Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными формами русского устного народного творчества. Именно в нем обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через приобщение к устному народному творчеству ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Оно богато ритмами и повторами, несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку. Ценность устного народного творчества определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка устное народное творчество стимулирует развитие познавательных способностей личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_doshkolnikov_erohina.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников.
Творческое название проекта:
«Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Пусть ухо их приучается к
гармонии русского слова,
сердце преисполняется
чувствами изящного,
пусть народная поэзия
действует на них как музыка.
В.Г.Белинский
Автор проекта: Ерохина Юлия Анатольевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»
г Мичуринска Тамбовской области
Участники проекта: дети, воспитатель, родители группы.
Паспорт проекта:
Тип проекта: творчески - информационный;
По предметно-содержательной области: общество – культурные ценности;
По характеру: является открытым;
По продолжительности – средней продолжительности;
По количеству участников – групповой;
Проект рассчитан: на среднюю возрастную группу детского сада.
Актуальность проекта:
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными формами русского устного народного творчества. Именно в нем обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через приобщение к устному народному творчеству ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Оно богато ритмами и повторами, несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку. Ценность устного народного творчества определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка устное народное творчество стимулирует развитие познавательных способностей личности ребенка.
Цель проекта:
Формирование нравственно-патриотических чувств посредством приобщения детей к устному народному творчеству.
Основополагающий вопрос:
Способствует ли знакомство с поэтичностью и образностью устного народного творчества русского народа воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Если знакомить ребенка, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию его духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем приведет к развитию его нравственно-патриотических чувств.
Аннотация проекта:
- Русское устное народное творчество глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений;
- Ознакомление с произведениями устного народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств;
- Знакомство с устным народным творчеством помогает раскрыть все богатство и красоту родного языка;
- В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, ее значимости.
Проблемный вопрос:
1. Как повысить интерес к знакомству с устным народным творчеством?
2. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей?
3. Как влияет развивающая среда на нравственно - патриотическое развитие детей?
4. Как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с разными формами устного народного творчества?
Цель:
Воспитание гармонично развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к устному народному творчеству.
Расширение представления детей о многообразии форм устного народного творчества;
Развитие познавательных способностей детей.
Задачи:
- побуждать интерес к произведениям устного народного творчества
- приобщать детей к истокам русской национальной культуры;
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
- способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках;
- сформировать чувство национального достоинства;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- разработать дидактический материал для организации и проведения занятий;
- проанализировать полученные результаты.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации к материалу устного народного творчества.
Стихотворные и художественные тексты, загадки, пословицы.
Дидактические игры
Этапы и сроки проведения проекта:
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Подготовительный этап:
• Анкетирование родителей (воспитатель)
• Диагностика детей (воспитатель)
• «Круглый стол» с участием родителей и детей (воспитатель)
• Создание подбора книг для библиотеки, организация и проведение акции «Подари книгу детскому саду» (воспитатель);
• Оформление серии выставок для родителей по мотивам произведений устного народного творчества (воспитатель)
• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала (воспитатель).
• Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды (воспитатель)
• Оформление родительского уголка, организация и проведение родительского собрания (воспитатель).
Основной этап:
• Проведение занятий: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных (воспитатель)
• Организация выставки «Герои русских народные сказок своими руками» (воспитатель, дети, родители)
• Слушание русских народных песен в аудиозаписи (воспитатель, дети);
• Оформление книжного уголка по произведениям устного народного творчества (воспитатель);
• Чтение русских народных сказок, заучивание наизусть закличек, потешек, прибауток (воспитатель, дети);
• Конкурс детских рисунков по мотивам произведений устного народного творчества (воспитатель, дети, родители);
• Оформление творческого альбома «Мы рисуем с мамой » (воспитатель)
• Презентация проекта в форме творческой гостиной «В гостях у русской народной сказки» для родителей и воспитателей совместно с музыкальным руководителем (воспитатель).
Перспективное планирование:
Тема: Путешествие в прошлое России «На героя и слава бежит»
Программное содержание: На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки. Чтение былин, просмотр видеофильмов. Рассматривание и обсуждение картины Васнецова «Богатыри» (доспехи, оружие).
Тема: Устное народное творчество – мудрость народа
Программное содержание: Фольклор от самой колыбели, колыбельные песенки, петушки, потешки, прибаутки.
Тема: «Старая пословица до веку не сломится»
Программное содержание: Знакомство с пословицами, поговорками, приговорками. Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок и пословиц). Чтение русской народной сказки «про Филю».
Тема: «На печи лежим, сказки слушаем»
Программное содержание: «Нет сказки без правды» - говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседа по содержанию знакомых сказок (инсценировка отрывков).
Тема: Загадки – дело серьезное!
Программное содержание: Загадки – испытание на сообразительность, смекалку,. Догадку, забава. Народные загадки, загадки – вопросы, загадки – стихотворения.
Тема: «Собирайся народ, кто в прятки идет»
Программное содержание: Играем в забытые детские игры. Знакомство с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры). Разучивание считалок, слов к играм.
Тема: Живет в народе песня
Программное содержание: Беседа о русской народной песне и частушке. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Прослушивание русских народных песен.
Тема: «Сердце матери, лучше солнца греет»
Программное содержание: Беседа о маме, с включением народных пословиц и поговорок. Портрет моей мамы (дети рисуют).
Тема: «Грач на горе – весна на дворе»
Программное содержание: Ждем весну. Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Разучивание закличек птиц и весны. Знакомство с народными приметами.
Заключительный этап:
• Диагностическое обследование детей, анализ результативности (воспитатель)
• Выставка совместных работ детей и родителей «Герои русских народные сказок своими руками » (воспитатель, дети, родители)
• Представление материалов проекта на педагогическом совете ДОУ (воспитатель)
Результативность:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к устному народному творчеству русского народа у них появилось желание больше узнать об истории, обычаях, культуре своей Родины. Знакомство с разными формами устного народного творчества, со всем его богатством и многообразием формирует у детей уважение и любовь к родной стране, истории своего народа, способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает познавательные способности детей.
Вывод: Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Информационные ресурсы:
▪ Аникин В.П. «Живая вода»: (Вступительная статья) // Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.
▪ Букринская И. А., Голубева Л. Н. и др. «Язык русской деревни // Программа «Обновление гуманитарного образования России». М., 1994.
«Былины» Пересказ И. П. Колпаковой Л.,1973.
▪ Жаворонушки: «Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры: 5 вып./Запись, нотация, составление Науменко Г., М., 1977-1988.
▪ Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1
▪ Лихачев Д.С. «Поэтика древнерусской литературы» Л.,1987.
▪ Морохин В. Н. «Сказки родного края» Горький, 1978.
▪ Мудрое слово: Русские пословицы и поговорки / Сост. Разумов А.А. М., 1957.
▪ На Буяне, славном острове: Сб. русского фольклора / Сост. И обраб. Колпаковой Н., Л., 1976.
▪ Предания и легенды России. М., 1992.
▪ Русская волшебная сказка; Антология / Сост.,вступл.ст. и коммент. Кореповой К.Е.
М., 1992.
▪ Русские богатыри / В пересказе Карнауховой И.В. Калининград, 1994.
▪ Русские народные сказки / Сост. Нечаев А., Рыбакова Н.. М., 1956.
▪ Русские пословицы и поговорки. М, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15337124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"480"}}]]"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка ,к...
Лепбук. "Устное народное творчество - фольклор" как средство ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой
В статье рассказывается о том, как можно использовать в работе с детьми лепбук на тему "фольклор". Какие жанры устного народного творчества использую с детьми для знакомства с народной культ...
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Творческий, познавательно - исследовательский проект "Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Проект нацеленный на ознакомление детей с устным народным творчеством, формирование интереса к русскому фольлору, расширению и активизации словарного запаса детей....