комплексное итоговое занятие "Путешествие по тундре"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Перескокова Лидия Васильевна

конспект комплексного итогового занятия образовательной области познание "Пуиешествие по тундре" с использованием педагогических технологий, методов и приемов таких как  беседа, вопросы поискового характера, игровые упражнения, проведение экспериментов, динамическая пауза, ИКТ (презентация в слайдах)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp._zanyat.puteshestvie_po_tundre.docx22.42 КБ
Office presentation icon puteshestvie_po_tundre_szh.ppt1.67 МБ

Предварительный просмотр:

                   Подробный конспект занятия «Путешествие по тундре»

                                                    Организационная  информация

Тема занятия

Путешествие по тундре

Образовательная область         

Познание. Окружающий мир

Аудитория воспитанников

Подготовительная  к школе группа

Автор/ы занятия(ФИО, должность)

Воспитатель высшей квалификационной категории Перескокова Лидия Васильевна

Образовательное учреждение        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №112 «Солнышко»  г. Саратова

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)        

Россия

Город/поселение        

 г. Саратов

                                                 Методическая информация

Тип  занятия.        

Окружающий мир.  Итоговое занятие.

Цели  занятия.

(образовательные, развивающие, воспитательные)        

Обобщение представлений детей о животных, растительности тундры.

Задачи  занятия.

-Познакомить детей с особенностями природных условий тундры. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Развивать у детей способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи. Закрепить знание о растительном и животном мире  в мире тундры, классифицировать животных на хищников и травоядных.

- Развивать логическое мышление, память.

 -Закреплять умения работать в тетради.

-Воспитывать бережное отношение к природе(растительному и животному миру).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Ягель, лишайник, мох, карликовая береза, полярная ива, морошка, голубика, брусника, вечная мерзлота, песец, лемминг.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы        

Беседа, вопросы поискового характера, игровые упражнения, проведение экспериментов, динамическая пауза, ИКТ.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

30 минут.  

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)        

Обогащаются представления детей о мире животных тундры. У дошкольников развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации животных. Развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

Необходимое оборудование и материалы        

 Карта зон, иллюстрации животных(белый медведь, олень, песец, волк, лемминг).

Следы зверей: белого медведя, оленя, песца, волка, лемминга).

Птицы(сова, куропатка, серый гусь, лебедь, розовая  чайка).

Бабочки тундры.

Два цветочных горшка с землей, пластмассовый диск,  две настольные лампы, один темный предмет, один светлый предмет, салфетка из ткани,  вода, мерки, ведерко, стакан, ложка.

Дидактическое обеспечение занятия.        

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Животные тундры»

Список учебной и дополнительной литературы         

«Мой край и я» (программа и методика ознакомления детей старшего возраста с растительным и животным миром тундры) А.Листопад  Сыктывкар 2007

Ход и содержание  занятия, деятельность педагога и детей.

Мотивация детей

Подробное описание всех этапов  занятия. Количество недостающих строк добавляет автор.        

Восп- Сегодня мы отправимся в путешествие по тундре  

Слайд №1. Карта.

Восп- Посмотрите на карту. Тундра расположена вдоль берега Северного ледовитого   океана.

Восп- А отправимся мы в тундру, как вы думаете на чем? Вы сейчас догадаетесь сами.

           Стройный, быстрый, рога  ветвисты,

           Пасется весь день.

           Кто ж  это? (олень).

Слайд № 2.Звучит музыка «Увезу тебя я в тундру» (появляются два ребенка в масках оленя). Дети становятся за оленями в пары и едут.

Восп- Вот мы и приехали. Давайте оленям скажем спасибо и отпустим  их.

Восп- Посмотрите сколько следов, а если есть следы то должны быть и кто?(ответы детей ).

Слайд № 3.

 Восп- Да вот они нас встречают. Давайте каждому животному отдадим его след.

Слайд № 4.

            (дети ставят следы около картинок с животными).

Восп- Ребята почему животные разделились на 2 группы?(ответы детей).

Восп- Почему их называют хищными животными?(ответы детей).

Восп- Чем же питается полярный волк?(ответы детей).

Восп- Чем питаются песцы?(ответы детей).

Восп- А что едят  белые медведи?(ответы детей).

Восп- А чем питается северный олень?(ответы детей).

Восп.-Что ест заяц –беляк? (ответы детей)

Восп- Чем питаются лемминги? (ответы детей).

Восп- Если в тундре живут травоядные животные, что из этого следует?(ответы детей).

Восп- А что необходимо для жизни всем растениям?(ответы детей).

Восп- Какую растительность  тундры вы знаете?(ответы детей).

Слайд № 5,6,7,8,9,10,11,12.

Восп- Но почему растения там низкорослые и летом большая часть тундры покрыта болотами? (ответы детей).

Восп- Сейчас мы попробуем в этом разобраться, проведем эксперимент.

            Вот 2 одинаковых горшка с  землей(в одном из них сверху под землей  пластмассовый диск).

           В каждый из них мы нальем одинаковое  количество воды. Как отмерить одинаковое количество жидкости?(ответы детей).

Восп- Какую мерку возьмем, ведерко, стакан, или ложку?(ответы детей).

Восп- Почему не возьмем ведерко?(ответы детей).

Восп- А почему не воспользуемся ложкой?(ответы детей).

Восп- Как вы думаете что должно произойти?(ответы детей).

Восп- Наливаем воду в первый горшок (без пластмассового  диска), вода действительно ушла.

            -Наливаю воду во 2 горшок. Почему вода остается на поверхности?(ответы детей).

            Вероятно ей что то помешало просочиться внутрь. Что же? Раскопаем землю. Так и есть, стекло. В тундре конечно не стекло мешает воде, а вечная мерзлота (дети повторяют это выражение).

            -За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за  короткое лето успевает оттаять всего на 50 см. и вода (так же как и в нашем горшке) не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промерзшая

              земля.

             -Как вы думаете какие корни у растений тундры? (ответы детей).

Восп- Какой вывод из этого следует?(ответы детей).

Восп- Вот так с помощью 2 горшков  с землей мы поняли, почему в тундре образуются  болота и растения не бывают высокими.

ФИЗМИНУТКА:

Имитация  движений оленя, волка, песца, медведя.

Восп- Если в тундре есть растительность, что из этого следует?(ответы детей).

Восп- Каких насекомых тундры вы знаете?(ответы детей).

Слайд № 13 – 19.

Восп- Почему бабочки в тундре в основном темные?(ответы детей).

Восп- Чтобы понять это , мы проведем опыт.

           Под настольную лампу мы положим темный и светлый предмет, подержим и потрогаем.

            -Какой предмет нагрелся больше, светлый или темный?(ответы детей).

Восп- А так  как  в тундре солнечных дней немного то, бабочка с помощью темной окраски берет все возможное  солнечное  тепло.

           -Итак, в тундре есть растительность, насекомые , кто может еще жить в этих лесах?

            (ответы детей).

Восп- Каких вы знаете птиц?(ответы детей).

Слайд № 20 -25.

Восп.- Несмотря на короткое лето и длинную, холодную зиму, природа  тундры  богата и красива. Как же надо беречь ее? (ответы детей).

Слайд №26.

Восп.- Берегите Землю! Берешите!

Слайд №27.

1ребенок - Жаворонка в голубом зените,

2ребенок - Бабочку на листьях повилики,

3ребенок - Ястреба парящего над полем,…

4ребенок - Полумесяц над родным покоем,

5ребенок - Ласточку мелькающую в жите

6ребенок - Берегите Землю! Берегите!  

Восп- Что мы узнали из нашего путешествия?(ответы детей).

Восп. –Молодцы ребята, вы много знаете о природе и обитателях тундры.

Восп- А люди живут в тундре?(ответы детей).

Восп- Вот об этом мы поговорим на следующем занятии.

Восп. –Нам пора возвращаться домой, садимся на оленью упряжку и поехали. (дети возвращаются в группу)

Дополнительная необходимая информация        

Презентацию можно распечатать на бумаго –носитель и

использовать для закрепления материала в индивидуальной работе с детьми.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы         

900igr.net/photo/priroda/Tundra.files/Tundra.html

http://moi-mummi.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/okruzhajushhij_mir/zhivotnye_tundry/94-1-0-6091-интернет 

http://katyaburg.ru/razdely/krasota-prirody/tundra-zhivotnye-rasteniya-video-foto-kartinki

http://webmandry.com/raznoe/priroda/kakie-tipichnye-zhivotnye-obitayut-v-zone-tundry-ptitsy-zveri.-rasskaz-o-zhivotnom-mire-tundry-foto-kartinki-video.html

http://ppt4web.ru/anglijjskijj-jazyk/prirodnye-bedstvija-disaster.html   http://gulyai.ru/wallpapers/223607-foto-krasivyh-babochek-s-raznyh-ugolkov-mira-na-oboyah.html

http://travel-siberia.ru/int/419-tundra.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное итоговое занятие в подготовительной группе «Идём встречать лето».

Занятие охватывает все стороны звуковой культуры речи : чёткое произношение слов и фраз, дифференциацию звуков, совершенствование слоговой структуры слова, развитие голосового аппарата, связной речи. ...

Комплексное итоговое занятие «Весна пришла»

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим,  развитию речи и лепке....

Конспект комплексной итоговой деятельности по проекту "Наш Бажов" в старшей группе.

В течение зимы и весны мы много говорили о писателе П.П.Бажове: читали его сказы, рисовали, лепили, а теперь, отправляемся в путушествие во времена сказов Бажова....

Комплексное итоговое занятие по коммуникации, ФЦКМ, и художественному творчеству. «Наш дружок – петушок» Вторая младшая группа.

Комплексное итоговое занятие по коммуникации, ФЦКМ, и художественному творчеству.        «Наш дружок – петушок»...