Проект по патриотическому воспитанию
проект (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 комбинированного вида города Алейска Алтайского края
Проект « Город Алейск – малая Родина»,
как средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников
Средняя «Б» группа
Подготовили:
Воспитатели: Александрова М.М.
Тексакалиди Н.В.
г. Алейск 2015
Вид проекта: творческий, информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели. Родители воспитанников, специалисты детского сада.
Охватываемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация».
Актуальность темы
Приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому, задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.
Цель проекта: внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс; воспитывать любовь у детей к Родине, к своей семье – как ячейке общества, приобщать воспитанников к истокам семейной культуры.
Задачи проекта:
-формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу;
-формирование у детей элементарных представлений о гербе, как эмблеме, символе единства, духовной общности членов семьи;
-объединить участников проекта – родителей и детей в рамках создания коллективной творческой работы – семейного герба;
-способствовать проявлению фантазии и творчества участников проекта
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств: дети активные, любознательные, интересуются новым в истории возникновения семейных гербов детей своей группы, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к педагогу.
Продукт проектной деятельности:
-Выставка «Семейные гербы» нашей группы
-Рисунки детей «Символы моей семьи», «Моя семья».
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов.
- Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: в течение года.
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М., 2011).
- Система работы по нравственному воспитанию. Сост. Н.В. Алешина (М., 2008)
- «Что может герб нам рассказать…» под ред. Л.В. Логиновой (М., 2006).
- Методическое пособие «Российская символика» сост. Е.К. Ривина (М., 2005).
Этапы проведения и реализации проекта:
- Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
Реализация проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований ДОУ (покупка методической литературы, оборудования и др.), а также силами родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ (изготовление наглядных и дидактических пособий и др.)
Материально-техническое:
Реализация проекта требует оформления в групповой комнате зон по нравственно-патриотическому воспитанию, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, педагогов, для фиксирования занятий необходимо фото и видеооборудование.
- Организационно- практический
Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга Алтайского края», «Хлеб – всему голова!», «Птицы Алтайского края»
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Выставка «Сделай наш город чище» (совместно с родителями)
Лепка «Животные и птицы Алтайского края»
Экскурсии и фотоэкскурсии по городу.
Методы проекта:
- Наблюдение
- Совместные игры
- Анкетирование
- Познавательные игры
- Беседы
Стратегия осуществления проектной деятельности.
В результате проведенной нами работы можно сделать вывод об эффективности использования педагогической технологии «Метод проектов» при формировании у детей дошкольного возраста интереса к семейным традициям и обычаям как основы патриотизма. Основы патриотического воспитания закладываются именно в семье. Приоритет семьи определяется отношениями, которые начали складываться у ребенка с близкими ему людьми, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках, продолжать семейные традиции. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий, экспонатов для семейного музея).
Работа с родителями по данному направлению способствовала осознанию необходимости ознакомления детей с историей своей семьи. Наблюдается заинтересованность родителей, проявление активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к семейным традициям и обычаям.
Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует зарождению основ патриотизма и обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить семейные ценности предыдущего поколения.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- Е.С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
- И.В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 №4.
- Л.Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ» Управление ДОУ 2006 №8.
- Т.И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 №8.
- М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2006 №8.
- Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Моя малая Родина» Управление ДОУ 2005 №1.
- И.В. Жирякова «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 №4.
- З.А. Ершова, Н.А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
- Материалы интернет.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор исторической литературы
- подбор произведений русского народного творчества
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки)
- подготовка разного вида бросового материала
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности
- дидактические игры
- выставки книг, рисунков, поделок
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала)
Содержание проектной деятельности
Время проведения | Тема | Формы проведения |
Сентябрь | «Знаешь ли ты свой город» | Беседа |
«Угадай, где я нахожусь» | Дидактическая игра | |
«Где я отдыхал летом?» | Рисование | |
Октябрь | «Моя дружная семья» | Беседа |
«Составление генеалогического дерева» | Рисование | |
Составление альбома «Моя дружная семья» | Конструирование | |
Ноябрь | Достопримечательности нашего города | Занятие |
Родительское собрание «Алейск – наших детей» | ||
Декабрь | «Кем работают мои родители» | Беседа |
«Играем в профессии. Кем быть?» | Дидактическая игра | |
Январь | «Поможем птицам зимой» | Занятие |
«Воробушку на кормушку» | Рисование | |
Февраль | «Главные символы родного города» | Родительское собрание |
«Герб города Алейска» | Аппликация | |
Март | «Моя мама самая лучшая» | Стенгазета «наши мамы» |
Разучивание стихотворения «Мамочке» А. Майданика | Стихотворение | |
«Моя милая мама» | Рисование | |
Апрель | Демонстрация герба г. Алейска рассказ о семье, ее традициях | Выявление и распространение опыта среди родителей |
Май | «Откуда хлеб пришел?» | Оформление альбома |
«Алтай - хлеборобный» | Занятие | |
Булочная | Сюжетно – ролевая игра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по патриотическому воспитанию «Одежда кубанских и терских казаков» Название проекта «Особенности одежды казаков »
Содержание деятельности:Дать понятие «Казачество» и его значение в роли защитника государстваРассказать об одежде, ее видах и предназначенииПоказать отличия одежды казака – воина и воина армии.А...
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Воспитание патриотизма и гражданственности у дошкольников в ходе реализации проекта по патриотическому воспитанию «Растим патриота»
В статье преддставлен опыт работы по патритическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей "Духовно-нравственное воспитание детском саду"
Знакомство с Кубанским казачкством....
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...
Проект по патриотическому воспитанию Формирование основ патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста. «Любовь к Родине начинается с детства»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения....
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТРОПИНКАМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Патриотическое воспитание – тема ни для кого не новая, но в настоящее время остро стоит проблема по приобщению подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение ее на самых ...