Развивающего обучения. Позволяет выращивать  в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуальное обучение. Воспитание и обучение, учитывающее особенности развития каждого ребенка для создания комфортной среды на занятиях. Дети учатся в удобном для них темпе. Кроме того, такая методика позволяет детям дошкольного возраста наиболее эффективно развивать навыки самостоятельного обучения.

 Информационно-коммуникационные технологии. В современном мире поток информации продолжает увеличиваться, поэтому невозможно обойтись без использования информационно-коммуникационных технологий. Мультимедийные презентации, музыкальные аранжировки и видеопоказ и часто используются в совместных занятиях.

Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать  у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

 Игровая.  В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

 Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан пополнить «Русскую избу новыми экспонатами. Изготовить фотовыставку.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном посёлке с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

         Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:

- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.

- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.

- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.

Средства реализации поставленных задач:

- развивающая предметно – пространственная среда;

 - развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);

- метод детских проектов.

Формы работы с детьми:

• непосредственно образовательная деятельность;

• тематические беседы;

• презентации;

• календарные праздники;

• развлечения, досуги;

• экскурсии;

• пополнение развивающей среды,

* выставки детских работ, семейных коллекций

Ожидаемые результаты:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;

- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,

самовыражение творческих способностей детей;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

 Прогнозируемый результат на уровне родителей:

- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

- активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.

 - обогащен опыт психологическими, педагогическими знаниями.

- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;

- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических  чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.

                 

Целевые участники проекта:

  • Дети подготовительной группы (6 -7  лет).
  • Педагоги ОУ.
  • Родители воспитанников.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Сроки реализации: 1 год.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей,

2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,

II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (см. выше).

III этап - итоговый, включает в себя:

1. итоговое диагностирование детей,

2. повторное анкетирование родителей.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Перспективный план работы по реализации проекта

Сентябрь

Тема: «Летопись моей семьи»

Тема: «Моя родословная»

Задачи:

  • Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

Формы проведения:

Беседа «Что я знаю о своей семье»,

Выставка детских рисунков «Моя семья»;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;

Семейный мини – проект:  составление генеалогического древа «Моя родословная»

Октябрь

Тема: «Герб нашей семьи»

Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)

Тема: «Профессии моих родителей»

Задачи:

  • Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
  • Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
  • Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

Формы проведения:

Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи

Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»

Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья»

Изготовление поделок на день Матери.

Участие в субботнике по уборке территории детского сада.

Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)

Семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте». 

Ноябрь

Тема: «История и достопримечательности Янаульского района».

Тема: «Природа  района»

Задачи:

  • Вызвать интерес к истории возникновения района
  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного района;
  • Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района.
  • Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.
  • Формировать    представления    детей    об   улице,    на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • Расширять знания детей о природе родного района;

Формы проведения:

Презентации: «История и достопримечательности Янаульского района»

Фотовыставка «Осень в нашем районе»

 Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий. 

Конструирование: «Улицы Янаульского района».

Выставка рисунков: «Осенняя природа».

Семейный мини-проект: «Любимые места в районе»

«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).

Конкурс рассказов «Биография моей улицы»

Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,

Декабрь

Тема: «Промышленность района».

Тема: «Спорт, культура и отдых в Янаульском районе».

Задачи: 

  • Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Познакомить со спортивными учреждениями района: Дворец спорта «Юность», Плавательный бассейн «Дулкын», Историко-краеведческий музей;
  • Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях  вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.

Формы проведения:

Промышленные предприятия района (заочная экскурсия по району, фронтальная беседа)

Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ)

Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях).

«Чем пахнут ремесла? » Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых».

Экскурсия в историко-краеведческий музей города Янаул.

Презентация: «Спорт в родном районе».

Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».

Конкурс поделок и рисунков: «Дед Мороз и Снегурочка в спорте».

Январь

Тема: «Мой родной город Янаул»

Тема: «Архитектура моего города»

Задачи:

•        Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

•        Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);

•        Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;

•        Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.

•        Познакомить детей с реками Янаулка и Буй; их расположением на карте,

Формы проведения:

Демонстрация видеофильма «Мой родной Янаул»,

«Откуда пошла Земля Янаула?»

Выставка фотографий исторических зданий города Янаул
Беседа «Что такое парки»

Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

 «Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады)

Конкурс чтецов «Мой родной Янаул»

Февраль

Тема: «Памятные места родного города»

Тема: «Люди, прославившие наш город»

Тема: «Будущие защитники Янаула»

Познакомить детей с самыми известными памятниками г. Янаул;

Задачи:

  •   Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
  • Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего города;
  • Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
  • Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.

Формы проведения:

Презентация «Экскурсия к памятным местам города»;

«Если бы я был мэром города, что бы я сделал для города Янаул?» - беседа-рассуждение

«Моя малая Родина». Сценарий тематического вечера-досуга (для детей старшего дошкольного возраста)

Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»

Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»

Март

Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины». 

Тема: «История нашего края»

Задачи:

  • Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
  • Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;
  • Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;
  • Познакомить детей с картой, обратить внимание на соседние города и области;
  • Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);
  • Расширять знания детей об истории родного края

Формы проведения:

 Рассматривание иллюстраций о городе Янаул.

Работа с картой города Янаул (отметить вместе с детьми главные города области);

Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, богородская игрушка)

Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи)

Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»

Просмотр видеофильмов о г. Янаул.

Изготовление альбома о Янаульском крае.

Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым Янаула.

Апрель 

Тема: «Люди земли Янаульской»

Тема: «Природные богатства земли Янаула»

Задачи:

  • Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;
  • Познакомить детей с известными людьми, прославившими родной край: Шафикова К.Ф., Гареев Р.А., Зарипов Э.Я. и другие;
  • Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
  • Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  • Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;
  • Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;
  • Учить детей беречь и заботиться о реках и озерах области;
  • Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;

Формы проведения:

Презентация: «Известные люди нашего города»

Семейный проект: «Мы – таланты Янаульского района».

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»

Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;

Отгадывание загадок и ребусов о животных области;

Дид. игра «Кто где живет?»

Лепка животных и птиц области;

Изготовление гербария лекарственных растений области;

Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений;

Май

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»

Тема: «Мы эковоины земли Янаульской».

Задачи:

  • Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
  • Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
  • Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках.
  • Формировать    представления    детей    о    проблемах загрязнения    окружающей    среды;
  • Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
  • Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города;                                                                              

Формы проведения:

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»

Конкурс рисунков: «Деревья в нашем парке», 

Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»

«Виртуальное путешествие по лесам нашего края»;

Музыкально-тематический праздник «Люблю тебя, мой край родной!».

Список художественной литературы для чтения детям: Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять», А. Береснев « Как дела, лесной народ?»

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

        Система мониторинга достижения детьми запланированных результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке как итоговых, так и промежуточных результатов. Она должна предоставлять возможность анализа динамики достижений детей, включая описание объекта мониторинга, его формы, периодичность и содержание.

     В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка посредством наблюдений, бесед, экспертных оценок, критериально ориентированных методик без тестирования, а также через скрининг-тесты и другие методы. Ключевым требованием для построения системы мониторинга является сочетание низко формализованных методов (таких как тесты, пробы, аппаратурные методы и др.), что обеспечивает объективность и точность получаемых данных.

     Периодичность мониторинга определяется образовательным учреждением и должна позволять оценивать динамику достижений детей, обеспечивать сбалансированность методов, избегая при этом переутомления воспитанников и не нарушая образовательный процесс. Содержание мониторинга напрямую связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Ф.И.ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Родная страна:
Название страны
Название города
Домашний адрес
Название достопримечательностей города
Название зеленых зон
Название улиц, площадей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Символика
Флаг, герб, гимн России
Флаг, герб, гимн  родного города

 

 

 

 

 

 

 

 

3. История народной культуры и традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)
Виды ландшафта (горы, равнина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий уровень-

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет  народные праздники,  игрушки,  предметы быта; называет природные богатства России,  знает природно-климатические зоны,  ландшафты; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей,  умеет договориться со сверстниками,  анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень-

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
      Низкий уровень-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.                                      

                                                     

Приложение 1
 

                                   Оценочный лист

«Эффективность работы педагога в направлении нравственно – патриотического воспитания».

Критерии оценки

Оценка старшего воспитателя

Оценка педагога

1

Создает условия для развития эмоционально положительного отношения к родному городу, культуре, традициям, символике, природе России.

2

Представляет детям возможность осваивать предлагаемую в доступной форме информацию (художественная литература, иллюстрации, наглядные пособия, экскурсии)

3

Создает условия для самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

4

Дает детям элементарные представления:

Об истории государства

Об истории быта народов России

О традициях

О народных праздниках

О народной игрушке, истории ее возникновения

5

Знакомит с устным народным творчеством

6

Дает представления об историко- географических и природных компонентах:

Размерах страны и ее природных богатствах,

Природно- климатических зонах и условиях жизни людей в них

7

Формирует бережное отношение к природе

8

Рассказывает о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе (Земля- наш общий дом, а человек- часть природы)

9

Знакомит детей с символикой государства:

Флагами (государственный, военно- морской, знамя Победы) и гербами (государственный, герб города), их назначением

10

Знакомит с историей родного города, его улицами, площадями, проспектами, достопримечательностями, зелеными зонами

11

Организует совместную деятельность детей и взрослых: игры, досуги и развлечения

12

Создает в группе соответствующую предметно- развивающую среду:

Приложение 2

                             Анкета для педагогов

Вопрос

Да

Нет

Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании, применительно к детям дошкольного возраста?

Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

Считаете ли Вы нужным увеличить  запас знаний по истории и географии России?

Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

Достаточно ли у Вас знаний городе, в котором живете?

Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, в которой работаете?

Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда, подобран демонстрационный материал, дидактические игры?

Проводите ли Вы досуги и развлечения по теме?

Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

Приложение 3

Анкета для родителей

  1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  • воспитание любви к Родине;     
  • воспитание уважения к старшему поколению;     
  • воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
  • знание истории своей страны;
  • другое - _______________________________________________________________
  • затрудняюсь ответить.
  1. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  • да;
  • нет; 
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
  • прививать детям уважение  к людям своей страны;
  • познакомить с обычаями и традициями своего народа;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • расширять представления о родной земле, её столице, городах;  
  • ознакомление с историческим прошлым России;
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
  1. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________
  1. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
  • да;  
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_____________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

                             

Анкета  для  родителей.

                                     Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском саду. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!

1).  Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста?  Почему?

2).  Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?

3).  Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?

4).  Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к городу, стране?

5).  Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в городе?

6).  Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

7).  Какие  формы  взаимодействия  с  педагогами  в  детском  саду  по  воспитанию  социальной  компетентности  маленького  гражданина  были  бы  Вам  интересны?

-  «круглые  столы»  со  специалистами  по  данной теме;

-  совместные  экскурсии,  походы;

-  конкурсы  по  темам  истории  и  современности  Новокузнецка  и  России;

-  встречи  для  родителей  по  проблемам  воспитания  гражданских  чувств          у  современных

  дошкольников;

- домашнее  чтение  ребёнку  предложенной  литературы,  обсуждение  событий  из  истории  страны;

-  другое.

Приложение 4. 

Рекомендации для родителей. 

«Как воспитать маленького патриота»
        Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
         Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
         Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Литература:


1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

3. Большой иллюстрированный справочник лекарственных трав и растений. Автор: И. Гречаный. Издательство: «К К «Клуб Семейного Досуга». Год издания: 2015
4. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004. 
5. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5. 
6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.

7. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

8. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1. 

9. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

10. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
11. Интернет – ресурс: Википедия.

12. https://ppt-online.org/830200

13. https://nashural.ru/dostoprimechatelnosti-urala/bashkortostan/istoriko-kraevedcheskij-muzej-v-yanaule/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в детском саду. Долгосрочный проект "С чего начинается Родина?"

Долгосрочный проект « С чего начинается Родина» ГБОУ СОШ № 1994 СП №2( детский сад 2485) Срок реализации: 3 года...

проектная деятельность в первой младшей группе "С чего начинается Родина?"

Пояснительная записка к проекту «Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания… » - Концепция патриотического воспитания граждан РФ...

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»

Воспитывать любовь и уважение к своей Родине - России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей....

Проектная деятельность в старшей группе "С чего начинается Родина?"

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление детьми дошкольного возраста с...

Статья «С Чего начинается Родина? Проблемы и пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность»

Актуальность. Родина, это сокровенное слово, в которое каждый вкладывает своё. У каждого человека она разная, но для всех является той отправной точкой, которая на протяжении всей жизни определяет оче...