Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с родным краем
картотека (подготовительная группа) на тему
В данном материале подобраны дидактические игры по ознакомлению дошкольников с родным краем(природой, флорой и другие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_oznakomleniyu_doshkolnikov_s_rodnym_kraem.docx | 677.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по ознакомлению с природой родного края
Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой родного края.
1.«Какая птица (дерево, животное) лишняя и почему».
Дидактическая задача: развивать умение отличать птиц (деревья, животных) нашего края от других, развивать внимание, память, мышление.
Игровое правило: Выбирать и называть только тех птиц (животных, деревья, цветы, которые существуют в нашем крае.
Игровое действие: Брать карточку с изображением нескольких птиц (деревьев, цветов, животных) и называть только тех, которые есть в нашем крае (на каждой карточке есть один объект не с нашего края).
2. «Помоги зверюшке добраться до дома».
Дидактическая задача: повторить названия растений, животных, их внешние признаки, места обитания; развивать внимание, мышление, память, речь.
Игровое правило: Проходя этапы в игре называть растения, животных, птиц. Игровое действие: кидать кубик с цифрами, выполнять нужное количество шагов и называть встречающихся на пути (нарисованных на игровом поле) животных, растения и птиц.
3. «Кто где живёт?»
Дидактическая задача: закреплять представления детей о растениях и животных края, развивать умение группировать их по местам обитания и произрастания (тайга, смешанный лес, луг, река Амур, морское побережье, озеро, север края, развивать самостоятельность мышления, внимательность, активность.
Игровое правило: Соревноваться, кто скорее выберет из предложенных нужные картинки растений и животных и закроет ими пустые клетки-пробелы на больших картах, на которых нарисованы тайга, смешанный лес, луг, река, озеро, морское побережье, север края.
Игровое действие: Дети (индивидуально, парами или подгруппами- командами, соревнуясь подбирают картинки из предложенных и закрывают пустые места.
4. «Какие из данных птиц зимуют в нашем крае?».
Дидактическая задача: развивать умение узнавать и называть зимующих птиц нашего края, развивать внимание, память, мышление.
Игровое правило: Выбрать картинку с птицей и назвать её.
Игровое правило: Из предложенных картинок выбрать зимующих птиц нашего края и назвать их (можно индивидуально, можно в виде соревнования)
5. «С какого дерева листок (плод)».
Дидактическая задача: развивать умение определять и называть дерево, кустарник по его листочку (плоду) и наоборот.
Игровое правило: после сигнала правильно найти своё дерево (кустарник) или листок (плод).
Игровое действие: Подбирать правильную пару (дерево- листок, плод).
6. «Рассели по «этажам» леса».
Дидактическая задача: развивать умение определять к какому ярусу леса относятся данные растения, животные, птицы.
Игровое правило: Правильно «расселять» растения, птиц, животных по «этажам» леса.
Игровое действие: Выбирать карточку с изображением объекта природы, укладывать её на нужный ярус леса, объясняя почему.
7. «Размести растения (животных) на карте Хабаровского края».
Дидактическая задача: развивать умения правильно определять места обитания растений (животных) в нашем крае, развивать внимание, мышление, память.
Игровое правило: Правильно разместить все картинки с растениями (животными) на карте нашего края.
Игровое действие: Брать картинку и размещать её в нужное место на карте края, объясняя свои действия (можно индивидуально, можно по подгруппам, по командам).
8. «Найди, какое растение является лекарственным».
Дидактическая задача: развивать умение находить и называть из разнообразных растений края те, которые являются лекарственными, развивать внимание, память, мышление.
Игровое правило: Выбрать из предложенных растении только лекарственные и правильно их назвать.
Игровое действие: Получив карточки с растениями, выбрать и назвать только лекарственные.
9. «Экологические цепочки».
Дидактическая задача: развивать умение находить взаимосвязь и взаимозависимость растений и животных в нашем крае, развивать внимание, память, мышление.
Игровое правило: Правильно вставить пропущенное звено в цепочке.
Игровое действие: Вставлять пропущенные фрагменты в экологическое цепочке и объяснять почему.
10. «Загадки- отгадки».
Дидактическая задача: развивать умение отгадывать загадки о растениях и животных Хабаровского края, узнавая их на картинках.
Игровое правило: Сначала надо найти картинку- ответ, а потом назвать.
Игровое действие: Угадать объект по загадке и найти нужную картинку.
11. «Угадай по описанию».
Дидактическая задача: развивать умение угадывать животное (растение)по описанию и наоборот описывать выбранное наугад животное (растение); развивать внимание, память, речь, наблюдательность.
Игровое правило: По описанию правильно угадать и назвать животное (растение, птицу и т. п.). Или наоборот, по картинке животного (растения, птицы)дать короткое описание, выделяя особенности.
Игровое действие: Слушать и, угадывая, называть животное (растение, птицу.) или выбрать картинку и рассказать о том, кто (что)на ней изображено и его особенностях.
12. «Собери картинку».
Дидактическая задача: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания об объектах природы края и их особенностях., воспитывать старание, целеустремлённость, усидчивость, развивать внимание, мышление, речь.
Игровое правило: За определённое время правильно собрать из частей (3,4,5,6) целую картинку (можно после этого предложить составить рассказ по картинке).
Игровое действие: Правильно складывать картинку из нескольких частей и называть, что получилось.
13. «Домино».
Дидактическая задача: закреплять знания о флоре и фауне нашего края, развивать сообразительность, внимание, память, речь.
Игровое правило: Кто первым положит все свои карточки, тот и считается выигравшим.
Игровое действие: Быть внимательным, не пропускать хода, вовремя и правильно класть одну из своих карточек.
14. «Передавай и называй».
Дидактическая задача: закреплять умение детей называть объекты природы Хабаровского края и их классифицировать.
Игровое правило: Называть объект (зверя, птицу, рыбу, растение) можно только после того, как получишь камешек (мячик, отвечать надо быстро, не повторять уже сказанное кем- то.
Игровое действие: Передать камешек (мячик, быстро и правильно назвав объект природы (какой был задан по классификации: животное, растение, рыба или птица).
15. «Так бывает или нет».
Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в предметах и явлениях, повторяя при этом условия существования и образ жизни животных (растений, птиц, рыб).
Игровое правило: Кто заметит небылицу, должен с4казать, почему так не бывает.
Игровое действие: Отгадывать и исправлять небылицы.
16.«Путешествие из прошлого в настоящее»
(игра предназначена для детей 5-7 лет)
Цель:
- закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города Оха, о внешнем виде зданий;
- формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие;
- активизировать словарь детей, закреплять названия исторических памятников города.
Ход игры:
В комплект игры входят карточки, на которых изображены здания города Охи в старом и современном виде.
В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изображением цветных памятников архитектуры «рубашкой вверх». Рядом разложены картинки с чёрно-белыми фотографиями тех же самых памятников архитектуры, но выполненных несколько лет назад. По порядку каждый ребенок открывает картинку с цветной фотографией и ищет соответствующую картинку с изображением одного и того же здания. Дети называют здания. Выигрывает тот, кто правильно подберет пары и назовет памятник.
1 вариант:
Дети берут карточки, внимательно рассматривают их, находят сходства и различия зданий в старом и современном виде. По очереди дети рассказывают о назначении здания для жителей города.
2 вариант:
Детям предлагается по представлению внести изменения во внешний вид здания, представить и рассказать, каким оно станет в будущем.
Игровое правило:
Отбирать только одинаковые здания на разных картинках. Выигрывает тот, кто не ошибётся.
17. Дидактическая игра
«Собери картинку»
(игра предназначена для детей 5-7 лет)
Цель:
- упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей,
- закреплять знания детей о родном городе через содержание картинок,
Ход игры.
В комплект игры входят картинки с видами музеев, памятников, разрезанные на несколько частей. В игре могут принимать участие 1-3 человека.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, выиграл. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).
Игровое правило:
За определенное время правильно собрать из частей целую картинку. Выигрывает тот, кто соберет картинки первым.
18.Дидактическая игра
«Сквозь замочную скважину»
(игра предназначена для детей 5-7 лет)
Цель:
- закреплять знания детей о памятниках города Охи ;
- развивать зрительную память, восприятие.
Ход игры.
В комплект игры входят картинки с видами памятников города Охи , комплект карточек с прорезями замочной скважины разных величин.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением памятников. Ребенок перемещая замочную скважину, пытается определить памятник, дать краткое описание его.
Игровое правило:
Рассматривать картинку можно только с помощью замочной скважины.
19.Дидактическая игра «Путешествие по городу»
(игра предназначена для детей 5-7 лет)
Цель:
- закрепить знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города.
- учить определять место расположения исторических памятников, давать их краткое описание.
Дидактический материал:
Игровое поле, на котором отмечено расположение наиболее интересных памятных мест, карточки такого же размера с изображениями памятников и др. Содержание карточек зависит от варианта игры: 1 – изображение и название достопримечательностей; 2 — описание памятных мест; 3 — цифры, указывающие местоположение памятника на схеме.
Ход игры:
Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города. Затем объясняются правила игры.
В игре могут принимать участие 4-5 детей. На столе раскладывается карта-схема города, дети получают карточки с изображением памятных мест. Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию по городу и перемешивает карточки с описаниями, положив их «рубашками» верх. Игра может постепенно усложниться.
1 вариант. Ведущий достает карточки, называя памятник и цифру, обозначающую его местонахождение на карте. Ребята, у которых есть карточка с изображением названной достопримечательности, закрывает ею соответствующее место на схеме.
2 вариант. Ведущий достает карточки с описанием, читает текст, не называя памятник и цифру, которая обозначает его расположение. Дети должны догадаться, о чем именно говорит педагог, назвать памятник или историческое место, найти его по карте и выложить нужную карточку.
3 вариант. Ведущий достает карточки с цифрами. Дети, у которых есть карточка с изображением соответствующей цифры памятника, произносит нужное название и рассказывает о нем. Игра заканчивается, когда все отмеченные на схеме места будут закрыты карточками. Побеждает участник, выложивший свои карточки первым.
Игровые правила:
Последовательность хода определяется брошенным кубиком, передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает - пропусти ход, зелёный — двигайся назад, синий — вперед. Выигравшим считается тот, кто первым дошел до финиша.
20.Дидактическая игра «Найди пару»
«Что за ягода такая»
(игра предназначена для детей 6 – 7 лет)
Цель:
- познакомить детей с видами ягод и учить называть их;
- учить узнавать ягоды, которые произрастают в Костромской области;
- развивать у детей внимание, интерес, бережное отношение к растениям.
Ход игры:
1 вариант:
Карточки лежать на столе у детей. Воспитатель называет ягоду, дети показывают нужную карточку.
2 вариант:
Из общего количества карточек дети выбирают те ягоды, которые произрастают в крае.
В комплект игры входят карточки с изображением ягод Сахалинской области.
21.Д/И«Кто такой?»
(игра предназначена для детей 6-7года)
Цель:
- закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную книгу Сахалинской области;
- воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать;
- развивать внимание и память.
Ход игры:
1 вариант:
Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных, которые занесены в Красную книгу Сахалинской области.
2 вариант:
Педагог показывает карточку с тем или иным животным, занесенным в Красную книгу Сахалинской области, дети называют его.
3 вариант:
Педагог называет название животного, дети из предложенного ряда карточек выбирают нужную.
Игровое правило:
Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
В комплект игры входят карточки с изображением животных, занесенных в Красную книгу Сахалинской области и ряд карточек, содержащих животных занесенных в Красную книгу и нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"
Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края" ...
Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.
В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....
Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с родным краем, станицей.
Содержание игр дает возможность реализовать ряд принципов игрового активного обучения, объединяя их общей задачей, способствует нацеливанию детей на активный поиск решения поставленных задач, позволяю...
Дидактические игры для ознакомления с природой родного Коми края
Дидактические игры для ознакомления старших дошкольников с природой родного Коми края...
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с родным городом
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с родным городом...
Дидактическая игра по ознакомлению детей с родным краем "Думаем о родном городе".
Дидактические игры по краеведению позволяют не только расширить и закрепить представления детей о родном крае, но и воспитывать чувство гордости за свой край, развивать речь, внимание, мышление дошкол...
Дидактическая игра по ознакомлению детей с родным краем «Как появляется Оренбургский пуховый платок?»
Дидактическая игра по ознакомлению детейстаршего дошкольного возраста с родным краем«Как появляется Оренбургский пуховый платок?» Цель: знакомить детей с народным промыслом Оренбуржья...