Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию "Путешествие в тундру"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека в раннем детстве. Нельзя любить свою большую Родину Россию, если не знаешь края, в котором живешь. Воспитание любви к «малой родине» - немаловажная задача, которая стоит перед педагогами ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_pueshesvie_v_tundru.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по социально – коммуникативному
развитию на тему:
«Путешествие в тундру».
(для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
Расширять представление детей о жизни северных народов. Способствовать получению детьми дополнительных знаний о жизни ненцев об их быте.
Развивать любознательность, связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением. Расширять и активизировать словарный запас словами: стойбище, малица, ягушка, кисы.
Воспитывать уважительное отношение к коренным жителям севера.
Ход:
Воспитатель: (разбор проблемной ситуации)
- Ребята, вы знаете, моя дочь Ангелина приехала из Египта, там она познакомилась с местными ребятами. Когда они разговорились, то выяснилось, что Египтяне не знают, кто на Севере живет. Я предлагаю вам помочь Ангелине больше узнать о нашем крае, чтобы потом она смогла поделиться со своими новыми друзьями. Ну как, вы согласны? (Да)
- Ребята скажите, где мы с вами живем?
Дети: На Крайнем Севере, на Ямале, в городе Новый Уренгой.
Воспитатель:
- Правильно на севере, на полуострове Ямал – что означает «Край Земли».
Воспитатель:
- Кто знает, как называется столица нашего округа?
Дети:
- Салехард
Воспитатель:
- А город, в котором мы с вами живем?
Дети:
- Новый Уренгой
Воспитатель:
- Ваши мамы и папы приехали в наш город с разных городов, деревень. Где своя национальность, свой язык, свои обычаи, традиции.
Воспитатель:
- Какие национальности народов Севера вы знаете?
Дети:
- Ненцы, ханты
Воспитатель:
- Мы живем в городе, а ненцы где живут?
Дети:
- В тундре.
Воспитатель:
- А вы хотите отправиться в тундру? (Да)
- Давайте подумаем, на чем же нам можно добраться в тундру? (выслушиваются разные варианты ответов)
Воспитатель:
- Решили все лететь на вертолете.
Воспитатель:
- Вот мы и прилетели в тундру.
- Посмотрите как живут коренные жители Севера.
- А живут они в стойбище.
Воспитатель:
- А вы знаете, что означает слово «Стойбище»?
(если затрудняются, воспитатель дает объяснение слову стойбище)
Воспитатель:
- Коренные жители, которые проживают в тундре по несколько
семей – это и называют стойбище.
Воспитатель:
- Ребята, вы со своими родителями живете в чем?
Дети:
- В квартирах, в домах
Воспитатель:
- А в чем же живут коренные жители?
Дети:
- В чумах
Воспитатель:
- Правильно.
Воспитатель:
- Как вы думаете, почему же ненцы не живут в домах как мы?
Дети:
- Они часто переезжают с места на место, а чум быстро собирается и
легко разбирается.
Воспитатель:
- Из чего же состоит чум? Ребята может кто-то знает?
- Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием
В зависимости от времени года чум бывает летний и зимний. Зимний чум покрывают оленьей шкурой, а летний брезентом (плотной тканью, которая не пропускает дождь и ветер).
Воспитатель:
- Интересно, а на чем же ненцы готовят себе еду? Дома ваши мамы, на
чем готовят еду? (выслушиваются ответы детей).
А в тундре газа нет.
Воспитатель:
- В центре чума раньше разжигали костер, а сейчас растапливают
железную печь. Посмотрите, какая печь.
Восптатель:
- Скажите, а посуда у ненцев такая же, как у нас (стеклянная, фарфоровая). Ответы детей.
Воспитатель:
- Почему?
Дети:
- Ненцы часто переезжают с одного места на другое, и посуда может разбиться.
Воспитатель:
- Ваши родители работают где? Кем Анина мама работает и т.д.?
Воспитатель:
- А чем же занимаются ненцы? (ответы детей)
- Основное занятие для мужчин – рыболовство, оленеводство.
- А женщины занимаются хозяйством, готовят еду, смотрят за детьми.
- Когда у ненцев заканчивается еда, где они ее берут? Как вы думаете? (Прилетает вертолет с гуманитарной помощью).
Воспитатель:
- Ребята, мы сказали, что мужчины занимаются рыболовством,
оленеводством, женщины занимаются хозяйством. А дети хотите
узнать, чем занимаются? (Да)
Воспитатель:
- Играют в подвижные национальные игры.
Воспитатель:
- Вот мы с вами сейчас и поиграем в подвижную игру «Полярная сова и Евражки». Кто такие Евражки? (ответы детей)
(Под тихие, ритмичные, удары небольшого бубна, евражки бегают по группе, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком и не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. Громкие удары не должны звучать длительное время, дети должны быстро реагировать на смену ударов. После игры, дети садятся на свои места).
Воспитатель:
- Вам одежду родители, где покупают? (ответы детей)
Воспитатель:
- А в тундре же нет магазинов, где же они ее берут?
Воспитатель:
- Женщины сами шьют одежду из оленьей шкуры.
- Посмотрите – это верхняя мужская одежда, а называется она
«Малица» (похожа на рубаху)
-А это «Ягушка» - женская национальная одежда. Рассмотрите внимательно орнаменты на одежде. Какие цвета использованы на одежде? Вам понравилась одежда коренных жителей? Носили вы бы такую одежду? (ответы детей)
Воспитатель:
- Одежду мы с вами рассмотрели, а какую же обувь носят на ногах ненцы? Вы что, на ногах носите? (ответы детей)
- А ненцам обувью служат «Кисы» высокие меховые сапоги.
Воспитатель:
- Вам понравилось наше путешествие? Нам теперь нужно обратно возвратиться в наш город. А что же, мы можем отправить новым друзьям Ангелины? (выслушиваются ответы детей).
- Во второй половине дня, решили нарисовать жилище коренных народов Севера. Думаю, что им будет очень интересно посмотреть на все ваши рисунки, которые Ангелина вышлет им почтой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект специально организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по социально-коммуникативному развитию "Как звери к зиме готовились" (с использованием информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий)
Цель: Продолжать формировать представления детей о поведении диких животных в разное время года; воспитывать экологическую культуру через наблюдения и экспериментальную деятельность. Задачи:·...
Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога».
Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога»....
Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие
общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми второй младшей группы Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Танечка и Ванечка учатся играть»
Цель: развитие гендерных представлений у детей, закрепление знаний детей о своей принадлежности к полу....
Выступление на ММО для воспитателей средних групп на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок» на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально – коммуникативн
Актуальность:Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает ча...