Консультация по ознакомлению дошкольников с родным краем
методическая разработка по теме
Консультация составлена на основе теоретического и практического материалов. Предназначена для проведения старшим воспитателем, заместителем заведующего по методической работе с воспитателями ДОУ. В материале дан перечень методической литературы по разделу краеведческой работы с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_po_oznakomleniyu_s_rodnym_kraem.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Подготовила: Терешева О.В.,
заместитель заведующего по ВМР
МАДОУ д/с № 68 г. Калининграда
Методы и приёмы работы с детьми
по ознакомлению с историей и культурой родного края.
В период смены экономических и общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Ситуация в нашей стране не стала исключением. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, укреплением их здоровья. Но не менее важно заложить основы душевного здоровья.
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём жизненном пути и реализовать его в реальных условиях и обстоятельствах.
20 лет тому назад цели, содержание программ дошкольного образования совпадали с установками советской семьи и советского государства. То, о чём говорили детям воспитатели в детском саду, подкреплялось телевизионными передачами, детской литературой, которую детям читали родители. Пропагандировалась ценность высоких профессиональных качеств и достижений, нравственные качества – доброта, отзывчивость, внимание к другим людям.
Современные родители растят ребёнка «для него самого». Они хотят, чтобы ребёнок был успешен, смог «чего-то добиться в жизни сам». Ребёнок привыкает рассматривать все явления жизни с позиций того, что ему нравится или не нравится, полезно или нужно. Однако индивидуализм иногда мешает научиться строить гармоничные отношения с другими людьми. Без понимания другого человека, без учёта его интересов и потребностей невозможна продуктивная совместная деятельность, сотрудничество, радостное общение.
Личностно-ориентированный подход, применяемый без разумных и целесообразных ограничений, приводит к формированию бескультурного поведения, которое в конечном счёте становится проблемой не только окружающих людей, но и самого ребёнка. Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребёнок был внутренне свободным, а внешне – воспитанным?
Раньше в средствах массовой информации героями были люди труда (космонавты, шахтёры, учёные) – люди действия.
Сейчас герои экрана – политики, бизнесмены, артисты – это люди бездействия, люди внешнего вида.
Раньше ребёнок хотел быть кем-то из знакомых профессий: врачом, учителем, пожарным. Сейчас дети хотят быть «звездой», президентом, банкиром, жить «хорошо». Понятие «жить хорошо» для детей носит чисто внешние признаки: ездить на красивой машине, жить в большом доме и т.п. («хороший» пример воспитания родителями, когда отец сажает восьмилетнюю девочку за руль своей машины и та разгоняется до ста километров в час. А в голове у ребёнка только одно: видели бы подружки, какая она крутая!) Образ взрослого будущего у современного ребёнка простирается лишь на сферу его потребностей, а не на сферу его деятельности.
Поэтому задача современного педагога – это создание ситуаций для ребёнка, когда он будет задумываться, что он будет делать, в каких сферах деятельности он хочет себя проявить.
Патриотическое воспитание, развитие интереса у детей к истории родного края, к его культуре неразрывно связано с воспитанием личности ребёнка, его социальной позиции.
Задачи патриотического воспитания:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Патриотическое воспитание начинается с ознакомления ребёнка с ближайшим окружением: улица, на которой он живёт, участок детского сада, где он гуляет со своими друзьями, его самые близкие – семья (бабушки, дедушки, мама и папа).
Знакомство с родным краем можно разделить на несколько направлений:
- история;
- культура;
- национальное своеобразие;
- географическое положение;
- природно-экологические особенности.
В соответствии характерными особенностями дошкольного возраста педагоги могут использовать в работе различные методические приёмы:
- Рассказ воспитателя. Особенности при применении данного приёма:
- по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фото, репродукции картин, схемы и т.д.)
- составляя рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям – для активизации познавательной деятельности и внимания.
- рассказывая об исторических событиях, не употреблять в речи даты, так как детям недоступна хронология. Можно использовать выражения: «это было очень-очень давно», или: «когда ваши дедушки были маленькими».
- язык рассказа должен быть очень простым. При использовании в речи незнакомых детям слов, обязательно объяснить их значение (например, «князь», «полководец»). При этом предложения лучше использовать короткие.
- в процессе знакомства с достопримечательностями города не застревать на рассматривании особенностей архитектуры того или иного здания, достаточно выделить что-то главное, что отличает его от других (колонны у Драмтеатра, фигуры львов у Дворца моряков и т.п.)
- Соединение познавательного содержания с продуктивной творческой деятельностью. Наблюдения в природе, экскурсии различного характера (исторические, культурные, природоведческие), целевые и ежедневные прогулки, рассматривание книг, иллюстраций, беседы с детьми сочетаем с продуктивной творческой деятельностью. В качестве продуктивной деятельности выступают: рисование, лепка, конструирование, сочинение сказок и рассказов, театрализация.
- Биографический метод. Заключается в том, что в рамках темы педагог знакомит детей с жизнеописанием выдающихся людей. Биографический материал подбирается таким образом, чтобы максимально заинтересовать и привлечь внимание именно детей дошкольного возраста. Поэтому рассказы должны включать много эпизодов, посвящённых детству, и описания наиболее ярких подвигов.
- Опора на работу с художественной литературой.
Здесь особая роль отводится сказкам. Сказки дают детям эталонные представления о добре и зле, «что такое хорошо и что такое плохо».
Русская сказка воспитывает в ребёнке:
- сострадание к ближнему и слабому;
- уважение к старшим;
- уважение к природе, растениям и животным;
- отсутствие корыстности и жадности;
- отсутствия честолюбия и амбициозности в любых формах;
- умение простить, незлопамятность и неспособность к мести – для юношей;
- терпение, трудолюбие, верность слову и постоянство в привязанностях – для девушек.
Сказка формирует представление о необходимости учения (Буратино); утверждает ценность интеллекта (русская народная сказка «Вершки и корешки», Братья Гримм «Ёж и заяц»).
Исторические произведения – былины – создают образ богатыря – носителя идеала мужества и смелости, преданного и бескорыстного служения своей Родине.
- Использование театральной творческой деятельности детей. Воспитатель разучивает с ребёнком текст, музыкальный руководитель помогает ребёнку создать образ персонажа в движении и интонационно. Всё это помогает ребёнку усвоить и принять родную культуру.
Литература:
- Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников», М., ЦГЛ, 2005 г.
- Соловьёва Е., Царенко Л. «Наследие. И быль, и сказка.» М., Обруч, 2011 г.
- Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?», М., ТЦ Сфера, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем
Во всех этих волшебных историях, таких разнообразных по своему характеру, отражается народная мечта о лучшей доле, добро побеждает зло, торжествует правда...
Перспективное тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с родным краем
Перспективное тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с родным краем составлено в помощь педагогам, с учетом усложнения материала в соответствии с возрастом детей. Работа планируется со...
Консультация для воспитателй: «Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем.»
Материал содержит рекомендации по использованию сказки при ознакомлении с родным краем и воспитании патриотизма у детей дошкольного возраста.....
Консультация для педагогов. Задачи ознакомления дошкольников с родным краем.
Ознакомление дошкольников с родным краем включает целый комплекс задач:-воспитание у ребенка любви к малой Родине;-формирование бережного отношения к природе и всему живому;- знакомство детей с символ...
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ
Описание опыта работы по использованию проектного метода в ознакомлении дошкольников с родным краем...
Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем "Краеведение - малышам"
Дополнительная программа по ознакомлению с родным краем направлена на воспитание любви к своей "малой Родине" , обеспечивает знакомство дошкольников с самобытностью и культурой людей, проживающи...
Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.
В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....