Региональный компанент. "Мы живём на Южном Урале".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Этот материал поможет начинающим воспитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_kompanent._my_zhivyom_na_yuzhnom_urale.docx | 16.19 КБ |
regionalnyy_kompanent._my_zhivyom_na_yuzhnom_urale.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе на тему
«Мы живем на Южном Урале. Многонациональный край»
Задачи:
1. Систематизировать и обобщить знания детей о Южном Урале, как о родном крае.
2. Приобщение детей к народным промыслам Южного Урала, через народное искусство, традиции, быта национального характера.
3. Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, трудом жителей родного края.
4. Закрепить название камней – самоцветов.
Оборудование и материалы: карта, куклы в народных костюмах, макеты русской избы и башкирской юрты, доски и пластилин.
Предварительная работа: заучивание стихотворений на башкирском языке и чтение башкирских сказок, рассматривание картин, иллюстраций с изображением природы родного края, знакомство с коллекцией камней-самоцветов.
Методы и приемы: использование художественного слова (стихи), музыкальное сопровождение, беседа, индивидуальная работа, поощрение, сюрпризный момент.
Словарная работа: юрта, александрин, подсвечник, каслинское литье.
Ход занятия
Ребята, отгадайте загадку:
Дорога есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя,
Луга есть - косить нельзя,
В реках, морях - воды нет (ответ)
В: Для занятия я приготовила карту
На карте мира не найдёшь
Тот дом в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы на ней всегда найдём
Свою страну – наш общий дом.
Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей). Да, действительно Россия. Посмотрите на карту, какая она огромная: здесь есть леса. А каким цветом они обозначены на карте? Моря, а они какого цвета? И реки. А как вы думаете, что обозначено на карте коричневым цветом? (ответы детей)
В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна Урал, Уральские горы. Люди относятся к нему уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал-батюшка». А само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «Каменным поясом».
Повторите, ребята, как называют почтительно наш Урал? Как с переводе с башкирского звучит наш Урал. Подумайте, а почему именно каменный пояс?
Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в карманах все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовались Уральские горы. Как вы думаете, а какие драгоценности «прятал» в карманах великан? Куда делись драгоценности после того, как пояс упал?
Моя страна
Посмотрю на карту я: вытягивают вперед прямые ладони
Вот российская земля. поочереди соединяют одноименные пальцы рук
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, крепко сжимают в «замок»
Ты же Родина моя! прикладывают руки к груди
Ребята, давайте вспомним, какие народы проживают на территории Южного Урала (ответы детей). Правильно русские, евреи, украинцы, но больше всего проживают татары и башкиры.
У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например мордовский, татарский, башкирский, и обязательно русский язык. Потому что русский язык – это государственный язык России.
Так же у каждого народа есть свои традиции, праздники. Какие русские народные праздники вы знаете? (пасха - в этот праздник красят яйца, масленица - пекут блины, колядки - ходят по домам и колядуют за угощение). Я предлагаю вам послушать стихотворения на башкирском языке, которые нам подготовила Арина. А какие башкирские праздники вы знаете? (ураза байрам, сабантуй)
Рассказ про праздник сабантуй. Этот праздник проводят каждое лето, после посева в поле…
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «Конное состязание».
Ребята, скажите, чем славится Урал? (ответы детей)
Урал славится богатством и разнообразием полезных ископаемых: (руда, золото, асбест, уголь), камнями-самоцветами (александрит, изумруд, аметист, топаз, малахит, агат, яшма, гранит), декоративно – прикладным искусством: каслинским художественным литьем из чугуна, мастерами оружейниками, художниками-граверами на стали, а также Бажовскими сказами («Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок», «Горный мастер»), металлургией (черная – чугун, сталь, и цветная – цинк, медь, алюминий, никель).
А какое из декоративно – прикладного искусства вам нравится больше всего? Почему?
Ребята, давайте представим, что мы с вами мастера чугунного литья. Вылепим подсвечники из пластилина. А перед тем как мы с вами будем его лепить, давайте внимательно рассмотрим. Дети проговаривают все детали, запоминают их. (Во время лепки звучит мелодия Курая.)
Давайте послушаем стихотворение Л.Татьяничевой «Гордое имя – Урал».
Найдешь ли прекрасней Уральского края?
Здесь горные реки в ущельях играют.
Здесь горы в зеленых, лохматых уборах,
Прозрачные воды шумят на озёрах.
Здесь золотом, хлебом богата земля.
Кругом самоцветы, железо, руда.
Живут здесь умельцы мастеровые,
Из камня цветы вырезают живые.
Слова здесь не ценят, а ценят дела.
Чтоб дружбою крепла уральцев семья.
Здесь сказы Бажова все помнят и знают.
Рябинка листвою тихонько качает.
Любимый Урал! Недаром ты гордостью Родины стал!
Ребята, а вам нравится жить на Южном Урале? А почему? Вы гордитесь своей «малой» родиной? А если бы вас попросили рассказать о нашем Урале всего одним словом, то какое слово сказали бы вы?
Наше занятие закончено, спасибо!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе на тему
«Мы живем на Южном Урале. Многонациональный край»
Задачи:
1. Систематизировать и обобщить знания детей о Южном Урале, как о родном крае.
2. Приобщение детей к народным промыслам Южного Урала, через народное искусство, традиции, быта национального характера.
3. Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, трудом жителей родного края.
4. Закрепить название камней – самоцветов.
Оборудование и материалы: карта, куклы в народных костюмах, макеты русской избы и башкирской юрты, доски и пластилин.
Предварительная работа: заучивание стихотворений на башкирском языке и чтение башкирских сказок, рассматривание картин, иллюстраций с изображением природы родного края, знакомство с коллекцией камней-самоцветов.
Методы и приемы: использование художественного слова (стихи), музыкальное сопровождение, беседа, индивидуальная работа, поощрение, сюрпризный момент.
Словарная работа: юрта, александрин, подсвечник, каслинское литье.
Ход занятия
Ребята, отгадайте загадку:
Дорога есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя,
Луга есть - косить нельзя,
В реках, морях - воды нет (ответ)
В: Для занятия я приготовила карту
На карте мира не найдёшь
Тот дом в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы на ней всегда найдём
Свою страну – наш общий дом.
Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей). Да, действительно Россия. Посмотрите на карту, какая она огромная: здесь есть леса. А каким цветом они обозначены на карте? Моря, а они какого цвета? И реки. А как вы думаете, что обозначено на карте коричневым цветом? (ответы детей)
В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна Урал, Уральские горы. Люди относятся к нему уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал-батюшка». А само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «Каменным поясом».
Повторите, ребята, как называют почтительно наш Урал? Как с переводе с башкирского звучит наш Урал. Подумайте, а почему именно каменный пояс?
Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в карманах все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовались Уральские горы. Как вы думаете, а какие драгоценности «прятал» в карманах великан? Куда делись драгоценности после того, как пояс упал?
Моя страна
Посмотрю на карту я: вытягивают вперед прямые ладони
Вот российская земля. поочереди соединяют одноименные пальцы рук
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, крепко сжимают в «замок»
Ты же Родина моя! прикладывают руки к груди
Ребята, давайте вспомним, какие народы проживают на территории Южного Урала (ответы детей). Правильно русские, евреи, украинцы, но больше всего проживают татары и башкиры.
У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например мордовский, татарский, башкирский, и обязательно русский язык. Потому что русский язык – это государственный язык России.
Так же у каждого народа есть свои традиции, праздники. Какие русские народные праздники вы знаете? (пасха - в этот праздник красят яйца, масленица - пекут блины, колядки - ходят по домам и колядуют за угощение). Я предлагаю вам послушать стихотворения на башкирском языке, которые нам подготовила Арина. А какие башкирские праздники вы знаете? (ураза байрам, сабантуй)
Рассказ про праздник сабантуй. Этот праздник проводят каждое лето, после посева в поле…
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «Конное состязание».
Ребята, скажите, чем славится Урал? (ответы детей)
Урал славится богатством и разнообразием полезных ископаемых: (руда, золото, асбест, уголь), камнями-самоцветами (александрит, изумруд, аметист, топаз, малахит, агат, яшма, гранит), декоративно – прикладным искусством: каслинским художественным литьем из чугуна, мастерами оружейниками, художниками-граверами на стали, а также Бажовскими сказами («Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок», «Горный мастер»), металлургией (черная – чугун, сталь, и цветная – цинк, медь, алюминий, никель).
А какое из декоративно – прикладного искусства вам нравится больше всего? Почему?
Ребята, давайте представим, что мы с вами мастера чугунного литья. Вылепим подсвечники из пластилина. А перед тем как мы с вами будем его лепить, давайте внимательно рассмотрим. Дети проговаривают все детали, запоминают их. (Во время лепки звучит мелодия Курая.)
Давайте послушаем стихотворение Л.Татьяничевой «Гордое имя – Урал».
Найдешь ли прекрасней Уральского края?
Здесь горные реки в ущельях играют.
Здесь горы в зеленых, лохматых уборах,
Прозрачные воды шумят на озёрах.
Здесь золотом, хлебом богата земля.
Кругом самоцветы, железо, руда.
Живут здесь умельцы мастеровые,
Из камня цветы вырезают живые.
Слова здесь не ценят, а ценят дела.
Чтоб дружбою крепла уральцев семья.
Здесь сказы Бажова все помнят и знают.
Рябинка листвою тихонько качает.
Любимый Урал! Недаром ты гордостью Родины стал!
Ребята, а вам нравится жить на Южном Урале? А почему? Вы гордитесь своей «малой» родиной? А если бы вас попросили рассказать о нашем Урале всего одним словом, то какое слово сказали бы вы?
Наше занятие закончено, спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа
Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...
Конспект НОД по национально - региональному компоненту "Путешествие по Южному Уралу"
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо з...
Разделы ООП ДО - Модуль "Мы живём на Южном урале"
Разделы ООП ДО - Модуль "Мы живём на Южном урале"...
Интегрированное занятие в подготовительной группе " Мы живём на Южном Урале"
Интегрированное занятие в подготовительной группе " Мы живём на Южном Урале"...
"Мы Живём на Южном Урале"
Надеюсь поможет молодому специалисту....