Проектная работа на тему "С чего начинается Родина? С Родной природы..."
проект по окружающему миру (средняя группа)


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                                 «Детский сад №4 с.Иглино»                                                                                                                                  муниципального района  Иглинский район                                                                                                                                    Республики Башкортостан

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

«С чего начинается Родина?

С Родной природы»

в средней группе

 Автор проекта:

Булатова Эльвира Раифовна

Перспективный план работы.

Сроки

реализации

Мероприятия педагога с детьми и родителями

Сентябрь

Опрос детей: «Что такое малая Родина – наше село »; «Какая наша страна -  Россия?»; «Что я знаю о своей семье?»; «Детский сад – мой дом второй».

Составить перспективный план проекта «С чего начинается Родина?».

 Октябрь

1 блок: 

«Детский сад – мой дом второй»

Беседы:

«Мой любимый детский сад», «Как мне в садике живётся», «Кто работает в детском саду – профессии».

Целевая экскурсия по детскому саду «Профессии в детском саду»

Просмотр презентации: «Мой любимый детский сад», «Как мы в садике живём».

Сюжетно – ролевые игры:

«Детский сад будущего», «День рождение у Вики», «Строим новый детский сад».

Пальчиковые игры:

«Детский сад», «Сказки», «Транспорт», «Игрушки».

 Дидактические игры:

«Магазин игрушек», «Найди путь к домику зайчика», «Определи на, что похоже», «Найди отличие и сходство».

Настольно – печатные игры:

«Любимые сказки», «Эмоции», «Пазлы», «Домино».

 Художественная литература:

Стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки», сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»; Рассказа Л. Толстого «Была у Насти кукла», Стихотворения Г. Новицкой «Тишина».

Художественное творчество:

Рисование: «Мой любимый детский сад», «Мои  игрушки в детском саду», «Кто работает в детском саду – профессии».

Работа с родителями:

Создание альбома:  «Как я в садике живу»

Консультации для родителей:

«Значение русских народных сказок в воспитании детей»,

«Роль родителей в формировании патриотических чувств»,

«Мы растим маленьких – патриотов».

Ноябрь

2блок 

«Родной свой край люби и знай, Россия – Родина моя!»

Беседы с детьми:

«Наша малая Родина – село Иглино», «Улицы нашего села »; «Достопримечательности родного села »,

«Кем быть?», «Знаменитые люди нашего села», «История возникновения села Иглино», «Москва – столица России», «Русская березка – символ России», «Государственные символы - России».

Экскурсии с детьми:

«Улицы нашего села», «Природа нашего края – река Белекес », «На полянку к белой Березке», «Организации нашего села: библиотека, Дом культуры, почта, магазины, Центральная районная больница, Рассматривание иллюстрации:

Альбом «Мое родное Иглино », «Природа нашего края» – альбом, «Россия -  наша страна», «Русский национальный костюм», «Костюмы народов России»

Просмотр презентации:

«Моя родина Россия», «Символика России», «Москва».

Художественная литература:

«А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа – милиционер» С. Михалков, К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть?» ,«Родина» Александрова;
«История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова, «Ёлка» В. Сутеев; «Две березы»
Заучивание стихов:
«Лучше нет родного края» П. Воронько;
«Родная земля» Г. Ладоньщиков;
«Родина» В. Семерин;
«Родная земля» П. Синявский

Загадки.

Дидактические игры:

«Сложи картинку»; «Закончи предложение»; «Подскажи словечко»; «Угадай что это?», «Пищевые цепочки», « Наши помощники – растения», « Четвертый лишний»

Художественное творчество:

Рисование «Улица где я живу»; «Мой дом»; «Река Сим»;

Аппликация «Овощи на зиму»; «Осень», «Флаг России», «Кукла в национальном костюме»

Настольная игра: «Собери Флаг России, Башкортостана».

Подвижные игры:

«Флаг России», «Карусель», «Ручеек», «У медведя во бору», «Горелки», «День, ночь», «Гуси – лебеди».

Работа с родителями:

Поделки из природного материала «Животные нашего края».

Создание альбомов: ««Наша малая Родина » (о селе);

 «Достопримечательности нашего села»»

 «Прогулка по Иглино».

Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?».
Консультация «Ребёнок и его Родина».
Совместное с детьми чтение книг о России

Декабрь

3 блок:

«Семья и ближайшее окружение»

Беседы:

«Я и моя семья», «Моё имя», «Как я помогаю родителям», «Выходной день моей семьи», «Кем работают твои родители», «Мои дедушка и бабушка», «Что такое генеалогическое древо моей семьи».

Рассматривание иллюстрации:

Фотографии «Моя семья».

Художественная литература:

Русские народные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Гуси – лебеди», «Хаврошечка».

«Синяя чашка» М. Матвеева,

 «Цветик - семицветик» В. Катаев

 «Старый дед и внучек» Л. Н. Толстой

«Мамина работа» Е. Пермяк

 «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.

Чтение поговорок, пословиц, стихотворений о семье. Загадки.

Дидактические игры:

«Назови как тебя дома ласково называют?», «Кто старше, кто младше», «Родственные отношения», «Угадай профессию», «Кто кем работает».

Настольные игры:

«Семья», «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки.

Сюжетно – ролевые игры:

«Семья, сюжет – День рождения у Даши», «Больница – на приеме у стоматолога», «Строители – строим гараж для Мишиной машины», «Парикмахерская – сюжет стрижка только началась», «Детский сад – прием детей», «Дочки – матери сюжет – на прогулку в парк».

Пальчиковая гимнастика:

«Наша дружная семья», «Наша квартира», «Строим дом», «Много мам на белом свете».

Художественное творчество:

Рисование: «Моя семья – моя рука», «Моя семья, мои друзья».

Аппликация: «Платочек для бабушки к празднику», «Открытка для мамы и бабушки – к Дню матери».

Лепка: (соленое тесто) «Божья коровка – оберег для всей семьи».

Работа с родителями:

Оформление альбома: «Моя семья», «Тайна имени»

Выставка «Генеалогическое древо семьи», составление рассказа о генеалогическом дереве «Я – моя семья».

Январь

4 блок:

«Любимое место отдыха моей семьи»

Открытое занятие «С чего начинается Родина?».

Консультации для родителей:

«Что такое генеалогическое дерево?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка».

Фотовыставка: «Я и моя семья».

Фотовыставка «Путешествие по заповедным местам родного края»

Рассказы детей «Любимое место отдыха моей семьи»

Рассматривание альбома «Отдых с семьей»

Февраль

5 блок:

«Мое любимое

село »

Март 6 блок

«Лучше нет родного края»

Фотовыставка «Прогулка по Иглино »

Пополнение альбома «Природа нашего края»

Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»

Худ.труд «Животные нашего края»

Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы. Ручей, река, водопад»

Подвижная игра «Ходит капелька по кругу», «Солнце-дождь».

Д/игра «Кто живет в реке, озере»

Беседа «Охрана водоемов. Бережное отношение к воде». 

Беседа «Лес-место обитания диких животных» (рысь, лось и т.д.)

Дидактические игры:

«Кто где жиет?» «Пищевые цепочки», « Наши помощники – растения», « Четвертый лишний»

Рассматривание альбома «Животные России», «Перелётные птицы России», «Бабочки России».

Физминутка «Звериная зарядка»

Заучивание стихов:« Заучивание стихов:
«Кремлевские звезды»  Михалков

«Лучше нет родного края» П. Воронько;П. Воронько



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                                 «Детский сад №4 с.Иглино»                                                                                                                                  муниципального района  Иглинский район                                                                                                                                    Республики Башкортостан

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

«С чего начинается Родина?

С Родной природы»

в средней группе

 Автор проекта:

Булатова Эльвира Раифовна

2023-2024гг.

Проект: «С чего начинается Родина? С родной природы»

         Актуальность проекта.

С чего начинается Родина?

Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, стране в которой он живет, к родному селу.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Содержание патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине: стране в которой ты живёшь, к родному краю, семье уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данным темам ограничен. В связи с чем мало кто из детей знает историю возникновения исторической стороны нашей страны России: символику, традиции, праздники. Создания семьи, свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения России семьи, установления контакта, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «С чего начинается Родина!», который поможет детям понять значимость – родины, семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её традициям, прививать чувство привязанности.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о родине, семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о нашей стране в целом, о родном крае, в котором живут. О своей семье: профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость нашей родины, страны, семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к стране, членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Семья —  она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий дошкольник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»?

Оно включает в себя:

- отношение к себе как личности;

- семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;

- дом, в котором он живёт;

- родную улицу;

- родное село;

- страну в которой он растет.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется – это уже и родной город, родной край. А дальше идет представление, что такое малая родина (родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, к природе.

Проблема: опрос среди детей показал, что у них недостаточно знаний о нашем крае и России в целом.  О своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «С чего начинается Родина».

Цель: воспитание у детей среднего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей Родины, и семьи.

Задачи:

  1. Ознакомить детей с символами родного города, государства. Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
  2.  Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;
  3.  Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и  последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление);
  4.  Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями, через вовлечение родителей в проектную деятельность с целью укрепления детско-родительских отношений.
  5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к труду взрослых; показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Ожидаемые результаты:

      Для детей:

  • Закрепить с детьми знания о национальном костюме, символике родного государства, о русской культуре. Расширить интерес детей к познанию нового о достопримечательностях родного края и  его истории. Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой Родины.
  • Узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
  • Разовьется любознательность и интерес к деятельности взрослых: профессиям родителей и сотрудников детского сада.
  •  Разовьются художественное восприятие, эстетический вкус.
  • Познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта, пополнение лексики воспитанников.
  • Сформируется уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться.
  • Научатся имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

      Для родителей:

  • Успешное взаимодействие со своими детьми;
  • Повышение психолого-педагогических компетенций.
  • Укрепление детско – родительских отношений, через совместную творческую деятельность.

      Для педагога:

  • Создание предметно-развивающей среды в группе по теме проекта;
  • Повышение уровня развития родителей в психолого-педагогической компетенции и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с детьми.

Формы работы:

  • экскурсии;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • пополнение развивающей среды,
  • выставки детских работ, семейных коллекций
  • тематические беседы;
  • презентации;
  • развлечения, досуги;

Тип проекта: познавательно – творческий, информационный, групповой, семейный, интегрированного типа.

Участники проекта: дети средней группы, родители, педагогический коллектив.

Срок реализации проекта: среднесрочный.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: 1 год

Реализация проекта по этапам:

   I этап - подготовительный, включает в себя:

1. Опрос детей: «Какая наша страна -  Россия?», «Что я знаю о семье?».

2. Пополнить патриотический уголок новой информацией. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, сюжетно-ролевых игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья», «Наша страна -  Россия»

3.Подобрать материал для продуктивной деятельности.

4.Составить перспективный план проекта.

  II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми и родителями по перспективному плану.

 III этап – итоговый.

Поделки из природного материала «Животные нашего края».

Создание альбомов: ««Наша малая Родина – село Иглино»;

 «Достопримечательности нашего села »

 «Знаменитые люди нашего села»; «Россия наша страна», «Русский национальный костюм», «Костюмы народов России», «Животные России», «Бабочки России», «Как я в садике живу».

 Фотовыставка «Наши Экскурсии по родному селу».

Оформление альбома: «Тайна имени»

Выставка «Генеалогическое древо семьи», составление рассказа о генеалогическом дереве, «Традиции – моей семьи».

Открытое занятие «С чего начинается Родина?».

Консультации для родителей:

«Что такое генеалогическое дерево?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка».

Нашу работу мы разделим на 3 блока:

1 блок: «Детский сад – мой дом второй».

2 блок: «Родной свой край люби и знай! Россия – Родина моя!»

3 блок: «Семья и ближайшее окружение»

4 блок: «Любимое место отдыха моей семьи»

5 блок: «Мое любимое село »

6 блок: «Лучше нет родного края»

Используемая литература:

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

4. По программе М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Развернутое перспективное планирование подготовительной  группы»

5. О.Н. Козак «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»

6. Т.С. Комарова  «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

7. По программе М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Комплексные занятия подготовительная группа»

8. Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс», 2008.

9. Хрестоматия для чтения М., «Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в детском саду. Долгосрочный проект "С чего начинается Родина?"

Долгосрочный проект « С чего начинается Родина» ГБОУ СОШ № 1994 СП №2( детский сад 2485) Срок реализации: 3 года...

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА на первую категорию Образовательная программа «Мир родной природы» Направление «Познавательно-речевое » Образовательная область «Познание» Старшая группа (5 – 6 лет)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.1.         Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников      Одной из современных тенденций д...

«С чего начинается Родина?» (формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем)

Воспитание патриотических чувств – одна из актуальных  и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.Сегодня я затрону тему, которая близка всем п...

Проект «С чего начинается Родина?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой и животным миром родного края для детей второй младшей группы.

Чувствр Родины начинается у малыша  с восхищения тем, что он видет перед собой, что вызывает эмоциональный отклик в его душе, чем он удивляется ежедневно. И хотя многие впечатления еще не осознан...

проектная работа С чего начинается Родина

проектная работа С чего начинается Родина...

Проектная работа в средней группе на тему: «Цвети родной Башкортостан!» (Долгосрочный с 1.09-31.05.2023 г.)

Проектная работа в средней группе на тему:«Цвети родной Башкортостан!»(Долгосрочный с 1.09-31.05.2023 г.)...