Консультация для воспитателй: «Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем.»
консультация по окружающему миру по теме

Рябова Тамара Ивановна

Материал содержит рекомендации по использованию сказки при ознакомлении с родным краем и  воспитании патриотизма у  детей дошкольного возраста..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_sposob_oznakomleniya_s_rodnym_kraem.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

             Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем.

   «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»

                                                                                                                   (Алексей Николаевич Толстой).

      Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.

    Ни что не воспитывает так детей отзывчивыми, любящими, заботливыми членами общества, как сказки. В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Эти сказки можно сравнить с азбукой жизни, с книгой, где нет тем маленьких, все имеет свой особенный смысл, свою связь. Порой  веселая и шуточная сказка обличает все язвы, пороки человечества и общества. Сказки высвечивают самое доброе, лучшее в людях!       Само слово «сказка» происходит от «сказывать» (говорить, рассказывать). С этим связана и простая разговорная манера ее преподнесения. Народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор – в передаче рассказчиков. Читающий по книге или лучше наизусть как бы обращается к детям, желая воспроизвести историю, событие, случай свидетелем которого он был сам или необычность которого намерен передать «Я там был…», «Жили – были…» и др.

       Сказки пользуются большой популярностью у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они прочно вошли в детский быт. По своему содержанию, народная сказка, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению.

       Сказка вызывает у  дошкольников любовь и интерес своей яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазии, выдумки, игры ума. Познавательные сказки о труде, о вещах, о технике, о природе интересны дошкольникам. В образной форме показывают детям сущность явлений, формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.  

        «Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания, - писал А. С. Макаренко. – Былобы весьма желательно, если бы на каждой книжной полке был сборник сказок… Выбор сказки имеет большое значение… Лучшими сказками для малышей всегда будут сказки о животных. В сказочном богатстве этих сказок очень много, и они очень хороши. По мере роста ребенка можно переходить к сказкам о человеческих отношениях, где уже изображается борьба между бедным и богатым.» [4/  с 417-421 ]

По мнению В. А. Сухомлинского: «сказка, игра фантазии – животворный источник детского мышления…Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится средством выражения мыслей и чувств. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, - невозможно представить детского мышления и детской речи. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Несколько раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному…Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны – лягушки, на Кащея Бессмертного, но он воплощает эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и туже сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.

       Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а и откликается.

      Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы; живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.»[8,153-154]. 

          Ска́зка — жанр литературного творчества:

        Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза)

       Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

      Существует следующие виды фольклорных сказок:

  • Сказки о животных- это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо  занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).
  • Волшебная сказка - В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствуют мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома.
  • Новеллистическая сказка- имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но качественно отличающаяся от неё. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — трикстер, обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость с властями предержащими и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости.
  • Анекдотическая сказка- выделяемая Афанасьевым А. Н., отличается от анекдота тем, что сказка является развёрнутым повествованием анекдота.
  • Жигулевские сказки
  • Небылицы -это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины. [Русская энциклопедия  «Традиция» : http://traditio-ru.org/wiki/Сказка]

Детей старшего дошкольного возраста знакомят со всеми видами фольклорных сказок, но особое внимание следует уделять сказкам своего региона.  Какое чудесное наследство досталось тольяттинцам от прошедших веков: «Жигулевские сказки.»

Жигулёвские сказки имеют огромное значение в ознакомлении детей с родным краем. Жигули издавна называли гнездом свободы, краем легенд. Создание народной поэзии – наши национальные сокровища. Сложенные в давние века, они обладают поразительной, поистине волшебной силой воздействия на умы и сердца. Они и сегодня способны не только обогащать наши представления об истории народа, но и радовать, и волновать, и воспитывать. Это неиссякаемые родники художественного слова, это корни нашей культуры.

С грустью и сожалением приходится сказать, что легенды и предания, в которых воспеты Жигули, неповторимая красота их природы, богатая событиями история, мало, до обидного мало, известны современным детям. Хочется хоть немного восполнить этот пробел и приобщить детей к преданиям и легендам, созданным народом…

«Уж вы горы, горы Жигулевские

Уж вы горы, горы Жигулевские,

Ничего-то вы, горы, не спородили.

Спородили да вы, горы, бел горюч - от камень,

Из-под камешка бежит речка быстрая,

Как названье да этой речке было Волга-матушка.

Широко ли ты, Волга, разливалась,

Потопила Волга все горы, все горы и долы,

Оставляла Волга, част ракитов куст,

Как на том-то кусту да свито гнездышко,

Во этом гнезде-то млад ясен сокол,

Высоко да высоко сокол сидит да далеко глядит,

Далеко глядит да во чисто поле,

Во чистом поле да все чистехонько,

В зеленом поле зеленехонько».  [2; 72].

«… Жигули… Жемчужина Волги… Самая оригинальная и красивая местность, исполненная особой, своеобразной прелести и величия. Жигули тянутся одной горной цепью и, разделяясь на отдельные изолированные горы, громоздятся одна на другую, то виде округлых куполов, то остроконечных конусов. На вершинах и склонах их – скалистые непреступные утесы, серые камни причудливых форм и очертаний, многочисленные гребни. Не каждый решится забраться на высокие отвесные утесы Жигулевских гор. Но кому это удастся, тот испытывает истинное удовольствие: отсюда открывается величественная панорама на обширные волжские дали и просторы, на море расстилающихся лесов, на каменные обнаженные вершины, белеющие среди зелени. Жигулевские горы протянулись на восток от Усинских и Березовских гор». [3; 31]. Они начинаются Молодецким курганом, который высокой каменной стеной извечно поднимался над Волгой, поражая своим суровым, непреступным видом. Рядом с Молодецким курганом Девья гора. Знакомя детей с Жигулёвскими горами , параллельно рассказывается легенда о Молодецком кургане и Девьей горе. 

«Полюбил добрый молодец Иван девушку Груню, дочь богатого купца. Да только отец девушки был против свадьбы. И ушел тогда Иван к Стеньке Разину, и вскоре за подвиги свои получил от атамана фамилию Молодцов, а потом весточку Груне. Бросила Груня отчий дом через день прискакала к нему на вороном коне. Но привел отец Груни по тайным горным тропам царские войска, и были разбиты разинцы. Поднялся Иван на высокий курган, увидел, что окружен. Простился с Груней и бросился в воду. А тут и отец с солдатами. Увидела их девушка, взбежала на соседнюю горку и тоже бросилась с обрыва. С тех пор и называют курган Молодецким, а небольшой холм, прижавшийся к кургану, – Девьей горой».  [7; 384].

С какой силой, с каким душевным проникновением воспевает народ своих героев – и сказочных и реально существовавших. Нельзя обойти вниманием и  легенду про Хозяйку Жигулевских гор.

 «В стародавние времена жила в селении Жигулевских гор красивая да сильная баба. Звали ее Жигулиха. Умная была да добрая, хлебосольная да веселая. Детей у нее была куча: мал – мала меньше. Но догляд был за всем, всякое дело у нее спорилось: мужу – привет да ласка, детям – уход, дом – в чистоте да радости, скотина не забыта, и огород плодородит. Любили ее на селе все. Кто к ней – за советом да помощью, а кто за солью – никому отказу не было.

Жил народ в селе, да радовался.

 Но пришли худые времена: то одни нападают, то другие, то третьи. Гибнут люди, все меньше народу на селе. Вот уж и мужиков не стало – парни на битву пошли. Воюют да воюют, нет этому ни конца, ни края. Погибло селение… Осталась Жигулиха одна: ни детей, ни мужа, ни дома. Черным дымом пожарищ Солнце застило.

Зачем жить на белом свете?!

Посмотрела Жигулиха последний раз на воды волжские, на село разоренное, на небо хмурое, заплакала и ушла жить в подземелья Жигулевских гор. Говорят, что до сих пор там обитает. Иногда люди видят – выходит она посмотреть на жизнь новых Жигулевских сел и деревень. Радуется хорошему, кому-то в беде помогает, но больше плачет, вспоминая своих родимых детушек. И падают слезы ее чистым родником в Чашу Каменную. Ходят люди тому роднику поклониться да испить животворной водицы, не ведая, что это целительные слезы самой Хозяйки Жигулевских гор». [1; 34-35].

Знакомя детей с историей Жигулевских гор и Жигулевскими легендами можно почитать им следующие сказки и легенды «Сокол и Жигуль», «На горе Лепешка», «Иван да Груня», «Утес Шелудяк», «Утесы над Волгой». «Сказки и предания Самарского края.» Открытия Д. Н. Садовникова. Из собрания сказок и преданий Самарского края, собранных и записанных Д. Н. Садовниковым.

Не одно поколение сменилось, а Жигули также неповторимы. Хотелось бы сохранить красоту Самарского края, а из легенд взять то, что помогло бы предостеречь человека от каких либо бед в Жигулевских горах, чтобы от общения с ними мы получили только радость. Ведь Жигулевские горы – это гордость России, ее вечная красота. А любить свою страну без знания ее прошлого нельзя.

 «Любовь к России, к родному краю – это и любовь, и уважение друг к другу людей разной национальности. Многие сотни лет живут на территории Самарского края башкиры, марийцы, мордва, русские, татары, чуваши и удмурты, живут в дружном соседстве, помогая друг другу в беде, делясь радостью.

Из глубины веков бережно донесли они свое богатство: поэтические песни, мудрые загадки, занимательные сказки. Они имеют большое значение в ознакомлении с культурой , обычаями и народными традициями.  

Сказки каждого народа отличаются особым содержанием, образами, стилем. В них отражаются представления народов о мире и счастье, исторически сложившийся образ жизни, национальный характер». [6; 5].

Героем татарских сказок является храбрый, сильный батыр, который ловко владеет мечом и на своем верном скакуне может один победить целое войско. В удмурдских сказках – простой крестьянский парень, трудолюбием и смекалкой добывает он свое счастье. Беркуты, степные лисицы, собаки – верные друзья кочевников, - помогают героям башкирских сказок. Добрый молодец из русской сказки оборачивается серым зайцем, быстроногим оленем, ясным соколом. Действие  марийских сказок разворачивается в густых лесах по берегам светлых рек Кокшага, Ветлуга, Элнет. Совершенно своеобразны и очень поэтичны мордовские сказки о спящей красавице Дуболго Пичай и злой ведьме Сыре-Варде, а чувашские сказки говорят о преданности и верности  Эттикан и Селиме.

Во всех этих волшебных историях, таких разнообразных по своему характеру, отражается народная мечта о лучшей доле, добро побеждает зло, торжествует правда, справедливость.

Хочется верить, что знакомство детей с национальными сказками будет способствовать мирному сосуществованию людей этих национальностей. И дети вырастут патриотами с большой буквы и прекратятся на нашей Земле ссоры, распри и войны!

Итак, можно смело сказать, что народная сказка воспитывает патриотов родного края, учит добру, отзывчивости, справедливости, знакомит с историей, культурой, персонажами разных народов.

Прикосновение к сказке никого не может оставить равнодушными. Сказку любят все – и взрослые, и дети… Сказка помогает гордиться местом, где родился и живешь, помогает беречь и любить свой край!

Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Она родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка.

Литература:

1)Альбом Самарская Лука: Современные легенды -  Самарское книжное издательство, 2007.

2)Жемчужины Жигулей. Составитель Кузменко С.Е. - Куйбышевское книжное издательство, 1980.

 3)Лялицкая С.Д.  Жигули заповедные  -  Куйбышевское книжное издательство,            1970

 4)Макаренко А. С. Соч. в 7-ми т., т.4. М., 1957  с 417-421

5) Русская энциклопедия  «Традиция» : http://traditio-ru.org/wiki/Сказка

6)Поздеева Т.А. Сказки народов Урала и Поволжья

7)Сказки Волжской вольницы. Составитель Тараканова Н.И. – Тольятти: МОУ ДПОС – Центр информационных технологий; Фонд «Духовное наследие», 2002.

  8) Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» Изд. 2-е. Киев. 1972 с 153-154


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем

Во всех этих волшебных историях, таких разнообразных по своему характеру, отражается народная мечта о лучшей доле, добро побеждает зло, торжествует правда...

Перспективное тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с родным краем

Перспективное тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с родным краем составлено в помощь педагогам, с учетом усложнения материала в соответствии с возрастом детей. Работа планируется со...

Консультация по ознакомлению дошкольников с родным краем

Консультация составлена на основе теоретического и практического материалов. Предназначена для проведения старшим воспитателем, заместителем заведующего по методической работе с воспитателями ДОУ. В м...

Консультация для педагогов. Задачи ознакомления дошкольников с родным краем.

Ознакомление дошкольников с родным краем включает целый комплекс задач:-воспитание у ребенка любви к малой Родине;-формирование бережного отношения к природе и всему живому;- знакомство детей с символ...

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ

Описание  опыта работы по использованию проектного метода  в ознакомлении дошкольников с родным краем...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....

Статья "Сказка, как способ ознакомления дошкольников с родным краем"

Данный материал разработан для раскрытия вопросов ознакомления детей дошкольного возраста с историей родного края через сказки....