Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Во всех этих волшебных историях, таких разнообразных по своему характеру, отражается народная мечта о лучшей доле, добро побеждает зло, торжествует правда, справедливость.

Хочется верить, что знакомство детей с национальными сказками будет способствовать мирному сосуществованию людей этих национальностей. И дети вырастут патриотами с большой буквы и прекратятся на нашей Земле ссоры, распри и войны!

Итак, можно смело сказать, что народная сказка воспитывает патриотов разного края, учит добру, отзывчивости, справедливости, знакомит с историей, культурой, персонажами разных народов.

Прикосновение к сказке никого не может оставить равнодушными. Сказку любят все – и взрослые, и дети…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем.

Т.Н. Кобзистая, Матвеева Н.А.

(АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №63 «Весняночка», г.о. Тольятти)

          Современность подобно ластику стирает с нашей памяти все то, что делало людей духовно богатыми, заполняя пробелы пустыми вещами: сквернословием, косноязычием, необразованностью. Стирается суть, наша принадлежность к этому великому, славному, громкому понятию – любовь к родине.

         Не любить тот город, в котором родился и растешь, невозможно. Первые шаги, первые друзья, первый учитель – все связано с родиной. Любить родной край -  значит также интересоваться его историей, узнавать как можно больше о прошлом и стараться внести свой вклад в настоящее и будущее. Начинать нужно с малого: помочь старушке перейти дорогу, уступить в транспорте место старику или женщине с ребенком, навести порядок во дворе своего дома…

        В нашем детском саду №63 «Весняночка» обучение основам краеведения уделяется особое внимание. Дети изучают историю родного края, знакомятся с первыми жителями – калмыками и их занятиями (разведение домашних животных). Через беседы, игры, совместную деятельность познают мир символики родного края, значение и роль ВАЗа для нашего города [см. фрагмент перспективного планирования]. Но не что не воспитывает так детей отзывчивыми, любящими, заботливыми членами общества, как сказки, сказки родного края, фольклорные сказки. В нашем детском саду дети знакомятся со следующими видами сказок:

  1. Фольклорные сказки
  2. Сказки о животных
  3. Жигулевские сказки
  4. Сказки народов Поволжья.

1)  Фольклорные сказки.

 Какое чудесное наследство досталось тольяттинцам от прошедших веков. Ведь фольклор – основа основ духовной культуры – то волшебное, с помощью которого осуществляется связь времен, связь поколений. Сколько мудрости лежит в недрах народа! Россыпи пословиц, загадок, поговорок, сказок, героических былин, по сию пору, украшают нашу повседневность, и воспитывает в детях святую чистую веру, любовь к родным просторам, к месту, где родился и вырос!

 «Зима завивает метельные пряди,

Зеркальные латы кует,

Для Волги-реки зачарованной глади

К ночи серенады поет.

Согрета подушка в уютной кровати,

В окошках погасли огни;

Пусть ночь протекает спокойно и гладко,

До утренней зорьки усни…» [4; 29-30]

Доброе слово да мудрая поговорка – вот, на чем растили наших прадедушек и прабабушек. Невольно обратишь внимание на то, с какой трепетной заботой укрывает в калыбельке младенца мать, как тихо и ласково нашептывает ему пожелания на ночь…  Любовь, любовь к ближнему, любовь ко всему живому…

2)  Сказки о животных.

«Сказки о животных всегда были близки и понятны детям, в сказках о животных всегда можно увидеть поступки людей, увидеть мораль. Волжские сказки не исключение. Например, в сказке «Почему кукушка кукует» говорится о любви матери к своему ребенку.

- Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! – это одинокая горестная песня кукушки, оттого, что не слышат ее птенцы, потому, что выросли они в чужих гнездах и не знают своей матери и ее песен.

Сказка «Завистливый гусь» учит не завидовать тому, что есть у других людей, а гордиться и любить свое тело, свой ум. В сказке «Как медведь и бурундук дружить перестали» мораль такова – не завидуй другим, не разрушай их дружбу!» [7;32,44,46]

В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Эти сказки можно сравнить с азбукой жизни, с книгой, где нет тем маленьких, все имеет свой особенный смысл, свою связь. Порой  веселая и шуточная сказка обличает все язвы, пороки человечества и общества. Сказки высвечивают самое доброе, лучшее в людях!

3)  Жигулевские сказки.

 Огромное значение на наших занятиях мы уделяем знакомству детей с родным краем. Жигули издавна называли гнездом свободы, краем легенд. Создание народной поэзии – наши национальные сокровища. Сложенные в давние века, они обладают поразительной, поистине волшебной силой воздействия на умы и сердца. Они и сегодня способны не только обогащать наши представления об истории народа, но и радовать, и волновать, и воспитывать. Это неиссякаемые родники художественного слова, это корни нашей культуры.

С грустью и сожалением приходится сказать, что легенды и предания, в которых воспеты Жигули, неповторимая красота их природы, богатая событиями история, мало, до обидного мало, известны современным детям. Хочется хоть немного восполнить этот пробел и приобщить детей к преданиям и легендам, созданным народом…

«Уж вы горы, горы Жигулевские

Уж вы горы, горы Жигулевские,

Ничего-то вы, горы, не спородили.

Спородили да вы, горы, бел горюч - от камень,

Из-под камешка бежит речка быстрая,

Как названье да этой речке было Волга-матушка.

Широко ли ты, Волга, разливалась,

Потопила Волга все горы, все горы и долы,

Оставляла Волга, част ракитов куст,

Как на том-то кусту да свито гнездышко,

Во этом гнезде-то млад ясен сокол,

Высоко да высоко сокол сидит да далеко глядит,

Далеко глядит да во чисто поле,

Во чистом поле да все чистехонько,

В зеленом поле зеленехонько».  [2; 72].

«… Жигули… Жемчужина Волги… Самая оригинальная и красивая местность, исполненная особой, своеобразной прелести и величия. Жигули тянутся одной горной цепью и, разделяясь на отдельные изолированные горы, громоздятся одна на другую, то виде округлых куполов, то остроконечных конусов. На вершинах и склонах их – скалистые непреступные утесы, серые камни причудливых форм и очертаний, многочисленные гребни. Не каждый решится забраться на высокие отвесные утесы Жигулевских гор. Но кому это удастся, тот испытывает истинное удовольствие: отсюда открывается величественная панорама на обширные волжские дали и просторы, на море расстилающихся лесов, на каменные обнаженные вершины, белеющие среди зелени. Жигулевские горы протянулись на восток от Усинских и Березовских гор». [3; 31]. Они начинаются Молодецким курганом, который высокой каменной стеной извечно поднимался над Волгой, поражая своим суровым, непреступным видом. Рядом с Молодецким курганом Девья гора. Параллельно детям рассказывается легенда о Молодецком кургане и Девьей горе.

«Полюбил добрый молодец Иван девушку Груню, дочь богатого купца. Да только отец девушки был против свадьбы. И ушел тогда Иван к Стеньке Разину, и вскоре за подвиги свои получил от атамана фамилию Молодцов, а потом весточку Груне. Бросила Груня отчий дом через день прискакала к нему на вороном коне. Но привел отец Груни по тайным горным тропам царские войска, и были разбиты разинцы. Поднялся Иван на высокий курган, увидел, что окружен. Простился с Груней и бросился в воду. А тут и отец с солдатами. Увидела их девушка, взбежала на соседнюю горку и тоже бросилась с обрыва. С тех пор и называют курган Молодецким, а небольшой холм, прижавшийся к кургану, – Девьей горой».  [7; 384].

В цепи Жигулевских гор можно увидеть Могутову гору. На Востоке высится Лысая гора. Она покрыта густыми лесами, и только Западные склоны ее совсем обнажены, почему она и получила свое название. На вершине ее огромные камни. Ценнейшим историческим памятником является Царев курган. Но не меньшее значение он имеет как памятник природы. Его необычная куполообразная форма издавна заставляла людей задумываться: не человеком ли создано это дивное сооружение? Легенда такова: «Под этой горой погребен один татарский князь по имени Мамаон, который с семью татарскими царями плыл по Волге и хотел пройти и покорить всю Россию, но здесь умер и похоронен, и будто бы воины его, которых было несчетное множество, сносили сюда на его могилу землю шапками и щитами и от того образовалась гора». [5; 115].

С какой силой, с каким душевным проникновением воспевает народ своих героев – и сказочных и реально существовавших. Нельзя обойти вниманием и  легенду про Хозяйку Жигулевских гор.

 «В стародавние времена жила в селении Жигулевских гор красивая да сильная баба. Звали ее Жигулиха. Умная была да добрая, хлебосольная да веселая. Детей у нее была куча: мал – мала меньше. Но догляд был за всем, всякое дело у нее спорилось: мужу – привет да ласка, детям – уход, дом – в чистоте да радости, скотина не забыта, и огород плодородит. Любили ее на селе все. Кто к ней – за советом да помощью, а кто за солью – никому отказу не было.

Жил народ в селе, да радовался.

 Но пришли худые времена: то одни нападают, то другие, то третьи. Гибнут люди, все меньше народу на селе. Вот уж и мужиков не стало – парни на битву пошли. Воюют да воюют, нет этому ни конца, ни края. Погибло селение… Осталась Жигулиха одна: ни детей, ни мужа, ни дома. Черным дымом пожарищ Солнце застило.

Зачем жить на белом свете?!

Посмотрела Жигулиха последний раз на воды волжские, на село разоренное, на небо хмурое, заплакала и ушла жить в подземелья Жигулевских гор. Говорят, что до сих пор там обитает. Иногда люди видят – выходит она посмотреть на жизнь новых Жигулевских сел и деревень. Радуется хорошему, кому-то в беде помогает, но больше плачет, вспоминая своих родимых детушек. И падают слезы ее чистым родником в Чашу Каменную. Ходят люди тому роднику поклониться да испить животворной водицы, не ведая, что это целительные слезы самой Хозяйки Жигулевских гор». [1; 34-35].

Знакомя детей с историей Жигулевских гор и Жигулевскими легендами можно почитать им следующие сказки и легенды «Сокол и Жигуль», «На горе Лепешка», «Иван да Груня», «Утес Шелудяк», «Утесы над Волгой». [2].

Не одно поколение сменилось, а Жигули также неповторимы. Хотелось бы сохранить красоту Самарского края, а из легенд взять то, что помогло бы предостеречь человека от каких либо бед в Жигулевских горах, чтобы от общения с ними мы получили только радость. Ведь Жигулевские горы – это гордость России, ее вечная красота. А любить свою страну без знания ее прошлого нельзя.

4)  Сказки народов Поволжья.

 «Любовь к России, к родному краю – это и любовь, и уважение друг к другу людей разной национальности. Многие сотни лет живут на территории Самарского края башкиры, марийцы, мордва, русские, татары, чуваши и удмурты, живут в дружном соседстве, помогая друг другу в беде, делясь радостью.

Из глубины веков бережно донесли они свое богатство: поэтические песни, мудрые загадки, занимательные сказки.

Сказки каждого народа отличаются особым содержанием, образами, стилем. В них отражаются представления народов о мире и счастье, исторически сложившийся образ жизни, национальный характер». [6; 5].

Героем татарских сказок является храбрый, сильный батыр, который ловко владеет мечом и на своем верном скакуне может один победить целое войско. В удмурдских сказках – простой крестьянский парень, трудолюбием и смекалкой добывает он свое счастье. Беркуты, степные лисицы, собаки – верные друзья кочевников, - помогают героям башкирских сказок. Добрый молодец из русской сказки оборачивается серым зайцем, быстроногим оленем, ясным соколом. Действие  марийских сказок разворачивается в густых лесах по берегам светлых рек Кокшага, Ветлуга, Элнет. Совершенно своеобразны и очень поэтичны мордовские сказки о спящей красавице Дуболго Пичай и злой ведьме Сыре-Варде, а чувашские сказки говорят о преданности и верности  Эттикан и Селиме.

Во всех этих волшебных историях, таких разнообразных по своему характеру, отражается народная мечта о лучшей доле, добро побеждает зло, торжествует правда, справедливость.

Хочется верить, что знакомство детей с национальными сказками будет способствовать мирному сосуществованию людей этих национальностей. И дети вырастут патриотами с большой буквы и прекратятся на нашей Земле ссоры, распри и войны!

Итак, можно смело сказать, что народная сказка воспитывает патриотов разного края, учит добру, отзывчивости, справедливости, знакомит с историей, культурой, персонажами разных народов.

Прикосновение к сказке никого не может оставить равнодушными. Сказку любят все – и взрослые, и дети… Сказка помогает гордиться местом, где родился и живешь, помогает беречь и любить свой край!

Литература:

  1. Альбом Самарская Лука: Современные легенды -  Самарское книжное издательство, 2007.
  2. Жемчужины Жигулей. Составитель Кузменко С.Е. - Куйбышевское книжное издательство, 1980.
  3. Лялицкая С.Д.  Жигули заповедные  -  Куйбышевское книжное издательство, 1970.
  4. Минкина И.С. Колыбельная. Жигулевская сказка: стихотворения. Самара: ООО «Офорд», 2007.
  5. Памятники природы Куйбышевской области / Составители: Матвеев В.И., Горелов М.С. -  Куйбышевское книжное издательство, 1980.
  6. Поздеева Т.А. Сказки народов Урала и Поволжья
  7. Сказки Волжской вольницы. Составитель Тараканова Н.И. – Тольятти: МОУ ДПОС – Центр информационных технологий; Фонд «Духовное наследие», 2002.

Перспективный план работы (фрагмент) по краеведению для детей 6-7 лет.

Месяц

Содержание работы

сентябрь

  1. Знакомство с Лукошей (хранитель Самарской Луки), самарская область и город Тольятти на карте России.
  2. Рассматривание иллюстраций с изображением быта калмыков.
  3. Дидактические игры «Расшифруй слово», «отгадай название».
  4. Беседа по содержанию легенды «Хозяйка Жигулевских гор».

октябрь

  1. Спортивное развлечение «путешествие по Самарской Луке».
  2. Совместное творчество родителей и детей «Макет ВАЗа».
  3. Заучивание стихов о Тольятти.

ноябрь

  1. Познавательное занятие «От Ставрополя - до Тольятти».
  2. Дидактические игры «Угадай достопримечательность».
  3. Коллективное рисование «Животные Жигулевских гор».
  4. «Копилка загадок» о полезных ископаемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с родным краем

Перспективное тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с родным краем составлено в помощь педагогам, с учетом усложнения материала в соответствии с возрастом детей. Работа планируется со...

Консультация по ознакомлению дошкольников с родным краем

Консультация составлена на основе теоретического и практического материалов. Предназначена для проведения старшим воспитателем, заместителем заведующего по методической работе с воспитателями ДОУ. В м...

Консультация для воспитателй: «Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем.»

Материал содержит рекомендации по использованию сказки при ознакомлении с родным краем и  воспитании патриотизма у  детей дошкольного возраста.....

Консультация для педагогов. Задачи ознакомления дошкольников с родным краем.

Ознакомление дошкольников с родным краем включает целый комплекс задач:-воспитание у ребенка любви к малой Родине;-формирование бережного отношения к природе и всему живому;- знакомство детей с символ...

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ

Описание  опыта работы по использованию проектного метода  в ознакомлении дошкольников с родным краем...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....

Статья "Сказка, как способ ознакомления дошкольников с родным краем"

Данный материал разработан для раскрытия вопросов ознакомления детей дошкольного возраста с историей родного края через сказки....


 

Комментарии

Практическую часть статьи можно использовать без корректировки в работе с старшими дошкольниками