"Удивительное путешествие по тундре"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Золотарева Евгения Григорьевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению в старшей группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvlekatelnoe_puteshestvie.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  учреждение «Детский сад № 15                        «Бережок»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  в старшей группе детского сада по краеведению                                                                                      «Увлекательное путешествие по тундре».

                                                                                                                              Воспитатель                                                                                                                           Золотарева Евгения Григорьевна

Цель: Формирование представлений детей о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Задачи:                                                                                                                                               1. Закрепление уже имеющихся знания детей о родном крае (название округа, города), о природе, национальной одежде. Обогащение и активизация словаря детей.

2  Развивать способность детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи .  

3. Закрепление приемов аккуратного наклеивания, развивать воображение, умение использовать в работе предложенный материал.

4. Воспитывать любовь к малой Родине, вызывать чувство восхищения красотой природы.

Ход:

Группа украшена: висят  гирлянды  (сияние севера), мебель накрыта белой тканью (сугробы), расставлены елочки со снежинками на ветвях, под елочкой сидит девочка в национальной ненецкой одежде. В группе выключен свет и зажжены гирлянды.  

Занятие начинается в «приемной».

В-ль: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется округ, в котором мы с вами живем?                                                                                                                                                      Дети: Ямало-ненецкий  автономный округ.                                                                                                                                                                                                                                          В-ль: А как называется столица округа?                                                                                                                                                                                               Дети: Салехард.                                                                                                                                                                                                                       В-ль: Ребята, вы знаете, что у нашего округа день рожденье (10 декабря) и ему исполняется 85 лет!                                                                                                                                                                                                                                                  Ребята, наш город Салехард со всех сторон окружает тундра. Тундра  - это плоская безлесная возвышенность, покрытая мхами, лишайниками и маленькими (низкими) кустиками, с вечно мерзлой землей. Только иногда здесь встречаются низенькие деревца.                                                                                                                                Ребята, а вы любите путешествовать?                                                                                                                                                                                          Дети: Да!                                                                                                                                                                                                                                               В-ль: Сейчас мы с вами отправимся путешествовать по зимней, северной тундре!

Открываются двери в группу, дети входят и с восторгом рассматривают открывшийся перед ними «пейзаж» (северное сияние). Включается свет.

В-ль: Что вы видите перед собой, детки? Что это за чудо?                                                                                                                                                                                                                                                           Дети: Северное сияние!                                                                                                                                                                                                                          В-ль: Северное (полярное) сияние – это сверкающее многоцветное сияние на небе. Оно выглядит как сияющая занавеска, переливающаяся сине-зеленями огнями с вкраплениями розового и красного. Это очень красивое, завораживающее зрелище. Северное сияние происходит на нашей планете Земля высоко в небе, когда темно, но вызывает его Солнце!

Дети с воспитателем продолжают путешествие и проходят в группу к елкам и сугробам.

В-ль: Что мы видим в тундре?                                                                                                                                                                                   Дети: Очень много снега, большие сугробы и маленькие деревца.                                                                                                                                           В-ль: Ребята, а вы знаете, почему деревья такие маленькие?                                                                                                                                                           Дети: Потому что,  не хватает тепла, почва вечно мерзлая, сильные ветры и слишком много влаги.                                                                                                             В-ль: А какие животные живут в тундре?                                                                                                                                       Дети: Олень, песец, заяц, волк, белый медведь.                                                                                                                                      В-ль: А какие коренные малочисленные народы севера вы знаете?                                                                                                                              Дети: Ненцы, ханты, коми, селькупы, зыряне.                                                                                                                                                                                                                                                    

Дети идут по тундре, подходят к елочке, под которой сидит девочка.

В-ль: Ой, ребята, посмотрите, кто это сидит под елочкой?                                                                                                                                  

Знакомимся с маленькой ненецкой девочкой.

Девочка: Меня зовут Хомани.  Мое имя переводится с ненецкого языка как «хорошая девочка»

Дети рассматривают одежду Хомани.

В-ль: Посмотрите, ребята, какая красивая у Хомани ягушка. Ягушка – это национальная женская одежда, сшитая из меха оленя и украшенная орнаментом. Его женщины сами вышивают. А на ножках у нее одеты кисы. Это традиционная зимняя обувь, сшитая из камусов (лап) оленя и также украшенная орнаментом, расшитая бисером.                                                                                                         В-ль: Хомани, а почему та такая грустная?                                                                                                                                           Девочка: Я потеряла сумочку.                                                                                                                                                                           В-ль: Не расстраивайся!  Мы с ребятами тебе поможем.  Мы сделаем тебе новую сумочку!

Дети проходят к столам  с заготовленным материалом для аппликации.

В-ль: Давайте сначала «разогреем» наши пальчики!

 Проводится пальчиковая гимнастика  «Дружба».

Дружат в нашей группе мальчики и девочки (пальцы в» замок»).                                                                                                                                                Мы с тобой подружим маленькие пальчики (касание одноименными пальцами).                                                                                                                                1,2,3,4,5, (поочередно, начиная с мизинца).                                                                                                            Начинай считать опять.

Ребята с Хомани делаю сумочку и украшают ее орнаментом.    

Во время работы звучат песни в исполнении Е.Лаптандер на ненецком языке. А воспитатель рассказывает о сумочке.

В-ль: Ребята, национальная ненецкая сумочка называется «падко». Они также шьются из меха оленя и расшиваются бисером и украшаются орнаментом. В таких сумочках ненки носят свои принадлежности для рукоделия: нитки, иголки, заготовки для шитья.

Сделали сумочки и разместили на мольберте.

В-ль: Ребята, а давайте поиграем с Хомани в нашу любимую игру «Ловля оленей».

Игра «Ловля оленей».

В-ль: Ребята, Хомани уже пора домой, к своим маме и папе. Давайте поблагодарим ее за то, что она пришла к нам в гости и попросим, чтобы приходила к нам еще.

Дети дарят Хомани сумочку и прощаются с ней.  Хомани с хорошим настроением уходит домой.

В-ль: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Понравилось вам путешествовать?                                                                Дети: Да!                                                                                                                                                                                            В-ль: Мы с вами узнали много нового про тундру, северное сияние. Рассмотрели одежду, которую носят коренные малочисленные народы севера – ненцы. Узнали много новых слов: ягушка, кисы, камус, падко.  И помогли маленькой ненецкой девочке Хомани.  

Воспитатель  хвалит детей, отмечает самых активных.

                   

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по тундре"

Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей старшего возраста....

«Путешествие в Тундру»

Сценарий спортивно-познавательного досуга«Путешествие в Тундру» (С использованием здоровьесберегающих технологий:Гимнастика для глаз «Сова», массаж биологически активных точек «Снеговик», подвижные и ...

комплексное итоговое занятие "Путешествие по тундре"

конспект комплексного итогового занятия образовательной области познание "Пуиешествие по тундре" с использованием педагогических технологий, методов и приемов таких как  беседа, вопросы поисковог...

«Путешествие по тундре»

                            «Путешествие по тундре»Составитель:  Семенко Е.А.     ...

Конспект занятия по окружающему миру (природа) тема: «Путешествие в Тундру»

Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире...

Занятие во второй младшей группе "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТУНДРЕ"

Знакомство детей с особенностями природных условий тайги....

Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию "Путешествие в тундру"

Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека в раннем детстве. Нельзя любить свою большую Родину Россию, если не знаешь края, в котором живешь. Воспит...