ЗАНЯТИЕ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПАНЕНТУ. КАЗАЧЕСТВО 4-5 ЛЕТ
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
: Познакомить детей с понятие казачьего фольклора, показать гуманность, мудрость, деликатность по отношению к человеку.
-ввести в лексикон детей понятие – казачьи сказки, неповторимый сказочный мир казаков;
-уточнить представления об окружающем мире через фольклор, обратить внимание детей на меткость языка;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПАНЕНТУ.
КАЗАЧЕСТВО 4-5 ЛЕТ
Цель: Познакомить детей с понятие казачьего фольклора, показать гуманность, мудрость, деликатность по отношению к человеку.
-ввести в лексикон детей понятие – казачьи сказки, неповторимый сказочный мир казаков;
-уточнить представления об окружающем мире через фольклор, обратить внимание детей на меткость языка;
-расширить кругозор через предметы казачьего быта, казачьих костюмов, обратить внимание на простоту и оригинальность казачьих костюмов;
-воспитывать ощущение красоты, способности через искусство выражать свое настроение;
-дать возможность детям проявить в творческих работах- рисунках, продумать инсценировки сюжетов казачьих сказок, традиций, игр.
Предварительная работа.
Выучить с детьми пословицы, поговорки, читать казачьи сказку: «Лисица девица и котофей Иванович», играть в казачьи игры «Атаман», «Иголка, нитка и узелок», учить разукрашивать фрагмент костюма ( рубаха, брюки с лампасами, платки, фартуки, кофты с рюшками)
Словарная работа: мерян, прян и солён, сирота, пригоршня, атаман.
Ход занятия.
Ребята входят в группу и видят, на столе лежат картинки с национальными костюмами.
Педагог: Я предлагаю рассмотреть костюмы разных народов. Рассмотрите это русский костюм, цыганский, чеченский, мордовский, бурятский, калмыцкий костюмы, все они очень красивые, яркие, разноцветные и нам они очень понравились.
Дети: А помните мы смотрели казачий костюм в Ставропольском крае.
Педагог: Вот какие молодцы! Что вы вспомнили за казачий костюм, предлагаю вам сесть на стульчики, и я вам всем расскажу откуда пришли казаки в Ставропольский край.
Когда-то очень давно, из разных концов земли приехали сюда на Ставрополье- гордые, непокорные люди, которым скверно жилось на родине, и которые прежде всего ценили свободу.
Понравились им эти места. Жили они здесь правильно, простор им был большой, власти над ними ни какой не было и управляли они сами собой. Поэтому их и прозвали казаками, что означает по - татарски «вольные люди». На войне всем заправлял атаман (предводитель), а в мирное время круг- общее собрание всех казаков. Шло время. Стали казаки верно служить царю русскому: воевать, стеречь границы, покорять новые земли. И рассеялись казаки по всей России. Их так и называли: Запорожские казаки, Донские, Терские, Забайкальские, Кубанские. Были это казаки люди храбрые, удалые, умели воевать славно, жить ладно. Жизнь их была полна приключений, увлекательных происшествий, была овеяна легендами, притчами, сказками.
Педагог: Ребята подумайте и вспомните когда это было? (ответы детей)
Какой народ приехал к нам на Ставрополье? (ответы детей)
Кто такие казаки? (ответы детей)
В военное время кто был главный? (ответы детей)
Какие казаки проживали по все России? (ответы детей)
Педагог: Теперь я предлагаю рассмотреть еще раз казачий костюм.
Педагог вешает на доску картинки с костюмами. Рассматривают вместе с детьми, перечисляют, что одевали казаки и казачки.
Педагог: Обратите внимание дети, на простоту и оригинальность казачьих костюмов: цветные кофты с рюшечками, длинные юбки с оборками, фартуки, косынки, туфли, платочки в руках – это женский костюм; однотонные косоворотки, брюки с лампасами, ремень, папаха- это мужской костюм.
Педагог: Я предлагаю помочь украсить юбку казачью, разукрасить в красный цвет, и нарисовать синие цветы по краю.
Дети: А мы умеем играть в «атамана».
Дети встают в круг, посредине стул и сабля, считалкой выбирают атамана, он садится на стул, берет саблю в руку, и пока играет быстрая музыка дети имитируют, будто они скачут по кругу на конях, и атаман на стуле размахивая саблей скачет тоже. Музыка маршевая, атаман обходит по кругу войска. Музыка остановилась, останавливается атаман, протягивает саблю между детьми, дети бегут в разные стороны, кто первый прибежит тот и будет атаманом.
Педагог: А еще мы знаем пословицы и поговорки.
1 реб. Казачья смелость порушит любую крепость. (обсудить)
2 реб. Где тревога, туда казаку и дорога (обсудить)
3 реб. Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. (обсудить)
4 реб. Смекалка во всем деле, казака выручает. (обсудить)
5 реб. Нет такого дружка, как родная матушка. (обсудить, никакой друг не заменит мать)
6 реб. Коня гладь не рукой, а овсом и мукой. (обсудить, хороший корм, лучшая ласка)
7 реб. Казак дружбу соблюдает, в беде друга не покидает.(обсудить, казак и конь вместе всегда)
8 реб. Терпи, атаманом будешь. (обсудить)
Дети: «Горе- златосчастье», «Митяй казак бесстрашный», «Виноградная лоза», «Лихо одноглазое», «Коза и кума лиса», «Мышь и воробей».
Педагог: Я предлагаю сесть поудобней, потому, что дети покажут сказку настольным театром, а сказка называется «Котофей Иванович и лисица – девица». Всю сказку мы показывать не будем, а только фрагмент, но в вкратце расскажем. Дети рассказывают, а покажем с того момента, когда заяц косой побежал в лес к Левону Ивановичу и Михайло Ивановичу доложил кому куда схоронится и кто что должен принести.
Педагог: Стоят они втроем совет держат друг с другом, кому куда схорониться. Михайло Ивановичу хорошо: он и на дерево может залезть. Вот он и гутарит.
Медведь: Я залезу на дерево.
Педагог: А Левону Ивановичу плохо, он залезть на дерево не может. Тогда Левон Иванович гутарит Михайло Ивановичу.
Волк: Брат родной, я лягу, а ты меня загреби листьями, а сам лезь на дерево, а косой отойдет и под елочкой, где нибудь схоронится.
Педагог: Михайло Иванович зарыл Левона Ивановича в листья, а сам на дерево полез. Косоглазый побегал и схоронился под елочку. В это время лисица девица прибыла со своим мужем Котофей Ивановичем. Видит кот, что лежит волк да баран. Кинулся он на добычу и стал рвать. Рвет и кричит.
Кот: Мяу! Мяу! Мяу!
Педагог: Медведь сидит на дубу и гутарит себе.
Медведь: Мал, да прожорлив!
Педагог: Левону Ивановичу не видно, что кот делает вот он и захотел посмотреть. Стал помаленечку высовывать нос. Листья были сухие, зашуршали. А кот подумал, что мышь. Как бросится на шорох и попал когтями прямо в нос Левону Ивановичу. Волк испугался. Вскочил и бегом. А кот сам испугался волка, да как прыгнет на дуб. Михайло Иванович увидел это дело и думал, что он добирается до него. Шутки плохи. Свернулся в комок- и бум с дуба, на землю. Встал и бегом в лес. А лисица – девица шумит.
Лиса: Лови! Лови! Лови их, Котофей Иванович!
Педагог: Левон Иванович бежит по лесу, крутит носом , а Михайло Иванович бежит и дух не переводит. Встретились они. Вот Левон Иванович спрашивает.
Волк: Ну как, брат, посмотрели Котофей Ивановича?
Медведь: Да, посмотрел, брат. Еле дух перевожу, печенки отбил.
Волк: Да, Михайло Иванович, невелик наш Кот Котофеич, а поворотлив. Он и на земле, и в земле, и на дереве найдет…
Педагог: А Лиса с Котофеем Ивановичем стали жить поживать, и добра наживать. Звери на поклон добычу им носят.
Педагог: Ну что, ребята, понравился ли вам наш рассказ о казаках. Мы сегодня с вами тебе вспомнили кто такие казаки, откуда пришли и почему их прозвали казаками.
Дети: Мы рассказывали о казачьих костюмах, какие они красивые, яркие. Мы играли в игры казачьи. Рассказали какие у них пословицы и поговорки. Показали казачью сказку.
Педагог: Спасибо большое ребята. Я в свою папку положу и ваш казачий костюм.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мой родной город Новоалександровск малая родина Ставропольский край " (региональный компанент)
Вид проекта позновательно-исследовательский , кратковременный, база внедрения МДОУЦРР Д/С №28 " КРАСНАЯ ШАПОЧКА" В соответствии с ФГОС ДО приоритетное направление (ОО) " Сциально- коммуникативно...

« Приобщение детей дошкольного возраста к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента – казачества»
Отчет по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность дошкольников среднего возраста группы №12 «Казачок»...

Региональный компонент - казачество
laquo;Этнокультурный компонент в деятельности дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника» - опыт ра...

«Осень на порог – на стол пирог». Осенний праздник на основе регионального компонента ( казачество) для подготовительной группы
Цели: привить любовь к родному краю, к нашей Родине и культуре; развивать стремление изучать историю родного края, сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков.Задачи:...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования регионального компанента
В статье представлена парциальная программа по речевому развитию старших дошкольников....

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"
Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"...