ЗАНЯТИЕ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПАНЕНТУ. КАЗАЧЕСТВО 4-5 ЛЕТ
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Лучкина Светлана Ивановна

: Познакомить детей с понятие казачьего фольклора, показать гуманность, мудрость, деликатность по отношению к человеку.

-ввести в лексикон детей понятие – казачьи сказки, неповторимый сказочный мир казаков;

-уточнить представления об окружающем мире через фольклор, обратить внимание детей на меткость языка;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zan._kazachiy_kostyum.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПАНЕНТУ.

КАЗАЧЕСТВО 4-5 ЛЕТ

Цель: Познакомить детей с понятие казачьего фольклора, показать гуманность, мудрость, деликатность по отношению к человеку.

-ввести в лексикон детей понятие – казачьи сказки, неповторимый сказочный мир казаков;

-уточнить представления об окружающем мире через фольклор, обратить внимание детей на меткость языка;

-расширить кругозор через предметы казачьего быта, казачьих костюмов, обратить внимание на простоту и оригинальность казачьих костюмов;

-воспитывать ощущение красоты, способности через искусство выражать свое настроение;

-дать возможность детям проявить  в творческих работах- рисунках, продумать инсценировки сюжетов казачьих сказок, традиций, игр.

Предварительная работа.

Выучить  с детьми пословицы, поговорки, читать казачьи сказку: «Лисица девица и котофей Иванович», играть в казачьи игры «Атаман», «Иголка, нитка и узелок», учить разукрашивать фрагмент костюма ( рубаха,  брюки с лампасами, платки, фартуки, кофты с рюшками)

Словарная работа: мерян, прян и солён, сирота, пригоршня, атаман.

                                                             Ход занятия.

      Ребята входят в группу и видят, на столе лежат картинки с национальными костюмами.

Педагог:        Я предлагаю рассмотреть костюмы разных народов. Рассмотрите это  русский костюм, цыганский, чеченский, мордовский, бурятский, калмыцкий костюмы, все они очень красивые, яркие, разноцветные и нам они очень понравились.

Дети:                А помните мы смотрели  казачий костюм   в Ставропольском крае.

Педагог:        Вот какие молодцы!   Что вы вспомнили за казачий костюм, предлагаю вам сесть на стульчики, и  я  вам всем расскажу откуда пришли   казаки в Ставропольский край.      

Когда-то очень давно, из разных концов земли приехали сюда на Ставрополье- гордые, непокорные люди, которым скверно жилось на родине, и которые прежде всего ценили свободу.

Понравились им эти места. Жили они здесь правильно, простор им был большой, власти над ними ни какой не было и управляли они сами собой. Поэтому их и прозвали казаками, что означает по - татарски «вольные люди». На войне всем заправлял атаман (предводитель), а в мирное время круг- общее собрание всех  казаков. Шло время. Стали казаки верно служить царю русскому: воевать, стеречь границы, покорять новые земли. И рассеялись казаки по всей России. Их так и называли: Запорожские казаки, Донские, Терские, Забайкальские, Кубанские. Были это казаки люди храбрые, удалые, умели воевать славно, жить ладно. Жизнь их была полна приключений, увлекательных происшествий, была овеяна легендами, притчами, сказками.

Педагог:  Ребята подумайте и вспомните когда это было?  (ответы детей)

                  Какой народ приехал к нам на Ставрополье? (ответы детей)

            Кто такие казаки?  (ответы детей)

                  В военное время кто был главный?  (ответы детей)

           Какие казаки проживали по все России? (ответы детей)

Педагог:   Теперь я предлагаю рассмотреть еще раз казачий костюм.

Педагог вешает на доску  картинки с костюмами. Рассматривают вместе с детьми, перечисляют,  что одевали казаки и казачки.

Педагог:   Обратите внимание дети, на простоту и оригинальность казачьих костюмов: цветные кофты с рюшечками, длинные юбки с оборками, фартуки, косынки, туфли, платочки в руках – это женский костюм; однотонные косоворотки, брюки с лампасами, ремень, папаха- это мужской костюм.

Педагог:                Я предлагаю помочь украсить юбку казачью, разукрасить в красный цвет, и нарисовать синие цветы по краю.

Дети:                        А мы умеем играть в «атамана».

Дети встают в круг, посредине стул и сабля, считалкой выбирают атамана, он садится на стул, берет саблю в руку, и пока играет быстрая музыка дети имитируют,  будто они скачут по кругу на конях, и атаман на стуле размахивая саблей скачет тоже. Музыка маршевая, атаман обходит по кругу войска.  Музыка  остановилась, останавливается атаман, протягивает саблю между детьми, дети бегут в разные стороны, кто первый прибежит тот и будет атаманом.

Педагог:     А еще мы знаем пословицы и поговорки.

1 реб.                Казачья смелость порушит любую крепость.  (обсудить)

2 реб.                Где тревога, туда казаку и дорога (обсудить)

3 реб.                Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. (обсудить)

4 реб.                Смекалка во всем деле, казака выручает. (обсудить)

5 реб.                Нет такого дружка, как родная матушка. (обсудить, никакой друг не заменит мать)

6 реб.                Коня гладь не рукой, а овсом и мукой. (обсудить,  хороший корм, лучшая ласка)

7 реб.                Казак дружбу соблюдает, в беде друга не покидает.(обсудить, казак и конь вместе всегда)

8 реб.                Терпи, атаманом будешь. (обсудить)

Дети:                «Горе- златосчастье», «Митяй казак бесстрашный», «Виноградная лоза», «Лихо одноглазое»,  «Коза и кума лиса», «Мышь и воробей».

Педагог:        Я  предлагаю  сесть поудобней, потому,  что дети покажут   сказку  настольным театром, а сказка называется «Котофей Иванович и лисица – девица». Всю сказку мы показывать не будем, а только фрагмент, но в вкратце расскажем. Дети рассказывают, а покажем с того момента, когда заяц косой побежал в лес к Левону Ивановичу и Михайло Ивановичу доложил кому куда схоронится и кто что должен принести.

Педагог:        Стоят они втроем совет держат друг с другом, кому куда схорониться. Михайло Ивановичу хорошо: он и на дерево может залезть. Вот он и гутарит.

Медведь:        Я залезу на дерево.

Педагог:        А Левону Ивановичу плохо, он залезть на дерево не может. Тогда Левон Иванович гутарит Михайло Ивановичу.

Волк:                Брат родной, я лягу, а ты меня загреби листьями, а сам лезь на дерево, а косой отойдет и  под елочкой,  где  нибудь  схоронится.

Педагог:        Михайло Иванович зарыл Левона Ивановича в листья, а сам на дерево полез. Косоглазый побегал и схоронился под елочку. В это время лисица девица прибыла со своим мужем  Котофей Ивановичем. Видит кот, что лежит волк да баран. Кинулся он на добычу и стал рвать. Рвет и кричит.

Кот:                Мяу! Мяу! Мяу!

Педагог:        Медведь сидит на дубу и гутарит себе.

Медведь:        Мал, да прожорлив!

Педагог:        Левону Ивановичу не видно, что кот делает вот он и захотел посмотреть. Стал помаленечку высовывать нос. Листья были сухие, зашуршали. А кот подумал, что мышь. Как бросится на шорох и попал когтями прямо в нос Левону Ивановичу. Волк испугался. Вскочил и бегом. А кот сам испугался волка, да как прыгнет на дуб. Михайло Иванович увидел это дело и думал, что он добирается до него. Шутки плохи. Свернулся в комок- и бум с дуба, на землю. Встал и бегом в лес. А лисица – девица шумит.

Лиса:                Лови! Лови! Лови их, Котофей Иванович!

Педагог:        Левон Иванович бежит по лесу, крутит носом , а Михайло Иванович бежит и дух не переводит. Встретились они. Вот Левон Иванович спрашивает.

Волк:                Ну как, брат, посмотрели Котофей Ивановича?

Медведь:        Да, посмотрел, брат. Еле дух перевожу, печенки отбил.

Волк:                 Да, Михайло Иванович, невелик наш Кот Котофеич, а поворотлив. Он и на земле, и в земле, и на дереве найдет…

Педагог:        А Лиса с Котофеем Ивановичем стали жить поживать, и добра наживать. Звери на поклон  добычу им носят.

Педагог:         Ну что, ребята,  понравился ли вам  наш рассказ о казаках. Мы сегодня с вами тебе вспомнили кто такие  казаки,  откуда пришли и почему их прозвали казаками.

Дети:                Мы рассказывали о казачьих костюмах, какие они красивые, яркие. Мы играли в игры казачьи. Рассказали какие у них пословицы и поговорки. Показали казачью сказку.

Педагог:        Спасибо большое ребята. Я в свою папку положу и ваш казачий костюм.

 До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой родной город Новоалександровск малая родина Ставропольский край " (региональный компанент)

Вид проекта позновательно-исследовательский , кратковременный, база внедрения МДОУЦРР Д/С №28 " КРАСНАЯ ШАПОЧКА"  В соответствии с ФГОС ДО приоритетное направление (ОО) " Сциально- коммуникативно...

« Приобщение детей дошкольного возраста к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента – казачества»

Отчет по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность дошкольников среднего возраста группы №12 «Казачок»...

Региональный компонент - казачество

laquo;Этнокультурный компонент в деятельности дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника» - опыт ра...

«Осень на порог – на стол пирог». Осенний праздник на основе регионального компонента ( казачество) для подготовительной группы

Цели: привить любовь к родному краю, к нашей Родине и культуре; развивать стремление изучать историю родного края, сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков.Задачи:...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования регионального компанента

В статье представлена парциальная программа по речевому развитию старших дошкольников....

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"...

Региональный компанент. "Мы живём на Южном Урале".

Этот материал поможет начинающим воспитателям....