Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с Брянским краем
картотека на тему
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится нравственно-патриотическое воспитание.
Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту, где родился человек. Академик Д.С. Лихачёв справедливо отмечал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.
Для её решения, несомненно, во многом способствуют дидактические игры. Ведь игра, как известно, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Предлагаю картотеку игр, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_patrioticheskogo_soderzhaniya.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
по ознакомлению дошкольников с Брянским краем
№ | Название игры | Цель | Материал к игре |
1 | Кому поставлен памятник? | Фотографии памятников | |
2 | Расскажи о памятнике | Закрепить умение описывать жизнь и деятельность знаменитых людей Брянщины не называя их имени. | Фотографии |
3 | Где находится памятник? | Ориентировка по карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города. | Карта- схема города, указка, фотоматериалы видов города |
4 | Исправь ответ | Исправлять неправильное описание достопримечательностей, улиц, зданий и т.д. | Фотографии и иллюстрации |
5 | Узнай по фрагменту | Узнавать по фрагменту здания, достопримечательности, памятники, изделия промышленности и народных промыслов. | Картинки и их фрагменты |
6 | Найди отличия | Сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему прошлому. | Фотографии и иллюстрации, изображающие улицы и людей старого и современного города |
7 | Знатоки Брянска | Закрепить представления детей о достопримечательностях города, обогащать словарный запас детей. | Фотографии видов города, главных достопримечательностей |
8 | Собери из частей целое | Составлять из частей целое (достопримечательности, здания, гербы, и т.д. ) | Разрезные картинки |
9 | Пройдёмся по улицам Брянска | Ориентировка по карте-схеме города, закрепить знания о названиях улиц города. | Фотоматериал, карта города, указка |
9 | Как зовут тебя, деревце? | Сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, произрастающих в крае. Развивать память, мышление, речевую активность. | Пазлы с изображением частей разных видов деревьев, произрастающих в нашем городе, а также их листьев, плодов и семян |
10 | В Брянском лесу? | Закрепить представления детей о растениях, птицах, зверях, некоторых насекомых нашего края. | Иллюстрации флоры и фауны Брянского леса и различных поясов. |
11 | Путешествие в прошлое | Закрепить умение описывать различные здания, предметы, изделия прошлого от лица этих предметов или сравнить одни и те же объекты в разное время. | Фотографии и иллюстрации. |
12 | Звуковые загадки | Закрепить представления детей о труде людей, работающих на Брянских предприятиях, о трудовых операциях, о результатах их труда. | Аудиозаписи рассказов детей, о труде родителей, работающих на предприятиях города, по содержанию, результатам труда назвать соответствующее предприятие. |
13 | Найди пару | Устанавливать связь между изделиями, продуктами и профессиями, предприятиями Брянского края, на которых их изготавливают. | Картинки или иллюстрации. |
14 | Разложи по порядку | Закрепить последовательность трудовых операций по выращиванию сельскохозяйственных продуктов, строительства зданий, изготовления изделий народных промыслов Брянского края. | Карточки или схемы трудовых операций. |
15 | Легенды старого Брянска | Закрепить умение описывать некоторые исторические события города, не называя их (Куликовская битва, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война). | Картинки и иллюстрации событий |
16 | Городской лабиринт | Закреплять умение детей ориентироваться в условиях города, находить выход из любой ситуации | Карта-лабиринт города, фишки, кубик. |
17 | Бежицкий район – район, в котором мы живем | Закреплять название улиц, достопримечательностей, памятников, площадей, предприятий и парков района, умение узнавать их на фотографиях. | Фотографии или иллюстрации. |
18 | Мир профессий и предприятий | Отгадывать загадки о профессиях, называть характер работы, предприятие, в котором эта профессия нужна. | Загадки-картинки (по иллюстрации здания, оборудования или изделия угадать кто там работает) |
19 | Экскурсия по городу | Закреплять у детей навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов. | Фотовыставка (ребёнок в игре является гидом). |
20 | Где я был (а) не скажу, лишь об этом расскажу | Закрепить умение не называя места, где они побывали, рассказать, что там делали и что видели. | Фотографии и иллюстрации. |
21 | Вот мой дом, вот моя улица | Называть улицы ближайшего окружения; знать, в честь кого они названы. | Фотографии центральных улиц, карта города |
22 | Птицы нашего города | Закреплять представления детей о птицах нашего города; уметь отличать их по харак-терным признакам, образу жизни. | Изображения птиц. |
23 | Интервью | Составлять небольшой связный рассказ по теме: «Мой город». Воспитывать уверенность в себе, любовь к родному городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими. | Микрофон, бейдж с надписью «Корреспондент газеты «Колокольчик». |
24 | Волшебный микрофон | Формировать умение быстро и последовательно рассказать, где побывали, что видели, что понравилось или запомнилось. | - |
25 | Продолжи | Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного; запоминать, составлять собственное высказывание; закреплять знания о достопримечательностях города. | - |
26 | Брянск в будущем | Придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица. | - |
27 | Свенская ярмарка | Закрепить умение описывать и называть изделия народных промыслов Брянского края. | Фотографии изделий народных промыслов Брянского края |
15. | Так бывает или нет? | Находить и исправлять ошибки в описании родного города, развивать логическое мышление, воображение. | Карточки с составленными неточными рассказами о городе, его достопримечательностях. |
28 | Что? Где? Когда? | Закреплять представления детей о городе, знать исторические особенности его развития, уметь правильно согласно возрасту формулировать ответ. | Открытки с изображением старого и нового Брянска. |
29 | Я – фотограф | Развивать у детей творческое воображение, стремление «увидеть» и «показать» всем собственный город. | Игрушка-фотоаппарат, листы бумаги, фломастеры или карандаши. |
30 | Загадки о Брянске | Закреплять название улиц, достопримечательностей, памятников; площадей, предприятий и парков города или района, умение узнавать их на фотографиях; Формировать речевые навыки | Загадки о достопримеча-тельностях, изделиях народных промыслов края, зданиях и т.д. |
31 | Знаете ли вы их? | Закрепить представления о знаменитых людях Брянского края. Можно дать только имена и попросить вспомнить фамилии. | Фотографии. |
32 | Узнай поэта, художника, музыканта Брянского края | Узнавать по описанию поэтов, художников, музыкантов их произведения. | Фотографии, иллюстрации, видео и аудиозаписи. |
33 | История улиц Брянска | Закрепить представление о том, почему улицы так называются. | Фотографии. Иллюстрации. |
34 | Четвертый лишний | Классифицировать, находить лишнее, не относящееся к Брянску (предприятия, изделия, профессии, транспорт, деревья, животные, птицы…) | |
35 | Логические цепочки | Установить для каждой группы объединяющий признак (писатели, архитекторы, спортсмены, художники). | Фотографии (разложить по видам деятельности). |
36 | Составь россыпь | Составлять разрезанные на части открытки с памятниками архитектуры Брянска и рассказать. | Разрезанные открытки. |
37 | Поймал – ответил | Отвечать на вопрос, что означает слово (Десна, Пересвет Арсенал, Орджоникидзеград, Трубчевск, Синий Колодец, Овстуг, Болва, зубр, Чашин курган и т.д.). | Мяч. |
38 | Собери информацию | Собрать информацию (описать) о каком-либо здании, объекте, предмете, изделии Брянского края. | Картинки, фотографии. |
39 | Занятия древних жителей Брянского края | Закрепить представления о том, как люди жили раньше, дети соотносят вопрос с картинкой, составляют рассказ. | Картинки с орудиями труда. |
40 | Древние промыслы жителей Брянского края | Закрепить представления о том, чем люди занимались раньше, дети соотносят вопрос с картинкой, составляют рассказ. | Картинки с предметами и орудиями древних промыслов. |
41 | Найди герб Брянска, Трубчевска, Карачева, Новозыбкова и т.д. | Узнавать герб Брянска или городов Брянского края среди других. | Гербы разных городов. |
42 | Что на открытке? | Узнавать достопримечательности, памятники, здания и сооружения, предприятия Брянска, составлять рассказы. | Комплект открыток. |
43 | Что такое хорошо и что такое плохо? | Уточнить представления о благоустройстве города, учить беречь труд взрослых. | Картинки сюжетные с положительными и отрицательными героями. |
44 | Кому что нужно для работы? | Закрепить у детей представление, где трудятся взрослые. | Карточки для выкладывания последовательности трудовых процессов. |
45 | Найди открытки с изображением только Брянска | Находить, сравнивать достопримечательности родного города с другими. | Набор фотографий. |
46 | Чья картина? | Узнавать картины художников Брянского края, название, составить рассказ. | Репродукции или иллюстрации картин. |
47 | Где, что выпускают? | Узнавать изделия промышленных предприятий Брянска, классифицировать их, составлять рассказы. | Набор фотографий. |
48 | Откроем выставку изделий Брянских (Бежицких) предприятий | Закреплять представления о промышленных предприятиях города, умение находить изделия Брянских предприятий в окружающей обстановке. | Набор фотографий и иллюстраций. |
49 | Узнай по контуру | Узнавать по контуру: достопримечательности, здания, изделия предприятий и народных промыслов и т.д. | Набор фотографий и контурных иллюстраций. |
50 | Экскурсия по районам Брянска или городам Брянского края | Узнавать достопримечательности, предприятия, улицы, культурные центры и соотносить их с районами, где они расположены. | Набор фотографий. |
51 | Заколдованный город | Закрепить представления детей о памятниках архитектуры, храмах, архитектуре современных зданий и сооружений родного города. | Набор иллюстраций с контурными изображениями зданий и других сооружений города; фотографии с изображениями этих же зданий и сооружений. |
52 | Кто больше знает? (улиц, храмов, памятников архитектуры, достопримечательностей, парков, предприятий и т.д.) | Закрепить представления детей о родном городе. Узнавать здания, достопримечательности, предприятия, улицы, культурные центры Брянска. | |
53 | Кто такой? | Закреплять представления детей о видах животных, занесенных в Красную книгу Брянского края, воспитывать понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать, развивать внимание и память. | Карточки с изображением животных. |
54 | Чей хвост? | Закрепить представления о животных Брянского края, уметь угадывать их по деталям, объяснять и доказывать свой выбор. | Карточки с обозначение животных и их хвостов. |
55 | Что растет в лесу? | Закрепить представления детей о растительном мире Брянского леса, уметь узнавать, называть и описывать деревья, цветы, ягоды и т.д. | Карточки с изображением леса и карточки с изображением деревьев, цветов, ягод Брянского леса и лесов различных поясов. |
56 | У кого какой дом? | Закрепляли и расширяли представления детей о жизни животных Брянского края, уметь узнавать, называть, описывать их образ жизни и жилища. | Каточки с изображением животных и их жилищ. |
57 | Кто, где живет? | Закрепляли и расширяли представления о жизни животных Брянского края, уметь узнавать, называть, описывать их образ жизни и жилища. | Каточки с изображением животных и их жилищ. |
58 | Узнай по силуэту | Закрепить представления о животном мире Брянского края. Узнавать животных по силуэту, называть их характерные особенности внешнего вида. | Карточки с изображением животных и силуэтное изображение этих животных. |
59 | Узнай по описанию | Закрепить представления о животном и растительном мире Брянского края. Составлять подробные, точные и конкретные рассказы, не называя их. Узнавать по описанию. | Карточки с изображение животных. |
60 | Чьи припасы? | Закрепить знания о животных Брянского края, уметь описывать не называя и угадывать их образ жизни, питание. | Карточки с изображением животных и их припасов. |
61 | Слова любви о Брянске | Закрепить представления о родном крае. Уметь подбирать слова, отражающие особенности и красоту, выражать свое личное отношение и чувства. | - |
62 | Объясни значение | Закрепить представления о родном крае. Уметь объяснить слова, значения: мортира, купола, храм, рельсопрокатный, сталелитейный, камвольный, машиностроительный, железнодорожный, ледовый и т.д. | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем
Во всех этих волшебных историях, таких разнообразных по своему характеру, отражается народная мечта о лучшей доле, добро побеждает зло, торжествует правда...
Перспективное тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с родным краем
Перспективное тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с родным краем составлено в помощь педагогам, с учетом усложнения материала в соответствии с возрастом детей. Работа планируется со...
Консультация по ознакомлению дошкольников с родным краем
Консультация составлена на основе теоретического и практического материалов. Предназначена для проведения старшим воспитателем, заместителем заведующего по методической работе с воспитателями ДОУ. В м...
Консультация для воспитателй: «Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем.»
Материал содержит рекомендации по использованию сказки при ознакомлении с родным краем и воспитании патриотизма у детей дошкольного возраста.....
Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.
В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....
Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с родным краем, станицей.
Содержание игр дает возможность реализовать ряд принципов игрового активного обучения, объединяя их общей задачей, способствует нацеливанию детей на активный поиск решения поставленных задач, позволяю...
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с родным краем
В данном материале подобраны дидактические игры по ознакомлению дошкольников с родным краем(природой, флорой и другие)....